Концепции судебной реформы, их социальная и научная обусловленность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие правосудия и формы его осуществления в уголовном процессе

В п. 1 ст. 118 Конституции РФ сказано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». Правосудие в форме уголовного судопроизводства является одним из путей осуществления судебной власти (п. 2 ст. 118 Конституции РФ). Отсюда следует, что уголовное судопроизводство, понимаемое как одна из форм осуществления правосудия, выражается в деятельности суда по уго­ловным делам, где судебная власть реализуется через действия и решения суда. Только суд может признать лицо виновным и назначить ему наказание.

Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством (ст. 2 УПК).* В этом значении понятие «уголовное судопроизводство» охватывает все производство по делу, в том числе и деятельность органов дознания, следствия, прокурора. В названии «уголовное судопроизводство» подчеркивается особое значение во всем производстве по делу судебного разбирательства, судебных стадий, в которых осуществляется правосудие по уголовным делам.

* В этом смысле понятия «уголовный процесс» и суголовное судопроизводство» используются как равнозначные.

 Уголовный процесс и правосудие теснейшим образом связаны между собой, но не равнозначны по содержанию.

По задачам, предмету деятельности правосудие шире уголовного процесса, поскольку судебная власть осуществляется не только посредством уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

По кругу органов, осуществляющих производство по делу, уголовный процесс шире правосудия. Правосудие исчерпывается деятельностью суда (ст. 118 Конституции), тогда как уголовный

процесс включает деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Даже в судебных стадиях правосудие и уголовный процесс не сливаются. Понятием уголовного процесса охватывается деятельность всех участвующих в этих стадиях субъектов, понятием правосудия — только деятельность суда. Осуществление правосудия по уголовным делам входит в качестве основной части в уголовный процесс, но весь уголовный процесс не может быть сведен только к осуществлению правосудия по уголовному делу.                                     

В производстве по уголовному делу, кроме суда, участвуют различные государственные органы и должностные лица, чья деятельность имеет важное значение для выполнения задач уголовного процесса. Сложность выполнения этих задач обусловливает то, что производство по делу, его «продвижение» проходит определенные этапы (части), именуемые стадиями уголовного процесса. Закон устанавливает такой порядок прохождения, продвижения, производства по уголовному делу до суда и в судебных стадиях, который должен содержать оптимальные условия для реализации задач этой деятельности.

Транспарентность правосудия. Принцип гласности

Гласность судебного разбирательства, в том числе открытое судебное разбирательство (в условиях, обеспечивающих присутствие публики в зале заседания) и публичное оглашение судебного решения, международные источники

Транспарентность судебной процедуры традиционно проявляется в гласности судебного разбирательства и обязанности провозглашать судебное решение публично. Данный принцип гласного судопроизводства по уголовным делам был закреплен в статьях 10—11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года

Теоретические и правовые проблемы стадии возбуждения уголовного дела

24. Реформа предварительного расследования и проблема процессуальной самостоятельности следователя

25. Проблемы эффективности прокурорского надзора за законностью реформируемого предварительного расследования

Проблемы пересмотра приговора в порядке надзора. Условия поворота к худшему

52..

В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следующие виды мер процессуального принуждения.

1.                Задержание подозреваемого(гл. 12 УПК).

Задержание подозреваемого в совершении преступления- мера уголовно- процессуального принуждения, состоящая в кратковременном лишении подозреваемого свободы. Задержание подозреваемого производится лишь с целью выяснения причастности задержанного к совершению преступления, либо для решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стажу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До получения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

В развитие этого конституционного положения УПК РФ содержит такой принцип как неприкосновенность личности, согласно которому никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований (ч. 1 ст. 10 УПК РФ).Балакшин В.С., Козубенко Ю.В., Прошляков А.Д. Уголовный процесс. М., 2011 г. стр. 245.2. Меры пресечения(гл. 13 УПК):

подписка о невыезде и надлежащем поведении;

личное поручительство;

наблюдение командования воинской части;

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

залог;

домашний арест;

заключение под стражу.3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):

обязательство о явке;

привод;

временное отстранение от должности;

наложение ареста на имущество;

денежное взыскание.

53. Заключение под стражу как мера пресечения. Порядок оформления, сроки содержания под стражей.

Заключение под стражу применяется по судеб–ному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за кото–рые УК РФ предусмотрено наказание в виде лише–ния свободы на срок свыше двух лет при невоз–можности применения иной, более мягкой меры пресечения.

В отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, эта мера пресечения может применяться лишь в исключительных случаях. Причем непременно при наличии одного из следующих обстоятельств:

1.                подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2.                его личность не установлена;

3.                им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4.                он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

порядок заключения под стражу

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора обязаны возбудить перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К нему прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Такими материалами могут быть: копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого или обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, справки о его судимости, данные о том, что он может скрыться от следствия, о его угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.)

Срок содержания по стражей и порядок его продления.

Рассмотрев ходатайство, а также представленные материалы и доказательства, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В таком постановлении обязательно должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, давшие основание для принятия решения;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства. В случае такого рода судья вправе по собственной инициативе (при наличии предусмотренных в УПК оснований и условий) избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания возможно при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Допустимая продолжительность такого продления -не более 72 часов с момента вынесения судебного решения. При этом важно иметь в виду, что, как уже отмечалось выше, решение может быть вынесено по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и приводится в исполнение немедленно.

В срок содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения в период дознания или предварительного следствия включается время фактического нахождения лица под стражей с момента задержания в порядке ст. 92 УПК РФ и до направления прокурором дела в суд.

Сроки содержания под стражей призваны ограничить и свести к минимуму время пребывания лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена эта мера пресечения, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

В соответствии со ст. 109 УПК РФ содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, в порядке указанном в ч. 3 ст.108 УПК РФ, на срок до 6 месяцев. В этом случае прокурор, а также следователь, дознаватель (с согласия прокурора) вновь возбуждают соответствующее ходатайство, в котором излагают основания и необходимость продления срока содержания под стражей и направляют вместе с материалами, подтверждающими обоснованность такого ходатайства, в суд для разрешения его по существу.

Необходимость продления двухмесячного срока содержания обвиняемого под стражей может быть обоснована большим объемом следственных действий, в том числе за пределами места предварительного расследования, необходимостью производства большого числа экспертиз либо экспертизы, требующей стационарного наблюдения за подозреваемым или обвиняемым, и другими обстоятельствами дела.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей допускается по мотивированному ходатайству в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, но уже с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора на срок до 12 месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше 12 месяцев до 18 месяцев закон допускаетлишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, по решению судьи суда кассационной инстанции или военного суда такого уровня, принятого по ходатайству следователя, согласованному с Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Стадия исполнения приговора

Понятие и значение стадии исполнения приговора

Стадия исполнения приговора — это самостоятельный этап уголовного процесса, в котором суд обращает приговор к исполнению, рассматривает и разрешает в судебном заседании вопросы, связанные с исполнением приговора, а также непосредственно исполняет отдельные приговоры.

Содержание стадии образуют уголовно-процессуальные действия судьи по обращению приговора к исполнению и решению возникающих при исполнении приговора вопросов.

Значение стадии исполнения приговора заключается в том, что именно на этом этапе: 1) совершаются процессуальные действия, обеспечивающие начало и фактическую реализацию содержащихся в приговоре решений; 2) разрешаются различные вопросы, возникающие при исполнении приговора, что способствует эффективному применению уголовного наказания; 3) рассматривая в судебных заседаниях представления учреждений и органов, исполняющих наказания, ходатайства и заявления осужденных, суд осуществляет контроль за исполнением приговоров.

Общая характеристика стадии исполнения приговора

задачи, состоящие Стадию исполнения приговора характеризуют: 1) в том, чтобы обратить приговор к исполнению и разрешить все круг участников уголовно-процессуальной возникающие при этом вопросы; 2) деятельности (судья, прокурор, учреждения и органы, исполняющие наказания, осужденный и др.), между которыми складываются конкретные характерные для данного этапа уголовного уголовно-процессуальные отношения; 3) судопроизводства процессуальные решения судьи, принимаемые им по результатам рассмотрения вопросов исполнения приговора и облекаемые в форму особенности процессуального порядка (единоличная компетенция постановлений; 4) судьи, проведение «усеченного» судебного заседания).

Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению

Вступление приговора в законную силу

Момент вступления приговора в законную силу связан с истечением установленного ст. 356 УПК срока на апелляционное или кассационное обжалование приговора либо (при его обжаловании) с принятием решения по делу вышестоящим судом.

Когда по делу осуждены несколько лиц, а апелляционная или кассационная жалоба или представление поданы в отношении отдельных осужденных, приговор в отношении всех осужденных по этому делу, если он не отменяется вышестоящим судом, вступает в законную силу по рассмотрении дела апелляционной или кассационной инстанцией. При частичной отмене приговора апелляционной, кассационной инстанцией приговор вступает в законную силу только в той части, которая оставлена без изменения. Измененный вышестоящим судом приговор вступает в законную силу с соответствующими изменениями.

Определение или постановление суда первой и апелляционной инстанций вступают в законную силу по истечении срока на обжалование, если они не были обжалованы, либо после рассмотрения дела по жалобе или представлению вышестоящим судом в случае оставления этого определения или постановления без изменения. Срок обжалования (в течение 10 суток) определения суда и постановления судьи одинаков со сроком обжалования приговора (ч. 1 ст. 356 УПК).

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление приобретают свойства обязательности и исключительности.Обязательность вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда с учетом положений ст. 392 УПК означает, что они приобрели силу закона и обязательны к исполнению на всей территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами, другими физическими и юридическими лицами, на которых по закону возлагается обязанность исполнения принятого судом решения. Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление обязательны также для суда, рассматривающего другое уголовное дело. Вступивший в законную силу приговор обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого состоялся приговор, лишь по вопросам: имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Исключительность приговора, определения, постановления выражается в том, что производство по уголовному делу в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же обвинению, не допускается, пока эти судебные решения не будут отменены в предусмотренном законом порядке.

Определения кассационной инстанции, а также определения и постановления надзорной инстанции вступают в законную силу с момента их провозглашения.

Обращение приговора к исполнению

После вступления в законную силу приговор обращается к исполнению в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 391 УПК. Обращение к исполнению определения и постановления суда должно осуществляться судом, постановившим эти акты. Обвинительный приговор, исполнение которого отсрочено (ст. 398 УПК), обращается к исполнению после окончания срока отсрочки или ее отмены.

Обращение к исполнению приговора, определения и постановления суда — это направление судьей или председателем суда распоряжения (с соответствующими документами) об их исполнении тому органу, на который возложена обязанность исполнения наказания.

В распоряжении об исполнении приговора указывается точная дата вступления его в законную силу. Оно подписывается председателем суда (судьей) и секретарем этого суда. Копия приговора (определения, постановления) суда удостоверяется судьей, секретарем суда и заверяется гербовой печатью суда.

Обращение к исполнению приговора с конкретной мерой наказания подробно регламентировано Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, а частично — УИК.

В соответствии со ст. 395 УПК до обращения приговора к исполнению судья, который председательствовал в судебном заседании, или председатель суда обязаны предоставить близким родственникам осужденного, содержащегося под стражей, по их просьбе возможность свидания с ним.

Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора

В соответствии с действующим законодательством к компетенции суда отнесено рассмотрение и разрешение ряда вопросов, возникающих при обращении приговора к исполнению, в ходе его исполнения, а также после отбытия осужденным наказания.

Отсрочка исполнения приговора (ст. 398 УПК, ст. 82 УК). Закон предусматривает возможность переноса начала исполнения приговора на более поздний срок ввиду существования обстоятельств, препятствующих отбыванию осужденным наказания или делающих немедленное его применение к осужденному нецелесообразным по соображениям гуманности. Отсрочка исполнения приговора является исключением из общего правила об обязательном исполнении приговоров после вступления в законную силу, распространяется на случаи осуждения лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы и допускается при наличии одного из оснований, указанных в ч. 1 ст. 398 УПК.

На основании ч. 2 ст. 398 УПК может быть отсрочена или рассрочена уплата штрафа, если немедленная уплата штрафа является невозможной для осужденного. Срок отсрочки или рассрочки уплаты штрафа исчисляется с момента вступления приговора в силу. Согласно ч. 2 ст. 398 УПК срок отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа устанавливается в пределах трех лет. При неуплате штрафа по окончании срока отсрочки (рассрочки) судья принимает меры к взысканию штрафа с осужденного принудительно либо к замене штрафа другим наказанием.

Освобождение от наказания и смягчение наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу (п. 13 ст. 397 УПК). В случаях когда после вступления в законную силу приговора, которым осужденному назначено наказание за совершение конкретного деяния, издан уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость этого деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение осужденного, судья рассматривает ходатайство осужденного об освобождении от наказания или его смягчении.

Освобождение от наказания в связи с болезнью (п. 6 ст. 397 УПК). Безусловным основанием для освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни является наступление у осужденного психического расстройства, лишающего его возможности осознавать фактический характер своих действий (бездействия) либо руководить ими. Факт психического расстройства осужденного удостоверяется заключением врачебной комиссии.

Осужденный может быть освобожден от отбывания наказания и в случае иного тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (п. 4 ст. 397 УПК) производится при наличии оснований и условий, предусмотренных ст. 79 УК, с соблюдением правил, установленных ст. 175 УИК, и может применяться к лицам, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы.

Отмена условно-досрочного освобождения (п. 4.1 ст. 397 УПК). В случае нарушения осужденным общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, уголовно-исполнительная инспекция, а в отношении военнослужащих — командование воинской части или воинского учреждения вносят в суд представление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы (п. 3 ст. 397 УПК). С учетом поведения и отношения к труду осужденного в местах лишения свободы либо достижения несовершеннолетним осужденным 18-летнего возраста суд решает вопросы изменения условий дальнейшего содержания лиц, отбывающих лишение свободы, путем перевода из одного исправительного учреждения в другое с менее или более строгим режимом (ст. 78, 140 УИК).

Замена наказания в случае злостного уклонения от его отбывания (п. 2 ст. 397 УПК). В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ осужденному может быть заменено неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Уклонение признается злостным, если предусмотренные ч. 1 ст. 46 УИК действия допущены повторно после письменного предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, либо установлено, что осужденный скрылся с места жительства и его местонахождение неизвестно.

Исполнение приговора при наличии других неисполненных приговоров (п. 10 ст. 397 УПК). Данный вопрос возникает в случаях, когда суду (судье) при постановлении последнего по времени приговора не было известно о наличии неисполненных приговоров в отношении этого осужденного. Если в ходе исполнения приговора, в частности, выявляются один или несколько ранее вынесенных и вступивших в законную силу, но неисполненных приговоров, причем во время исполнения приговоров один из них отменяется в порядке надзора, судья (суд) в связи с этим должен исключить из совокупности меру наказания, назначенную отмененным приговором.

Рассмотрение ходатайства о снятии судимости (ст. 400 УПК). Независимо от того, каким судом лицо было осуждено, ходатайство о снятии с него судимости рассматривается судом или мировым судьей по уголовным делам (отнесенным к его подсудности) по месту его жительства.

Закон устанавливает обязательное участие в судебном заседании лица, в отношении которого поставлен вопрос о снятии судимости. О поступлении в суд ходатайства о снятии судимости извещается прокурор, который вправе принять участие в судебном заседании.

Задержание осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания. Задержание осужденного, уклоняющегося от исполнения приговора, обусловлено необходимостью принятия мер к пресечению его противоправного поведения, лишению его возможности скрыться, а также обеспечению его явки в судебное заседание для решения вопроса о замене назначенного наказания другим его видом.

Законом предусмотрена возможность задерживать осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, уплаты штрафа (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 4 ст. 48, ч. 5 ст. 58, ч. 4 ст. 32 УИК). Во всех перечисленных случаях осужденный может задерживаться на срок до 48 часов.

В законе вопрос о заключении судом под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, урегулирован в п. 18, 181 ст. 397 УПК.

Помимо рассмотренных, на стадии исполнения приговора судом разрешается ряд иных вопросов, перечень которых приведен в ст. 397 УПК.

Компетенцию суда, постановившего приговор, составляет и разъяснение всякого рода сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора (п. 15 ст. 397 УПК). Закон не раскрывает их содержания, характера. Судебная практика исходит из того, что их разрешение не должно затрагивать существа приговора и влечь за собой ухудшение положения осужденного. В любом случае сомнения и неясности, которые разрешаются при исполнении приговора, обусловлены его недостатками, допущенными при постановлении приговора.

Процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора

Компетенция судов и судей в решении вопросов, связанных с исполнением приговора, определена ст. 396 УПК. В ней за основу взят дифференцированный подход: в зависимости от того, какой конкретно возник вопрос при обращении приговора к исполнению или в ходе фактического его исполнения, он может быть разрешен судьей суда, постановившего приговор, или судьей суда по месту отбывания наказания либо судьей суда по месту жительства осужденного. Закон также предусматривает правило, согласно которому названные вопросы в случаях исполнения приговора вне района деятельности суда (судьи), постановившего приговор, должны решаться судьей одноименного суда, а при отсутствии такового — судьей вышестоящего суда.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера производится судьей суда, назначившего принудительную медицинскую меру.

Вопросы о продлении срока задержания осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы (п. 18 ст. 397 УПК), разрешаются судом по месту задержания осужденного.

Вопросы о признании, порядке и об условиях исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден гражданин РФ, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания (п. 21 ст. 397 УПК), рассматриваются судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление, с учетом его квалификации по УК и места последнего проживания осужденного в Российской Федерации.

Все вопросы, связанные с исполнением приговора, независимо от того, какой вид наказания назначен осужденному, разрешаются единолично судьей в судебном заседании (ч. 6 ст. 396 УПК).

Поводами для рассмотрения судом вопросов, связанных с исполнением приговора, являются: соответствующее представление учреждения или органа, исполняющих наказания; представление органа внутренних дел; ходатайство осужденного, реабилитированного; представление федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или обращение осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 399 УПК суд при необходимости вызывает в заседание осужденного, а если вопрос касается исполнения приговора в части гражданского иска, то и граждан-ского истца. В судебном заседании участвует представитель органа, ведающего исполнением наказания, если предстоит рассмотрение вопроса на основании его представления (об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о переводе из одного исправительного учреждения в другое). При рассмотрении судьей вопросов о сокращении либо продлении испытательного срока условно осужденному, направлении этого лица для отбывания наказания, назначенного приговором, вызываются представители органов, осуществляющих контроль за условно осужденными.

К участию в судебном заседании может быть допущен адвокат, если об этом ходатайствуют осужденный, его родственники или иные заинтересованные лица.

О назначении судебного заседания судья выносит постановление. Сроков рассмотрения поступивших в суд ходатайств или представлений закон не устанавливает.

Судебное заседание по вопросам исполнения приговора состоит из доклада представителя учреждения или органа, направившего в суд представление, либо объяснения лица, обратившегося в суд с ходатайством, исследования представленных материалов, выслушивания объяснений явившихся на заседание лиц, мнения прокурора, а также вынесения постановления в совещательной комнате.

Последовательность дачи объяснений лицами, вызванными в судебное заседание, устанавливается судьей.

По результатам судебного заседания судьей выносится постановление, которое должно быть мотивированным и содержать подробное обоснование изложенных в нем выводов. На решения суда по вопросам, связанным с исполнением приговора, могут быть поданы жалобы или представление в кассационном порядке (ст. 401 УПК).

Вопросы, связанные с исполнением приговора, судья разрешает единолично в судебном заседании.

В стадии исполнения приговора суд разрешает следующие вопросы: об отсрочке исполнения приговора; об освобождении от наказания в связи с болезнью или по инвалидности; об условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы; о замене одного вида наказания другим; о зачете времени пребывания в лечебном учреждении в срок отбытия наказания; об исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров и др.

Статья 396 Уголовно-процессуального кодекса определяет подсудность вопросов, разрешаемых в стадии исполнения приговора. Процессуальные вопросы могут разрешаться четырьмя судами в зависимости от территориальной подсудности: по месту постановления приговора (судом, вынесшим приговор); по месту отбытия наказания; по месту жительства осужденного. по месту задержания осужденного.

Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание, или по ходатайству осужденного.

Порядок разрешения вопросов. В судебное заседание вызывается представитель учреждения или органа, исполняющего наказание, по представлению которого разрешается вопрос, связанный с исполнением наказания. Если вопрос касается исполнения приговора в части гражданского иска, то в судебное заседание могут быть вызваны гражданский истец и гражданский ответчик.

В случае когда в судебном заседании участвует осужденный, он вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы. Решение об участии осужденного в судебном заседании принимает суд. Осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката.

Судебное заседание начинается с доклада представителя учреждения или органа, подавшего представление, либо с объяснения заявителя. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление. На постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, могут быть поданы жалоба или представление в кассационном порядке.

Статья 398. Отсрочка исполнения приговора

1. Исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из следующих оснований:

1) болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, - до его выздоровления;

2) беременность осужденной или наличие у нее малолетних детей, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетних детей - до достижения младшим ребенком возраста четырнадцати лет, за исключением осужденных к ограничению свободы или лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности;

3) тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, - на срок, установленный судом, но не более 6 месяцев.

2. Уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена на срок до трех лет, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной.

3. Вопрос об отсрочке исполнения приговора решается судом по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора.

Производство в надзорной инстанции. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Сходство этих стадий и различия в основаниях и порядке их производства.

Надзорное производство - в РФ порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу, а также кассационных определений, которыми эти судебные постановления оставлены без изменения, отменены или изменены. Система стадий судопроизводства построена таким образом, чтобы любые ошибки и нарушения закона, допущенные при разрешении гражданского или уголовного дела судом первой инстанции, были исправлены своевременно, в кассационном порядке, чтобы в законную силу вступали и приводились в исполнение только законные, обоснованные и справедливые приговоры. Однако в ряде случаев возникает необходимость в особом, исключительном порядке, который позволяет проверять законность и обоснованность решений, приговоров и иных судебных постановлений, вступивших в законную силу, и устранять ошибки и нарушения закона, не исправленные в обычных стадиях процесса.

Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - исключительная стадия уголовного процесса, в которой, как и в стадии производства в надзорной инстанции, производится оценка законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Согласно ч. 2 ст. 413 УПК основаниями для пересмотра судебного решения в таком порядке являются две группы обстоятельств: новые и вновь открывшиеся.

Новыми служат обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, которые устраняют преступность и наказуемость деяния.

Вновь открывшимися являются такие обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора, определения или постановления в законную силу, но не были и не могли быть известны суду во время рассмотрения данного дела. Эти обстоятельства свидетельствуют о незаконности и необоснованности судебных решений, но коль скоро они выявились, лишь после вступления приговора, определения или постановления в законную силу, то не могли быть учтены при их принятии Громов Н. А. Вновь открывшиеся обстоятельства в уголовном процессе. М., 2009. 274 с. .

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам имеет такое же назначение, что и назначение уголовного судопроизводства в целом. Проверка вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений с учетом вновь открывшихся обстоятельств гарантирует их законность и обоснованность. Отменяя незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления, вышестоящие суды тем самым охраняют права и законные интересы граждан, в частности осужденного, устраняют допущенные по делу судебные ошибки, обеспечивают единообразие судебной практики.

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам имеет определенное сходство с производством в порядке надзора. Это сходство состоит, прежде всего, в единстве предмета исследования в данных стадиях: и в том, и в другом случае речь идет о пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Если эти решения еще не вступили в законную силу, то все действия по их пересмотру должны предприниматься в порядке апелляционного и кассационного производства.

Между этими двумя видами пересмотра приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, имеются принципиальные отличия.

Из различия оснований вытекает и неодинаковый характер решений, принимаемых при пересмотре приговоров в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам: при пересмотре приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам суд не вправе изменять приговор, а может лишь отменить его. Различны и последствия отмены приговора: если приговор отменен по вновь открывшимся обстоятельствам, то суд первой инстанции при новом рассмотрении дела не связан размерами наказания, назначенного по отмененному приговору

Концепции судебной реформы, их социальная и научная обусловленность.

 Концепции судебной реформы,их социальная и научная обусловленность. Концепция судебной реформы 1991 г. содержала положения, предусматривающие утверждение самостоятельной и независимой судебной власти именно на основе принципа разделения властей. Независимость судей гарантирована введением несменяемости судей. Предполагалось провести мероприятия по повышению престижа судебной деятельности и улучшению её материально-технического обеспечения; создать Конституционный Суд РФ с целью учреждения судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов; предоставить гражданам неограниченное право обжалования в суд действий и решений всех органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, начиная от Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ до служащего низшей категории и передать все споры на рассмотрение судебных органов; изъять из компетенции прокуратуры возможности ограничения конституционных прав человека: неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, реформировать прокуратуру, преобразовав её в орган процессуального руководства предварительным следствием и уголовного преследования; реформировать адвокатуру, повысив уровень её независимости; обеспечить надлежащее исполнение судебных решений.

Концепция поставила следующие задачи:

•                  -защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

•                  -закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

•                  -обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;

•                  -создание федеральной судебной системы;

•                  -признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

•                  -расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

•                  -организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

•                  -дифференциация форм судопроизводства.

3.Взаимодействие закона, науки и практики. Проблемы совершенствования закона и практики.

Правовое государство и права человека. Конситуционный статус личности.

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности в правовом государстве, провозглашаются в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» и гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Эти конституционные принципы являются исходными, для формирования правового статуса личности в стране, как то: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; равенство всех перед законом и судом и т. д.

Формируя правовой статус личности, принципы правового статуса личности как признаваемые и охраняемые правом, государством начала, позволительно говорить о том, что, исходя из них, осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей, одновременно принципы определяют содержание самого правового статуса. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод обычно содержат упоминание о том, что перечень их не является исчерпывающим. Так, Конституция РФ устанавливает, что перечисление в ее тексте основных прав и свобод нс должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55).

Таким образом, делаем вывод о том, что принципы правового статуса человека и гражданина – это основополагающие начала или руководящие идеи, провозглашаемые в нормативных правовых актах и охраняемые государством, положенные в основу реализации, осуществления, защиты и применения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Дата: 2019-05-28, просмотров: 477.