Классификация задач психологии труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Теоретические (исследовательские) задачи определяются особенностями субъекта труда Прикладные (терминальные) задачи определяются практическими потребностями оптимизации трудовой деятельности
· исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памя­ти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельнос­ти и их развития в деятельности; · изучение основных психических свойств субъекта тру­довой деятельности и их структуры как факторов организа­ции трудовой деятельности и ее эффективности; · изучение особенностей и структуры функциональных со­стояний в трудовой деятельности (так называемых праксических[6] состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью; · исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии; · изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; рас­крытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности; разработка на этой базе психологичес­ки обоснованной системы стимулирования труда; · изучение эмоционально-волевой сферы личности как ре­гулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости; · раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности; · разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой дея­тельности; установление закономерностей структуры спо­собностей субъекта и их развитие в процессе овладения де­ятельностью; · исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «орга­низационной среды» деятельности и влияющих на эффек­тивность деятельности и удовлетворенность трудом. · разработка теоретико-психологических основ и конкрет­ных прикладных процедур профессионального отбора; · развитие исследований и разработок по важнейшей при­кладной проблеме – проблеме профессиональной ориента­ции личности; · оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом; · психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда; · разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»); · разработка психологических основ и конкретных требо­ваний, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники; · разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности; · определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности; · разработка психологических средств мотивационного обо­гащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации тру­да, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации; · разработка норм, правил и процедур техники безопас­ности; содействие снижению профессионального травматиз­ма и профессиональной заболеваемости.

Главная задача психологии труда по определению Е.А. Климова – «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда».

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь яв­ляются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются погра­ничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда спе­циального направления – профессиографического[7] (психологическая характеристика основных про­фессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом). Это и так называемая каръеровая психология[8], точнее – та ее часть, которая рас­сматривает психологические закономерности процесса про­фессионализации личности, начиная от этапов профессио­нальной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными, существуют и еще более специальные задачи, сформу­лированные в различных направлениях «частной» психологии труда.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 164.