В качестве экспериментальных групп по улучшению психологического климата я выбрала 5-Б и 10-А классы.
Для формирования благоприятного климата классов я выбрала апробированный в Украине групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.
Мнения. Это упражнение я применяла на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все дети по очереди называют одно-два из присущих им положительных качеств, что сразу создавало необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено, и в этом варианте стать методом коррекции поведения детей. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва ребята по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, описанному В. Тендряковым в повести “Ночь после выпуска”, я рекомендовала неприятные характеристики оформлять метафорически - “волк-одиночка”, “ежик в тумане” и другие.
Интервью. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7. Я контролировала, чтобы по возможности через это упражнение прошли все ребята. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у “интервьюируемого”, на первых этапах занятия я предлагала им отвечать с частичной откровенностью или “в маске” - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для “раскачки” оказалось интервьюирование “в ролях”: и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха. Это интервью стало прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.
Видение других .
a. Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача - подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.
b. Называется один из участвующих в занятиях. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.
Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:
a. Продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т. п.);
b. Передать, другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т. п.; для этого участники разбиваются на пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст; естественно, что содержание записки другому неизвестно).
Во всех случаях сравнивается и обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим.
Варианты выполнение задания:
1. Только при помощи жестов;
2. Только при помощи мимики;
3. При помощи и мимики, и жестов.
Двойной диалог. Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога - 5-7 минут. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).
Инсценировка. Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (басня “Ворона и Лисица”). Один из них - “режиссер” - должен объяснить второму - “актеру” - трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия “режиссера”.
Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (сказка “Репка”) и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте “Репки” я предлагала участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они “тащили удивительную репку”). После окончания спектакля проводилось его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.
Живая картина. Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача - “оживить” картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.
Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого - “оживить” портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик, а по мере тренировки - и монолог за изображенного на портрете.
Чувство другого. Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться - всею три раза подряд.
“Телепатия”. Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2 - 3 метров. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого - всем своим существом почувствовать второго.
Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.
Пересказ. Предварительно ребятам дается задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как выступления подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из них произносит подготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать, с тем, чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать все то основное, что в нем было. “Жюри” из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заключение - коллективное обсуждение упражнения.
В конце формирующего эксперимента в качестве инструмента для проведения исследования по выявлению улучшения психологического климата классного коллектива была использована методика “эмоционально-психологический климат” Карповой Г.А. Суть метода: подростки оценивают по полярным шкалам свой класс и отношения между одноклассниками.
Мной были сравнены полученные данные до и после эксперимента. На основе данных были выделены классы с наиболее благоприятным психологическим климатом (5-Б, 10-А - экспериментальные) и класс с наименее благоприятным климатом (10-Б - контрольный).
Анна Васильевна, классный руководитель 10-Акласса выделила следующие слагаемые работы над созданием благоприятного климата в классе:
- находить общие интересы, которые объединили бы всех;
- на основе интересов организовывать общие дела;
- не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- если есть “свободная минутка” стараться проводить ее вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
Интервью у учеников 10-Б класса (с наименее благоприятным климатом) показало, что:
- часть из них занимают позицию, когда за психологический климат классного коллектива отвечает только преподаватель: уход от участия в решении проблем;
- часть ребят считают, что надо как можно больше времени проводить вместе – это будет способствовать улучшению положения;
- было высказано мнение о необходимости доброжелательнее относиться друг к другу;
- при возникновении конфликта решать его мирным путем;
- и незначительная часть ребят высказалась за более терпимое отношение к чужому мнению одноклассников;
- стремление понять тех, кто является в коллективе изгоями.
Заключение
Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Полученные результаты были обсуждены на малых педсоветах по параллели 5-х и 10-х классов и непосредственно с классными наставниками 10-А и 10-Б классов, а также на классном часе с учащимися 10-Б класса. В этом я вижу практическую ценность моего исследования.
Список использованной литературы
1. Аликина Г.В. Изучение психологического климата классов у младших и старших подростков/Электронная библиотека.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с.
4. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М. 1988. 109 с.
5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с.
6. Аникеева Н.П. Групповой поведенческий тренинг /Электронная библиотека.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.
8. Кумарин В.В. Престижное воспитание? Проще простого! Если слушать голос Природы... М.: Издание журнала «Престижное воспитание», 2001.
9. Леонтьева Е. М.(МПГУ)/Электронная библиотека.
10. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. № 9-10.
11. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М, 1988.
12. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Педагогические соч.: В 8 т. Т. 3. М., Педагогика, 1984.
13. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1.
14. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М., 1955.
15. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М, 2000.
16. Яньшин П.В. (Ф-т психологии СамГПУ) Исследование влияния психологических характеристик учителя на состояние класса с помощью цвето-социометрического теста // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе. Материалы всероссийской научно-практической конференции 27 января 2000 года. Самара, 2000.
Приложение 1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.