Фрагмент 4:
Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.
Ход:
—К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.
—Давайте ему поможем!
Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод: После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.
Усложнение заданий: Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.
Усложнение наглядного материала:
· изображение действия ребенка
· изображение природы и деятельности людей
· изображение только природных явлений
Дидактические игры: «Назови части суток»; «Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет); «Наоборотинка» и др.
Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра» (задача 2)
Повторение частей суток и их последовательности.
Методика обучения
У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
Фрагмент 1:
—Что наступает, когда кончается утро?
—После чего начинается утро?
—Назовите части суток по порядку.
—Сколько частей суток вы знаете?
Вывод: - Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части.
Дидактические игры: «Дополни сутки»; «Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.
Фрагмент 2:
— Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.
— Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.
— Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.
— Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.
Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:
- Что было вчера?
- Какое у нас сегодня занятие?
Что будет завтра?
Методика ознакомления с днями недели (задача 3)
Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».
Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.
2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:
Понедельник — первый;
Вторник — второй;
Среда — третья (средняя);
Четверг — четвертый;
Пятница — пятая;
Суббота — шестая;
Воскресенье — восьмое.
Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
|
Рис. |
4. Ежедневно на специальном календаре (рис. ) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
Дидактические игры: «Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.
Усложнения: Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например: «Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».
Методика ознакомления с месяцами и временами года
(задача 4)
Предварительная работа
На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
Методика обучения
На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником. Изучение календаря поможет детям наглядно предстоит длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год). Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).
Дидактические игры «Круглый год» и др.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 674.