Служба управления персоналом в организации: принципы построения, структура, функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.

Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

Функции службы управления персоналом:

По направленности работы с персоналом:

1.Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда.

2.Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров. Эта функция вытекает из положения службы персонала как системы урегулирования конфликта между интересами организации и интересами работников и иных субъектов управления персоналом.

3.Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников.

4.Информационно-аналитическая.Заключается в информационном обеспечении деятельности организации.

5.Контрольная. Позволяет службе персонала отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда.

По характеру выполняемой работы:

Функция делопроизводства (подготовка приказов по личному составу, ведение табельного учета и иные функции).

Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров).

Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод). Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников).

Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы).

Группа разнородных функций - управление дисциплиной, условия труда и ТБ, контроль за трудовыми отношениями.

Обычно называют следующие основные функции кадровой службы среднего и крупного предприятия:

-обеспечение кадрами; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

-оформление трудовых правоотношений; организацию оплаты труда; выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее;

-развитие отношений с органами рабочего самоуправления; координацию работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности; обеспечение каждого подразделения организации квалифицированными кадрами.

В штате службы УП должны присутствовать специалисты, способные выполнять все возлагаемые на службу функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики и др.

Организационная структура службы УП определяется как объективными факторами – размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы УП, так и субъективными – отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу.

 

Исходя из состава необходимых функций по управлению персоналом и объема работ по каждой из них, структура может принимать иные формы, подразделения могут укрупняться и разукрупняться и получать иные названия (отделы, департаменты, подотделы, группы).

Различают две группы ППСУП (принципы построения системы управления персоналом). Первая группа – это принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации. Вторая группа – это принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации.

Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, следующие.

1. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства (или принцип целенаправленности). Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.

2. Принцип первичности функций управления персоналом. Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.

3. Принцип оптимальности соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом. Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом (инфрафункции).

4. Принцип оптимального соотношения управленческих ориентаций. Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства.

5. Принцип моделируемости (принцип потенциальных имитаций). Означает, что система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности. Так, в структуре оптимизационных моделей комплексной системы управления персоналом оптимизируемые параметры предыдущего уровня становятся ограничениями для задач следующего уровня, т.е. сохраняется преемственность целей разного уровня. В частном случае временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и несколько функций работников своего уровня.

6. Принцип экономичности. Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.

7. Принцип прогрессивности. Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам.

8. Принцип перспективности. При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации.

9. Принцип комплексности. При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.).

10. Принцип оперативности. Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих негативные отклонения.

11. Принцип оптимальности. Многовариантная проработка предложения по формированию системы управления персоналом обеспечивает выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.

12. Принцип простоты. Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству.

13. Принцип научности. Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.

14. Принцип структурности. Означает возможность описания целого через установление связей и отношений частей целого, т.е. через структуру; например, организационная структура, осуществляющая функции управления персоналом, совпадает с организационной структурой предприятия; функциональная структура образует взаимосвязи основных функций управления персоналом предприятия.

15. Принцип иерархичности. В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации "вниз" (дезагрегирование, детализация) и "вверх" (агрегирование) по системе управления.

16. Принцип автономности. В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.

17. Принцип согласованности (принцип согласования целей). Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени.

18. Принцип устойчивости. Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные "локальные регуляторы", которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.

19. Принцип многоаспектности. Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и др.

20. Принцип прозрачности. Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых "несущих конструкциях" (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.

21. Принцип комфортности. Система управления персоналом должна обеспечить максимум раскрытия способностей человека, развития творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д. Принцип экономичности характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.

Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом, следующие:

 

1. Принцип концентрации. Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решении основных задач или концентрация иных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование.

2. Принцип специализации. Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций.

3. Принцип параллельности. Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом.

4. Принцип адаптивности (принцип взаимодействия с окружающей средой). Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы. Комплексная система управления персоналом является открытой системой, т.е. обменивающейся с внешней средой энергией, веществом и информацией. В результате такого обмена в открытых системах происходят процессы изменения их энтропии и накопление информации. Принцип взаимодействия с окружающей средой обусловливает возможность синергетического изучения системы, т.е. процессов становления системы, форм стационарных состояний, характера разрушения и угасания.

5. Принцип преемственности. Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и с разными специалистами, стандартное их оформление.

6. Принцип непрерывности. Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени задержки документов, простоев технических средств управления и т.п.

7. Принцип ритмичности. Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.

8. Принцип прямоточности. Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).

9. Принцип обратной связи. Впервые был сформулирован Н. Винером как подача сигнала с выхода объекта по специальным каналам связи на его вход. Согласно его теории регулирования, функционирование комплексной системы управления персоналом можно трактовать с позиций человеческого капитала предприятия: человеческий капитал можно рассматривать как накопленный багаж знаний и навыков, прирост которых образуется в трудовом процессе. Положительная обратная связь, усиливающая сигнал на выходе, способствует развитию самоорганизации персонала.

10. Принцип необходимого разнообразия. Впервые был сформулирован У. Р. Эшби и гласит, что успешно справиться с большим разнообразием может только такая система, которая сама обладает достаточным разнообразием. При этом наиболее эффективной является система, у которой число разнообразных элементов и их состояний ограничено как по максимуму, так и по минимуму. Для динамического саморазвития социальных систем необходимы постоянный разброс и разнообразие элементов системы, так как единообразие не создает гармонии и нежизнеспособно.

Необходимо отметить, что все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования персонала в организации.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.