В развитии политико-правовой мысли существовали разного рода концепции, объясняющие происхождение государства.
Патриархальная теория, которая имела наибольшее распространение в древнее время и средневековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризуется:
-признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;
-рассмотрением процесса образования государства как результата постепенного разрастания одной семьи;
отождествлением власти государства с семейной отеческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.
Договорная теория, получившая наиболее широкое распространение в XVI – XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется:
-четкой направленностью против системы феодальной политической власти и абсолютизма как одного из крайних ее проявлений;
-постулированием так называемого «естественного» состояния общества, т.е. общества, подчиняющегося стихийным природным интересам, не имевшего политических государственных структур;
-констатацией необходимости выхода из естественного состояния для самосохранения, безопасности общества;
-ее реализации путем сознательного соглашения между людьми (общественного договора), по которому они ограничивают вою стихийную свободу и передают власть над собой;
-выводом о праве народа на свержение правителей, нарушающих условия общественного договора.
Теория насилия, получившая особое распространение в XIX веке и разработанная в ряде произведений Дюринга, Гумпловича, Каутского. Она характеризуется:
-признанием в качестве основной причины возникновения государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;
-констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;
-выводом о том, что государство по своей первоначальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому приводят не внутренние, а внешние факторы – покорение одного народа другим;
-признанием того, что современное государство в отличие от государств предшествующих эпох теряет насильственный характер, поскольку покорявшие и покоренные ассимилируются друг с другом..
Теория классовых антагонизмов, получившая наибольшее распространение во второй половине XIX – начале XX веков и обоснованная в трудах социалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении нескольких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой социалистической системы. Ее основные положения сводятся к следующему:
-в основе процесса образования государства лежат экономические причины совершенствования производительных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повышение его производительности, производство прибавочного продукта и присвоение его частью общества;
-изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в результате часть населения обращается в рабство, а само общество раскалывается на два антагонистических класса – рабов и рабовладельцев;
-для поддержания власти над рабами, принуждения их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является организацией, обеспечивающей политическими средствами и, прежде всего, вооруженной силой господство одного класса (собственников основных средств производства) над эксплуатируемыми классами;
-пока в обществе сохраняется деление на антагонистические классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 204.