IV . ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ИСТОЧНИКОВ, СтруктурЫ и объемА курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выбрав тему, необходимо уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы. После этого необходимо составить рабочий план.

Рабочий план начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого дипломного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена лишь гипотеза, что позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу. Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования в основных чертах и в дальнейшем уточняется.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках. Это позволит путем механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему расположения рубрик.

Систематически включая в план все новые и новые данные, его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.

В рамках разработки рабочего плана курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы следует определить все относящиеся к теме источники, подлежащие изучению и использованию. Для этого следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме, так как основные вопросы проблемы почти всегда изложены в более ранних исследованиях, опубликованных в печати. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить план.

В подборе специальной литературы помогут систематические и предметные каталоги библиотек, библиографические указатели, обзоры публикаций источников и литературы в научных журналах, перечни статей в научных журналах за год, опубликованных в последнем номере того или иного журнала.

В ходе составления картотеки на каждую выявленную по теме книгу, журнальную или газетную статью заполняется отдельная карточка, в которую вносится фамилия и инициалы автора, полное название книги (статьи), место и год издания, для журнальных и газетных статей – название журнала, его год издания и страницы, для газет – год, месяц и дата выхода, а для электронных ресурсов – адрес доступа.

Заполненные карточки следует располагать по следующим разделам: нормативный материал, данные опубликованной и неопубликованной практики, монографии, журнальные и газетные статьи, учебники и учебные пособия, электронные ресурсы. Внутри разделов карточки разделяются по главам или основным вопросам курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и размещаются в порядке алфавита по авторам или названиям книг и статей. По сравнению с составленными на отдельных листах или в тетради списками источников и литературы пользование картотекой весьма удобно: она позволяет легко производить пополнение библиографии и делать различные перестановки. Разумеется, что по мере выявления новых источников, книг, статей заполняются соответствующие отдельные карточки.

После составления картотеки начинается сбор и ознакомление с материалами для курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. Залог его успешного осуществления – кропотливый и настойчивый труд. Порядок работы над выявленными источниками и литературой определяется их значением для раскрытия темы.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (материалы архивов, отчеты о научно-исследовательских работах, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.

Рассмотрение изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, целью выпуска которых является информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания, в отличие от обычных библиографических, содержат сведения о произведениях печати, идеях и фактах заключенных в них. Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного материала.

Основная масса таких изданий подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему вопросу. Библиографическое описание выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания включают в себя сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзоры по одной проблеме, направлению и сборники обзоров (для всероссийских органов информации). Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследований на современном уровне развития науки, устранить параллелизм в работе научно-исследовательских организаций, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в определенной области.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных ее вопросах, а затем уже вести поиск нового материала. Знакомство со специальной литературой лучше начинать с фундаментальных монографий, затем переходить к более мелким работам и статьям. Однако это не универсальный рецепт. Все зависит от характера темы и наличия по ней литературы. Во всех случаях студенту следует тщательно проработать учебники и учебные пособия.

Исследованию подлежат не только отечественные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к исследуемой теме.

При подборе конкретного (цифрового) материала следует учитывать, что для обобщений, выводов и конкретных предложений необходимо иметь данные за ряд лет или периодов, которые раскрыли бы сущность социально-экономических процессов, их тенденции и закономерности. Все используемые при сравнении данные должны быть приведены к одинаковым измерениям, но могут использоваться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Необходимо стремиться к тому, чтобы используемые данные охватывали не только достаточный период времени, но и содержали новейшие показатели, были типичными и убедительными. После обработки цифровых данных, они для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики. Вид наглядной информации зависит как от имеющихся материалов, так и от содержания решаемой с их помощью задачи.

Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому ее следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по следующим этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей, дипломной работы.

Работа с источником, книгой или статьей предполагает обязательное их конспектирование.[1] Конспект рекомендуется писать от руки на одной стороне стандартного поля или в электронной форме. В самом начале конспекта указывается автор, название конспектируемого источника или книги, место, год и дата их издания. После каждой выписки, сделанной в форме свободного изложения мысли или научного положения, или в форме цитаты, необходимо указать в конспекте соответствующую страницу изучаемого издания. Накопленный в ходе изучения литературы материал подвергается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к выделяемым в работе главам и параграфам и раскладывается по папкам согласно плана работы.

В процессе изучения источников и литературы у студента, естественно, возникают собственные мысли и соображения, которые следует немедленно фиксировать на полях конспекта. Для этого лист надо поделить на две одинаковые колонки. В левой части делать выписки из прочитанного, а в правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. Эти записи впоследствии облегчат процесс написания курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При работе с литературой используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и является наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работе.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а, разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они использую полностью, поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Написание курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Отбор научных фактов - не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов нужно подходить к ним критически. То, что считалось абсолютно верным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Навыки обращения с источниками и специальной литературой, полученные в процессе обучения в университете и закрепленные в период подготовки работы, составляют неотъемлемую часть профессиональной подготовки учителя по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью информатика».

 По мере знакомства с первоисточниками и специальной литературой по определенной теме вырисовываются вопросы, составляющие ее содержание. На этой основе студенту следует самостоятельно составить первоначальный вариант плана и иметь его уже на библиографической стадии выполнения работы. В этом случае, делая выписки из прочитанного, он одновременно группирует собранный материал и моет вовремя заметить, чего ему недостает.

Окончательный план курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы составляется студентом после того, как все основные источники изучены и студент полностью «вошел в тему». При этом студент должен придерживаться определенной структуры вне зависимости от избранной темы.

В целом, курсовая или выпускная квалификационная (дипломная) работа должна содержать:

1. текстовый материал работы, набранный на компьютере и отпечатанный на принтере;

2. текстовый материал работы, набранный на компьютере и сохраненный на внешнем носителе (компакт-диск);

3. задание на курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу;

4. отзыв научного руководителя;

5. внешнюю рецензию (для выпускной квалификационной (дипломной) работы);

6. другие документы (справки о внедрении результатов, направления и т.п.), не носящие обязательного характера.

Составив в виде картотеки библиографию и план курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, студент должен показать их научному руководителю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с подобранной литературой, отметить допущенные в плане ошибки с точки зрения содержания, структуры и логичности построения, помочь устранить их, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обратить особое внимание исходя из специфики выбранной темы.

Объем текстового материала курсовой работы (без приложений) должен составлять 30-40 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки, Объем текстового материала выпускной квалификационной (дипломной) работы – 70-80 страниц текста, включая таблицы и рисунки.

Графический материал используется как в тексте в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и др., так и выносится на отдельные листы стандартного формата А4, которые включаются по усмотрению автора в виде приложений и располагаются после списка использованных источников информации (библиографии). Объем приложений не ограничивается. Графический материал используется на защите курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы в качестве иллюстративного материала.


V . Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы

 

В арсенале автора курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие из них:

- строго последовательный;

- целостный (с последующей обработкой каждой главы);

- выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил полностью один раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует на подготовку чистовой рукописи почти вдвое меньше времени, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется студентами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или чистовую.

В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться в структуре курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы следующих основных разделов:

- Титульный лист.

- Оглавление (порядок расположения отдельных ее частей с указанием страниц).

- Введение (вводная часть исследования).

- Главы и разделы

- Заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора).

- Библиография (перечень работ, которые использовались при написании работы и/или на которые сделаны ссылки в тексте).

- Приложение.

Начнем рассматривать по порядку содержание всех основных разделов курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.

Введение – вступительная часть курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, в которой необходимо:

- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;

- определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);

- назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

- определить информационную базу исследования;

- определить теоретические основы исследования;

- указать методологическую базу (избранный научный метод или методы) исследования;

- дать краткое описание структуры и содержания курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Не следует при этом проблему отождествлять с вопросом (т.е. с положением, которое также нужно разрешить). Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является. Практическое значение разработки темы курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы подчеркивается ее важностью в решении общих проблем организации и осуществления государственного (муниципального) управления.

Для понимания состояния разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку курсовая или выпускная квалификационная (дипломная) работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме работы, должны быть названы и критически оценены.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.

Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающие в ней противоречия) и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Цель – идеальное представление конечного результата, то, чего нужно достичь в конечном итоге. Формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы.

Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.

Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работой. Как правило, количество задач и количество параграфов в работе должно совпадать. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относится информационная база исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена работа (нормативно-правовые акты (указываются виды), статистические сборники (указывается представившая их организация), материалы производственной и преддипломной практики, архивные документы, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.).

Обязательным элементом введения является теоретическая база исследования, в качестве которой служат труды ведущих, наиболее авторитетных в данной области ученых. Необходимо привести список зарубежных и отечественных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, и труды которых использовались при написании работы.

Далее во введении определяется методологическая база исследования. Здесь указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.) и инструменты (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, «дерево целей» и т.п.).

Если разрабатывается комплексная тема с участием нескольких студентов, объединенных во временный творческий коллектив, поступают следующим образом. Во введении указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследования, так как представление работы и ее защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же следует отразить степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого студента в разработку выполненного исследования.

В конце введения раскрывается структура и содержание курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания. Желательно также указать точное количество таблиц, схем и рисунков.

С параметрами, необходимыми для введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с введения. Оно предваряет все курсовые или выпускные квалификационные (дипломные) работы. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если в конце, то есть когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.

Стиль изложения введения – тезисный, форма изложения – постановочная. По объему введение должно составлять примерно 8% от общего количества текстового материала.

Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.

За введением следует основная часть курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. Она делится на главы и параграфы. Внутри глав не могут находиться текстовые вставки, не входящие ни в один из параграфов. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и полностью ее раскрывать. Все главы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Не менее важно иметь ввиду, что они являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение студента сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Заключение, которое содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы студента в решении поставленных во введении задач.

Заключение должно быть кратким (не более 3-5 страниц текста).

Оно должно отражать:

- оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы;

- итоги анализа организации государственного и/или муниципального управления и/или итоги анализа изучаемой проблемы в организации;

- перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устранению выявленных проблем.

Последовательное, логически стройное изложение полученных итогов не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором.

Если при разработке курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы студент по каким-либо причинам не принял прогрессивное решение, то в заключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта, и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работы в этой области.

После заключения принято помещать библиографический список (список использованной литературы), которая составляет одну из существенных частей работы и показывает самостоятельную творческую работу автора.

Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте дипломной работы и которые фактически не были использованы. Рекомендуемое количество использованных источников информации в списке - не менее 35 наименований.

Должна использоваться сквозная нумерация источников с группировкой по следующим разделам:

1. Официальные материалы (нормативно-правовые акты).

2. Статистические материалы.

3. Монографии и научные статьи.

4. Учебники и учебные пособия.

5. Электронные материалы.

Рекомендуется, чтобы соотношение материалов, полученных в электронном виде, с информацией на бумажном носителе было не менее, чем 1 к 3.

В приложение выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера, загромождающие текст основной части работы и не являющиеся насущно важными для понимания решения задач курсовой или выпускной квалификационной работы. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, отдельные положения из инструкций и правил, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики.

В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

За качество работы и объективность использования данных ответственность несет автор. Работа должна носить творческий характер, что означает отражение в ней способностей и стремления студента к максимально полному выражению своих интеллектуальных и профессиональных возможностей. Об, отсутствии творчества в работе можно судить по следующим признакам: отсутствие ссылок на теоретические источники и нормативный материал; некритическое использование в тексте разного рода высказываний, положении, точек зрения и выводов других авторов; отсутствие собственных мыслей и интерпретаций каких-либо положений и позиций и т.п.

Работа должна носить творческий характер, поэтому для обоснования своих суждений, выдвигаемых гипотез, решений различных вопросов автору необходимо широко использовать выписки, сделанные в процессе изучения источников. В качестве довода, подтверждающего ту или иную мысль, могут приводиться выводы, полученные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения, либо цитирование специальных мест из опубликованных работ, но с обязательной ссылкой на источник. При этом цитата, как правило, не должна быть громоздкой. Цитировать нужно только суть доказательства или подтверждение того, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому положению. Если по вопросу в литературе встречаются различные точки зрения, то необходимо каждую из них подвергнуть критическому анализу на основе имеющихся фактических данных, почерпнутых из источников или практики, либо е отвергнуть, либо полностью или частично принять, показав мотивы, по которым она принимается или отвергается. Обоснование должно быть построено в полном соответствии с научными законами, применением сравнительного и системного анализа.

Необходимым требованием к работе является самостоятельное выполнение ее студентом. Не следует допускать дословное переписывание текстов из книг и использование устаревшей литературы; подмену научно-аналитического стиля написания беллетристическим; подмену изложения теоретических вопросов длинными библиографическими справками; небрежного оформления работы.

Обязательным требованием к работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом теоретических положений с данными социально-политической практики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специализированных источников. Примеры должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей.

О выполнении предъявляемых к дипломной работе требований свидетельствует подпись автора работы и дата, проставляемые на титульном листе работы.


VI . Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы

 

Правильное оформление работы не только необходимо само по себе, но и дает определенное представление о студенте. Студент должен продемонстрировать тщательность оформления работы. Работа с большим количеством опечаток (ошибок) может быть не допущена к защите, а потому следует избегать и стилистических погрешностей.

Существуют универсальные требования к оформлению письменной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны соответствовать, согласно соответствующему стандарту, следующим требованиям к оформлению страницы академического печатного листа:

- текст рукописи работы должен быть напечатан на принтере на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4;

- текст печатается на компьютере через 1,5 интервала;

- при печати используется шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14;

- начертание шрифта должно быть обычное;

- размер левого поля текста страницы – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм;

- каждая страница должна содержать 27-30 строк по 60-65 знаков в строке;

- междустрочный интервал – полуторный;

- абзац должен начинаться с красной строки (отступ – 12,7 мм).

Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу листа по центру без точки. Нумерация должна быть сквозной – от титульного до последнего листа работы, которым является первая страница раздела «Приложение». Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются. Страницы самих приложений имеют отдельную от основной части работы сквозную нумерацию.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям проекта: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Расстояние между заголовком главы и параграфа должно быть равно трем междустрочным интервалам (то есть пропускается одна строка). Такое же расстояние выдерживается между заголовком параграфа и последующим текстом. Расстояние между заголовком нового параграфа и последней строчкой предыдущего должно быть равно четырем интервалам. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивания и переносы слов в заголовках не допускаются. Не рекомендуется размещать заголовки параграфов в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строк последующего текста.

Названия глав, а также разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Библиографический список» в тексте печатаются заглавными литерами жирным шрифтом, по центру строки.

Заголовки параграфов в тексте пишутся строчными литерами (кроме заглавной буквы) жирным шрифтом и также располагаются по центру строки.

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся. Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.

Рассмотрим подробнее правила оформления отдельных частей курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Титульный лист является первой страницей курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, на которой размещается следующая информация: наименование ведомства, высшего учебного заведения, факультета, кафедры; название работы; фамилия и инициалы слушателя (студента), номер группы; фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного руководителя; название города и год написания работы. Этот лист заполняется по строго определенным правилам. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 2.

В оглавлении указываются заголовки всех основных составных частей курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. Заголовки оглавления должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста.

Названия отдельных глав должны согласовываться с темой работы, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними).

Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется включать в заголовок слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, а также слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры.

Заголовок не должен содержать лишних слов, однако и чрезмерная его краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова, так как по ним сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор работы хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.

Рубрикация текста сочетается с нумерацией - цифровым обозначением последовательности расположения его составных частей. В соответствии с цифровой системой нумерации, номера самых крупных частей работы - глав (первая степень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей - параграфов (вторая ступень деления) - из двух цифр: номера главы и порядкового номера параграфа в ней. Более дробное деление параграфов на подразделы не допускается.

Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Образец оформления оглавления приведен в Приложении 3.

При оформлении текстовой части работы следует помнить, что у письменной научной речи имеются стилистические особенности. Объективность изложения - основная ее стилевая черта, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование принятых в экономике и управлении специальных терминов и понятий. Предложения следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. Поэтому нужно подбирать такие слова-термины, с помощью которых можно точно и однозначно раскрыть содержание научного понятия. Вместе с тем не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы. Лучшие работы отличаются не только всесторонним исследованием поставленных в них вопросов, но и формой изложения, хорошим литературным языком.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде, всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Рубрикация текста работы представляет собой деление его на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация отражает логику научной работы и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные, логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Именно поднятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказывания» - предложением. Поэтому правильная разбивка текста работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим изложением.

В повествовательных текстах (то есть текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем - характеристику отдельных его частей.

Все расчеты, выполняемые по ходу разработки курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями, и пояснениями, с указанием значимости и размерности величин, входящих в формулы.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких формул, выделенных из текста можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и не сложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Нумерация формул также требует знания некоторых особенностей ее оформления. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Место номера формулы – дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.

Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером.

Нумерация групп формул, расположенных на отдельных строках и объединенных фигурной скобкой (парантезом), проводится справа. Острие парантезы находится на середине группы формул по высоте и обращению в сторону номера, помещаемого против острия парантеза в правом крае страницы.

Общим правилом пунктуации в тексте с формулами является то, что формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулами, до их номера.

Результаты расчетов, как правило, оформляются в виде таблиц. В тексте основной части следует помещать итоговые и наиболее важные материалы. Оригинальные расчеты должны приводиться полностью, а для однородных типовых подсчетов можно ограничиться таблицей окончательных данных. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается, или после ссылки, которая оформляется в виде заключенного в круглые скобки текста (например: (см. Таблицу 1)). Таблицы, содержащие первичные исходные данные и постоянные аналогичные расчеты при других исходных данных следует помещать после списка литературы в виде приложений, с обязательной ссылкой на них в тексте.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы помещается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставится. Номер таблицы может состоять из номера главы и порядкового номера таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4). Можно не указывать номер главы в номере таблицы.

Если таблица составлена на основании собственных исследований, это обязательно следует указать в примечании. Если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сделать ссылку на источник с указанием страницы, на которой она помещена.

При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней в правом верхнем углу указать номер таблицы. Например: Продолжение таблицы 1. Если шапка громоздкая, то допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.

При использовании чужих расчетов и «спорных» цифр (а надо помнить, что большинство количественных, даже статистических показателей в экономике спорны и часто различаются в различных источниках, что связано с различиями в методиках подсчета и степени добросовестности цитируемых авторов), необходимо указывать на это и давать собственную оценку надежности тех или иных сведений: это «хороший тон» и признак самостоятельности работы.

Рисунки, включающие весь иллюстративный материал (схемы организационных структур управления, диаграммы, документограммы, графики, логико-информационные схемы и др.), должны быть органически связаны с текстом работы и помещаются по ходу текста сразу за ссылкой на них. В тексте обязательно должны быть ссылки и пояснения к приводимому иллюстративному материалу. Если рисунок составлен на основании собственных исследований, это обязательно следует указать в примечании.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер и текстовый заголовок рисунка располагается под ним посередине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце. Номер рисунка может состоять из номера главы и порядкового номера рисунка. Например: Рисунок 1.3 (глава 1, рисунок 3). Можно не указывать номер главы в номере рисунка.

На все цитаты и материалы, взятые из других источников, обязательно должны быть библиографические ссылки с указанием автора, названия цитируемого источника, года издания и страницы.

В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается библиографической ссылкой (сноской) на источник. Не допускается ссылаться на неопубликованные источники.

Если в цитату берется часть текста, т.е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не искажается.

Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник.

В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А.П. Гайдара; как подчеркивает К.П. Сидоров, и т.д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.

Необходимость в сносках появляется также, если в процессе освещения какого-либо вопроса возникает необходимость сделать определенные пояснения. В этих случаях, чтобы не отвлекаться от изложения основной идеи, в сноске поясняется значение термина, содержится историческая справка и др. Изложение в сносках дополнительного материала свидетельствует о широте кругозора автора, о его познаниях в других науках.

Сноски оформляются на тех страницах, где расположена цитата или взятый из других источников материал, и имеют сквозную порядковую нумерацию в пределах всей работы. В конце цитаты ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет название книги (журнала, газеты и др.), из которой взята цитата, с полными ее реквизитами и далее номер цитируемой страницы. Более подробно примеры библиографических ссылок даются в Приложении 4.

Допускается расположение сносок внутри текста в квадратных скобках. Например: [3; с.34], где 3 – порядковый номер источника в библиографическом списке, 34 – страница, откуда взята цитата или материал.

Если на одной и той же странице цитируется подряд один и тот же источник, то во второй сноске можно не повторять полностью его название, а ограничиться следующим: Там же. - С. 24.

Если тот же источник цитируется не на той же странице, то указывается его автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.»: Иванов П.С. Указ. соч. - С. 43.

Библиографический список является составной частью работы и отражает степень изученности данной проблемы студентом. Он может быть расположен, в зависимости от темы исследования, характера приведенных источников и их количества, алфавитным или систематическим способом.

При первом способе запись авторов или заглавий произведений делается по алфавиту. Работы авторов-однофамильцев располагаются по алфавиту их инициалов, публикации одного автора - по заглавиям книг и статей.

При систематическом расположении материал в зависимости от характера источников группируется в определенные разделы. Можно порекомендовать выделить в работе следующие разделы, расположив их в соответствующей последовательности:

- официальные материалы (международные нормативные акты, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов федерации, нормативно-правовые акты местного самоуправления);

- статистические материалы;

- справочные и архивные материалы;

- монографии и статьи (научные монографии, сборники научных статей, научные статьи);

- учебники, учебные пособия и материалы;

- электронные ресурсы;

- материалы на иностранных языках.

Внутри разделов перечень составляется по алфавитному критерию, а нормативный материал - по юридической силе нормативных актов.

Источники в списке литературы независимо от способа расположения имеют сквозную порядковую нумерацию арабскими цифрами. При систематическом расположении источников разделы не нумеруются. Список литературы составляется с соблюдением элементов библиографического описания и их последовательности.

За основу описания книги принимается колофон (оборот) титульного листа, а если он отсутствует, то обложка. В состав описания книги входят обязательные и факультативные элементы.

К числу обязательных элементов библиографического описания книги относятся сведения о заглавии, авторе или авторах, месте издания, годе издания, количестве страниц.

К факультативным элементам описания относятся сведения о редакторах, переводчиках, иллюстраторах, об издательстве и др.

Сведения об авторах описывают в той очередности, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отделяя фамилии запятыми. Инициалы приводят после фамилии.

Заглавие описывают без сокращения слов в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Иногда книга имеет помимо основного заглавия дополнительное, уточняющее смысл основного. В таком случае перед дополнительным заглавием, а также перед другими сведениями, относящимися к заглавию (учебник, учебное пособие, доклад и т. д.), ставится двоеточие.

Если книга имеет более трех авторов, сведения о них (а также о редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, относящимися к области заглавия. В этом случае перед фамилиями авторов, редакторов, составителей ставится косая черта. При числе авторов более четырех после косой черты приводятся фамилии первых трех авторов с добавлением «и др.».

Наименование места издания дается в именительном падеже без сокращений. В сокращенном виде принято указывать только названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.) или Ленинград (Л.).

Перед названием издательства ставится двоеточие, а после него - запятая и год издания.

На составную часть издания (статью, главу, раздел и т.д.) составляют аналитическое библиографическое описание, включающее в себя сведения о статье (главе, части, разделе и т. д.) и сведения об издании, в котором она опубликована.

Перед сведениями об издании ставится условный разделитель и указываются начальная и конечная страницы использованной части издания.

Элементы библиографического описания отделяют друг от друга точкой и тире.

Ссылка на газетный материал оформляется так: название газеты, дата ее выхода: год, число, месяц (строго в такой последовательности!).

Каждую новую запись при составлении библиографического списка следует начинать с новой строки.

Описание источников из электронных ресурсов также начинают с указания автора и наименования работы. Однако дальнейшее оформление имеет некоторые особенности. Не допускается использование ссылок к ресурсам (сайтам), которые:

- не имеют публичного доступа, т.е. защищены паролем или являются внутрикорпоративными (недоступными из общей сети);

- не являются добросовестными правообладателями, т.е. сайты рефератов, курсовых и иных квалификационных работ, сайты частных лиц, публикующих материалы без согласия авторов.

Рекомендуется использовать ресурсы, зарегистрированные как средства массовой информации (электронные библиотеки, электронные версии журналов, сайты всех издательств), сайты органов статистики, официальных органов и организаций, личные авторские сайты, в том числе публикующие материалы иных авторов с их согласия.

В некоторых случаях следует обязательно указывать дату публикации. Это правило относится к ситуациям, когда используются электронные версии журналов и электронные версии изданий с сайтов издательств. В остальных случаях указание на дату публикации не является обязательным, но если дата известна, ее рекомендуется приводить в библиографическом описании источника.

В приложение включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:

- таблицы вспомогательных и цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения научной работы.

При оформлении раздела «Приложение» по центру следующей страницы после последней страницы раздела «Библиографический список» печатается посередине строки прописными буквами жирным шрифтом (размер - 24) слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Далее каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указателем в правом верхнем углу слова «Приложение» и его порядкового номера без символа «№». На следующей строке посередине страницы прописными буквами должен быть напечатан тематический заголовок. Порядковые номера приложений указываются арабскими цифрами в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Если приложение не умещается на одной странице, то допускается перенос части материала на следующие страницы с указанием в их правом верхнем углу словосочетания «продолжение Приложения» и номера этого приложения.

В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.

При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.





Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.