Гарантии независимости суда как условие состязательности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В юридической практике принцип состязательности осуществлен в качестве наличия в уголовном

процессе стороны обвинения и стороны защиты. Для реализации этого принципа обе стороны должны иметь равные права собирать, излагать и защищать свои доводы и доказательства в пользу

той или другой стороны. Состязательный тип уголовного судопроизводства характеризуют такие признаки, как наличие антагонистических сторон – стороны защиты и стороны обвинения и их процессуальное равноправие, а также наличие независимого, беспристрастного и отделенного от сторон суда. Состязательность как принцип уголовного процесса гарантирована законодателем в ст. 15 УПК РФ.

Суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, представляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций. Именно независимость суда и равенство сторон являются сущностью принципа состязательности процесса.

Независимость судей предполагает, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Рассмотрение и разрешение уголовных дел происходит в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. При рассмотрении и разрешении дел суд не связан мнением участников уголовного судопроизводства, а также какими-либо формальными доказательствами.

Указанные положения справедливы как для профессиональных судей, так и для присяжных заседателей (ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе), Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия.

УПК содержит комплекс взаимосвязанных норм, образующих систему процессуальных гарантий независимости судей в уголовном судопроизводстве. К процессуальным гарантиям независимости судьи относятся следующие положения.

1.                Формирование состава суда для рассмотрения конкретного дела с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

2. Запрет на участие судьи в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела (ч. ч. 1 и 2 ст. 61, ст. 62 УПК).

3. Запрет на допрос судьи, присяжного заседателя в качестве свидетелей об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу (п. 1 ч. 3 ст. 56 УПК); кроме того, Закон о статусе судей устанавливает, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел (п. 2 ст. 10).

4. Гласность (открытость) судебного разбирательства, обеспечиваемая возможностью присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 5 ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции, ст. 241 УПК, ст. 12 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации об обеспечении доступа к информации", п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов", призвана не только обеспечить общественный контроль за деятельностью суда и воспитательное воздействие на присутствующих в открытом судебном заседании лиц (а также лиц, которым становится известно о деятельности суда из сообщений средств массовой информации, из сведений, размещаемых на официальных сайтах судебных органов), но и обеспечивает суду возможность независимого и беспристрастного осуществления правосудия.

5. Постановление приговора и ряда других судебных решений в совещательной комнате (ч. 1 ст. 65, ч. 2 ст. 256, ст. ст. 295, 299, 301, ч. 3 ст. 303, ч. 2 ст. 330, ч. 1 ст. 331, ч. 4 ст. 338, ст. ст. 342, 389.4, 389.33, ч. 8 ст. 401.13, ч. 7 ст. 445 УПК) с соблюдением тайны совещания судей и присяжных заседателей (ст. ст. 298, 341, п. 5 ч. 2 ст. 333, ч. 5 ст. 301 УПК).

Создание необходимых условий для осуществления правосудия, в том числе размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия, а также обеспечение возможности тайны совещаний судей, присяжных заседателей предусмотрено указанной Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы".

Нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта или тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке (п. 8 ч. 2 ст. 389.17 УПК), а также может стать основанием для отмены или изменения судебного решения в кассационном и надзорном порядке (ч. 1 ст. 401.15, ч. 1 ст. 412.9 УПК).

6. Наличие у суда полномочий по собиранию доказательств по собственной инициативе и по участию в исследовании доказательств в судебном следствии.

Состязательность сторон не исключает право суда участвовать в собирании и исследовании доказательств. Так, суд правомочен ставить вопросы допрашиваемым лицам (после допроса, проведенного сторонами), назначать, в том числе по собственной инициативе, экспертизу, участвовать в производстве других следственных действий в ходе судебного следствия (ч. 3 ст. 275, ч. 3 ст. 278, ч. ч. 1 и 3 ст. 282, ст. ст. 283, 284, 287 - 289 УПК).

7. Свобода оценки доказательств, закрепленная в ст. 17 УПК, также направлена на исключение какого бы то ни было внешнего воздействия на судью, присяжного заседателя, с целью понуждения их к принятию того или иного решения.

8. Право судьи на особое мнение (ч. 5 ст. 301, ч. 2 ст. 303, ч. 5 ст. 310, ч. ч. 1 и 2.1 ст. 389.33 УПК) и запрет на раскрытие тайны совещания судей при изложении им своего особого мнения в письменной форме (ч. 5 ст. 301 УПК).

9. Наличие у суда полномочий по возвращению уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом (ст. 237 УПК).

На решение вопроса о полномочиях суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить уголовное дело прокурору большое влияние оказывали и продолжают оказывать правовые позиции Конституционного Суда РФ.

10. Этим же Постановлением Конституционного Суда РФ признаны неконституционными положения УПК, исключающие в судебном разбирательстве возможность изменения обвинения в сторону, ухудшающую положение подсудимого (ч. 1 ст. 237 и ч. 2 ст. 252 УПК), поскольку они "препятствуют самостоятельному и независимому выбору судом подлежащих применению норм уголовного закона в случаях, когда он приходит к выводу, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении, свидетельствуют о наличии в действиях обвиняемого признаков более тяжкого преступления либо когда в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства им установлены фактические обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации деяния как более тяжкого преступления".

13. Правосудие как форма (способ) реализации судебной власти. Виды правосудия

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.

Правосудие в Российской Федерации, как отмечалось выше, осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе).

Из приведенных положений следует, что правосудие в Российской Федерации вправе осуществлять только Суды, указанные в Конституции РФ и Законе о судебной системе, что исключает возможность присвоения их функций какими-либо другими государственными органами или общественными объединениями.

Судьями являются лица, наделенные в установленном законодательством порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В предусмотренных законом случаях правосудие осуществляется с участием представителей населения, выступающих в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Конституционный Суд РФ и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению, суды общей юрисдикции – все дела о защите прав, свобод и охраняемых интересов физических и юридических лиц, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции названных судов.

Конституция РФ признает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими и устанавливает, что они обеспечиваются правосудием (ст. 18). Каждый вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, что гарантируется законом (ст. 46 Конституции РФ).

Сущность правосудия заключается в рассмотрении и разрешении в судебных заседаниях юридических дел: гражданских, административных, арбитражных, уголовных и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, юридических лиц и иных организаций.

Рассмотрение и разрешение дел в судах осуществляется в определенной форме и в соответствии с установленными законами правилами. В судебных заседаниях участвуют стороны, наделенные равными правами, для защиты своих интересов (в гражданском процессе – истец и ответчик их представители, в уголовном – сторона обвинения и защиты).

Завершаются судебные заседания вынесением решений, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Осуществление правосудия в судах производится определенным законом способом и в порядке, установленном законом. Порядок рассмотрения дел в судах, как отмечалось ранее, именуется судопроизводством, которое устанавливается самостоятельными законодательными актами (ГПК, АПК, УПК РФ). В соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел в судах производится в порядке конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

Задачами судопроизводства является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения подведомственных судам юридических дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, юридических лиц и их объединений; прав охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, административных и иных правоотношений.

Правосудие, кроме того, должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, предупреждению правонарушений.

Таким образом, основными наиболее важными признаками правосудия являются:

– осуществление правосудия специально созданными государственными органами – судами в лице судей и привлекаемыми в установленном законом порядке присяжными и арбитражными заседателями;

– отправление правосудия способами, четко регламентированными законом: рассмотрение в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в рамках предусмотренной законом процедуры посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;

– судебные решения обязательны для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в отношении которых они вынесены либо адресованы им.

Таким образом, правосудие – деятельность, осуществляемая судом в пределах его компетенции, по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость принимаемых судебных решений.

Вид правосудия – это понятие, которое тесно связано с понятием "форма судопроизводства". Такое обстоятельство объясняется тем, что правосудие должно реализовываться в конкретных, процессуальных формах, которые предусмотрены законом. Эти формы еще именуются видами судопроизводств. Перечень видов судопроизводства определен в статье 118 Конституции РФ и дублируется в части три первой статьи закона РФ "О судебной системе РФ". Согласно этим документам судебная власть осуществляется посредством: конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Замечание 2 В реальной судебной действительности к вышеперечисленным формами правосудия добавляется еще арбитражная форма, которая регулируется Арбитражным процессуальным Кодексом РФ.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.