1. Определение психологического климата класса.
Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива я воспользовалась картой-схемой А. Н. Лутошкина.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до - 3 (Приложение 1).
Используя схему, читаются сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком “+” отмечается в средней части листа та оценка, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+ 3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+ 2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
- 1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
- 3 - свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, я сложила все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат послужил условной характеристикой психологи-ческого климата большей или меньшей степени благоприятности.
2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое - я определяла с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная-5). Вопросы приведены в Приложении 2.
3. Атмосфера в группе.
Психологическую атмосферу (то есть динамичную составляющую психологического климата) в 5-А классе я замеряла, с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Дети должны были поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие “дистанцию” между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие | Враждебность | |||||||||
Согласие | Несогласие | |||||||||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | |||||||||
Увлеченность | Равнодушие | |||||||||
Продуктивность | Непродуктивность | |||||||||
Теплота | Холодность | |||||||||
Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | |||||||||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | |||||||||
Занимательность | Скука | |||||||||
Успешность | Не успешность |
Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение (возможности “цветовых тестов” очень велики, и все здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.
4. Исследование влияния психологических характеристик учителя на состояние класса с помощью цвето-социометрического теста.
Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат класса, является личность классного руководителя. Для данного вида исследования применяют цвето-социометрический тест (ЦСМ), основанный на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста М.Люшера. В ходе исследования происходит взаимная оценка учениками друг друга с помощью цветов теста Люшера по алгоритму ЦТО А.Эткинда, классный руководитель участвует в обследовании на равных с учениками.
Так как провести данное исследование мне не представилось возможным, я изучила статистику, приведенную в периодической литературе по психологии и педагогике по данному вопросу. Статистика свидетельствует:
Совпадение между взаимными оценками учеников и оценкой их классным руководителем (это индикатор эмоциональной референтности учителя) возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. Увеличение совпадений с оценками их учителем в последствии происходит медленно, и в 11-м классе снова уменьшаются. Нижеследующие закономерности выявлены на протяжении всех лет обучения в школе (1 - 11 классы).
Высокая референтность классного руководителя относительно эмоциональной взаимооценки учеников положительно коррелирует (p < .01) с понижением внутренней напряженности и эмоциональной неустойчивости учеников, повышением их настроения, повышением оценки мамы, повышением сходства во взаимных оценках. В то же время высокая личностная напряженность самого классного руководителя связана с повышением этого же показателя у учеников класса, как и с понижением их потребности в активности (признаками утомления?). Взаимосвязаны также удовлетворенность классного руководителя классом и высота его оценки со стороны учеников. Менее устойчиво (p < .05) недоброжелательность учителя связана с повышением внутренней напряженности учеников и привлекательностью для них школы. Эмоциональная привлекательность классного руководителя падает параллельно с понижением взаимной удовлетворенности среди самих учеников, снижением привлекательности школы, класса и лучшего друга (p < .01).
Все говорит о том, что в течение первых трех лет обучения главным стабилизирующим фактором во взаимоотношениях детей являются отношения с классным руководителем. Начиная с пятого класса общение с учителем не играет такой роли. Результаты исследования свидетельствуют о том, что включенность классного руководителя в общение значительно повышает настроение и сходство во взаимных оценках, - точно так же, как усиление когнитивного компонента в оценках, обращение внимания на объективные характеристики личности учеников усиливает сходный показатель у самих учеников, дифференцированность их взаимных оценок и их взаимное сходство, снижает их потребность в автономии, увеличивает дифференцированность их оценок класса в целом.
Следует также указать, что эмоционально включенный и психологически чуткий учитель (классный руководитель) способен значимо улучшить эмоциональный климат в классе и повысить взаимную удовлетворенность учеников друг другом [16:стр.336-337].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.