Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей,
которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
1. Если Вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
2 . При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда Вы оба окажитесь в неловком положении.
3. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
4. Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами,
поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
5. Если Вы находитесь около телефонного аппарата, а Вас попросили набрать телефонный номер, спросите, нужна ли человеку с гиперкинезами Ваша помощь. Многим она не нужна. Но если человек, который затрудняется управлять руками, попросил помочь, например, достать с полки журнал, книгу, положить что-то в сумку, вытащить из сумки или кармана телефон и набрать номер – не стесняйтесь, постарайтесь четко и последовательно произвести все эти действия.
6. Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его
разволновать. Позиция "только не волнуйся", "ладно", приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.
7. При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В таком
Случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе "люди с затруднениями в речи".
Работа с людьми с задержкой в развитии и проблемами в общении
1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только Вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком.
3. Не говорите "свысока". Не думайте, что Вас не поймут.
4 . Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
6 . Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.
7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие Вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
8. Обращайтесь непосредственно к человеку.
9. Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут
подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на
медицинскую помощь и т.д.
10. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Работа с людьми с плохим зрением и незрячими
Согласно данным ВОЗ во всем мире около 285 миллионов человек
страдают от нарушений зрения, из которых 45 миллионов поражены
слепотой и 246 миллионов имеют пониженное зрение. Около 90% людей, страдающих от нарушений зрения, живут в развивающихся странах. 82% людей, страдающих слепотой, входят в возрастную группу 50 лет и старше.
По статистическим данным Всероссийского общества слепых количество незрячих в России составляет около 300 тысяч человек.
На глобальном уровне основной причиной нарушений зрения являются нескорректированные аномалии рефракции, а в странах со средним и низким уровнем дохода основной причиной слепоты является катаракта, кроме того, число людей, утративших способность к зрительному восприятию, возросло в 2- 3 раза по причине только травматических повреждений органов зрения.
Учитывая то обстоятельство, что большинство таких лиц – молодые трудоспособные люди, то является совершенно очевидным, что вопросы их скорейшей реабилитации и интеграции в систему общественных отношений особенно остро стоят перед обществом.
Полностью слепых людей всего около 10%, остальные люди имеют
остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
Потеря зрения в той или иной форме приводит к определенным
закономерностям, перестройке всей психической деятельности человека.
Установлено, что на начальных этапах этот процесс характеризуется наличием определённых признаков внутреннего дискомфорта и сопровождается резко выраженными психологическими проявлениями негативного характера (снижение психической активности, ухудшение психоэмоционального состояния, наличие депрессивного фона). Так же имеют место и нарушения высших психических функций (памяти, внимания, мышления), которые носят характер вторичных проявлений.
1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
2. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
3. Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала,
примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
5. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
6 . Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
7. Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это лучше, чем ничего.
8. Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.
9. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно.
Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности,
обусловленной документом.
10. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
11. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
12. Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
13. Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
14. Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы
перемещаетесь, предупредите его.
15. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
16. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе», «это поблизости от Вас …». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола», «Стул справа от Вас». Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.
17. Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не
управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
18. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего
перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад – это неудобно.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 299.