Амелина 26. Разделы логопедического обследования речи у ребенка с дизартрией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сбор анамнестических данных происходит по следующим разделам:

Анкетные данные

Сведения о семье

Общий анамнез

Раннее психомоторное развитие

Речевой анамнез

В заключении делаются выводы о наличии органического повреждения центральной нервной системы, была ли задержка в раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Благоприятна ли окружающая речевая среда.

2.Исследование двигательной функции языка.

Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения по словесной инструкции после показа.

                        Одиночные движения языком:

- положить широкий язык на нижнюю губу;

- язык «жалом» при открытом рте;

 - показать язык «чашечкой» при открытом рте;

- узким языком коснуться правого – левого углов рта;

                        Серии движений языком

- открыть рот, показать попеременно (5-6раз) узкий и широкий язык, закрыть рот;

- открыть рот, облизать губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот;

- выдвинуть широкий язык вперёд, а затем занести назад в рот;

- упереть кончик языка в правую, а затем в левую щёку.

Отмечаются: правильность выполнения, диапазон движения языка, появление содружественных движений, тремора, гиперкинезов, истощаемость движений, способность к переключению и удержанию позы, слюнотечение.

3. Исследование двигательной функции губ.

- округлить губы, как при произношении звука «О», - удержать позу под счёт до 5;

- сомкнуть губы;

- растянуть в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счёт до 5;

- поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;

Отмечаются: правильность выполнения, диапазон движений, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, гиперкинезов, слюнотечение, активность участия правой и левой сторон губ.

4.Исследование двигательной функции мягкого нёба:

- широко открыть рот и чётко произнести звук «а»

- покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе;

Отмечаются: правильность выполнения, объём движений, активность нёбной занавески, наличие синкенезий, гиперкинезов, отклонение маленького язычка в сторону, соливация.

5..Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата:

- оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот;

- широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

Отмечаются: правильность выполнения, замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность, недифференцированность, плавность движений, напряжённость, гиперкинезы, синкенезии, соливация, темп выполнения

6. Исследование состояния звукопроизношения.

Отмечаются:

- особенности голоса по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссекающий;

- по высоте – нормальный, высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный;

- по тембру – назализованный, хриплый, грубый, глухой, гортанно – резкий, писклявый;

- тип и продолжительность дыхания;

- выразительность речи:

 - дикция – отчётливая, невнятная, смазанная;

- темп – нормальный, ускоренный, замедленный;

- ритм – норма, аритмия.

6.Исследование произношения звуков.

7.Исследования фонематического слуха.

8. Исследование фонематического восприятия.

 

Ахмадиева 27.Принципы классификации дизартрий и их содержание: принцип локализации поражения, синдромологический подход, степень понятности речи.

Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О. В. Правдива и др.). В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих.

Различают следующие формы дизартрии:

· бульбарную,

· псевдобульбарную,

· экстрапирамидную (или подкорковую),

· мозжечковую,

· корковую.

 (Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии).

На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом (И. И. Панченко, 1979).:

· спастико-паретическую,

· спастико-ригидную,

· спастико-гиперкинетическую,

· спастико-атактическую,

· атактико-гиперкинетическую

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

· Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

· Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

· Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

· Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

(Логопедия под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской)

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 286.