РАЗДЕЛ I . ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА.
ПРАВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТ-ВЕННЫХ НАУК. СТРУКТУРА ПРАВОВЕДЕНИЯ.
ПРАВОВЕДЕНИЕ – это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий основной объект изучения – государственно-правовую систему общества.
Правоведение как часть обществоведения изучает деятельность людей, но деятельность особого рода, связанную с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества. Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общественных наук. Современное правоведение – развитый комплекс юридических наук. В состав правоведения входят:
- историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государства и права в целом как относительно самостоятельные явления общественной жизни;
- отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;
- специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.
Предметы каждой из групп юридических наук взаимно дополняют друг друга. Из их совокупности складывается полное и адекватное представление о государственно-правовой системе общества.
2. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.
Теория государства и права – общественная наука, входящая в состав правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания – государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом – специфическим аспектом, срезом изучения общего объекта. Теория государства и права изучает:
- во-первых, свойства государственно-правовой системы общества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отраслевых и специальных юридических наук;
- во-вторых, сущностные закономерности государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних временных и пространственных форм.
Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как науки фундаменталь-ной, на которой базируются знания отраслевые и специальных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:
- вырабатывает систему основных правовых понятий, составляющих теоретическую базу для других юридических наук;
- обеспечивает переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом.
Структурно теория государства и права состоит из двух основных частей: теории государства и теории права. Изучение в рамках одной науки этих относительно самостоятельных социальных явлений определяется тем, что:
- в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны между собой, взаимно определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему общества;
- в истории России государство играло основную роль в формировании и обеспечении реализации права, и поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредованно связана с функционированием государственной власти.
3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ С ПРЕДМЕТОМ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ.
МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы и способы исследования государственно-правовой системы общества.
Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются методом науч-ного познания. В отличие от предмета, определяющего, что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.
От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависят объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой последовате-льности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методоло-гией (учением о методах).
Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить:
- философскую основу методологии, которая определяет общую направленность научных исследований, принципы подхода к изучаемому объекту; в современной российской юридической науке философскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права, исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия;
- общие методы, которые применимы при изучении любой стороны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);
- частные (специальные) методы, которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств, государственно-правовых явлений; к таким методам относятся статистические и математические методы, конкрет-но – социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других.
Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отраслевых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения.
4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функциониро-ванием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка.
Социальная практика – это предметная деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений и институтов. Она противоположна теории, науке, которая создает идеальную картину существующего мира и изменяет, преобразует теоретические понятия, а не действительность. Особенностью юридической практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на соз-дание и преобразование государственно-правовых институтов общества.
В правоведении есть и более узкое понятие юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел.
Практическая деятельность первична по отношению к теории. Однако навсегда связана с достижением конкретных, частных целей, поэтому в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия в реализации целей, пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.
Для теории практика – это, с одной стороны, объект познания; с другой – сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отра-жая сущностные стороны и закономерности практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы ее отдельные элементы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи – концептуальные положения, направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.
Практика, вбирая научные идеи, реализует свои собственные, но скрытые от нее возможности, избирает наиболее рациональные и корректи-рует ошибочные пути развития. Одновременно в процессе реализации проверяется истинность научных идей и уточняется содержание теоретичес-ких понятий. В единстве, взаимопроникновении теории и практики обеспе-чивается наиболее эффективное функционирование государственно-право-вой системы общества.
Главное направление взаимодействия современной юридической науки и практики в России – это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Федерации.
Государство – организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, социальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.
Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая наделена возможностью осуществлять государственную власть, т.е. подчинять волю всех других людей и объединений для решений общих дел, согласования их совместной деятельности.
Опираясь на все общество, реализуя его общие потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп общества, тех, которые играют в нем наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства.
Вместе с тем государство – относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому общество выступает как объект управления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.
В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность государства – значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.
До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.
Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.
Общесоциальный подход к сущности государства, в противоположность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем компромисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности.
Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства – вторая, общесоциальная.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА – часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм.
Орган государства представляет собой специализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управление конкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеет собственную структуру, материальную и финансовую базу.
Каждый орган государства, частично реализуя его общие функции и задачи, связан путем подчинения или координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой в процессе осуществления властных полномочий органы составляют действующий (функционирующий) государственный механизм.
В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия – на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования – на выборные и назначаемые; по составу – на коллегиальные и единоличные.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ – это система ее основных государственных органов, образованных и функционирующих в соответствии с закрепленными в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов принципами.
В соответствии с конституционными принципами Россия возглавляется единоличным главой государства – Президентом Российской Федерации, который избирается всем населением России и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
На федеральном уровне законодательная власть реализуется Федеральным Собранием – парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, формируемого из представителей регионов – субъектов Российской Федерации, и Государственной Думы, избираемой населением страны. Главной задачей Федерального Собрания является принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Федеральная исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами и другими органами. Председатель правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой. Федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Председатели государственных комитетов и иных федеральных исполнительных органов назначаются Правительством Российской Федерации.
Судебная власть на федеральном уровне представлена Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Прокуратурой Российской Федерации. Судьи перечисленных судов, а также Генеральный Прокурор Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации, как правило, избирается глава субъекта федерации – Президент или Губернатор. Здесь формируются разнообразные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Так, в Нижегородской области законодательная власть представлена Законодательным Собранием; исполнительная власть – Администрацией области, управлениями, департаментами; судебная власть – областными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, прокуратурой области.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.
Форма государства, в отличие от сущности, характеризует его внешние стороны, оболочку, в которой государство предстает перед обществом и окружающим миром. Как внешняя сторона форма государства непосредственно зависит от содержания государственной власти – структуры государственного аппарата и выполняемых им функций. Поскольку государства, находящиеся в однотипных исторических условиях, решают в основном одинаковые задачи, обнаруживается принципиальное совпадение их содержательных сторон. Это обстоятельство определяет общие черты в формах таких государств.
Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности: величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств. Поэтому даже однотипные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо другой элемент государства, характеризует его историческое своеобразие.
Как относительно независимый элемент государства его форма может оказывать определенное воздействие на содержательные стороны. Изменение, например, монархической формы правления на республиканскую или унитарной формы государственного устройства на федеративную влечет за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его органами функций.
В форме государства принято выделять три основных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим. Каждый из этих элементов характеризует определенный аспект формы государства: форма правления – особенности построения верховных органов государства, форма устройства – особенности распределения единой государственной власти по территории страны, политический режим – общий характер взаимодействия государства с населением страны. Но только в связи, в единстве этих элементов может быть правильно понята форма государства и ее соотношение с другими сторонами государственной власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – взаимосвязанная совокупность общественных процессов и институтов, возникающих и функционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными группами.
Политика – это сфера жизнедеятельности общества, связанная регулированием отношений между основными социальными группами общества. Политическая система общества представляет собой совокупность элементов общественной жизни, в которых выражается, проявляет себя политика. Цель политической системы - обеспечить консолидацию, выражение и реализацию интересов отдельных социальных групп общества.
Политическая система общества – это комплексное образование, включающее в себя несколько основных элементов:
-субъекты политической жизни – классы, нации, профессиональные, конфессиональные и другие социальные группы, имеющие свои интересы и стремящиеся реализовать их;
-политические отношения – социальные связи, складывающиеся между основными субъектами политической жизни страны, характер их взаимоотношений между собой;
-политическую организацию общества – совокупность объединений, концентрирующих и выражающих интересы тех или иных социальных групп в политической деятельности;
-политическую идеологию и политические нормы.
Политическая организация – структурно наиболее выраженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда она отождествляется с политической системой в целом. Собственно политическая организация общества состоит из двух основных компонентов:
-государства как основного, центрального звена политической организации общества;
-общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций).
По форме организации политическая система может быть плюралистической, когда существуют разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны.
В зависимости от политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики, и авторитарной, когда роль политических объединений сведена на нет или их деятельность вообще запрещена.
Формационный подход – исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
В плане этого подхода последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые, все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составляют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука); происходит переход к новому, более высокому типу общественно – экономической формации.
Каждой классовой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает доминирующее влияние на государственную власть. К основным недостаткам этого подхода можно отнести то, что:
-некоторые, выделенные в качестве общих, этапы проходят далеко не все общественные системы (например, в России отсутствовала стадия рабовладельческого государства);
-ряд государственных систем вообще не вписывается в предлагаемую схему исторических типов (например, государства, основанные на так называемом азиатском способе производства);
-он обосновывает жесткую зависимость государства от экономических факторов, отношений собственности, которая не всегда позволяет объяснить особенности отдельных групп государств.
Цивилизационный подход – исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и нрава.
Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, введенном в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относительно локальной общественной системы, обладающей общностью культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик.
Цивилизационный подход отказывается от абсолютизации материально – экономических факторов в развитии государства и выводит на первый план факторы социокультурные, духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию, полагая, что именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
С помощью этого подхода удается, например, объяснить, почему страны, имеющие разные стартовые возможности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально – экономическую основу, обладают значительными различиями в организации государственной власти.
С точки зрения этого подхода на начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возникают первичные, древнейшие цивилизации, обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций приводит к формированию особенных средневековых цивилизаций – европейской, арабской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.
Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.
Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно – исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ПРАВА.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.
Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение отношений – через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития.
Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.
В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного регулирования:
-традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни;
-моральное, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;
-корпоративное, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;
-правовое, которое осуществляется путем создания и реализации права – системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.
Различные виды нормативного регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга. В целом нормативное регулирование, обеспечивая стабильность отношений и возможность принуждения в случае отклонения поведения людей от нормы, создает необходимый для деятельности всех субъектов социальной жизни общественный порядок.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – разновидность нормативного регулирования, через которое общество путем создания и реализации особых социальных норм права формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.
В основе возникновения и существования правового регулирования лежит та же причина, что и государственной власти – формирование социально разнородного общества с многообразными и противоречивыми интересами его субъектов. Эти интересы и соответствующее им поведение людей не могут быть упорядочены посредством традиционного или морального регулирования, которые обеспечивают общественный порядок в социально однородных структурах. Для поддержания стабильности в новых условиях общество создает особую разновидность нормативного регулирования – подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым стабильность общественных отношений. Вместе с тем, в отличие от традиционного и морального, правовое регулирование:
-обеспечивает стабильность жизненно важных для общества в целом отношений;
-осуществляется через особую группу социальных норм – право;
-непосредственно связано с государством и гарантируется им.
ПРАВО – система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни.
По содержанию право представляет собой созданную в обществе систему юридических норм, обладающих особыми признаками, отличающими их других социальных норм. К ним относятся: общеобязательность, формальная определенность, государственная защищенность.
Сущность права – это общая воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Однако в праве выражает себя не всякая воля гражданского общества, а только официально признанная, т.е. поддержанная государственной властью.
Социальное назначение права – установить гармонию, баланс этих интересов, не допустить их столкновения друг с другом, а пи возникновении противоречий – определить нормальные способы согласования интересов и разрешения конфликтов.
Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Благодаря правопорядку могут нормально реализовываться признанные обществом и допустимые для него интересы отдельных личностей, общностей людей, их организаций и государства.
СУЩНОСТЬ ПРАВА – это воля гражданского общества, направленная на регулирование наиболее важных общественных отношений с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в деятельности различных субъектов общественной жизни.
В основе любого общественного явления, в том числе и права, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность права – значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через право в совей деятельности.
До недавнего времени в российском правоведении доминировал классовый подход к сущности права. В соответствии с ним право понимается как возведенная с помощью государства в закон воля экономически господствующего класса. Этот класс через право создает порядок общественных отношений, соответствующий его частным интересам. По отношению к другим социальным группам право выступает как противоположная их интересам, навязываемая из вне сила.
Данный подход достаточно правильно отражает существенные черты права ранних исторических периодов.
С точки зрения противоположного классовому общесоциального подхода право по сущности выражает волю всего гражданского общества. Его целью является достижение баланса, гармонии интересов индивидов и их объединений, установление нормальных способов разрешения конфликтов между ними, обеспечение в итоге стабильного общественного порядка. Право при этом подходе выступает как социальное явление, в котором объективно заинтересованы все основные социальные группы общества.
Данный подход в большей степени выражает существенные черты права современного цивилизованного общества.
Дуалистический подход к сущности права пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в праве, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Право как выражает волю экономически господствующего класса, так несет в себе элементы воли всех основных социальных групп общества, объективно заинтересованных в порядке, стабильности общественных отношений.
В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изменяется соотношение между классовой и общесоциальной сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития человеческого общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоциальной направленности.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА – ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.
Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения конфликтов.
Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Различают общие принципы, реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приоритета законов над иными нормативными актами, законности, ответственности за вину и ряд других. Все эти принципы в той или иной форме отражены в конституции Российской Федерации.
Кроме общих правовых принципов выделяют еще межотраслевые принципы, которые охватывают несколько отраслей права, и отраслевые принципы, которые реализуются в отдельных областях правового регулирования (принцип безусловного исполнения обязательств в гражданском праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе и др.). Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.
Подзаконные нормативные акты – официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов.
Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем, это также нормативные акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систему законов.
Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящими в исполнительную ветвь власти и, как правило, имеют специфическое для органа название. Так, в Российской Федерации Президент принимает Указы, Правительство – Постановления, Министерства – Приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают Главы субъектов Федерации, их исполнительные органы: правительства, администрации, министерства, управления, департаменты. Такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, распоряжения.
В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.
Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах.
Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы.
ОТРАСЛЬ ПРАВА – совокупность юридических норм, объединенных по признаку регулирования ими качественно однородной и относительно обособленной сферы общественных отношений (имущественной, управленческой, финансовой, трудовой, семейной и др.).
Отрасль права – это основное и наиболее крупное объединение юридических норм. Разделение норм по отраслям права – один из главных качественных критериев, который позволяет сориентироваться в многообразных правовых предписаниях, структурно выделить те из них, которые регулируют данную группу общественных отношений.
Каждая отрасль права характеризуется, во-первых, предметом правового регулирования, т.е. качественно однородной и относительно обособленной сферой регулируемых общественных отношений. Предмет правового регулирования служит основным критерием отличия норм одной отрасли права от другой. С предметом правового регулирования тесно связан метод правового регулирования – особый режим, создаваемый отраслью права для участников регулируемых ею отношений.
В соответствии с особенностями предмета и метода правового регулирования юридические нормы объединяются в отрасли конституционного (государственного), гражданского, административного, уголовного, трудового, семейного, финансового, земельного, экологического, уголовно-исполнительного права и другие отрасли права.
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (механизм действия юридических норм) – процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств.
Процесс правового регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма действия юридических норм).
Исходным элементом механизма правового регулирования являются субъекты права – отдельные лица и организации, наделенные возможностью совершать юридические действия. Итогом механизма действия юридических норм является их правомерное поведение.
Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования и используемыми на каждой из них специальными юридическими средствами являются:
-стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью;
-стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;
-стадия реализации права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридических норм – правомерного поведения.
В качестве дополнительного элемента правового регулирования можно выделить механизм обеспечения права, который основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, «запускается» в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя также стадии юридической ответственности и ее реализации.
Субъекты права – лица, субъекты общественной жизни, которые в соответствии с юридическими нормами и при наличии определенных обстоятельств могут иметь предусмотренные ими права и нести соответствующие обязанности.
Субъектами права выступают как отдельные люди (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и организации (государственные, муниципальные, общественные, частные). В сфере имущественных отношений субъекты – отдельные люди называются физическими лицами, а организации – юридическими лицами. В определенных отношениях (на международной арене, в федеративных связях) субъектом права может выступать государство в целом.
Субъектами права лица становятся тогда, когда они наделены нормами права специальными юридическими свойствами: правоспособностью и дееспособностью.
Дееспособность субъектов права – закрепленные юридическими нормами различных отраслей права необходимые для субъекта качества, при наличии которых он может собственными действиями осуществлять правоспособность, реализовать принадлежащие ему права и обязанности.
Отдельные люди (индивиды) признаются дееспособными при достижении определенного отраслью права возраста (18 лет – для брачных и имущественных отношений, 15 лет – для трудовых отношений, 16 лет – для административной или уголовной ответственности и т.п.). Не являются дееспособными индивиды, хотя и достигшие соответствующего возраста, но невменяемые, т.е. неспособные отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие слабоумия, хронической душевной болезни и других обстоятельств. Вопрос о невменяемости субъекта решается только судом.
У организаций дееспособность наступает одновременно с правоспособностью (с момента создания – для государственных организаций и государственной регистрации – для других) и реализуется руководящими органами организации.
В совокупности правоспособность и дееспособность образуют правовой статус субъекта права, который воплощается в большей или меньшей части в его конкретных правах и обязанностях при наличии юридических фактов.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ – фактические жизненные обстоя-тельства, закрепленные в гипотезах юридических норм, с которыми отрасли права связывают наличие конкретных правовых последствий в виде возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей субъектов права.
Юридические факты – самостоятельный, основной элемент механизма правового регулирования, занимающий в нем промежуточное звено между нормами права и правоотношениями. Благодаря юридическим фактам осуществляется переход правового регулирования со стадии общей регламентации правового положения субъектов права к стадии индивидуализации юридических норм.
Юридические факты регламентированы юридическими нормами, они закрепляются в их гипотезах в виде совокупности обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие. Однако юридический факт – это не само словесное правило юридической нормы, а конкретное жизненное обстоятельство, реально происходящее действие или событие, соответствующее гипотезе юридической нормы. В то же время не являются юридическими фактами реальные жизненные обстоятельства, которые не предусмотрены гипотезами юридических норм. Они нейтральны по отношению к праву, не влияют на процесс правового регулирования.
Юридические факты непосредственно связаны с правоотношениями. Только при наличии юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, оказываются связанными взаимными субъективными правами и обязанностями, юридические факты определяют также изменение содержания или прекращение правоотношений. Соответственно при отсутствии юридических фактов не происходит возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей субъектов права.
Нередко юридические нормы в гипотезах предусматривают необходимость взаимосвязанной совокупности обстоятельств, при наличии которых норма вступает в действие. Такой комплекс юридических фактов называется юридическим составом. Для наступления соответствующих правовых последствий в этом случае необходимо наличие всех юридических фактов, входящих в юридический состав. Отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Виды юридических фактов.
Классификация юридических фактов – их разделение на виды по различным критериям, позволяющее установить особенности их действия в механизме правового регулирования. В зависимости от отношения к воле субъектов права юридическими фактами могут быть:
-события, обстоятельства, которые не зависят от сознания и воли людей (например, находка чужой вещи или гибель от стихийного бедствия застрахованного имущества);
-действия – обстоятельства, которые зависят от сознания и воли людей (например, заключение договора купли – продажи или совершение дисциплинарного проступка). События подразделяются на абсолютные, независимые от сознания и воли всех людей, и относительные, независимые от сознания и воли определенного круга лиц. Действия подразделяются на правомерные, попадающие под гипотезы регулятивных норм, и неправомерные, попадающие под гипотезы правоохранительных норм. Правомерные действия могут осуществляться как юридические акты, специально направленные на порождение правовых последствий, и юридические поступки, вызывающие правовые последствия вне зависимости от направленности на них воли человека. Неправомерные действия в зависимости от регулирующей их отрасли права подразделяются на преступления и проступки (административные, имущественные, дисциплинарные). В зависимости от наступающих правовых последствий юридические факты могут быть классифицированы на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. В зависимости от состава юридические факты подразделяются на простые и сложные.
Виды правоотношений.
Применение права – особая форма реализации правоотношений, которая осуществляется путем использования, исполнения и соблюдения субъективных прав и обязанностей сторонами правоотношения с помощью и под контролем специально уполномоченного властного государственного органа.
Применение права – это одно из средств правового регулирования общественных отношений, которое используется на стадии реализации права. Применение права отличается от иных форм реализации права тем, что всегда связано с деятельностью специально уполномоченных властных государственных органов. Именно эти органы дают оценку возникающим юридическим фактам, определяют субъективные права и обязанности сторон правоотношения, контролируют использование, исполнение и соблюдение субъективных прав и субъективных обязанностей.
Применение права осуществляется по особой процедуре, специально предусмотренной законодательством. Оно выражается в создании на основе правовых норм особых правовых актов индивидуального характера – актов применения права. Указания органа, применяющего право, по порядку реализации правоотношения являются обязательными для сторон правоотношения.
Необходимость в применении права как форме реализации возникает тогда, когда:
-государство придает особую значимость отдельным правоотношениям и порядку их реализации;
-стороны правоотношения сами не в состоянии определить порядок реализации их субъективных прав и обязанностей;
-реализация прав и обязанностей невозможна или прервана из-за совершения правонарушения.
Применение права как властная организующая деятельность компетентных государственных органов по решению конкретных дел разделяется на несколько взаимосвязанных стадий, главными из которых являются стадия исследования фактических обстоятельств, стадия выбора юридической нормы, стадия принятия решения по делу.
Акты толкования права.
Помимо деятельности правоприменительного органа, направленной на уяснение смысла юридической нормы с помощью различных приемов, необходимым условием установления точного ее содержания является обращение к актам толкования права. Акты толкования права, называемые также интерпретационными актами, служат для правоприменительного органа внешним источником для определения смыслового значения применяемых норм.
Роль различных интерпретационных актов в процессе применения права напрямую зависит от субъектов, создающих эти акты. По этому критерию различают две большие группы актов толкования права: акты официального и акты неофициального толкования.
Официальное толкование дается специально уполномоченными на это государственными органами. Оно бывает аутентичным, когда толкование нормы дается органом, ее принявшим, а также легальным, когда толкование дается не самим правотворческим органом, а органом, наделенным правом толкования в силу закона.
Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права. Например, положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о бандитизме» (акт официального толкования) являются обязательными при квалификации всеми судами дел по соответствующей статье Уголовного кодекса.
АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА, ВИДЫ.
Правоприменительная деятельность компетентного государственного органа завершается принятием подлежащего исполнению акта применения права.
АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА – официальные письменные документы компетентных государственных органов, где в необходимой процессуальной норме обобщается процесс применения права и объявляется обязательное к исполнению решение по рассматриваемому делу.
Как и нормативные акты, акты применения права носят правовой характер, устанавливая защищаемые государством права и обязанности субъектов общественной жизни. В отличие от нормативных актов, акты применения права не содержат юридических норм и всегда носят производный и индивидуальный характер, т.е. издаются на основе действующих юридических норм (или в допускаемых случаях по аналогии закона и права) и распространяются только на конкретную жизненную ситуацию и конкретных лиц.
Правоприменительные акты имеют определенную законодательством официальную форму и, как правило, включают в себя:
-вводную часть, указывающую наименование акта и издавшего его органа, место и форму издания, лиц, участвующих в деле;
-описательную часть, где излагаются установленные в процессе рассмотрения дела фактические обстоятельства и способы их доказательства;
-мотивировочную часть, где обосновывается принятая юридическая квалификация дела со ссылками на действующие нормативные акты и акты официального толкования права;
-резолютивную часть, где объявляется содержание решения, принятого на основе юридической квалификации установленных обстоятельств;
-заключительную часть, содержащую подписи уполномоченных должностных лиц и печать государственного органа.
Акты применения права в зависимости от содержания решения обычно подразделяются на регулятивные (например, решение суда о разделе имущества собственников) и охранительные (например, приговор суда в отношении лица, совершившего кражу).
Акты применения права обязательны для лиц, в отношении которых они приняты, и при необходимости могут быть исполнены в принудительном порядке.
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ.
Правонарушение – обладающее необходимыми признаками деяние субъекта правоотношения (действие или бездействие), которое противоречит предписаниям юридических норм и нарушает нормальную реализацию субъективных прав и обязанностей.
Правонарушения – это деяния субъектов права, противоположные правомерному поведению, его антипод. Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства.
В основе правонарушений лежит несовпадение нормальных для большинства субъектов общественной жизни форм реализации интересов со способами, используемыми данным субъектом в илу объективных или субъективных причин. Однако объективные причины (например, неустойчивое экономическое состояние общества) сами по себе не определяют неизбежности правонарушения. Основой его является внутреннее отрицательное отношение субъекта общественной жизни к ценности права, к необходимости соблюдать предписания законов и иных нормативных актов.
Любое правонарушение характеризуется такими признаками, как:
-общественная опасность (вредность), выражающаяся в причинении ущерба, вреда нормальным, полезным для общества социальным связям;
-противоправность, проявляющаяся в том, что любое правонарушение нарушает предписания юридических норм, посягает на устанавливаемый ими правопорядок;
-виновность, состоящая в сознательно волевом отношении лица к противоправному деянию и наступившим вредным последствиям;
-наказуемость, выражающаяся в неотвратимости применения мер юридической ответственности за совершение правонарушения.
Для юридической квалификации правонарушения особое значение имеет установление состава правонарушения, его объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.
ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, МЕСТО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ.
ПРАВОПОРЯДОК: СОДЕРЖАНИЕ, УСЛОВИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ, СООТНОШЕНИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ.
ПРАВОПОРЯДОК – состояние правовой упорядоченности общественных отношений, которое складывается из актов правомерного поведения субъектов правоотношений и реализации юридической ответственности при совершении правонарушений.
Состояние правопорядка характеризует способность гражданского общества и государства упорядочивать свою жизнедеятельность с помощью права и эффективно пресекать отклонения от общеобязательных правил поведения. Правопорядок в силу этого складывается из двух основных компонентов: правомерного поведения субъектов права и неотвратимости юридической ответственности для лиц, совершивших правонарушения.
Устойчивость правопорядка, с одной стороны, определяется объективными условиями жизни людей, состоянием социально – экономических процессов, стабильностью политической системы, с другой стороны, зависит от уровня правосознания, субъективного отношения гражданского общества и государственного аппарата к праву, его принципам, необходимости соблюдения правовых предписаний в любых ситуациях, неотвратимости юридической ответственности за совершение любых правонарушений.
Правопорядок непосредственно связан с режимом законности в стране. Если законность характеризует всеобщность требования соблюдения законов, то правопорядок является фактической реализацией этого требования.
Правопорядок является неотъемлемой частью общественного порядка, который складывается из актов реализации всех социальных норм и ответственности за отклонение от установленных ими правил. Соблюдение субъектами общественной жизни других социальных норм (морали, прогрессивных обычаев) оказывает позитивное влияние на устойчивость правопорядка.
С другой стороны, правопорядок составляет центральное звено общественного порядка в силу того, что он формируется в наиболее важных для общества отношениях и охраняется государственной властью. Поэтому состояние правопорядка оказывает непосредственное воздействие на формирование и соблюдение в обществе всех прогрессивных социальных норм.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.
Правовая культура соединяет в себе элементы правосознания, с одной стороны, и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения, - с другой.
Правовой культурой можно считать не вообще всякое сочетание правосознания и правовой практической деятельности, а лишь такое, которое характеризует определенное качество правовой системы данного общества. Это качество зависит от реализации в ней выработанных в историческом развитии общества прогрессивных правовых критериев.
Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве и нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.
К критериям правовой культуры общества можно отнести незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, кодифицированность системы законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других.
С точки зрения этих критериев можно характеризовать правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране, правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей.
Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – наиболее широкое по содержанию понятие теории права. Оно характеризует структурное единство всех правовых явлений общества, их качественное своеобразие по сравнению с правовыми системами других стран, принадлежность по общим признакам к определенным типам (семьям) правовых систем.
Структурными компонентами правовой системы общества являются:
-нормы права, принципы, институты и отрасли права, выраженные в специфических источниках права; это нормативный компонент правовой системы;
-правовая практика и правовые учреждения; это деятельный компонент правовой системы;
-правовое сознание общества; это духовный компонент правовой системы.
Исторические особенности содержания и соединения этих компонентов определяют различия правовых систем и объединение их в группы (семьи правовых систем) по степени общности.
Обычно выделяют четыре основных семьи правовых систем среди современных стран: романо-германскую правовую систему, англосаксонскую правовую систему, мусульманскую правовую систему и традиционную правовую систему.
Романо-германская правовая система (Германия, Франция, Россия, другие страны континентальной Европы) характеризуется особой ролью конституций и законов, четко определенной системой нормативных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в том числе частное и публичное право.
Англосаксонская правовая система (Великобритания, США, Канада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных прецедентов как основных источников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, относительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений.
Мусульманская система права (страны арабского востока) характеризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, признанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана, акты их толкования учеными знатоками ислама – иджмы, акты аналогии норм Корана к сходным случаям – киясы.
Традиционная система права (значительная часть Африки) – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).
Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа – Новой Гвинеи; на островах Океании.
К особенностям данной правовой системы можно отнести следующее:
-неписаный (некодифицированный) характер права;
-основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;
-сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;
-регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивидуума;
-коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;
-осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;
-архаичность многих обычаев;
-уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;
-месть – при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).
РАЗДЕЛ I . ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА.
ПРАВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТ-ВЕННЫХ НАУК. СТРУКТУРА ПРАВОВЕДЕНИЯ.
ПРАВОВЕДЕНИЕ – это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий основной объект изучения – государственно-правовую систему общества.
Правоведение как часть обществоведения изучает деятельность людей, но деятельность особого рода, связанную с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества. Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общественных наук. Современное правоведение – развитый комплекс юридических наук. В состав правоведения входят:
- историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государства и права в целом как относительно самостоятельные явления общественной жизни;
- отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;
- специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.
Предметы каждой из групп юридических наук взаимно дополняют друг друга. Из их совокупности складывается полное и адекватное представление о государственно-правовой системе общества.
2. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.
Теория государства и права – общественная наука, входящая в состав правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания – государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом – специфическим аспектом, срезом изучения общего объекта. Теория государства и права изучает:
- во-первых, свойства государственно-правовой системы общества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отраслевых и специальных юридических наук;
- во-вторых, сущностные закономерности государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних временных и пространственных форм.
Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как науки фундаменталь-ной, на которой базируются знания отраслевые и специальных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:
- вырабатывает систему основных правовых понятий, составляющих теоретическую базу для других юридических наук;
- обеспечивает переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом.
Структурно теория государства и права состоит из двух основных частей: теории государства и теории права. Изучение в рамках одной науки этих относительно самостоятельных социальных явлений определяется тем, что:
- в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны между собой, взаимно определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему общества;
- в истории России государство играло основную роль в формировании и обеспечении реализации права, и поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредованно связана с функционированием государственной власти.
3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ С ПРЕДМЕТОМ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ.
МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы и способы исследования государственно-правовой системы общества.
Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются методом науч-ного познания. В отличие от предмета, определяющего, что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.
От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависят объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой последовате-льности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методоло-гией (учением о методах).
Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить:
- философскую основу методологии, которая определяет общую направленность научных исследований, принципы подхода к изучаемому объекту; в современной российской юридической науке философскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права, исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия;
- общие методы, которые применимы при изучении любой стороны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);
- частные (специальные) методы, которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств, государственно-правовых явлений; к таким методам относятся статистические и математические методы, конкрет-но – социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других.
Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отраслевых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения.
4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функциониро-ванием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка.
Социальная практика – это предметная деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений и институтов. Она противоположна теории, науке, которая создает идеальную картину существующего мира и изменяет, преобразует теоретические понятия, а не действительность. Особенностью юридической практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на соз-дание и преобразование государственно-правовых институтов общества.
В правоведении есть и более узкое понятие юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел.
Практическая деятельность первична по отношению к теории. Однако навсегда связана с достижением конкретных, частных целей, поэтому в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия в реализации целей, пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.
Для теории практика – это, с одной стороны, объект познания; с другой – сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отра-жая сущностные стороны и закономерности практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы ее отдельные элементы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи – концептуальные положения, направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.
Практика, вбирая научные идеи, реализует свои собственные, но скрытые от нее возможности, избирает наиболее рациональные и корректи-рует ошибочные пути развития. Одновременно в процессе реализации проверяется истинность научных идей и уточняется содержание теоретичес-ких понятий. В единстве, взаимопроникновении теории и практики обеспе-чивается наиболее эффективное функционирование государственно-право-вой системы общества.
Главное направление взаимодействия современной юридической науки и практики в России – это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Федерации.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.