Лекция № 9 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка во времени».
2. Значение развития временных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени.
4. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка во времени»
Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «веремя». Особенности времени:
• текучесть (нельзя остановить);
• необратимость (нельзя повернуть вспять);
• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.
В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
Значение развития временных представлений у дошкольников
Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
· планировать деятельность во времени (сначала — потом);
· менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
· правильно обозначать в речи временные понятия;
· определять время по часам;
· измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:
· содержание деятельности;
· интерес к деятельности;
· возраст детей.
Ю. Д. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).
Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1.Анализ программных задач.
2.Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.
2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».
3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.
4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).
5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
Методика обучения
У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
Фрагмент 1:
—Что наступает, когда кончается утро?
—После чего начинается утро?
—Назовите части суток по порядку.
—Сколько частей суток вы знаете?
Вывод: - Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части.
Дидактические игры: «Дополни сутки»; «Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.
Фрагмент 2:
— Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.
— Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.
— Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.
— Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.
Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:
- Что было вчера?
- Какое у нас сегодня занятие?
Что будет завтра?
Предварительная работа
На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
Методика обучения
На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником. Изучение календаря поможет детям наглядно предстоит длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год). Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).
Дидактические игры «Круглый год» и др.
Предварительная работа
В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабытываем эти понятия:
- Кто быстрее одет куклу!
- Какой зверь бегает быстрее?
Методика обучения
В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными. «Чувство времени» формируется на основе:
· знания временных эталонов (час, минута, секунда);
· чувствования длительности временных интервалов;
· умения оценивать временные интервалы без часов.
Последовательность обучения:
Задание для самостоятельной работы студентов Предложить методику обучения старших дошкольников умению пользоваться часами.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений. Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей:
• доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
• выставки наглядных пособий с описанием их использования;
• выставки детских работ и фотографий;
• открытые занятия по математике;
• групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;
• информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;
• и др.
Содержание информационных стендов для родителей:
• возрастные особенности детей;
• что должен уже знать и уметь ребенок в области математики;
• чему ребенок учится сейчас на занятиях по математике;
• основные методы и приемы математического развития детей данного возраста;
• от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;
• возможности применения имеющихся знаний и умений в быту;
• описание математических игр в семейном кругу;
• список рекомендуемой литературы по математическому развитию детей;
• и др.
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы. Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из сада, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными. Можно показать тетрадь по математике, изделие ребенка, выполненную им работу и т. п. В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по математическому развитию детей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эффективнее формировать у ребенка представления 6 количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математическое мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома. Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка детей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообщения по вопросам: «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.
Задание для самостоятельной работы студентов
Подготовить материалы для стенда или папки-раскладушки с информацией по математическому развитию детей в конкретной возрастной группе (в соответствии с прохождением практики).
Лекция № 9 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка во времени».
2. Значение развития временных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени.
4. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка во времени»
Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «веремя». Особенности времени:
• текучесть (нельзя остановить);
• необратимость (нельзя повернуть вспять);
• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.
В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 413.