История зарубежной психологии труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Становление психологии труда датируется 1879 г., когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.

Основной предпосылкой становления психологии труда послужило развитие и концентрация промышленного производства, что повлекло за собой:

1) принятие законов о труде (о безопасности и гигиене труда; о защите труда детей; о защите трудящихся в случаях увечья) в промышленноразвитых странах Европы в конце XIX в.:

- 1877 г. – Швейцария;

- 1878 г. – Англия;

- 1883-1885 гг. – Австрия;

- 1885 г. – Швеция;

- 1888 г. – Италия;

- 1889 г. – Бельгия;

- 1891 г. – Германия;

- 1892 г. – Норвегия;

- 1892 г – Франция;

- 1903 г. – Россия;

2) открытие бирж труда (первая биржа труда была открыта в Париже в 1887 г., в 1892 г. – открыта Центральная биржа Франции, к концу 1902 г. во Франции функционировали 94 биржи) и национальных федераций ремесел, которые располагали казначейством, архивом, библиотекой, бесплатными бюро для поиска работы, профессиональными курсами, ссудными кассами для безработных;

3) появление научных теорий об управлении и снижении себестоимости продукции.

Классиком научного управления стал Фредерик Уинслоу Тейлор[9], который сформулировал принципы научного управления (тейлоризм):

1. Изучение и научное обоснование нормирования труда.

2. Отбор работников, наиболее подходящих по физическим и личностным данным к требованиям профессии, их инструктаж и подготовка.

3. Распределение обязанностей между администрацией и рабочими, контроль показателей труда.

4. Тесное сотрудничество между администрацией и рабочими.

Результаты внедрения системы Тейлора: повышение зарплаты на 30-100%, рост производительности труда в два раза, отсутствие забастовок и стачек, улучшение финансового положения компаний.

Продолжателем научно-практических разработок Тейлора явился Генри Форд[10] (сейчас в менеджменте изучается теория Форда-Тейлора), успешно реализовав идеи Тейлора, он дополнил их: организацией работы не одного, а системы предприятий; созданием системы профессиональной подготовки и банка вакансий требуемых профессий.

Среди концепций классической школы управления можно назвать административную теорию француза Анри Файоля[11], в которой он выделил «14 максим» (принципов) деятельности предпринимателя. В отличие от Тейлора Файоль не считал управление привилегией высшего звена менеджеров, а полагал, что каждый работник на своем месте должен быть хозяином, уметь управлять или управляться со своей работой.

Целостность и завершенность теория «классической» школы приобретает благодаря работам Л. Гьюлика, Л.Ф. Урвика. Разработанная этими авторами, синтетическая концепция управления, определяет три знаменитых принципа организации производства:

- специализация подразделений организации может проводиться в соответствии с тем, какую категорию населения подразделение обслуживает;

- диапазон контроля, опосредованный прежде всего экономическими факторами – «отчетность» и «составление бюджета»;

- единоначалие, выступая ярыми сторонниками принципа единоначалия, авторы значительное внимание уделяли принципу делегирования власти.

В начале ХХ в. одним из самых популярных направлений психологии (Германия, США, Россия) была психотехника, основателем которой был Гуго Мюнстенберг[12]. Причиной популярности была смелая ориентация психотехники на широкую общественную практику. Психотехника была призвана решать три основные задачи:

1. Выбор подходящих людей с помощью профотбора и профориентации.

2. Анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации.

3. Изучение психологических качеств личности, активизированных в труде.

Сегодня можно назвать основные теоретико-методологические проблемы психотехники:

- психотехника – это часть прикладной психологии, но в отличие от нее психотехника ориентирована на достижение цели, относящейся к будущему, а не только на решение сиюминутных проблем;

- несмотря на то, что Г. Мюнстенберг выдвинул тезис о политической и классовой нейтральности психотехники, сами ученые не захотели оставаться «вне политики», например, отказавшись служить режиму фашистской Германии (В. Штерн[13], предложивший сам термин «психотехника» в 1900 г. в публикации «Дифференциальная психология и ее методические основы», О. Липман[14]);

- с момента возникновения психотехника столкнулась с комплексными задачами, которыми традиционная экспериментальная психология не занималась;

- теоретической базой психотехники являлась комплексная концепция труда, в которой психология – лишь одно из направлений;

- единая теория психотехники должна быть не понимающей, телеологической, не психологией духа, но описательно-объяснительной, казуальной;

- главной причиной существования разных психологических школ Г. Мюнстенберг считал существование разных мировоззренческих ориентаций психологов;

- несмотря на то, что психотехника «себя не раз компрометировала» и «ее практическое значение близко к нулю», а «теория просто смехотворна…но ее методологическое значение огромно» (Л.С. Выготский[15]).

С 1939 года начинается забвение психотехники. Причиной этого является быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задачи, которые были ими поставлены.

Упрощенное понимание личности и мотивации в классической школе управления приводит к становлению «школы человеческих отношений» (Хотторнские эксперименты). В 1927-1933 гг. на заводе Хотторна компании «Вестерн электрик» - пригород Чикаго) Элтон Мэйо[16] изучал различные факторы производительности труда. Выяснилось, что объективные факторы (например, уровень освещенности и т.п.), почти не играют решающей роли. Исследователи ввели на следующих этапах эксперимента паузы для отдыха, второй завтрак за счет компании, укороченный рабочий день, что в итоге повысило производительность труда, но после того как их отменили, производительность труда не упала. Собрав обширный эмпирический материал, ученые выяснили, что норма выработки рабочего определяется не его добросовестностью или физическими способностями, а давлением группы, структурой межличностных отношений и стилем руководства.

Некоторая неудовлетворенность делового мира декларативными гуманистическими принципами и позицией представителей «школы человеческих отношений» приводит к становлению в 1950-х гг. эмпирической школы. Ее классики – Питер Дракер, Р. Дэвис, Э. Дейл – предложили систематизировать опыт лучших управленцев, объединить лучшее из «классической теории» и «школы человеческих отношений» и на основе этой интеграции обучать управленцев.

В этот же период под влиянием систем и методов структурно-функционального анализа формируется школа социальных проблем (Честер Бернар, Герберт Саймон, Ф. Слезник и др.). Ее представители рассматривают организацию как систему с такими компонентами, как «индивид», «формальная структура», «неформальная структура», «статусы», «роли», «физическое и социальное окружение». Дальнейшее развитие и системное оформление идей «школы человеческих отношений, обстоятельное изучение мотивации работников (Абрахам Маслоу[17], Фредерик Герцберг – американский психолог, Девид Мак-Клелланд – американский психолог) содействуют становлению организационной психологии и психологии труда.

В 1960-1970-е гг. оформляется преобладающий в настоящее время ситуационный подход (Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард и др.).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.