История зарубежной и отечественной психологии труда
Начальный этап развития представлений о труде в древности и в эпоху феодализма
Психологические знания о труде в древности
Влияние идеологии на представления о труде
1. В древности и в эпоху феодализма знания о труде были выражены в следующих неписьменных средствах фиксации:
-мифологическое знание:
- многие божества связаны с трудовой деятельностью (богиня виноградарства,земледелия);
- орудия труда связывали со сверхъестественными силами;
-сказки, легенды, заговоры обряды:
- образ Марьи-искусницы;
- образ Василисы Прекрасной;
-изобразительные средства: изображение животных (объектов охоты), сцен самой охоты и т. п.;
-песня и ритм - средства управления состоянием человека в труде;
ритм рассматривался как важное условие создания особого настроения в производственной деятельности и вне её. Ритм особо важен в выполнении коллективных действий;
-народные пословицы и поговорки:
- «Масло само не родится» - утверждение обязательности труда;
- «На бога уповай а без дела не бывай» - важность труда в жизни человека;
- «Три дня молол, а полтора съел» - осуждение низкопроизводительного труда и др.
Смысл всех мифов, поговорок, обрядов – воспитать уважение к труду.
2. На представления о труде также повлияли идеологические и религиозные концепции:
-современная европейско-американская культура во многом основывается на идеях реформации (протестантской этики);
- Работник ощущает свою роль в труде как «призвание сверху», от Бога;
- максимально усердное исполнение обязанностей рассматривается как служебный долг;
-современный капиталистический дух основывается на рациональном жизненном поведении с идеей профессионального признания.
Развитие психологии труда в России
Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психологи:
Развитие промышленности
Законодательные акты о труде
Необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих
Использование идей Ф.У. Тейлора
Сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому осмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда. В истории отечественной психологии можно выделить несколько этапов, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Общая психология
Клиническая психология
Социальная психология
Акмеология, инженерная психология, психология искусства, космическая психология, юридическая психология, военная психология, психология управления, организационная психология, психология рекламы и т.п. в большей или меньшей мере пересекаются с психологией труда, так как в качестве объекта имеют реальные профессиональные сообщества людей, занятых теми или иными видами труда.
Структура психологии труда как научной дисциплины представлена в таблице 4.
Таблица 4
Основные разделы (направления) психологии труда
Направления изучения человека в трудовой деятельности (отрасли психологии труда) | Предмет изучения |
1. Психология труда в традиционном варианте – психофизиологические основания труда, историю развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкция я личности в труде | Субъект труда, т.е. человек |
2. Инженерная психология – информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также изучающая различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора | Субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек–машина», а в более современных вариантах – «человек–машина–среда–социум–культура–природа» |
3. Психология управления (в более современном звучании – организационная психология) – иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих отношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов | Субъект труда, включенный в различные иерархические структуры и взаимоотношения |
4. Профориентация (как один из уровней профориентации – профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также «психология карьеры», где основной акцент сделан на построении «жизненного успеха») – профинформация, профреклама, профпросвещение, профдиагностика, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента | Субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности |
5. Профессиональное образование – профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности | Субъект, включенный в систему учебно-воспитательного процесса профессионального образования |
Вопросы для самопроверки:
1. Какова структура предмета психологии труда?
2. Каковы основные разделы психологии труда?
3. В чем различия между основными группами задач психологии труда?
4. Назовите основные этапы развития психологии труда.
5. Что такое психотехника? Какова роль Г. Мюнстерберга в развитии науки?
6. Охарактеризуйте этапы развития психологии труда в России. Укажите периоды наиболее и наименее активного развития научной дисциплины.
7. Каковы основные направления работы отечественных психотехников?
8. Каковы особенности психологии труда как междисциплинарного научного направления?
Литература:
1. | Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 |
2. | Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2005 |
3. | Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие длявузов по специальности «Организационная психология». – М.: Флинта: МПСИ, 2002 |
4. | Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003 |
5. | Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004 |
6. | Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006 |
7. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
8. | Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
9. | Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003 |
10. | Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004 |
11. | Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 |
[1] Евгений Александрович Климов – д. пс. н., профессор, академик РАО. Заведует лабораторией психологии профессий и конфликта ф-та психологии МГУ. Автор ряда книг по проблемам психологии труда
[2] Владимир Алексеевич Толочек – д. пс. н., профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
[3] Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период (В.А. Толочек)
[4] Николай Сергеевич Пряжников – д. пс. н., профессор, обосновал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределния
[5] Анатолий Викторович Карпов – д. пс. н., профессор, зав. кафедрой психологии труда ЯрГУ
[6] Праксические (от греч. praxis – деятельность). Функциональные состояния (с точки зрения результативности труда) – благоприятные, желательные (оптимальной работоспособности), неблагоприятные (утомление, переутомление, монотония, стресс, профессиональное «выгорание»)
[7] Профессиография – обобщенное название специального подхода в психотехнике по исследованию профессиональной деятельности, интенсивно разрабатывалась со второй половины 1920-годов советскими психотехниками А.К. Гастевым, С.Г. Геллерштейном и др. (Э.Ф. Зеер. Психология профессий, 2003, С. 14, 145)
[8] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова, С. 13
[9] Ф.У. Тейлор (1856-1915) – американский инженер, основоположник «классической школы» управления (НОТ) – системы организации труда, основанной на специализации и рационализации трудовых операций, профессиональном отборе, оплате по результатам, способствующей интенсификации труда, росте эффективности производства, более высоких заработках всех категорий работников.
[10] Г. Форд (1863-1947) – зачинатель конвейерной системы производства.
[11] А. Файоль (1841-1925) – в течение нескольких десятилетий возглавлял горнодобывающую и металлургическую компанию «Комамбо», превратив ее в один из самых мощных французских концернов за счет совершенствования системы управления на уровне рабочей группы или цеха
[12] Гуго Мюнстенберг (1863-1916) – немецкий психолог, родился в Данциге, учился в Лейпцигском университете у В. Вундта. Основатель прикладной психологии и психотехники как ее части, проводил исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики. Заложил основы психотерапии и психогигиены. Последние 20 лет жизни работал в США
[13] Вильям Штерн (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета, также ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ)
[14] Отто Липман (1880-1933) – немецкий психолог, ученик Г. Эббингауза и В. Штерна. Внес значительный вклад в разработку проблем промышленной психологии, профессионального отбора. В 1906 г. на собственные средства основал Институт прикладной психологии (Берлин)
[15] Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из основоположников советской психологии. Основные работы: «История развития высших психических функций», «Мышление и речь», «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Педология школьного возраста», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»
[16] Э. Мэйо (1880-1949) – австралийско-американский социолог
[17] Абрахам Маслоу – один из представителей американской гуманистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности
[18] Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – результатом его работ явилось новое представление о психике и психологии как науке
[19] Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – клиницист, психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы
[20] Иван Петрович Павлов (1849-1936) – физиолог, оказавший влияние на развитие, как мировой, так и отечественной психологии
[21] Предложен А. Шевелевым (Меркулова О.С. Психологи Труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006, С. 12)
[22] Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) – врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий. Выделяемая им новая научная дисциплина – тектология (предшественница теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания) стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности
[23] Исаак Нафтульевич Шпильрейн (1892-1937) – один из основателей отечественной психологии труда (психотехники). Президент Международной психотехнической ассоциации (1930-1931). Арестован в 1935 г., расстрелян в 1937 г.
[24] Соломон Григорьевич Геллерштен (1896-1967) – ученик И.Н. Шпильрейна, теоретик и организатор психотехники в России
[25] Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) – выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда
[26] Борис Михайлович Теплов (1896-1965) – осуществил ряд исследований по психологии восприятия, разработал отечественную концепцию способностей, проанализировал отдельные виды способностей
[27] Гастев А.К., Бурдянский И.М. – лидеры НОТовского движения: Гастев А.К. – директор Центрального института труда в Москве; Бурдянский И.М. – директор Института НОТ в Казани. Репрессированы в 30-х годах
[28] Педология – наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка, базировалась на экспериментальных методах исследований. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники.
[29] Борис Герасимович Ананьев (1907- 1972) – д. пс. н., профессор, академик АПН СССР, организатор и декан факультета психологии ЛГУ, лидер ленинградской школы психологии
[30] Борис Федорович Ломов (1927-1989) – д. пс н., профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии, проблемам инженерной психологии, экспериментальной психологии, с 1971 по 1989 г. – директор Института психологии АН СССР
[31] Деонтология – учение о долге и должном
Основные проблемы и задачи психологии труда
Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития является совершенствование способов и форм, которыми оно производит необходимые для своего существования и развития средства, продукты.
Можно назвать два способа решения этой задачи:
1) технологический – неуклонное технологическое совершенствование средств труда как таковых;
2) организационный – совершенствование не столько технической стороны трудовой деятельности (т. е. ее объекта), сколько познание особенностей самого субъекта труда – человека, необходимость раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств.
Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация. Комплекс субъективных особенностей человека обозначается понятием человеческий фактор. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин (например, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др.), среди которых важное место занимает и психология труда.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА – 1) система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте; наука о фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда (Е.А. Климов[1]).
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА – отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе его труда (О.С. Меркулова).
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА – это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности (В.А. Толочек[2]).
Для понимания сущности современной психологии труда важно выделить предмет[3] данной науки, т. е. то, что изучает и пытается преобразовать психолог труда. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить: что есть предмет психологии вообще? Главное, что объединяет все психологические науки, – психическая деятельность человека, которая характеризуется своей субъектностью. Субъектность – это
Готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно, а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно | Готовность к рефлексии своей деятельности, т. е. готовность к осознанию своей спонтанности |
Таким образом, ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА – это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности (Н.С. Пряжников[4]).
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА – психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется (А.В. Карпов[5]).
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА – это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности (В.А. Толочек).
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА:
- психологические закономерности;
- психические процессы;
- свойства личности,
связанные с производственной деятельностью, с физической и социальной средой (О.С. Меркулова).
В определении С.Н. Пряжникова подчеркивается, что человек является субъектом труда. Понятие «субъект» показывает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений. Субъект труда (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленный на объект труда.
ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА – конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль) (Пряжников).
ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА – труд как социальная активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности (Толочек).
Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно условны. Психология труда – это, по существу, конкретизация всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия – труду. Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи:
- во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности;
- во-вторых, гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.
Для решения этих задач должны быть созданы теоретические и практические предпосылки, т.е. решены иные более частные задачи (табл. 1).
Таблица 1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 528.