II . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной

Работы

Казань

Содержание

1. Введение……………………………...…………………….……...……………………...4

2. Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………………………………………….……7

3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее утверждение……………………………………...……………………..……………11

4. Определение круга источников, структуры и объема курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…...……………………………..………..15

5. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы….....................................…22

6. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…………………………………………………………...............34

7. Организация, контроль выполнения и рецензирование курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………...….…………..………….…45

8. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………...……………………………………………………50

9. Приложение……………………………...………………………….…………………..57



I . ВВЕДЕНИЕ

 

В период обучения в университете магистры выполняют различные виды творческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по изучаемым направлениям и темам. К основным видам творческих работ относятся следующие:

- подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями ставится перед неизвестными явлениями, задачами. Этот вид работы содействует созданию проблемной ситуации и постановке новой познавательной задачи;

- констатирующие, к которым относятся работы, включающие познание и описание новых факторов и явлений действительности;

- экспериментально-поисковые, к которым относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

- логически-поисковые, включающие разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

Фундаментом для организации и развертывания учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов являются знания о научных исследованиях и их элементах (объект и предмет науки, методы исследований, использование современной научной аппаратуры, методы определения эффективности научной работы, система внедрения результатов научных исследований в практику), и навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются понимание цели работы, выдвижение и обоснование гипотезы, определение методов исследования, проведение работы по проверке гипотезы, внесение корректив, выводы по проблеме, постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе), изменение способа решения. Виды самостоятельной работы последовательно связаны между собой. Важно помнить - нельзя и невозможно от первых работ сразу перейти к творческим и иметь успех.

Особое место среди творческих студенческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера занимают курсовые работы и выпускные (квалификационные) работы.

Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии.

Вместе с тем, студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций. Данные методические указания призваны оказать необходимую методическую помощь и правильно направить усилия студента по качественному выполнению курсовой работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа включается в итоговую государственную аттестацию по специальности 050203.65  «Физика с дополнительной специальностью» и завершает обучение в высшем учебном заведении. На этом этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения. Данные методические указания призваны систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентом заключительной фазы процесса профессиональной подготовки учителей физики и информатики по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью».

В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы: сформулированы цели и задачи, требования по объему, структуре и содержанию работы, даны указания по организации работы студента в процессе ее подготовки, а также отражен порядок оформления, организации выполнения, рецензирования и защиты этой работы. Тем самым методические указания должны способствовать пониманию задач и особенностей выбора темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и упрощению выполнения рутинных операций на перечисленных этапах и повышению их качества.

Главная цель методических указаний – повышение уровня организации и качества проведения процесса профессиональной подготовки специалистов по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью» и повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет их лучшей теоретической и практической подготовки. Они могут использоваться как в процессе непосредственного написания работы, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к ней.

Практическому применению методических указаний будут способствовать приводимые примеры оформления текстового и графического материала, методические рекомендации по выполнению основных разделов работы, по организации работы над работой, ее оформлению и защите.



IX . ПриложениЕ

Приложение 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЗИКИ

КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИКЕ

 

ЗАДАНИЕ

НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

 

Студенту _____________________________________________ группы ___________

1. Срок сдачи студентом законченной работы «______»_______________ 201  г.

2. Тема работы _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Исходные данные к работе: ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Теоретическая часть работы: _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Руководитель _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Рецензент работы ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

            Дата выдачи задания «___» _______________ 201  г.

Руководитель работы ________________________

Зав. кафедрой _________________________________

«___» _______________ 201  г.

 

Задание принял к исполнению                     «___» _______________ 201  г.

 


Приложение 2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ИНСТИТУТ ФИЗИКИ

КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИКЕ

 

Направление: 050100.62 педагогическое образование,

профиль: физика и информатика

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

НАЗВАНИЕ

 

 

Работа завершена:

Студент(ка) гр. ______

 

“___” ____________ 201 г.                   _____________________          И. О. Фамилия

подпись

Работа допущена к защите:

Научный руководитель:

___________________________

ученая степень, должность кафедры

 

“___”__________ 201 г.                      _____________________             И. О. Фамилия

подпись

 

 

Заведующий кафедрой,

д.ф.-м.н., профессор

 

“___”__________201 г.                       ______________________       Л.А. Нефедьев

подпись

 

Казань-201


Приложение 3

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………...……………...………………………..….3

Глава 1.

1.1. …………….……………………...….7

1.2...…………………….…………….…...…15

1.3. ……………………..………………….….....23

Заключение…………………………………………………………………………….….....79

Библиографический список…...………………………………….……….………......83

Приложение………………………………………………..……………………...………....87


Приложение 4

ГОСТ Р 7.0.5–2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (выдержка)

 


Примеры библиографических ссылок

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт физики

Отзыв

ОТЗЫВ

научного руководителя выпускной квалификационной работы (проекта)

Тема работы (проекта):______________________________________________________

Автор (студент/ка)__________________________________________________________

Группа ____________________________________________________________________

Институт физики

Кафедра_____________________________

Специальность___________________________________________

Руководитель______________________________________________________________

                                     (ФИО, место работы, должность, ученое звание, степень)

 

Оценка соответствия требованиям ГОС подготовленности автора

выпускной квалификационной работы (проекта)

Требования к профессиональной подготовке Соответствует Соответствует в основном Не соответствует
Уметь корректно формулировать и ставить задачи (проблемы) своей деятельности при выполнении работы, анализировать, диагностировать причины появления проблем, их актуальность
Устанавливать приоритеты и методы решения поставленных задач (проблем)
Уметь использовать информацию - правильно оценить и обобщить степень изученности объекта исследования
Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности
Владеть современными методами анализа и интерпретации полученной информации, оценивать их возможности при решении поставленных задач (проблем)
Уметь рационально планировать время выполнения работы, определять грамотную последовательность и объем операций и решений при выполнении поставленной задачи
Знать методы системного анализа
Уметь делать самостоятельные обоснованные и достоверные выводы из проделанной работы
Уметь пользоваться научной литературой профессиональной направленности

 

Отмеченные достоинства_____________________________________________________

Отмеченные недостатки______________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________

Научный руководитель _____________                        «_____»___________20___г.

  (подпись)


Приложение 7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт физики

РЕЦЕНЗИЯ

Показатели

Оценки

5 4 3 2 * Актуальность тематики работы           Степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи           Уровень и корректность использования в работе методов исследований, математического моделирования, расчетов           Степень комплексности работы, применение в ней знаний обще-профессиональных и специальных дисциплин           Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения           Применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий в работе (для работ прикладного характера)           Качество оформления (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов)           Объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту           Обоснованность и доказательность выводов работы           Оригинальность и новизна полученных результатов, научно-исследовательских или производственно-технологических решений          

*не оценивается (трудно оценить)

 

Отмеченные достоинства_____________________________________________________

Отмеченные недостатки______________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________

Общая оценка работы________________________________________________________

 

 

Рецензент_____________    «_____»____________20____г.

 


[1] Подробнее о методике работы с книгой см. Березин С.И. Методика работы с книгой. – Л., 1960; Клычникова З.И. Методика самостоятельной работы с книгой. – М., 1961; Поварнин С.И. Как читать книги. Изд. 2-е – М., 1974; Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1975; Приходько П.Т. Пути в науку. – М., 1973; Как работать с книгой. Методические указания для студентов. – Казань: Изд-во КГУ, 1981; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989; Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой: учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Издательство Московского университета, 1990 и др.

[2] Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса), см. 10.4.4.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной

Работы

Казань

Содержание

1. Введение……………………………...…………………….……...……………………...4

2. Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………………………………………….……7

3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее утверждение……………………………………...……………………..……………11

4. Определение круга источников, структуры и объема курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…...……………………………..………..15

5. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы….....................................…22

6. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…………………………………………………………...............34

7. Организация, контроль выполнения и рецензирование курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………...….…………..………….…45

8. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………...……………………………………………………50

9. Приложение……………………………...………………………….…………………..57



I . ВВЕДЕНИЕ

 

В период обучения в университете магистры выполняют различные виды творческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по изучаемым направлениям и темам. К основным видам творческих работ относятся следующие:

- подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями ставится перед неизвестными явлениями, задачами. Этот вид работы содействует созданию проблемной ситуации и постановке новой познавательной задачи;

- констатирующие, к которым относятся работы, включающие познание и описание новых факторов и явлений действительности;

- экспериментально-поисковые, к которым относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

- логически-поисковые, включающие разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

Фундаментом для организации и развертывания учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов являются знания о научных исследованиях и их элементах (объект и предмет науки, методы исследований, использование современной научной аппаратуры, методы определения эффективности научной работы, система внедрения результатов научных исследований в практику), и навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются понимание цели работы, выдвижение и обоснование гипотезы, определение методов исследования, проведение работы по проверке гипотезы, внесение корректив, выводы по проблеме, постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе), изменение способа решения. Виды самостоятельной работы последовательно связаны между собой. Важно помнить - нельзя и невозможно от первых работ сразу перейти к творческим и иметь успех.

Особое место среди творческих студенческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера занимают курсовые работы и выпускные (квалификационные) работы.

Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии.

Вместе с тем, студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций. Данные методические указания призваны оказать необходимую методическую помощь и правильно направить усилия студента по качественному выполнению курсовой работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа включается в итоговую государственную аттестацию по специальности 050203.65  «Физика с дополнительной специальностью» и завершает обучение в высшем учебном заведении. На этом этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения. Данные методические указания призваны систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентом заключительной фазы процесса профессиональной подготовки учителей физики и информатики по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью».

В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы: сформулированы цели и задачи, требования по объему, структуре и содержанию работы, даны указания по организации работы студента в процессе ее подготовки, а также отражен порядок оформления, организации выполнения, рецензирования и защиты этой работы. Тем самым методические указания должны способствовать пониманию задач и особенностей выбора темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и упрощению выполнения рутинных операций на перечисленных этапах и повышению их качества.

Главная цель методических указаний – повышение уровня организации и качества проведения процесса профессиональной подготовки специалистов по специальности 050203.65 «Физика с дополнительной специальностью» и повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет их лучшей теоретической и практической подготовки. Они могут использоваться как в процессе непосредственного написания работы, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к ней.

Практическому применению методических указаний будут способствовать приводимые примеры оформления текстового и графического материала, методические рекомендации по выполнению основных разделов работы, по организации работы над работой, ее оформлению и защите.



II . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

 

Выполнение курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы – важный этап учебного процесса, на котором определяются научная эрудиция и глубина практических знаний, полученных студентом за весь предшествующий период обучения.

Написание и защита выпускной квалификационной работы преследует следующие основные цели:

- систематизация, расширение и закрепление теоретических и практических знаний и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических и управленческих задач;

- развитие и углубление навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение современными методиками исследования при решении разрабатываемых в работе проблем и вопросов;

- определение уровня теоретической и практической подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры, а также умения применять полученные компетенции для решения конкретных практических задач государственного и муниципального управления.

Осуществление названных целей означает глубокое освоение обширного теоретического, исторического, действующего нормативного и статистического материала в решении той или иной актуальной проблемы системы государственного и муниципального управления, отражающей потребности общества в совершенствовании этой системы.

Вместе с систематизацией и углублением полученных за период теоретического обучения знаний студент в процессе подготовки и написания курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы имеет возможность под руководством научного руководителя приобрести умение собирать, обобщать, анализировать официальные, справочные и статистические материалы в области освоения физики, информатики и методики их преподавания.

Объем знаний студента, уровень самостоятельности и добросовестности выявляется на каждом этапе его работы над исследованием. При этом исследовательский элемент в курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работе может заключаться в самостоятельной постановке вопросов темы, в оригинальном решении какой-либо проблемы или ее части, в новом обосновании известного решения, в приведении дополнительных аргументов в пользу или против определенного мнения, в обосновании предложений по совершенствованию систем управления.

Одним из критериев научности курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы считается увязывание развиваемых в ней идей с теми социально-экономическими процессами, которые протекают в современном обществе.

Процесс выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы предусматривает решение следующих задач:

- обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и применение для сферы государственного и муниципального управления;

- изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

- собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;

- изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

- провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

- сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа;

- оформить курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным материалам;

- выполнить все процедуры предзащитных мероприятий, успешно защитить курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу.

Выполнение курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы – творческий труд, результатом которого может быть нетрадиционный, оригинальный взгляд на поставленную проблему, исследование которой может привести к неожиданным открытиям. В процессе выполнения исследования студент проявляет свою научно-исследовательскую зрелость, готовность к практическому применению приобретенных знаний, квалифицированному решению профессиональных проблем.

При постановке и решении в курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работе конкретных практических задач студент должен:

- применять теоретические положения гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;

- исходить из реальной практики нефтегазового дела, основываться на инструктивных положениях и фактических материалах;

- использовать современные методы химического, физического, статистического, социологического, экономического, логического, психологического и правового анализа деятельности, электронно-вычислительную технику и программное обеспечение;

- пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, работы с научной литературой и нормативно-правовыми актами;

- применять передовые достижения отечественной и зарубежной науки и практики и обосновывать целесообразность их использования.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.