МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной
Работы
Казань
Содержание
1. Введение……………………………...…………………….……...……………………...4
2. Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………………………………………….……7
3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее утверждение……………………………………...……………………..……………11
4. Определение круга источников, структуры и объема курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…...……………………………..………..15
5. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы….....................................…22
6. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…………………………………………………………...............34
7. Организация, контроль выполнения и рецензирование курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………...….…………..………….…45
8. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………...……………………………………………………50
9. Приложение……………………………...………………………….…………………..57
I . ВВЕДЕНИЕ
В период обучения в университете магистры выполняют различные виды творческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по изучаемым направлениям и темам. К основным видам творческих работ относятся следующие:
- подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями ставится перед неизвестными явлениями, задачами. Этот вид работы содействует созданию проблемной ситуации и постановке новой познавательной задачи;
- констатирующие, к которым относятся работы, включающие познание и описание новых факторов и явлений действительности;
- экспериментально-поисковые, к которым относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;
- логически-поисковые, включающие разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.
Фундаментом для организации и развертывания учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов являются знания о научных исследованиях и их элементах (объект и предмет науки, методы исследований, использование современной научной аппаратуры, методы определения эффективности научной работы, система внедрения результатов научных исследований в практику), и навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.
В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.
В творческой работе проявляются понимание цели работы, выдвижение и обоснование гипотезы, определение методов исследования, проведение работы по проверке гипотезы, внесение корректив, выводы по проблеме, постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе), изменение способа решения. Виды самостоятельной работы последовательно связаны между собой. Важно помнить - нельзя и невозможно от первых работ сразу перейти к творческим и иметь успех.
Особое место среди творческих студенческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера занимают курсовые работы и выпускные (квалификационные) работы.
Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии.
Вместе с тем, студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций. Данные методические указания призваны оказать необходимую методическую помощь и правильно направить усилия студента по качественному выполнению курсовой работы.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа включается в итоговую государственную аттестацию по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью» и завершает обучение в высшем учебном заведении. На этом этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения. Данные методические указания призваны систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентом заключительной фазы процесса профессиональной подготовки учителей физики и информатики по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью».
В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы: сформулированы цели и задачи, требования по объему, структуре и содержанию работы, даны указания по организации работы студента в процессе ее подготовки, а также отражен порядок оформления, организации выполнения, рецензирования и защиты этой работы. Тем самым методические указания должны способствовать пониманию задач и особенностей выбора темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и упрощению выполнения рутинных операций на перечисленных этапах и повышению их качества.
Главная цель методических указаний – повышение уровня организации и качества проведения процесса профессиональной подготовки специалистов по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью» и повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет их лучшей теоретической и практической подготовки. Они могут использоваться как в процессе непосредственного написания работы, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к ней.
Практическому применению методических указаний будут способствовать приводимые примеры оформления текстового и графического материала, методические рекомендации по выполнению основных разделов работы, по организации работы над работой, ее оформлению и защите.
IX . ПриложениЕ
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЗИКИ
КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИКЕ
ЗАДАНИЕ
НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студенту _____________________________________________ группы ___________
1. Срок сдачи студентом законченной работы «______»_______________ 201 г.
2. Тема работы _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Исходные данные к работе: ________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Теоретическая часть работы: _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Руководитель _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Рецензент работы ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «___» _______________ 201 г.
Руководитель работы ________________________
Зав. кафедрой _________________________________
«___» _______________ 201 г.
Задание принял к исполнению «___» _______________ 201 г.
Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЗИКИ
КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИКЕ
Направление: 050100.62 педагогическое образование,
профиль: физика и информатика
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НАЗВАНИЕ
Работа завершена:
Студент(ка) гр. ______
“___” ____________ 201 г. _____________________ И. О. Фамилия
подпись
Работа допущена к защите:
Научный руководитель:
___________________________
ученая степень, должность кафедры
“___”__________ 201 г. _____________________ И. О. Фамилия
подпись
Заведующий кафедрой,
д.ф.-м.н., профессор
“___”__________201 г. ______________________ Л.А. Нефедьев
подпись
Казань-201
Приложение 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………...……………...………………………..….3
Глава 1.
1.1. …………….……………………...….7
1.2...…………………….…………….…...…15
1.3. ……………………..………………….….....23
Заключение…………………………………………………………………………….….....79
Библиографический список…...………………………………….……….………......83
Приложение………………………………………………..……………………...………....87
Приложение 4
ГОСТ Р 7.0.5–2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (выдержка)
Примеры библиографических ссылок
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт физики
Отзыв
ОТЗЫВ
научного руководителя выпускной квалификационной работы (проекта)
Тема работы (проекта):______________________________________________________
Автор (студент/ка)__________________________________________________________
Группа ____________________________________________________________________
Институт физики
Кафедра_____________________________
Специальность___________________________________________
Руководитель______________________________________________________________
(ФИО, место работы, должность, ученое звание, степень)
Оценка соответствия требованиям ГОС подготовленности автора
выпускной квалификационной работы (проекта)
Требования к профессиональной подготовке | Соответствует | Соответствует в основном | Не соответствует |
Уметь корректно формулировать и ставить задачи (проблемы) своей деятельности при выполнении работы, анализировать, диагностировать причины появления проблем, их актуальность | |||
Устанавливать приоритеты и методы решения поставленных задач (проблем) | |||
Уметь использовать информацию - правильно оценить и обобщить степень изученности объекта исследования | |||
Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности | |||
Владеть современными методами анализа и интерпретации полученной информации, оценивать их возможности при решении поставленных задач (проблем) | |||
Уметь рационально планировать время выполнения работы, определять грамотную последовательность и объем операций и решений при выполнении поставленной задачи | |||
Знать методы системного анализа | |||
Уметь делать самостоятельные обоснованные и достоверные выводы из проделанной работы | |||
Уметь пользоваться научной литературой профессиональной направленности |
Отмеченные достоинства_____________________________________________________
Отмеченные недостатки______________________________________________________
Заключение_________________________________________________________________
Научный руководитель _____________ «_____»___________20___г.
(подпись)
Приложение 7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт физики
РЕЦЕНЗИЯ
Показатели
Оценки
*не оценивается (трудно оценить)
Отмеченные достоинства_____________________________________________________
Отмеченные недостатки______________________________________________________
Заключение_________________________________________________________________
Общая оценка работы________________________________________________________
Рецензент_____________ «_____»____________20____г.
[1] Подробнее о методике работы с книгой см. Березин С.И. Методика работы с книгой. – Л., 1960; Клычникова З.И. Методика самостоятельной работы с книгой. – М., 1961; Поварнин С.И. Как читать книги. Изд. 2-е – М., 1974; Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1975; Приходько П.Т. Пути в науку. – М., 1973; Как работать с книгой. Методические указания для студентов. – Казань: Изд-во КГУ, 1981; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989; Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой: учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Издательство Московского университета, 1990 и др.
[2] Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса), см. 10.4.4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной
Работы
Казань
Содержание
1. Введение……………………………...…………………….……...……………………...4
2. Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………………………………………….……7
3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее утверждение……………………………………...……………………..……………11
4. Определение круга источников, структуры и объема курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…...……………………………..………..15
5. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы….....................................…22
6. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…………………………………………………………...............34
7. Организация, контроль выполнения и рецензирование курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………...….…………..………….…45
8. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………...……………………………………………………50
9. Приложение……………………………...………………………….…………………..57
I . ВВЕДЕНИЕ
В период обучения в университете магистры выполняют различные виды творческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по изучаемым направлениям и темам. К основным видам творческих работ относятся следующие:
- подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями ставится перед неизвестными явлениями, задачами. Этот вид работы содействует созданию проблемной ситуации и постановке новой познавательной задачи;
- констатирующие, к которым относятся работы, включающие познание и описание новых факторов и явлений действительности;
- экспериментально-поисковые, к которым относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;
- логически-поисковые, включающие разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.
Фундаментом для организации и развертывания учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов являются знания о научных исследованиях и их элементах (объект и предмет науки, методы исследований, использование современной научной аппаратуры, методы определения эффективности научной работы, система внедрения результатов научных исследований в практику), и навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.
В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.
В творческой работе проявляются понимание цели работы, выдвижение и обоснование гипотезы, определение методов исследования, проведение работы по проверке гипотезы, внесение корректив, выводы по проблеме, постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе), изменение способа решения. Виды самостоятельной работы последовательно связаны между собой. Важно помнить - нельзя и невозможно от первых работ сразу перейти к творческим и иметь успех.
Особое место среди творческих студенческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера занимают курсовые работы и выпускные (квалификационные) работы.
Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии.
Вместе с тем, студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций. Данные методические указания призваны оказать необходимую методическую помощь и правильно направить усилия студента по качественному выполнению курсовой работы.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа включается в итоговую государственную аттестацию по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью» и завершает обучение в высшем учебном заведении. На этом этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения. Данные методические указания призваны систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентом заключительной фазы процесса профессиональной подготовки учителей физики и информатики по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью».
В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы: сформулированы цели и задачи, требования по объему, структуре и содержанию работы, даны указания по организации работы студента в процессе ее подготовки, а также отражен порядок оформления, организации выполнения, рецензирования и защиты этой работы. Тем самым методические указания должны способствовать пониманию задач и особенностей выбора темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и упрощению выполнения рутинных операций на перечисленных этапах и повышению их качества.
Главная цель методических указаний – повышение уровня организации и качества проведения процесса профессиональной подготовки специалистов по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью» и повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет их лучшей теоретической и практической подготовки. Они могут использоваться как в процессе непосредственного написания работы, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к ней.
Практическому применению методических указаний будут способствовать приводимые примеры оформления текстового и графического материала, методические рекомендации по выполнению основных разделов работы, по организации работы над работой, ее оформлению и защите.
II . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
Выполнение курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы – важный этап учебного процесса, на котором определяются научная эрудиция и глубина практических знаний, полученных студентом за весь предшествующий период обучения.
Написание и защита выпускной квалификационной работы преследует следующие основные цели:
- систематизация, расширение и закрепление теоретических и практических знаний и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических и управленческих задач;
- развитие и углубление навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение современными методиками исследования при решении разрабатываемых в работе проблем и вопросов;
- определение уровня теоретической и практической подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры, а также умения применять полученные компетенции для решения конкретных практических задач государственного и муниципального управления.
Осуществление названных целей означает глубокое освоение обширного теоретического, исторического, действующего нормативного и статистического материала в решении той или иной актуальной проблемы системы государственного и муниципального управления, отражающей потребности общества в совершенствовании этой системы.
Вместе с систематизацией и углублением полученных за период теоретического обучения знаний студент в процессе подготовки и написания курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы имеет возможность под руководством научного руководителя приобрести умение собирать, обобщать, анализировать официальные, справочные и статистические материалы в области освоения физики, информатики и методики их преподавания.
Объем знаний студента, уровень самостоятельности и добросовестности выявляется на каждом этапе его работы над исследованием. При этом исследовательский элемент в курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работе может заключаться в самостоятельной постановке вопросов темы, в оригинальном решении какой-либо проблемы или ее части, в новом обосновании известного решения, в приведении дополнительных аргументов в пользу или против определенного мнения, в обосновании предложений по совершенствованию систем управления.
Одним из критериев научности курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы считается увязывание развиваемых в ней идей с теми социально-экономическими процессами, которые протекают в современном обществе.
Процесс выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы предусматривает решение следующих задач:
- обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и применение для сферы государственного и муниципального управления;
- изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;
- собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;
- изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;
- провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;
- сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа;
- оформить курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным материалам;
- выполнить все процедуры предзащитных мероприятий, успешно защитить курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу.
Выполнение курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы – творческий труд, результатом которого может быть нетрадиционный, оригинальный взгляд на поставленную проблему, исследование которой может привести к неожиданным открытиям. В процессе выполнения исследования студент проявляет свою научно-исследовательскую зрелость, готовность к практическому применению приобретенных знаний, квалифицированному решению профессиональных проблем.
При постановке и решении в курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работе конкретных практических задач студент должен:
- применять теоретические положения гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- исходить из реальной практики нефтегазового дела, основываться на инструктивных положениях и фактических материалах;
- использовать современные методы химического, физического, статистического, социологического, экономического, логического, психологического и правового анализа деятельности, электронно-вычислительную технику и программное обеспечение;
- пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, работы с научной литературой и нормативно-правовыми актами;
- применять передовые достижения отечественной и зарубежной науки и практики и обосновывать целесообразность их использования.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.