Физиологические и психологические механизмы восприятия времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У человека специального анализатора времени не существу­ет. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слухо­вым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягу­честь мышечного чувства).

«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)

«Чувство времени» развивается и совершенствуется в про­цессе специальных упражнений, опираясь на чувственную осно­ву и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привы­кает к режиму.)

Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особен­ностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсут­ствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспри­нимается опосредованно, через движение или чередование ка­ких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного ха­рактера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сна­чала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ре­бенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозна­чающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и по­следовательность. Процесс речевого выражения временных по­нятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.

 

Особенности развития временных представлений у детей Методические рекомендации по формированию временных представлений в ДОУ
Временные понятия связывают­ся с конкретной деятельностью Обучение временным понятиям идет не только на заняти­ях, но и во время режимных процессов. (Например, ут­ром: просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в сад. «Доброе утро!»)
Понятия неточного времени мо­гут формироваться только на собственном опыте ребенка По мере увеличения опыта ребенка, временные представ­ления расширяются, углубляются, уточняются. Даются в такой последовательности: части суток -> сутки -> вчера, сегодня, завтра -» дни не­дели -> времена года -> месяцы
Трудности усвоения временных понятий заключаются в отсутст­вии наглядности Необходимо создавать модели для наглядности времен­ных понятий и связывать промежутки времени с опреде­ленной деятельностью детей и взрослых, природными яв­лениями и др.: «части суток» -> с режимными процессами и явлениями природы; «вчера, сегодня, завтра» -> с сет­кой занятий; «дни недели» -> с порядковым счетом, цве­тами радуги; «времена года» -> с природными явлениями; «месяцы» -» с праздниками

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1.Анализ программных задач.

2.Методика решения каждой задачи:

а)    предварительная работа;

б)    особенности наглядного материала;

в)    методика обучения;

г)    этапы усложнения;

д)    дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить различать и называть части суток, знать их последо­вательность.

2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».

3. Учить называть дни недели, их последовательность и ко­личество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.

4. Учить называть месяцы и времена года, их последователь­ность и количество (познакомить с календарем).

5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общеприняты­ми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить поль­зоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.