Культура - полисемантическое культурологическое понятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. В середине ХХ в. известные американские социальные антропологи и исследователи примитивных культур, а затем пионеры теоретической культурологии А. Кребер и К. Клакхон провели практически первое понятийное исследование термина культуры. По их по подсчетам в период с 1871 по 1919 год. различными науками было дано всего семь определений культуры, а с 1920 по 1950 их число возросло до 157. Все эти определения А. Кребер и К. Клакхон разделили на 6 классов или типов:

описательные (интерпретируют культуру как совокупность многообразия видов человеческой деятельности)

исторические (связывают культуру с культурным наследием и традицией)

нормативные (осмысливают культуру как закрепленные общественные нормы поведения)

психологические (результат социального приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни)

структурные ( объяснение системно-структурных моделей функционирования культуры)

генетические (понимание культуры как гурпповых адаптационных механизмов к социальной среде обитания, которые сохранятся и транслируются последующим поколениям )

В настоящее время принято различать более 500 определений культуры. 

Современные исследователи, сохраняя в определенной степени подходы первопроходцев иногда предлагают выделять до 10 классов определений культуры:

-   Культура как ценность

-   Культура как совокупность конкретных элементов

-   Культура как способ адаптации к жизни

-   Культура как социальная норма

-   Культура как социальная память

-   Культура как социальные коммуникация

-   Культура как язык

-   Культура как деятельность

-   Культура как творчество

-   Культура как социальный опыт

Культура представляет собой динамическую открытую систему, состоящую из совокупности хрестоматийно известных форм бытования:

-      Мораль

-      Религия

-      Искусство

-      Наука

-       Право

-      Политика

Системообразующим элементом духовной культуры являются моральные ценности.

Наиболее широко бытующее в современных условиях определение культуры – определение, в котором культура осмысливается как совокупность духовных ценностей. Это определение можно уточнить следующим образом: культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека, основанная на приоритете духовных ценностей. Духовные ценности – прагматически незаинтересованные, но при определенных обстоятельствах они могут быть предметом символического обмена и для этого им необходимо иметь экономическую значимость, выражаемую в денежной стоимости. Например, путешествие – форма и способ не только отдыха, проведения досуга, но и познания мира. Реализовать тягу к перемене мест поможет туризм. Туризм возникает на пересечении, с одной стороны, интересов к природе, культуре, истории, реальному, а виртуальному перемещению в пространстве с одной стороны, а с другой – на предпринимательском мотиве удовлетворить имеющиеся потребности. Туристическая услуга для потребителя требует определенных финансовых затрат. Искусство призвано удовлетворять эстетическую потребность человека. Для того, чтобы приобрести произведение искусства или даже его копию (репродукцию, музыкальную или видеозапись) необходимо заплатить определенную цену, чтобы наслаждаться спектаклем в театральном зале или кинофильмом в кинотеатре надо купить билет.

Общеизвестно, что искусство трактуется культурологами, эстетиками, искусствоведами как часть духовной культуры, «вторая природа», мышление в образах, форма самореализации и самовыражения, игра, эстетическая ценность, но практически никогда как форма частного предпринимательства.

Удивительно, что такой не традиционный взгляд на искусство предложил не исследователь, а современный художник, наш соотечественник - И. Бродский. Поэт обнародовал эту идею в 1987 году в Стокгольме в знаменитой Нобелевской лекции. Дословно это звучит так: «Искусство - наиболее древняя и наиболее буквальная форма частного предпринимательства». Если вдуматься в этот тезис, то искусство, действительно, может трактоваться как форма частного предпринимательство. В данном конспекте ему, как и предпринимательству в привычном смысле, присущи некие общие черты. Творческое предпринимательство в искусстве характеризуется инициативностью, так как именно художник инициирует творческий процесс. Каждый раз, начиная новое произведение, он не может быть уверен в творческой удаче. Художник, даже гениальный, творя, рискует создать произведение, не соответствующее критериям высокой художественной значимости, рискует быть непонятым и даже отвергнутым публикой, критикой, цеховым сообществом. Считается, что художник, созидая свои произведения, изначально прагматически не заинтересован. Главная его цель - максимальная самореализация и самовыражение. 

Есть и другой взгляд. Творчество профессионального художника должно быть вознаграждено не только признанием публики, но и «презренным металлом» за свою работу. Искусству для развития необходимы таланты, способные реализовать себя в творчестве, поклонники, стремящиеся оценить результаты их творчества, организаторы-практики, создающие условия для эффективной поддержки талантов и поклонников.

В условиях перехода к рынку предпринимательство становится неотъемлемой часть современных реалий и в области духовной жизни. Культура не может существовать изолировано от экономического контекста развития общества. В условиях рынка создать оранжерейные условия для отдельно взятой сферы деятельности человека нельзя. Рынок диктует правила бытия. Жить в условиях рынке и быть свободным от рынка невозможно.

Традиционно считается, что бизнес представляет собой непосредственное предпринимательство, основанное на инициативе, стремлении к получению прибыли, его характеризуют высокие риски актуализации, реже отмечают, что бизнес-предпринимательство есть важная сфера самореализации и творчества. В некоторых случаях отождествляют предпринимательство и бизнес.

Бизнес – организационные структуры (производственные, торговые, финансовые, посреднические, сервисные...) главной целью которых является получение прибыли, за счет удовлетворения витальных и социальных потребностей общества.

Бизнес – сфера производства и распространение самых разнообразных товаров и услуг.

Бизнес-предпринимательство за историю своего существования прошел определенную эволюцию развития. Бизнес как деловая активность, предпринимательство, управленческая деятельность возник одновременно с человеческим обществом, но современное понимание бизнеса и статус возникли в более позднее время, когда общество перешло к рыночным отношениям нацеленным на получение прибыли. В истории всегда были успешные промышленники, купцы, хозяева. История человеческого общества знает достаточно примеров успешного ведения дел в разных общественно-экономических формациях. В связи с эти историю предпринимательства можно вести с древнейших времен. Однако если говорить о бизнесе в его современном понимании, то отправной точкой его развития можно считать XIX в.

 

Принято считать, что профессиональный бизнес прошел несколько этапов:

- Ресурсный этап

- Товарный этап  

- Технократический этап

- Маркетинговый этап

- Брендовый

- Глобально - информационный этап (конец ХХ в.). 

- Интегрально-сетевой этап 

Можно выделить четыре основные модели отношения бизнеса к социальной среде или связей бизнеса с общественностью:

1) Модель манипуляции - манипуляция общественным мнением для достижения коммерческих целей фирмы

2) Модель информирования - переход от пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности о намерениях и возможностей фирмы

3) Модель взаимопонимания

 

Характерно использование научно-исследовательских методов изучения общественности, а также установление и поддержание обратной связи

4) Модель социального партнерства

Установление взаимно ответственных партнерских отношений с различными целевыми аудиториями. Поиск взаимопонимания, установление сотрудничества, поддержание контактов. С возникновением креативного класса одним из факторов бизнеса конца ХХ в. начала ХIХ в. стало то, что источником делового успеха является не только наличие средств, но и нематериальные понятия, такие как нравственность, порядочность, этика и мораль, достоинство и уважение личности. Спонсорство и особенно благотворительность могут трактоваться как практическая философия нравственности современного бизнеса.

 

Итак, культура – это понятие, которое характеризует ценностный контекст, интегрирующий и укрепляющий устойчивость общества. Культура как реальный процесс древнее предпринимательской деятельности, ориентированной на получение прибыли. Общеизвестно, что культура возникает в период становления homo sapiens sapiens, в период зарождение древнейших форм ценностной ориентации. Культура является древнейшей формой социального взаимодействия людей. Культура – прагматические незаинтересованная сфера человеческой деятельности, основанная на духовных ценностях.

 

Бизнес – эффективное производство товаров и услуг, ориентированное на удовлетворение первичных и вторичных потребностей, динамическая область деятельности, возникшая в условия индустриального общества и получившее новый импульс к развитию в условиях постиндустриального общества потребления, главная цель - прибыль. Имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.

 

Весьма часто осмысливая культуру и предпринимательство как самостоятельные области деятельности, исследователи не ставят свой задачей выявить их общие черты, априори считается, что их практически не существует, так как природа данных явления, якобы противоположна. Но это только на первый взгляд. Если более внимательно проанализировать природу этих явлений, то можно обнаружить моменты их сходства, к котором должны быть отнесены следующие характеристики. Культура и бизнес есть:

 

- Результат развития человеческих потребностей

 

- Оба феномена имеют социальную природу

 

- Оба явления обладают общими социальными целями – удовлетворение социальных потребностей  

 

- Культура и бизнес способны к воспроизводству

 

- Культура и бизнес воплощаются в конкретно-исторические формы бытования, для них характерны единство менталитета, единство основных ценностных установок и традиций…

 

По мнение Колина Твиди (Colin Tweedy) – основателя и главы компании «Arts & Business»: «Искусство (шире культура – И.Х.) и бизнес – самые значимые выразители человеческого духа. Они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Посмотрите вокруг – весь бизнес окружен искусством». Колин Твиди – бывший британский финансист, любитель культуры и искусства, большой знаток и почитатель классического искусства около 30 лет назад ушел из финансового бизнеса, где занимал заметное место и организовал компанию «Arts & Business». Эта компания стала аккумулировать внебюджетные средства для развития искусства Великобритании, что успешно продолжает делать и сегодня, став законодательницей в данной области деятельности не только в Британии, но и в мире. Приезжал в России для участия в Первом Международном форуме „Культура плюс“ осенью в 2005 г. Проводил мастер-класс для студентов факультета „Предпринимательство в культуре“ Международного университета в Москве по вопросам фандрейзинга, социальной ответственности бизнеса, организационного партнерства.

**********************************************************

Культура и бизнес: основные различия.           

Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием является стратегическое целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство - на прагматические, материальные; культура и искусство - на духовные (элитарные или/и массовые). Существование художника как социальной единицы зависит от возможности реализовать созданный им художественный продукт. В XVIII-XIX вв. в силу объективных обстоятельств творец часто брал на себя функции посредника, говоря современным языком, промоутера, менеджера. Можно вспомнить ряд великих имен - Рембрандт, Гендель, Бах, Паганини, Лист. Они практически совмещали две эти сферы деятельности. Художник одновременно был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Творя искусство, создатель вынужден был его и продвигать, популяризировать, а затем и реализовывать. По мере развития профессионального художественного творчества, возникновения индустриального общества, рыночных механизмов происходит последовательное размежевание двух обозначенных областей деятельности: художественно-творческой и организационно-управленческой. Последняя закрепляется за профессионалами-посредниками (менеджерами, продюсерами, импресарио).

В ХХ столетии в условиях общества потребления эти сферы максимально разводятся. В странах с развитой рыночной экономикой, каждая область имеет своих суперпрофессионалов. Художественно-творческое и организационное предпринимательство в условиях конкурентной среды и свободного выбора становятся сиамскими близнецами. В условиях свободной конкуренции они не способны существовать друг без друга.

В данном контексте не требует развернутой аргументации тезис о том, что культура и бизнес-предпринимательство по сути не являются тождественными. Оба этих явления, имея точки соприкосновения, обладают рядом существенных различий. Прежде всего, они имеют разные целевые установки и выраженную специфику.

Культура – традиционно определяется как прагматически незаинтересованная сфера человеческой деятельности, направленная на удовлетворение духовных потребностей, отдельные ее элементы, такие как искусство или наука в основном является затратными, требующими определенного уровня финансирования для своего развития.

Бизнес - прагматичен, рационален, материально и технологически ориентирован, прибылен, имеет высокий уровень рисков. Хорошо поставленный бизнес имеет возможность поддерживать различные социальные направления развития общества, в том числе культуру и искусство, как в прагматических, так и не в прагматических интересах своего дела.

Культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополнительности. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. Важно найти продуктивные пути взаимодействия.

Определяющие факторы развития культуры и бизнеса:

макро- и микросреда.

Культура и бизнес существуют и развиваются в предлагаемых конкретно-исторических обстоятельствах. Объективные факторы макроуровня представляют собой совокупность главных переменных элементов макросреды, влияющие и на рынок, и на культуру. К ним следует отнести следующие:

Демографическая среда (характеристика народонаселения как ресурсной и потребительской базы для культуры и бизнеса)

Природно-географические факторы. Климатические условия, природно-ресурсная база (наличие и доступность сырья, энергии, наличие коммуникаций).

Культурная среда или социокультурные факторы (Качественные характеристики особенностей культурного развития - традиции, обычаи, идеалы, нормы, образы, верования, культы, ритуалы, уровень образования. Объективная приуготовленность к партнерству:

- Ментальность и общественные традиции в культуре и бизнесе

- Уровень культуры предпринимательства и предпринимательства в культуре (профессионализм кадрового обеспечения)

Экономическая среда. Характеристика состояния экономики (покупательская способность населения, уровень инфляционных процессов, уровень занятости)

Политико-правовая среда/Государственная политика. Стабильность политической обстановки, отношение органов власти к бизнесу, процессы государственного регулирования, правовая база. Государство определяет основные правила общественной жизни: формулирует научно обоснованные принципы поддержания и развития культуры и бизнеса и транслирует их обществу. Государство определяет степень поддержки и/или стимулирования развития различных секторов экономики. Разрабатывает законодательную базу для реализации своих установок. Программирует принципы взаимодействия всех субъектов общественной жизни. Другими словами разрабатывает государственную политику в соответствующей области.

Технологическая среда. Уровень развития научно-технических и технологических условий развития культуры и бизнеса, возможность обновления.

Международные факторы. Международный контекст развития национальных экономик, его влияние на макросреду конкретного государства и микросреду отдельных учреждений и организаций.

Что касается микроуровня, то он может рассматриваться с позиций предприятия, организации, творческого коллектива, небольших групп людей (семья), отдельного субъекта.

Классически микроуровень рассматривается с точки зрения предприятия. Предприятие, организация, компания, творческий коллектив – основа развития общенационального производства.

Микросреда или внутренняя среда организации может быть осмыслена последующим направлениям:

-   Структура организации и система управления ею

-   Внутренние коммуникации организации

-   Персонал

-   Корпоративная культура организации

-   Методология управления в организации

-   Финансовое состояние организации

-   Технологический уровень организации

-   Социально-психологическая атмосфера деятельности

 Микросреда определенным образом отражает все параметры макросреды.

Обе сферы находятся в тесном взаимодействии, определяющей является макросреда. В условиях командно-административной системы невозможно создавать легально действующие эффективные бизнес-структуры. Макросреда и ее переменные имеет определяющее значение для развитие и функционирования как культуры, так и бизнеса.

Микросреда не должна механически приспосабливаться к макроуровню. Организации должны в меру возможностей влиять на динамику макросреды, как непосредственно, так и через деятельность, например, ассоциаций.

Рынок – объектичное условие существования коммерческих и некомерческих структур. Бизнес-среда – совокупность коммерческого сектора, сфера культуры, как правило, представляет собой некоммерческие организации. Элемент коммерциализации наличествует и в культуре, но он не является магистральным. Культура не должна полностью коммерциализироваться, в ней должны сочетаться различные направления деятельности, но элементы предпринимательства должны сопутствовать всем учреждениям и организациям культуры и искусства. Осваивать азбуку предринимательства придется, чем раньше это поймут представители учреждений и организаций культуры и искусства, тем быстрее наступят положительные сдвиги в этой сфере деятельноти. Несколько лет назад, выступая на на Х- летнем юбилее факультета „Предпринимательства в культуре“ М. Е. Швыдкой (будучи в ранге министра культуры) подчеркнул: „Без обучению предпринимательству в культуре, боюсь, что у нашей культуру будет не очень радужное будущее“. 

Рынок, предпринимательство, и культура (искусство) – не являются взаимоисключающими и при определенных условиях и подходах могут носить характер взаимовыгодного партнерства.

 

Выше упоминалось, что у предпринимательства и культуры есть общие атрибутивные качества: социальная природа, удовлетворение важных потребностей человека, инициативность, высокая степень рисков, стремление к самовыражению и самореализации...

Современной общемировой тенденцией является тенденция превращения сферы культуры и искусства в реальный сегмент экономики. Предпринимательство может содействовать этому процессу. Способы реализации этой тенденции: активное партнерство искусства и бизнеса, возникновение и развитие творческих индустрий (создание новых творческих продуктов представителями креативного класса на стыке искусства, эстетизированных форм деятельности и IТ-технологий). Феномен творческих кластеров – частный случай реализации творческих индустрий. Ярким примером актуализации креативной экономики является современная Великобритания.

Опыт развитых стран показывает, что бизнес и культура способны плодотворно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Классическое бизнес-предпринимательство может транслировать сфере неклассического предпринимательства в культуре и искусстве современные бизнес-технологии, а сфера культуры и искусства благотворно влиять на образ современного предпринимательства, возвышая его имидж в общественном сознании.

Потенциал возможностей обогащения культуры бизнесом

Степень развития предпринимательского начала в культуре и искусстве в развитых странах и сегодня весьма не однородны. Наиболее продвинутой страной в этом отношении являются США. Это обусловлено объективной причиной. США еще 200 лет назад отказались поддерживать культуру и искусство на уровне государства, но создали условия, при которых организации культуры и искусства активно и плодотворно взаимодействуют со всеми субъектами культурной политики и в первую очередь с бизнесом.

В европейских странах нет аналогичных примеров, здесь исторически к культуре относились с большим вниманием, чем в США. Европейские государства по-разному выстраивают свои отношения с культурой и искусством. В одних случаях государство более мощно патронирует это сферу, в других – менее. Общая тенденция заключается в том, что европейские государства начинают принимать законы, позволяющие ослабить давление на государственную казну. Принимая подобные законы, государства ретранслируют часть своих забот непосредственно бизнесу. Современный бизнес наряду с устойчивым финансовым положением имеет совершенно уникальный опыт не только выживания, но и мощного развития в условиях свободной конкуренции. Этот по истине уникальный опыт может стать неоценимым для культуры и искусства.

Бизнес - культуре. Передовые рыночные технологии

-     Современные продвинутые и апробированные технологии управления

-     Маркетинговый инструментарий исследования и завоевания рынков

-     Основы коммуникационного менеджмента

-     Продуктивный опыт использования интегрированных маркетинговых технологий в практике работы с целевыми аудиториями для продвижения новых продуктов, услуг, брендов

-    Освоение технологий брендинга

 

Для актуализации ключевых бизнес-задач необходимо объединить усилия менеджмента, маркетинга и интегрированных маркетинговых коммуникаций.

В условиях перехода к рынку культура и искусство не могут быть изолированы от данного процесса. Объективно и постепенно они становятся частью рыночной экономики и соответственно должны существовать по законам этой экономики. Особенно это актуально для отечественной культуры в настоящее время. Культура и искусство России должны усвоить основы, а затем и «высшую математику» рыночной конкуренции. Это не значит, что все виду и жанры искусства и направления деятельности в культуре должны подвергнуться жесткой коммерциализации. Знание законов рынка дадут возможность противостоять жесткой коммерциализации и найти пути сохранения, как культурных сфер, ориентированных на художественный продукт, так и на то, что на Западе принято называть культурными индустриями (области, в которых достигается рыночный эффект, но творческие продукты не являются низкопробными). Культура и искусство должны освоить азбуку предпринимательства. Начинать следует со штудий в области менеджмента, маркетинга и коммуникаций. Их законы универсальны, но важно осмыслив эти универсалии, понять специфику их реализации в сфере культуры и искусства.

Рекомендуемая литература: Долгин А. Экономика символического обмена. Коуэн Т. Похвала коммерческой культуре. Кребер А., Клакхон К. Культура: критический обзор понятий и определений. Культура и рынок: современные тенденции. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку. История одного корпоративного преступления. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. Маркетинг культуры и искусства (Ф. Колбер и др.) Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Мировой опыт многоканального финансирования. Томпсон Дональд. Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Хангельдиева И.Г. Парадоксы коммерциализации культуры. Хангельдиева И.Г. Культура и предпринимательство в современной России. Экономика культуры. Отв. редактор А.Я.Рубинштейн. Joost Smiers. Arts under pressure. Promoting Cultural Diversity in the age of Globalisation.

 

************************************************

Для того, чтобы перейти к анализу отдельной сферы услуг, нужно разобраться в общих особенностях её рынка.

Прежде всего это значительная динамичность рыночного процесса; так же территориальная сегментация; большая скорость оборота капитала; значительная чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры; так же это специфика фирмы производства услуг; специфика процесса оказания услуг; высокая степени дифференциации услуг; неопределенность результата деятельности по оказанию услуг.

Итак, возвратимся к услугам в сфере культуры. Для наиболее точного анализа нужно разобраться, что имеет в виду понятие «культура». Во-первых, в широком смысле это способ существования человека в качестве социального существа, система наследуемого социального опыта. В данном плане культура создаст материальную и духовную среду, содействующую формированию и возвышенности человека. Во-вторых, в узком - «отраслевом» - смысле, это абстрактная сфера жизни общества, которая содержит сохранение и использование культурно-исторического наследия, художественное образование, искусство, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга, любительство. Осуществляется деятельность в сфере культуры организациями, предприятиями различной ведомственной принадлежности и формы собственности, а также частными лицами. Имеющиеся формы хозяйствования разрешают разделить организации, которые оказывают социально-культурные услуги на: коммерческие предприятия; некоммерческие, в которых преобладает второй тип хозяйствования. Неоднородный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие предприятия в своих целях и задачах предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, которые получены от данной деятельности, наводят на свое развитие (они не получают прибыль, а распределяют дополнительные средства внутри предприятия).

В СССР объекты и организации культуры были под контролем государства, управляло и финансировало их исключительно только государство, не разрешалась коммерциализация культурной деятельности. Переход к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением сферы культуры, что проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государства, в свободе творчества и удовлетворения культурных потребностей. Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры нужно рассматривать в контексте развития рыночных отношений, которые охватывают сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней применяются экономические ресурсы, а ее последствия поступают в экономический оборот.

Но существование особенных условий производства и потребления результатов деятельности фирмы и учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики.

К ним относятся: ограничения рыночного характера, обусловленные значительной социальной значимостью культурных благ и обеспечением стандартов культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивым спросом населения на товары и услуги предприятий и учреждений культуры; технологическими особенностями производства культурных благ и услуг, проявляющимися в продолжительном цикле производства и продажи продукции; вложением значительных финансовых затрат на значительный период, возврат которых растягивается на долгое время.

Исходя из статьи 4 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре в сферу приложения соответствующих услуг» можно включить следующие направления:

1) обнаружение, исследование, охрана, восстановление и использование памятников истории и культуры;

 

2) литература, кинематография, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.;

 

3) самодеятельное художественное творчество;

 

4) музейное дело и коллекционирование;

 

5) телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

 

6) научные исследования культуры;

 

7) международные культурные обмены;

 

8) производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

Так, сфера культуры, здесь в качестве продукта выдвигаются разнообразные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для музея, например, в качестве главных услуг выступают выставочная деятельность, т.е. представление и интерпретация коллекций, а также образовательная работа, а именно: лекции, экскурсии, детские студии, конференции, семинары и т.д. Кроме того, огромное значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, музейных магазинов, буфетов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий - приемов, встреч, спектаклей, концертов.

Как и в ряде организаций оказывающих услуги, особенностью культурных учреждений является присутствие и участие потребителей обязательно, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной.

Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают разные слои населения. Культурные учреждения могут специализироваться на работе с определенной аудиторией, например с инвалидами, взрослыми, детьми, пенсионерами и т.д.

Ценовая политика культурного учреждения определяется социальными целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою.

 

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 259.