МБУК «Межпоселенческая библиотека Пушкинского муниципального района Московской области»
Рекомендации
По работе с людьми с ограниченными возможностями
Пушкино
2015 г
Составитель: гл. библиотекарь Н.П. Прососова
Ответственный за выпуск:
Зав. метод. отделом Н.А. Голубева
«Рекомендации по работе с людьми с ограниченными возможностями» : методическое пособие. /МБУК «Межпоселенческая библиотека» Пушкинского Муниципального района, методико-библиографический отдел;
Составитель Н.П. Прососова;
отв. за выпуск Н.А.Голубева.-2015.- 28 с.
Методическое пособие «Рекомендации по работе с людьми с ограниченными возможностями» предназначено в помощь работникам библиотек , чья практическая деятельность предполагает общение с инвалидами и для специалистов, которые осуществляют обслуживание пользователей, имеющих особые потребности.
Введение
Каждый человек, ребенок или взрослый, здоровый или больной,
обделенный или одаренный способностями, имеет равные права на жизнь и развитие. Каждый человек должен чувствовать себя полноценным членом общества, даже если его возможности ограничены.
Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.
Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие.
Данные рекомендации составлены в помощь работникам библиотек, чья практическая деятельность предполагает общение с инвалидами, библиотекарям-специалистам, которые осуществляют библиотечно-информационное внестационарное обслуживание пользователей, имеющих особые потребности.
Значение библиотечно-информационного обслуживания, как способа социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, очень велико:
В документах, таких как «Манифест для публичных библиотек» и
«Стандарты ИФЛА для публичных библиотек», каждой публичной
библиотеке вменяется в обязанность предоставлять свои услуги всем, кто в них нуждается, вне зависимости от возможности посещать библиотеку.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия
личности и общества. Данное взаимодействие включает, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, а с другой стороны, это процесс личностных изменений.
Помимо знания библиотечных технологий, библиотекарю необходимо владеть навыками социальной и педагогической работы, знать психологические особенности людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Большую роль в работе с особыми группами пользователей играют личностные качества: такт, желание помочь, терпение, внимание. Важными становятся малейшие нюансы, например, владение грамотной, четкой и выразительной речью.
Библиотечное обслуживание людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности требует от сотрудников определённых знаний .
Основные задачи реабилитации инвалидов в процессе библиотечно-информационного обслуживания:
1. Развитие духовных способностей людей с ограниченными
возможностями жизнедеятельности.
2. Обеспечение условий для участия в жизни общества.
3. Установление реального и более комфортного контакта с внешним
миром.
4. Поддержка, повышение и постоянное восстановление моральных
сил, а также душевного равновесия.
Общество должно подходить к решению проблемы «инвалид -
личность» не с позиции жалости к некому явлению вне общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества. Специалистам, работающим с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности необходимо осознавать не только социальную значимость обслуживания инвалидов, но и свою органичную причастность к этому процессу. У всех людей должны быть равные возможности для полноценного развития.
Внимание к принципам независимой жизни инвалидов будет
способствовать реабилитации особых категорий пользователей,
доброжелательному отношению и поддержке со стороны граждан,
государственных и общественных организаций.
.
Общих правил этикета
в работе с инвалидами:
Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные
затруднения в результате заболевания, отклонения или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношение к инвалидам.
В настоящее время общество получило новое знание по
отношению к инвалидам, произошли изменения и в социальной политике и других сферах, в том числе и в библиотечной, заключающиеся, прежде всего, в создании комплекса услуг.
В течение последних лет некоторые специалисты принципиально
Употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями», а другие считают, что слово «инвалид» — более подходящее в употреблении.
Психологи говорят об использовании любого слова, важнее изменить стереотипы, которые существуют вокруг него. Корректная русская терминология по отношению к инвалидам складывается только в настоящее время.
Основное правило общения с инвалидами заключается в том, что
совершенно недопустимо показывать инвалиду свое превосходство и
излишнюю сердобольность, а также навязчивое сочувствие. Общаться с инвалидами нужно так же как вы общаетесь с остальными людьми и вести себя при этом нужно так же как вы ведете себя всегда.
Смотреть на людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности нужно так же как вы смотрите на всех остальных. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду как к ущербной личности.
Карен Мейер, специалист Национального Центра Доступности США
предложила 10 правил , которые используются работниками общественных и социальных служб США:
1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5 . Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает.
Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в
общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него.
Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам - понять его.
8 . Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может. Расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
10 . Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
Работа с людьми, испытывающими трудности при передвижении
Инвалидность - всегда приговор врачей. Инвалидность, которая
приводит к потере возможности выйти из дома, встать с инвалидного кресла часто бывает и приговором общества. Человек в коляске часто обречен на жизнь в четырех стенах, медленное угасание контактов с внешним миром, одиночество и забвение. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Помните:
1. Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
2. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
3. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
4. Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
5. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы
мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
6. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
7. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
8. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
9. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при
передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Заявление
Заявление
Директору МБУК «Межпоселенческая
библиотека Пушкинского муниципального
района Московской области
Рудаковой Л.Л.
от___________________________________
Адрес проживания: ____________________
____________________________________
Прошу организовать библиотечное обслуживание на дому
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
(указать причину)
Подпись __________________
2.Дневник.
Каждое посещение и книговыдача фиксируются в читательском формуляре и дневнике внестационарного отдела следующего образца:
Дневник передвижной библиотеки
_________________________________________________________________
Адрес: ____________________________________________________________
Начат:____________________________
За ______________ 20_________ год.
Дата посещения | Записано читателей | Выдано книг, журналов | ОПЛ | ЕНЛ мед. | Техн. | С/Х | Ис – во, спорт | Проч. | Худож. | Посещения |
Договор.
Договор подписывается только с организациями, в том числе организации, обслуживающие пенсионеров и инвалидов, например - ЦСО (центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов):
ДОГОВОР
МБУК «Межпоселенческая библиотека Пушкинского муниципального района Московской области»
Рекомендации
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.