Государственная власть, как и другие формы власти, осуществляется двумя основными методами:
- под воздействием авторитета государства, методом убеждения, когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их общих интересах;
- под воздействием силы, методом принуждения, когда государственные решения проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления (ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций противодействовать власти) или насилии (прямого психического или физического воздействия на не подчиняющихся требованиям власти лиц).
Помимо методов, характеризующих властное содержание функций, государством используются методы, свойственные любой организационной деятельности: планирование, прогнозирование, моделирование, стимулирование и др.
В процессе исторического развития при реализации функций государства все больший удельный вес приобретает метод убеждения, в то время как метод принуждения применяется в строго определенных рамках и только по отношению к отдельным индивидам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является авторитет государственной власти.
Формы осуществления функций государства – это основные пути и приемы их реализации. В теории принято выделять две основные группы форм осуществления функций государства: правовые и организационные.
Правовые формы непосредственно связаны с принятием различного рода нормативных и правоприменительных актов; они непосредственно влекут за собой юридические последствия. В группу правовых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.
Организационные формы осуществления функций государства – это сложившиеся на практике способы осуществления государственной деятельности, непосредственно не связанные с правом, например: деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государственном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяснительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения.
Субъект государственной власти материально воплощается в государственном аппарате. Он выделен из общества в виде особой группы людей, наделенных властными полномочиями, обладающих возможностью подчинять волю других людей, а в случае необходимости принуждать к исполнению принятых решений. Структурно государственный аппарат состоит из органов государства.
Структура государственного аппарата производна от задач и функций государства. Поэтому для каждого этапа исторического развития государства характерны свои особенности в построении аппарата. Организация и деятельность современных цивилизованных государств базируется на ряде общих принципов, таких как народовластие, разделение властей, верховенство права.
Общая тенденция изменений государственного аппарата в историческом плане состоит в усложнении его организации, в увеличении численности по отношению к массе населения в связи с расширением в ходе развития человеческой цивилизации социальных сфер, требующих властного управления в масштабах всего общества.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА – часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм.
Орган государства представляет собой специализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управление конкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеет собственную структуру, материальную и финансовую базу.
Каждый орган государства, частично реализуя его общие функции и задачи, связан путем подчинения или координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой в процессе осуществления властных полномочий органы составляют действующий (функционирующий) государственный механизм.
В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия – на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования – на выборные и назначаемые; по составу – на коллегиальные и единоличные.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.