Раздел 9. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпринимательская деятельность в учреждениях культуры. Автор: Пресняков С.В., редактор: в авторской редакции

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность на современном этапе развития рыночных отношений является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлений, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного российского общества. Вхождение России в современное общемировое культурное пространство привело к повышению требований со стороны общества к результатам деятельности учреждений культуры. Международный уровень культурного продукта требует несоизмеримо больших, нежели прежде, финансовых и организационных усилий, новых материалов и технологий. Достичь современного уровня культурного продукта без предпринимательской деятельности, как особой формы экономической активности, основанной на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих доход и осознание своей значимости в современных условиях не представляется возможным.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, ежегодная выставка-ярмарка «Арт-Москва». Чисто коммерческий проект за время своего существования расширил свои рамки, привлек к участию многочисленные зарубежные галереи и стал мощным стимулом к возрождению традиции коллекционирования современного искусства частными лицами, дав тем самым современным художникам ещё одну возможность реализации результатов своей творческой деятельности. Ту же функцию выполняют и антрепризные театры, экономичные по затратам и эффективные по отдаче.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство в сфере культуры имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих культурных потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги социально-культурной сферы, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. Акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство в сфере культуры – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления культурного продукта. Тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Сегодня наша задача состоит сориентировать студентов-культурологов, будущий персонал учреждений СКС, на готовность работы в условиях жесткого ограничения в финансировании, с одной стороны, и создания максимально комфортных условий для активности и инициативы людей – посетителей этих учреждений, – с другой. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Генеральной целью социально-культурной сферы (ее институтов) яв­ляется обогащение духовной жизни людей и создание условий для соци­ально-культурной деятельности. Необходимым условием формирования культурно-художественного потенциала является экономический и предпринимательский потенциал. Вопросы создания право­вых, программно-целевых, организационно-структурных, финансовых условий для реализации генеральной цели всех институтов социально-куль­турной сферы и являются предметом учебной программы курса.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Экономика социокультурной деятельности», «Маркетинг культуры», «Менеджмент культуры».

Курс «Предпринимательская деятельность в учрежденияхкультуры» (ОПД.В. 02), предусмотрен государственным стандартом по специальности 020600 «Культурология». Программа курса «Предпринимательская деятельность в учреждениях культуры» соответствует требованиям государственного стандарта РФ второго поколения по специальности 020600 «Культурология».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель данного курса добиться всестороннего глубокого понимания слушателями природы и сущности предпринимательства, как процесса организации производства товаров и услуг сферы культуры для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функции управления этим процессом. Дать студентам теоретические знания относительно различных аспектов предпринимательской деятельности в учреждениях культуры, а также привить навыки решения конкретных управленческих ситуаций.

Общая задача курса – дать студенту специальности 020600 основополагающее представление о ведении эффективной предпринимательской деятельности в современных учреждениях культуры. Эффективный руководитель учитывает в своей работе ситуационные различия и действует с опережением – предвидя будущее и готовясь к нему, – а не реагирует задним числом. Объектом изучения является деятельность по управлению предпринимательской активностью организации с участием человека и учетом воздействия среды. Предметом изучения являются отношения, которые складываются в организации между потребителями, государством, партнерами, наемными работниками, взаимодействующими друг с другом по поводу преобразования ресурсов, получаемых из внешней среды, в предлагаемый обществу продукт или услугу. В качестве метода используется комбинация системного, ситуационного и процессного подходов к изучению управления. Студент ориентируется на проблемное понимание процессов в сфере управления и менеджмента культуры. При этом он опирается на сумму общекультурологических, экономических, исторических, политологических, цивилизационных, социологических знаний и представлений сформированых в ходе учебного процесса.

Задачами дисциплины так же является ознакомление студентов с наиболее важными вопросами предпринимательской деятельности, формирование у студентов современного управленческого мышления, знакомство с современными теориями управления направленными на максимизацию прибыли, выработка навыков научного анализа управленческих проблем, изучение методов управления организацией и выработка навыков их применения.

1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

После изучения настоящей дисциплины студент должен знать:

– о современном состоянии теории и практики предпринимательской деятельности в учреждениях культуры;

– специфику предпринимательской деятельности в учреждениях культуры;

– о многофакторном воздействие внешнего окружения на определение стратегии и целей организации в ее взаимодействии с этим окружением; – научиться выделять основные ситуационные факторы и применять полученные знания в соответствии с ситуационными характеристиками;

– анализ социально-культурной сферы как специфического объекта предпринимательской деятельности;

– особенности международного и отечественного права в области предпринимательства;

– способы формирования инновационных оргструктур управления для учреждений СКС;

– роль новаторской, инициативной деятельности человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия;

– получить представление об особой форме экономической активности, основанной на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности.

Студент должен уметь:

– пользоваться базовой терминологией современного предпринимательства;

– использовать выработанные навыки научного анализа проблем предпринимательской деятельности;

– пользоваться методами осуществления предпринимательской деятельности в учреждениях культуры и навыками их применения;

– производить оценку эффективности предпринимательской деятельности в учреждениях культуры;

– поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализа­цией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук;

– в условиях развития науки и изменяющейся социальной практи­ки к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информаци­онные образовательные технологии.

 

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса

1.3.1. Лекционные занятия

Основной вид теоретических аудиторных занятий для студентов очной формы обучения, проводятся в учебных аудиториях в объеме 1 час в неделю, и 5 часов для заочной формы обучения, с использова­нием, плакатов, проекционной аппаратуры и раздаточных материалов.

 

 

1.3.2. Практические занятия

Практические занятия проводятся для студентов очной формы обучения в объеме 1 час в неделю и 2 часа для заочной формы обучения. Занятия являются конкретизацией лекционного материала курса и соответствуют основным его темам. Ход выполнения задания на занятии, наиболее удачно выполненные задания и типичные ошибки обсуждаются на последующих аудиторных практических занятиях.

 

1.3.3. Консультации

Проводятся преподавателем для студентов очной и заочной формы обучения по индивидуальным графикам.

 

1.3.4. Самостоятельная работа студентов

Программой курса предусматривается изучение 9 тем, при этом большая часть времени отводится на самостоятельную работу. Из часов, отведенных на изучение дисциплины в целом, на самостоятельную работу студентов очной формы обучения приходится и на заочной форме обучения.

 

1.4. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса

Самостоятельная работа необходима для более эффективного запоминания новых сведений, полученных за время аудиторных занятий. При самостоятельном изучении разделов курса важно мысленно обработать полученную информацию: тщательно осмыслить прочитанное; сопоставить полученные сведения с ранее известными; структурировать и оценить их значение; ответить на вопросы самоконтроля.

 

1.5. Виды контроля знаний студентов

В течении семестра по итогам практических работ и ответов на контрольные вопросы заданий в тестовой форме проводится проверка усвоения материала, выставляется промежуточная аттестационная оценка. Курс изучается в течении семестра и заканчивается проведением итогового зачета.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Предпринимательство и его место в экономике страны

Предпринимательство как особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия. Основные условия развития и совершенствования предпринимательства в специфической обстановке России.

Тема 2. Содержание предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность в учреждениях культуры. Цель предпринимательства. Основной субъект предпринимательской деятельности. Объекты предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательской деятельности. Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство». Правовые основы. Понятие сделки. Среда предпринимательской деятельности. Классификация инновационной деятельности.

Тема 3. Внутрифирменное предпринимательство

Понятие интрапренерства. Цель интрапренерства. Элементы интрапренерства. Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия в сфере культуры. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства в учреждениях культуры. Условия для становления интрапренерства. Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства.

Тема 4. Виды и формы предпринимательской деятельности

Типология предприятий по формам собственности. Малое предпринимательство в Российской Федерации. Структура предприятий. Типология организаций по степени предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации. Организационно-правовые формы коммерческих организаций. Изменения организационно-правовых форм предприятий.

Тема 5. Факторы, влияющие на выбор типа предприятия в сфере культуры

Выбор сферы деятельности нового предприятия. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия. Взаимодействие участников хозяйственных товариществ и обществ. Учредительные документы. Государственная регистрация предприятия. Сравнение организаций различных организационно-правовых форм. Виды ценных бумаг. Права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ. Органы управления предприятием. Законодательство, регламентирующее деятельность предприятий в России. Лицензирование деятельности предприятий.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности

Структура опреративного планирования предпринимательской организации. Структура плана производственной деятельности. План доходов и расходов. План денежных поступлений и выплат. Балансовый план. План по источникам и использованию денежных средств. Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска. Планирование и организация государственных закупок.

Тема 7. Организация финансовой деятельности предприятия в сфере культуры

Понятие финансов. Финансовая система Российской Федерации. Функции финансов. Принципы организации финансов в учреждениях культуры. Финансовые отношения. Экономический механизм хозяйствования учреждений культуры в России. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма на предприятии. Финансовые ресурсы. Классификация банковских кредитов. Анализ финансового состояния предприятия.

Тема 8. Затраты предприятия

Затраты организации. Основные группировки затрат организации. Схема затрат в организации. Классификация накладных расходов. Контроль и анализ затрат. Организация учета затрат и формирование себестоимости на малых предприятиях. Управление затратами. Задачи управления затратами предпринимательской деятельности. Резервы для снижения затрат. Функции системы управления затратами. Принципы управления затратами на предприятии.

Тема 9. Оценка эффективности деятельности предприятия в СКС

Эффект и эффективность. Виды эффективности. Уровни анализа эффективности в сфере культуры. Методы анализа эффективности. Характеристики целей и потребностей учреждений культуры. Показатели используемые при анализе эффективности в сфере культуры. Оценка инвестиционных проектов в сфере культуры.Оптимизация структуры капитала организаций культуры.

 

2.2. Перечень тем практических занятий

Тема 2. Содержание предпринимательской деятельности

Составить схему, отражающую суть предпринимательства в основных правовых документах. Схему взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности. Различные формы предпринимательства

Тема 4. Виды и формы предпринимательской деятельности

Составить схему типологии предприятий: по размерам, выполняемым функциям, структуре.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности

Составить план образования и распределения прибыли на квартал в бюджетном учреждении культуры.

Составить план доходов и расходов.

Тема 7. Организация финансовой деятельности предприятия в сфере культуры

Составить таблицы:

– источников инвестиций;

– источников пополнения оборотных средств;

– распределения: амортизационных отчислений на реновацию, прибыли, устойчивых пассивов;

– финансового плана предприятия.

Тема 8. Затраты предприятия

Составить смету затрат проведения мероприятия в сфере культуры.

Тема 9. Оценка эффективности деятельности предприятия в СКС

Провести оценку конкурентоспособности отдельно взятого продукта.

****************************************************

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ (для всех форм обучения)

1. Понятие предпринимательства.

2. Содержание предпринимательской деятельности.

3. Внутрифирменное предпринимательство.

4. Предпринимательство и культура.

5. Формы и виды предпринимательской деятельности.

6. Типология предприятий.

7. Коммерческие организации.

8. Факторы, влияющие на выбор типа предприятия в сфере культуры.

9. Система планирования предпринимательской деятельности.

10. Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска.

11. Планирование и организация государственных закупок.

12. Сфера принятия управленческих решений.

13. Технология принятия предпринимательских решений.

14. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

15. Выбор сферы деятельности нового предприятия.

16. Учредительные документы.

17. Государственная регистрация предприятий.

18. Лицензирование деятельности предприятий.

19. Прекращение деятельности предприятия.

20. Сущность предпринимательского риска.

21. Классификация предпринимательских рисков.

22. Финансы предприятия.

23. Управление финансами на предприятии.

24. Затраты предприятия.

25. Факторы возникновения затрат, их структура и классификация

26. Контроль и анализ затрат.

27. Организация учета затрат и формирование себестоимости на предприятиях сферы культуры.

28. Система управления затратами в предпринимательской деятельности.

29. Подходы к оценке предпринимательской деятельности в СКС.

30. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности в СКС.

********************************************

Предпринимательство в культуре – специфическая область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер - культуры и бизнеса. Данная область деятельности характерна для становления, развития и трансформации периода рыночных отношений, которые сложились и реализуются в рамках индустриальной и постиндустриальной модели развития общества. Предпринимательство в культуре имеет амбивалентную природу. Специфика данной деятельности вырабатывалась в пограничной зоне между созданием материальных и духовных ценностей.

Предпринимательство – явление универсальное и может характеризовать самые различные области человеческой деятельности. Но у предпринимательства есть непосредственные истоки, связанные с производственно-материальной и коммерческой деятельностью. Особенно важно подчеркнуть то, что предпринимательство может иметь различные формы актуализации от малого, среднего до крупного бизнеса. В малых формах предпринимательство интересно тем, что оно может реализовываться по пословице: «и швец, и жнец, и на дуде игрец», т.е. главной фигурой этого процесса становится субъект предпринимательской деятельности, который совмещает в себе разные профессиональные функции и социальные роли. Деятельность такого человека по сути поливариантна.

Предпринимательство для нашей традиции явление не чуждое, но на определенное время забытое, вытесненное в маргинальную область интересов и даже наказуемое в период существования советской власти и административно-командной системы управления.

Предпринимательство в культуре, безусловно, является прикладной область культурологических знаний. Эта область возникла на перекрестке, на первый взгляд, весьма отдаленных сфер: культуры и экономики, культуры и бизнеса.

Предпринимательство в культуре – сфера, которая заявила о себе в нашей стране совсем недавно, ее истоками являются либеральные реформы 90-х гг.

До принятия современных законов, поддерживающих рыночные механизмы в России, предпринимательство преследовалось вплоть до уголовной ответственности.

В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины.

Позиция, которая предлагается в рубрикации, заключается в том, что предпринимательство и рынок - две вещи совместные и при определенных подходах взаимовыгодные, а для культуры и искусства на современном этапе чрезвычайно необходимые.

 

Мнение, согласно которому предпринимательство вредит культуре и искусству – категорично и непродуктивно, но в силу обстоятельств наиболее распространено.

Изначально важно определится с ключевыми понятиями: рынок, предпринимательство, бизнес, творчество, культура, искусство, партнерство.

Безусловно, что в данных обстоятельствах запускным механизмом всех перемен стал переход к рыночным отношениям, которые в нашей стране были искусственно прерваны революционными событиями 1917 года. В результате чего теоретически и практически, идеологически и мировоззренчески страна в целом к рынку готова не была. И в результате объявленных реформ стала осваивать его спонтанно. В связи с чем важно акцентировать внимание на понятии рынка, как его принято трактовать сегодня в экономической и иной литературе.

Рынок – любое взаимодействие, в которое вступают люди для осуществления торговли (купли-продажи) друг с другом.

Рынок – совокупность экономических отношений, сфера обмена товаров на деньги и денег на товар. Место актуализации знаменитой марксовой формулы Т – Д – Т.

Рынок – социальный институт, механизм, в основе которого лежит принцип свободной конкуренции и который сводит вместе покупателей и продавцов.

Рынок имеет сложную структуру.

Современные исследователи исторически выделяют два основных типа рынков – производителей и потребителей. Рынок производителей был первичным и характеризовал индустриальный период развития общества. Главной фигурой рынка был производитель. Именно он принимал решение, что выпускать и предлагать потребителю. Рынок производителей – совокупность всех тех, кто производит товары и услуги.

В постиндустриальном обществе господствует рынок потребителей, так как общество потребления построено на избыточности предложений, избыточности выбора. Очень часто современный потребитель готов приобрести не столько конкретный товар или услугу, сколько те эмоции и переживания, которые возникнут в результате обладания тем или иным товаром или услугой. В этом плане как не странно возникают элементы эстетизации экономических рыночных отношений, его выраженные рационально-прагматические начала начинают щедро сдабриваться эмоциональными нюансами. Современный потребитель кроме функциональных аспектов товаров и услуг удовлетворят свои психоэмоциональные потребности. Рынок потребителей - совокупность всех групп потребителей, которые приобретают различные товары и услуги. Их и сегодня значительно больше тех, кто производит товары и услуги.

Современный исследователь проблем рынка применительно к культуре и искусству канадец Ф. Колбер определяет рынок следующим образом: «рынок – группа потребителей, имеющая потребности в отношении тех или иных товаров и услуг и имеющие желание их приобрести. Потребители создают спрос на товары/ услуги». Рынок принято делить на сегменты в соответствии с потребностями, желаниями и предпочтениями потребителей. Компании определяют целевые аудитории, т.е. клиентуру. Совокупность потребителей составляет потребительский рынок, который в силу ряда причин не может быть однородным.

Общепринято утверждать, что в современном обществе сложился рынок культурных услуг. О культурных товарах говорить не принято. Но новые формы культурного производства привели к тому, что в последнее время в лексиконе исследователей все чаще употребляется еще одно понятие – понятие продукта. Продукт в определенном смысле более широкий термин, который может «покрывать» собой и товар и услугу. В частности, UNESCO в своих документах практически полностью перешел на использование понятия «культурный продукт», подразумевая под этим и услугу, и товар. В глоссариях нормативных документах UNESCO культурные услуги определяются, как «услуги, направлены на удовлетворение культурных интересов или потребностей». Культурные услуги сами по себе не являются материальными культурными товарами, но они облегчают их производство и распространение» а культурные товары определяются как «потребительские товары, передающие идеи, символы и представления об образе жизни, т.е. книги, журналы, продукты мультимедиа, программное обеспечение, музыкальные записи, кино, видеофильмы, аудиовизуальные программы, народные промыслы и мода» (См. Система статистики культуры UNESCO – 2009. UNESCO-UIS. р. 65.)

Термин «культурный продукт» вошел в обиход сравнительно недавно – в конце ХХ в. с появлением культурных индустрий, после того, как культура была признана капитало- и материалоемкой сферой человеческой жизнедеятельности. В справочной литературе словарной дефиниции понятия «культурный продукт» нет. В силу рыночной ориентированности западные исследователи более склонны к изучению культурных индустрий, в связи с чем прослеживается инструментарный подход к культурному продукту, предусматривающий его рассмотрение в экономической плоскости.

UNESCO в глоссариях к документам определяет культурный продукт как «различного рода товары народного потребления, которые выражают идеи, символику или образ жизни, к ним относятся книги, журналы, мультимедийные продукты и программное обеспечение, записи, фильмы, видео- и аудиовизуальные продукты, ремесла и мода». Комитет по вопросам культуры Совета Европы в рамках программы «Создание культурного капитала» определяет культурный продукт как товары и услуги, добавочная экономическая стоимость которых находится в интеллектуальной и эстетической составляющей.

В литературе, посвященной культурным индустриям, встречаются дефиниции, данные разными авторами. «Культурный продукт – это результат творческой работы, который несет на себе персональную/авторскую печать как часть производимого продукта. Культурный продукт всегда является предметом авторского права. В большинстве своем культурный продукт содержит некий символический посыл, адресованный потребителям рынка. В современном обществе культурные продукты, с одной стороны, являются носителями самобытности, культурных ценностей, а с другой стороны – фактором экономического и социального развития.

Таким образом, сохранение и поощрение производства культурных продуктов способствует культурному разнообразию, и, одновременно с этим, способствует развитию культурных индустрий на региональном и международном уровнях. Из представленных определений следует, что культурный компонент дает добавочную нематериальную составляющую, которая, в частности, отражается на стоимости производимого продукта и именно это отличает культурный продукт от простого продукта. В экономике и маркетинге давно зафиксирован факт перехода от реальной экономики к экономике символов и брендов, экономики впечатлений. В производстве культурного продукта прототипы играют огромную роль, наделяя продукт дополнительной культурно-смысловой нагрузкой, в то время как в простом продукте дополнительной составляющей является имидж производителя.

В обществе потребления дополнительная смысловая нагрузка очень важна, поскольку выпускается много сходных товаров и услуг, и имидж производителя или символическая составляющая часто оказывают решающее влияние на уровень спроса. Особенно это усиливается, если речь идет о сфере досуга, в которой люди потребляют не столько сами товары и услуги, сколько их символическое значение.

 

Еще одно отличие культурного продукта от продукта других отраслей заключается в его влиянии на формирование человека как личности. Целью создания простого продукта является получение прибыли, а в культурном продукте важен общекультурный, часто мировоззренческий эффект. Культурный продукт – это источник влияния на сознание человека.

От простого культурный продукт также отличает его уникальность из-за чего тиражирование и воспроизводство культурного продукта возможно только с точки зрения повторяемости возникающего полезного эффекта. Именно уникальность культурного продукта привлекает к нему интерес аудитории.

Культурный продукт, по мнению А. Бретона, относится к сегменту роскоши, но, одновременно с этим, является предметом массового потребления. Подобное сочетание в отношении простого продукта невозможно. Как любой продукт выделенного сегмента, культурный продукт редко потребляется повторно, а на формирование цены стоимость производства не влияет. В отличие от простого продукта, который уничтожается в процессе потребления (вещи снашиваются, продукты питания съедаются и т.д.), культурный продукт в процессе потребления наращивает свою ценность – чем больше людей посетило музей или концерт, прочло книгу, посмотрело программу и т.д., тем выше их социальная значимость.

Последнее из явных отличий культурного продукта от простого продукта заключается в том, что экономисты относят культурные продукты к смешенным благам, сочетающим в себе одновременно индивидуальную и социальную пользу, иными словами, культурный продукт удовлетворяет потребности и человека, и общества, в то время как простой продукт только индивидуально полезен.

Анализируя отличия культурного продукта от простого, следует упомянуть и о специфике потребления культурного продукта. Развивая идеи Д. Тросби, П. Лукша в своей статье «Экономика культуры – штрихи к науке нового века» отмечает универсальные особенности потребления культурных благ. Названные П. Лукша особенности можно отнести и к особенностям потребления культурных продуктов:

- включает в себя некий эстетический компонент;

- представляет собой досуговое потребление;

- требует специальной подготовки / уровня знаний;

-    важно продуктовое многообразие, которое позволяет получать не повторные ощущения, а каждый раз новые, даже при повторном потреблении;

- вызвано не столько субъективными причинами, сколько социальной природой, т.к. повышает статус потребителя.

Отличия культурного продукта от простого продукта являются его преимуществами. Для полноты картины необходимо также рассматривать общие качества и свойства культурного и простого продуктов.

Оба типа продукта рассчитаны на массового потребителя, говоря языком маркетинга, они конкурируют за одну целевую аудиторию. Подтверждением выдвинутого предположения является одно из определений массовой культуры как набора «культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план». В этом кроется угроза, как для самого культурного продукта, так и для его производителя – института культуры. Например, для музеев угроза не является гипотетической, учреждения культуры перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Культурная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и из опросов населения следует, что в борьбе за свободное время посетителей торговые предприятия одержали победу.

И простой, и культурный тип продукта в современном обществе производится индустриальным способом. А. Маттеларт и Дж. Пьемм в статье «Культурные индустрии: происхождение идеи» указали, что индустриальный тип производства приводит к появлению у культурного продукта черт, которые были ранее характерны лишь простому продукту: сериализация, стандартизация, разделение труда.

Как и простой продукт, культурный продукт создается для продажи и должен быть построен на принципе удовлетворения потребностей и интересов тех, кто его может востребовать. На рынке потребителей, постиндустриального общества независимо от типа товара, спрос диктует предложение. Производитель должен проанализировать и дать аудитории то, в чем она нуждается, а не то, что производитель может или привык давать.

Итак, культура сегодня, как и все социальные сферы жизнедеятельности российского общества переживает период трансформации. Этот период кто-то из экономистов окрестил периодом транзитной экономики. Переходный период - всегда сложных период. Не зря у мудрых китайцев существует известная выражение, приписываемое Конфуцию: "не дай вам Бог жить в эпоху перемен". Но нашему обществу от этого не каким образом не уйти. Перемены - знак времени. И те, кто связал свою жизнь с культурой и искусством необходимо эти перемены осознать и приступить к активным действиям, чтобы мир культуры и искусства занял достойное положение в современном российском обществе.

Итак, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурных продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.

Пока предприниматель осуществляет свою деятельность самостоятельно, вернее единолично (а такие случаи встречаются особенно часто на начальном этапе), то уровень культуры его предпринимательской деятельности, зависит только от него самого. Как только в этот процесс включено более одного человека, результат будет зависеть от количества слагаемых. Чем сложнее система, тем труднее взаимодействие внутри ее Именно он становится генератором новых идей, зачинателем новых форм деятельности.

Аксиоматично представление, о том, что малый бизнес – основа общественного развития. Чем больше предпринимателей в стране, тем быстрее она будет развиваться. Это касается производства, торговли, сферы услуг, и область культуры не является здесь исключением.

Развитие малого предпринимательства в области культуры может стать завидно продуктивной идеей. Великобритания – страна с вековыми рыночными устоями обратила внимание именно на подобную форму. В стране туманного Альбиона разработана и развивается программа: «Сделай свой талант рабочим местом». Эта программа ориентирована, прежде всего, на провинции. Задача программы развивать малые формы предпринимательства в сфере культуры, создавать новые рабочие места, удовлетворять потребности в самореализации творцов, живущих в удаленных от центра местах, с одной стороны, а с другой – всевозможных целевых аудиторий, которые могут востребовать деятельность этих творцов.

 

Для нас это тоже весьма актуально, так как талантов у нас, как известно, не мало, а профессиональных менеджеров долго еще не будет хватать. Кроме этого, в условиях реформ, которые предлагаются правительством страны, цель которых - максимально сократить бюджетное финансирование, в том числе и на культуру, подобная проблема встает в полный рост.

Она становится актуальной не только для талантов-одиночек, но и для целых творческих коллективов, которые попадут в результате реформ в весьма незавидное положение. Те, кто не найдет в себе силы заниматься, в хорошем смысле слова, предпринимательством просто будут обречены. Правительство и министерство культуры недвусмысленно дали понять – казны на всех не хватит, а помещения театры и прочие творческие учреждения занимают подчас замечательные и по месту расположения, и по качеству. В связи с этим всполошились не только театры, цирки, но и многие другие учреждения культуры. Предпринимательство в подобных обстоятельствах вполне адекватное лекарство. Думается, что освоение технологий предпринимательства в этом случае вопрос самосохранения и дальнейшего выживания отечественной культуры. Кто поймет это раньше, тот примет соответствующие решения и начнет безотлагательно действовать.

В современной управленческой литературе предприниматель трактуется как дееспособный человек, субъект, осознанно и целенаправленно осуществляющий предпринимательскую деятельность. Собственник своего дела, реже наемный сотрудник.

Основным атрибутивным качеством предпринимателя является его предприимчивость. Она проявляется в деятельности человека независимо от того, является ли он собственником дела или наемным работником. Предприимчивость – это проявление особой одаренности человека. Если к ней нет изначальной предрасположенности, научить приемам предпринимательской деятельности можно, и иногда весьма результативно, но эффект будет менее ярок, по сравнению с технологически оснащенной, продуктивно ориентированной природной предприимчивостью. Хотя обстоятельства жизни подчас является хорошим стимулом для проявления предприимчивости.

Качество предприимчивости принято трактовать как проявление инициативности, активности, энергичности, волевых усилий, находчивости, практической сметки, самостоятельности в принятии решений, твердости в достижении поставленных целей, здорового азарта.

Цели предпринимательской деятельности не сводятся только к получению материальной выгоды, они тесно связаны с удовлетворением личностных социально-ценностных потребностей. Например, потребности в самовыражении, самореализации, самоутверждении через признание идей, их жизнеспособности, утверждении положительного образа в общественном мнении, выполнения социального миссионерства, снискания известности.

Стремление воплотить, поставленные в предпринимательской деятельности цели, в реальность сопряжены с готовностью к риску и ответственностью за него (финансовой, моральной, социальной). Предприимчивый человек – человек, умеющий находить партнеров-единомышленников. Это - человек- вирус, способный заражать других своими идеями и целями, способом деятельности, человек-буравчик, преодолевающий труднопроходимые преграды. Он одновременно и спринтер, и стайер, и марафонец в зависимости от предлагаемых жизнью обстоятельств.

Исходя из трактовки понятия предприниматель, в мире уже сложились устойчивые представления о том, какими качествами должен обладать цивилизованный предприниматель, т.е. предприниматель, работающий в условиях развитого рынка. И здесь нет особой разницы между Западом и Востоком, Севером и Югом. Данные характеристики могут быть приняты как универсальные и применены для анализа особенностей российского класса предпринимателей, проходящим сегодня новый круг становления.

Современные специалисты, исследующие тенденции развития предпринимательства, к ключевым характеристикам субъектов данной деятельности относят:

- Профессионализм как высокую степень подготовленности в сфере определенной области знаний, умений, навыков, постоянное стремление к собственному деловому совершенствованию

- Компетентность – максимальная осведомленность в вопросах профессиональной направленности, знание последних новаций

- Честность – не способность к преднамеренному обману, специальному введению в заблуждение

- Коммуникабельность – общительность, контактность, открытость к другим людям

- Энергичность – способность долго работать без усталости

- Целеустремленность – умение ставить цель, находить способы и средства ее достижения в рамках моральной нормы и закона

- Позитивное отношение к людям – поиск в человеке лучшего, а затем его недостатков

- Высокая производительность – способность за единицу времени, по сравнению с другими, делать больший объем работы без потери качества

 

- Способность к аналитике – умение проанализировать процесс своей деятельности, выявить сильные и слабые стороны, найти пути ее интенсификации

- Предусмотрительность – осторожность в принятии решений, основанная способности делать прогноз на будущее, исходя из предшествующих знаний и опыта, логики развития событий и интуиции

- Уровень оправданного риска. Осознанное принятие решения, таящего в себе элемент непредсказуемости, тяга к эксперименту.

Перечень качеств, приведенный выше, не организован по какому-либо специальному принципу. Последовательность характеристик не является ни иерархической, ни хронологической. Это некий набор качеств, которым должен обладать предприимчивый человек. Можно сказать, что это диахронный срез качеств предпринимателя. Попробуем кратко проанализировать вышеназванные характеристики.

Первые две из них являются приобретенными в процессе образования и профессиональной деятельности. Понятно, что профессионалами и компетентными специалистами не рождаются, а становятся. Процесс становления требует определенного и продуктивно используемого времени. Но чтобы таковыми стать профессионалом, человеку, кроме времени, необходимы определенные природные задатки и социальные способности такие, как целеустремленность, энергичность, высокая производительность, благорасположение к людям, коммуникабельность.

 Что касается предусмотрительности и оправданности риска, то умение на основе анализа составить прогноз, просчитать результат, как в шахматной партии, даны не каждому. Риск на «авось», без анализа – это не риск, а нечто совершенно другое. Предпринимательский риск – потенциальная опасность потери ресурсов или не до получения прибыли, угроза утрат. Экономический риск включает в себя целый спектр рисков: производственный, коммерческий, финансовый, кредитный, инвестиционный, информационный, риск утраты человеческих ресурсов. Оправданный риск - осознанное принятие решения, в рамках существующего закона, таящее в себе некую меру опасности для предпринимателя и его дела, но дающий, в конечном счете, либо положительные результаты, либо сохранение существующего положения вещей. Оправданный риск требует развитой интуиции, опирается на трезвый расчет, основывается на умении просчитать при сложных обстоятельствах такое принятие решения, которое при наилучшем стечении обстоятельств может обернуться выгодой. Риск в определенных условиях может стать стимулом экономного отношения к ресурсам и средствам. Научить предусмотреть риск бывает весьма проблематично, хотя в некоторых случаях и возможно, но, как правило, лишь на практике.

Честность – моральная категория, тесно связанная с понятиями чести и достоинства. Если предприниматель не чист на руку, то каким бы успешным ни был его бизнес на первых порах он не застрахован от потерь и ответа в судный день. Нарушение морали рано или поздно, безусловно, скажется и на его бизнесе, и на его репутации его владельца.

Репутация - это (от фр. Reputation – обдумывание, размышление) устойчивая характеристика деятельности человека или структуры, которая включает в себя морально-этическую и профессиональную оценку ее результата общественным мнением. Репутация – это профессиональные честь и достоинство. В этом случае важно помнить и правильно понимать этимологию слова. Обдумывание и размышление – индикаторы того, что репутация результат сознательного целеполагания и тактики ее достижения. Репутация – синоним славы. Идеология славы была разработана еще в Античном Риме. Ее именовали идеологией цезаризма. Цезарь, его окружение, их действия объективно должны были быть вне подозрений. Слава – почетная известность, свидетельство всеобщего уважения и признания заслуг. Она по своей природе должна иметь, и имеет информационный шлейф. Народная мудрость предупреждает: дурная слава бежит впереди человека! Вообще-то слава и в положительном значении тоже бежит впереди. Механизмы распространения положительной и негативной славы могут быть одинаковыми, но эффекты противоположными.

Репутация – независимая оценка деятельности человека или организации. Репутация – это «Good name» или доброе, хорошее имя. В западной традиции при комплексном аудировании и экспертировании корпораций с целью их рейтингования, если они соответствуют всем критериям, в том числе и репутационным, принято добавлять к названию корпораций приставку «Good name». По мировым стандартам эта приставка считается одной из самых высоких оценок бизнеса. Собственники подобных компаний и их управляющие прекрасно понимают смысл и особо дорожат подобной оценкой качества своей деятельности. Эта оценка преимущественно моральная.

Профессиональных компаний значительно больше, чем тех, которые имеют такое добавление к своему имени. «Good name» - это высокая этика бизнеса, высокие профессиональные результаты, высокая социальная ответственность, филантропическая ориентированность и многое, многое другое. Не случайно, сегодня особенно востребованы на рынке PR-услуг репутационные технологии. Технологии, безусловно, могут помочь, но они будут практически бессильны, если в деятельности человека или компании не будет объективных оснований для обнародования и продвижения положительных сторон и качеств деятельности. Можно надуть и мыльный пузырь, но он все равно лопнет.

История дореволюционного российского предпринимательства изобилуют примерами, когда сделки заключались под честное слово, и выполнялись полностью, в оговоренный срок, несмотря на возникающие трудности. Предприниматели, ударившие по рукам в знак договоренности, держали обещанное слово.

Моральные установки – важная составная часть бизнеса, одна из фундаментальных основ частной собственности. Это весьма красноречиво показал М. Вебер в своей всемирно знаменитой «Протестантской этике». Честность как этическая категория в предпринимательском бизнесе - универсальное требование независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.

Предпринимательство в культуре - это перевод сферы культуры на рыночные рельсы. Это процесс коммерциализации культуры со знаком плюс. Предпринимательство в культуре – это системное партнерство со всеми субъектами культурной политики и особенно с бизнес-структурами. С последними осуществление организационного партнерства, что активно практикуется в развитых Западных странах.

Предпринимательство в культуре освоение положительного опыта высокотехнологического бизнеса и применение современных технологий менеджмента и маркетинга в сфере культурных услуг.

Предпринимательство в культуре – поле для реализации инновационных креативных идей, которые в советском прошлом не могли получить полномасштабных условий для реализации. Предпринимательство в культуре – территория свободы творчества, развитие новых форм их актуализации, таких как креативные индустрии и творческие кластеры (Концепция Ч. Лэндри).

Предпринимательство в культуре - использование культурного ресурса как стратегического ресурса развития современного общества.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 371.