1. Сбор анамнестических данных происходит по следующим разделам:
Анкетные данные
Сведения о семье
Общий анамнез
Раннее психомоторное развитие
Речевой анамнез
В заключении делаются выводы о наличии органического повреждения центральной нервной системы, была ли задержка в раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Благоприятна ли окружающая речевая среда.
2.Исследование двигательной функции языка.
Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения по словесной инструкции после показа.
Одиночные движения языком:
- положить широкий язык на нижнюю губу;
- язык «жалом» при открытом рте;
- показать язык «чашечкой» при открытом рте;
- узким языком коснуться правого – левого углов рта;
Серии движений языком
- открыть рот, показать попеременно (5-6раз) узкий и широкий язык, закрыть рот;
- открыть рот, облизать губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот;
- выдвинуть широкий язык вперёд, а затем занести назад в рот;
- упереть кончик языка в правую, а затем в левую щёку.
Отмечаются: правильность выполнения, диапазон движения языка, появление содружественных движений, тремора, гиперкинезов, истощаемость движений, способность к переключению и удержанию позы, слюнотечение.
3. Исследование двигательной функции губ.
- округлить губы, как при произношении звука «О», - удержать позу под счёт до 5;
- сомкнуть губы;
- растянуть в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счёт до 5;
- поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;
Отмечаются: правильность выполнения, диапазон движений, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, гиперкинезов, слюнотечение, активность участия правой и левой сторон губ.
4.Исследование двигательной функции мягкого нёба:
- широко открыть рот и чётко произнести звук «а»
- покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе;
Отмечаются: правильность выполнения, объём движений, активность нёбной занавески, наличие синкенезий, гиперкинезов, отклонение маленького язычка в сторону, соливация.
5..Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата:
- оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот;
- широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.
Отмечаются: правильность выполнения, замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность, недифференцированность, плавность движений, напряжённость, гиперкинезы, синкенезии, соливация, темп выполнения
6. Исследование состояния звукопроизношения.
Отмечаются:
- особенности голоса по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссекающий;
- по высоте – нормальный, высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный;
- по тембру – назализованный, хриплый, грубый, глухой, гортанно – резкий, писклявый;
- тип и продолжительность дыхания;
- выразительность речи:
- дикция – отчётливая, невнятная, смазанная;
- темп – нормальный, ускоренный, замедленный;
- ритм – норма, аритмия.
6.Исследование произношения звуков.
7.Исследования фонематического слуха.
8. Исследование фонематического восприятия.
Ахмадиева 27.Принципы классификации дизартрий и их содержание: принцип локализации поражения, синдромологический подход, степень понятности речи.
Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О. В. Правдива и др.). В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих.
Различают следующие формы дизартрии:
· бульбарную,
· псевдобульбарную,
· экстрапирамидную (или подкорковую),
· мозжечковую,
· корковую.
(Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии).
На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом (И. И. Панченко, 1979).:
· спастико-паретическую,
· спастико-ригидную,
· спастико-гиперкинетическую,
· спастико-атактическую,
· атактико-гиперкинетическую
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.
· Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
· Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
· Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
· Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
(Логопедия под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 280.