Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

1. Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы

1.1. Личность и коллектив

1.2 Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса

2. Изучение психологического климата класса у младших школьников и старших подростков

2.1 Методики исследования психологического климата в школьном коллективе

2.2 Формирование благоприятного психологического климата класса

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение

 

Выбор темы курсовой работы обусловлен следующими факторами.

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.

Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера», «агрессивная аура» и т.п.

Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника. На мой взгляд, тема исследования психологического климата в детском коллективе весьма актуальна.

В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) - наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

По результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным. Наиболее часто встречаются классы с противоречивым, неустойчивым климатом (58% обследованных групп), неблагоприятный климат был зафиксирован в 16% школьных классов, умеренно благоприятный - в 22% случаев. Острота проблемы формирования климата в современной школе очевидна.

Оптимальное управление социально-психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Целью работы является изучение психологического климата в раннем подростковом и в старшем подростковом возрасте на примере 5 и 10 классов общеобразовательной школы № 44 г.Севастополя.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Дать определение социально-психологическому климату группы;

2. Выявить влияние психологических характеристик учителя на психологический климат класса;

3. Подобрать методики, позволяющие исследовать психологический климат детского коллектива.

Работа написана на основе изучения работ исследователей и социальных психологов, изучавших проблемы взаимоотношения личности и коллектива, а также климата группы: А.С. Макаренко, Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца, Г.М. Андреевой и др.



Личность и коллектив

В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.

Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Не случайно В.В. Кумарин, глубокий исследователь и пропагандист опыта Макаренко, заметил: «Если бы вместо довольно унылой - особенно в части народного образования - модели Грефа мы взяли бы модель Макаренко, Россия уже через пару-тройку лет твёрдо стояла бы на собственном сверхпрочном экономическом и культурном фундаменте и на равных дружила бы с «золотой семёркой» [8:С.21].

Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.

В начале XX века А.С. Макаренко заметил, что вопрос о стиле коллектива достоин отдельных монографий, настолько он важен. «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» [12:C.193], писал он. До настоящего времени остаётся много нерешённых вопросов: каковы закономерности формирования климата? Какие факторы в наибольшей степени определяют характер климата? Какова технология его совершенствования и, если необходимо, исправления?

Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Сами понятия «стиль» и «тон» в работах А.С. Макаренко однозначно не определены, но в различных статьях мы находим многочисленные пояснения, которые дают возможность говорить о том, что под «стилем и тоном» коллектива автор понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений. «Практика (каждого отдельного коллектива) - это то, что я называю стилем работы», - писал А.С.Макаренко [14:С.297]. «Практические, будничные детали каждого сегодняшнего дня», ежедневная практика отношений (курсив мой), в которые включён каждый коммунар, обозначались как стиль и тон коллектива. Именно отношения, их характер описывал А.С. Макаренко, говоря о стиле и тоне. Нормой считался, к примеру, «тон достоинства», «несимпатичным тоном» было жаловаться посторонним, утратой стиля считалось появление пыли и грязи в помещениях и др.

А.С. Макаренко заботили, прежде всего, формирующиеся отношения к различным сторонам действительности. Он опирался на психологию отношений, полагая, что «именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

Отношенческий подход позволил сделать новый виток в исследовании сущности психологического климата группы. В современной педагогике под социально-психологическим климатом группы понимается динамическое поле отношений, определяющее самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и характер развития (нравственного, интеллектуального, профессионального и др.) каждого члена группы [15:С.92]. «Ведущие» отношения, определяющие характер психологического климата группы, - отношения к человеку, жизни, труду, образованию, к себе, группе, человечеству.

Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата.

Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др. Эти направления были «подсказаны» А.С. Макаренко. В его лекции «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе» [14] выделяются те отношения, которые автор считал главными, определяющими стиль коллектива. Во главу угла он ставил бодрость и уверенность в своей жизни. «Мажор, постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, весёлое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». Исходя из современной трактовки, на первом плане - общее отношение к жизни, которое должно быть свойственно детскому объединению с благоприятным психологическим климатом.

Признаком здорового психологического климата по Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив... Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.

А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства... Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем». Достичь этого очень трудно. Сегодняшняя школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней детей.

Важными характеристиками стиля и тона А.С. Макаренко считал способность каждого члена коллектива к ориентировке и торможению. «Тот визг и крик, который часто бывает в детском коллективе, - это, прежде всего полное отсутствие ориентировки, ощущение только себя и своего движения. Нет ощущения окружающего». Под торможением понималось умение уступить товарищу, «в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», - писал А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко выделяет и такую характеристику стиля, как соблюдение норм поведения и эстетику коллектива: «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике... Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий».

Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива.

Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др. Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, учитель может провести диагностику климата в своём классе, школе, кружке и т.п. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным [11] и др.

Часто у учителей возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности.

Приведу два наблюдения автора за поведением учеников в классах с различным климатом.

Урок математики. Учитель закончил доказательство теоремы, и один из учеников, растерянно глядя на доску, проговорил: «Я что-то не понял, как из формулы (1) мы получили формулу (2)». Ему вторят несколько голосов: «И я не понял». Учитель снова показывает ход доказательства. Вадим Д. говорит: «А я могу доказать эту теорему другим способом. И более коротким». Учитель поддерживает инициативу: «Это интересно. Пройди к доске и покажи свой вариант». Однако доказательство вторым способом не клеится, Вадим допускает ошибки, но в классе не слышно издёвок, насмешек. Все работают - идёт поиск истины. Звенит звонок, учитель прекращает диктовать условие новой задачи, но школьники возражают: «Нет, давайте допишем». За дверью нарастает гул перемены, а в классе все спокойно заканчивают работу.

Такие рядовые «картины школьной жизни» можно наблюдать лишь в классе, где ученики не боятся проявить себя, задать вопрос учителю, не рискуя быть осмеянными в случае ошибки, где сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку, т.е. в классе с благоприятным психологическим климатом. Теперь пример из жизни другого класса.

Урок зоологии. Дети работают над темой «Перепончатокрылые». У доски Денис отвечает домашнее задание. Он рассказывает о пчёлах увлечённо, с настроением, но допускает неточности, ошибки, кроме того, мальчик косноязычен. На дополнительные вопросы преподавателя отвечает путано. Учительница подводит итог: «Я думала, что ты больше знаешь о пчёлах», и предлагает другим ученикам в классе оценить прозвучавший ответ.

Видимо, этот приём взаимооценивания она применяет не в первый раз. Возможно, в других классах он эффективен, но в этом классе происходит следующее. Лёша, которому предложили выставить оценку, отказывается: «Что я, учитель - оценки ставить?!» Следующая девочка Алина выдавливает из себя: «Он отвечал на три». Учительница соглашается с такой отметкой и выставляет её в журнал. Денис обижен, раздосадован, с вызовом бросает: «Уж ставьте сразу два!» Но главным его врагом становится Алина, предложившая поставить тройку за ответ. Всё оставшееся время урока он потратил не на дальнейшее изучение темы, а на поиски наиболее обидных и унизительных характеристик своей обидчицы.

Видим, что в классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении. Для учителя-профессионала нет сомнений в том, что ребёнок, ежедневно приходящий в школу на 5-6 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили его. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается позитивно.

Возникает и такой вопрос: «С чего нужно начинать работу по налаживанию (или исправлению) климата в классе? Поддаётся ли психологический климат коррекции?»

Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения другого человека (средства подчёркнутого уважения личности: обращение по имени, соблюдение этикета, недопущение унижения достоинства человека, публичное признание достоинств учеников, психологическая поддержка, снятие страха: «Ничего страшного, если в первый раз не получится», авансирование успеха: «Вы умные и эрудированные, поэтому непременно найдёте интересные решения проблемы» и др.), атмосферу радости от успешного напряжённого труда, то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе.

Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попрания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе.

Классный руководитель просит ученика подать дневник, чтобы сделать запись-замечание. Ученик отвечает, что забыл дневник дома. На глазах поражённых учеников учительница открывает портфель и достаёт дневник. Все молчат. При следующей встрече, объявляя о родительском собрании, эта учительница говорит, явно злорадствуя: «Скажите родителям, чтобы ремни приготовили и на крючки их повесили». На лицах детей появляются недобрые ухмылки. В программу очередного конкурса этот педагог включает конкурсы, как будто специально предназначенные для унижения человеческого достоинства (например, съесть пирожное без помощи рук). И вот наступает время, когда педагоги, родители, студенты (на практике) видят класс, для которого постоянным спутником становится агрессивность, прорывающаяся не только в обидных и оскорбительных кличках, но и потасовках, драках, высмеивании друг друга; нормой становится привычка брать чужие вещи без разрешения, радость от оплошности, плохого ответа, двойки кого-то из учеников и др.

Разумеется, ученики во многом сами ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя при любых обстоятельствах остаётся определяющей.

Опыт А.С. Макаренко даёт многочисленные подтверждения того, что верен найденный психологами механизм формирования климата в группе. «Сложный воспитательный процесс в хорошо организованном коллективе происходит без специальных усилий в порядке постоянного наслаивания мельчайших и тонко нюансированных впечатлений, поступков и отношений» [11 :C.268].

Многократно встречается в работах А.С. Макаренко указание на заботу о тоне и стиле каждого дня, каждого поступка. «Чуть уменьшил требования - нет тона, нет стиля... Серьёзные требования надо предъявлять ко всякому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу. Объеденный карандаш - что это такое? Что такое заржавевшее перо, которое не пишет, и т.д. Ко всем педагогическим устремлениям, которые, у вас есть, прибавьте миллиарды этих мелочей» [14:С.309]. Ежеминутно проявляемые отношения определяют атмосферу дня, а возобновляемые снова и снова определяют климат в классе.

Каждый знает, как трудно уследить за «миллиардом мелочей», но они есть не что иное, как проявленные отношения. Совокупность отношений, в свою очередь, определяет социально-психологический климат группы.

Особый интерес вызывают суждения А.С. Макаренко по поводу причин «утраты стиля» и способов изменения такого положения. Примечательна в этом отношении хрестоматийная история с завоеванием Куряжа, описанная в «Педагогической поэме». Климат в Куряже сам Макаренко обозначил как «тупое безразличие». Обращусь к выдержкам из текста, которые, как я считаю, дают возможность проследить за развитием психологического климата в детском объединении, кризисе и путях его преодоления.

«Я задумался над путями нашей колонии. В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности, ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива... Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чём дело: ну, конечно, как я мог так долго думать! Всё дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива... Да, мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный круг...

- Милый, дорогой, родненький Наркомпрос! Нам здесь тесно и всё сделано. Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась от работы. У вас же много всего!

- А почему бы вам не взять Куряж?.. Этот Дуряж - это ужас какой-то! Подумайте, под самой столицей такое бандитское гнездо. Вы же слышали. На дороге грабят! На восемнадцать тысяч рублей раскрали только в самой колонии - за четыре месяца...

...Что могло привлекать нас в Куряже? Во имя каких ценностей нужно покинуть нашу украшенную цветами и Коломаком жизнь, наши паркетные полы, нами восстановленное имение? ...В день приезда горьковцев в Куряж очень удачно был разрешён вопрос о сознании. Куряжская толпа была в течение одного дня приведена к уверенности, что приехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, что к куряжанам прибыли люди с опытом и помощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь решали не расчёты, а глаза, уши, голоса и смех... Но я приобрёл на свою сторону только сознание, а этого было страшно мало... Я должен отметить один исключительный вечер, сделавшийся почему-то переломным в трудовом усилии куряжан... Новые колонисты не знали, кто такой Горький. Я рассказал ребятам о жизни и творчестве Горького, рассказал подробно. Несколько старших ребят прочитали отрывки из «Детства». Новые колонисты слушали меня, широко открыв глаза. Они не представляли себе, что в мире возможна такая жизнь. Они не задавали мне вопросов и не волновались до той минуты, пока Лапоть не принёс папку с письмами Горького... Все письма были прочитаны на собрании... На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом, пересиливали извечную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности».

Этот пример из знаменитой книги даёт ответы на многие вопросы и показывает значение педагогических находок А.С. Макаренко для дальнейшего развития теории воспитания. Он свидетельствует о том, что психологический климат можно изменить при помощи педагогического влияния. Как свидетельствует В.В. Кумарин, «не прошло и полутора лет, как «третий сорт» (классификация колонистов) в полном составе (300 человек!) перешёл во «вторую категорию», а ещё через пару месяцев, ведомый престижно воспитанными, элитными полтавскими «десантниками» (130 человек!)... с шиком принимал дорогих гостей...» Попав в новую систему ценностных отношений, которую «привезли» с собою полтавские «десантники», куряжане оказались пленёнными новыми, неведомыми им прежде ценностями. Смена была настолько резкой, что напоминала ценностный взрыв. Таким образом, суть влияния заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на ценностную сферу членов группы, привнесение ценности в жизнь группы. Внимание А.С. Макаренко к тем ценностным отношениям, которые формируются у воспитанников (что они любят? что для них свято? в чём они видят смысл своего существования? ценностью или средством для них служит другой человек? как они относятся к труду, образованию?) и постоянная работа по обогащению мира ценностей членов группы и группы как совокупного субъекта позволили решительным образом изменить характер климата в колонии.

Этот пример даёт также возможность убедиться в высокой эффективности такого метода воспитания, как пример. В данном случае педагог опирался на пример жизни и деятельности знаменитого писателя, путь которого оказался близким и понятным колонистам. Это позволило перейти от внешних педагогических воздействий к внутренней духовной работе самих воспитанников по выработке смысложизненных ориентации. С позиций ценностно-отношенческого подхода можно говорить о том, что Макаренко удалось изменить отношение горьковцев не только к самим себе, но и к другим людям путём настойчивого формирования ценности человеческой личности, самопреодоления, созидательного труда, достойной жизни, заботы о других («Триста твоих братьев пропадает, таких же Максимов Горьких, как и ты!»), что определило изменение «стиля, тона».

Вывод педагога в отношении стиля очень важен: «Стиль - самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создаётся очень медленно, потому что он немыслим без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени. Неудача многих детских учреждений происходила оттого, что у них не вырабатывался стиль и не сложились привычки и традиции»[12:С.389].

И здесь особенно важен вопрос о личности педагога как носителя системы ценностных отношений. Успехи детских объединений, руководимых А.С. Макаренко, во многом обусловлены теми ценностями, которые исповедовал Антон Семёнович. «Привнести ценность» в жизнь детского коллектива может только тот педагог, который сам исповедует высочайшие ценности, выработанные культурой. В этом отношении личность А.С. Макаренко не может не вызывать уважения и почитания. Преданность своей стране, ответственность за выполняемое дело, высокий профессионализм, уважительное и заботливое отношение к юному человеку, ощущение собственного достоинства освещает каждый поступок педагога.

Идеи А.С. Макаренко относительно стиля и тона детского объединения неразрывно связаны с главными положениями разработанной им теории коллектива. С точки зрения теории коллектива, в полной мере благоприятный для развития ребёнка психологический климат может быть установлен лишь в группе, достигшей высшего этапа своего развития, то есть группе-коллективе.

Общественное развитие последних десятилетий в нашей стране привели к пересмотру положений теории коллектива, размышлениям о границах применения этой теории в современной практике воспитания, призывам «демакаренкизировать» отечественное воспитание. Справедливым представляется суждение Б.Т. Лихачёва о том, что «коллектив не есть порождение той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного человеческого сообщества и, как форма делового и товарищеского взаимодействия, является социальным достижением цивилизации» [10]. При таком понимании коллектив с полным правом можно считать универсальной формой педагогического процесса, а социально-психологический климат детского объединения рассматривать как важнейшее условие полноценного развития личности.

Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок.

Подобно тому, как объединение людей не есть простая сумма индивидуальностей, так и психология класса не есть среднее арифметическое индивидуальных сознаний. Подростковая психология как явление имеет свои качественные особенности и свои внутренние закономерности развития.

Вместе с тем она формируется в процессе взаимодействия школьников и ее носителями являются подростки. Поэтому как психологию личности нельзя понять вне социально-психологических явлений, так и подростковую психологию нельзя понять вне личности школьника. Личности, составляющие класс как социальную группу, неодинаковы по содержанию и форме проявления своего сознания. Одни стоят в авангарде коллектива, другие составляют (по выражению А.С. Макаренко) здоровый пассив, а третьи плетутся в хвосте группы. Вот почему нельзя психологию группы отождествить с психологией отдельных индивидуумов, коллективную психологию представлять как простую сумму психики индивидуумов.

Очевидно, что общественное мнение и волю определяют прежде всего личности, задающие тон в жизни коллектива, т. е. наиболее активные и авторитетные, составляющие микрогруппы. Но из этого положения нельзя заключить, что психология микрогруппы совпадает с психологией коллектива в целом. Дело в том, что другие микрогруппы в какой-то мере корригируют своим влиянием стремления и волю авангарда. Вследствие этого результаты деятельности всего коллектива не достигают того уровня, который был бы возможен при однородности социальной группы, коллектива.

Нужно помнить и о том, что коллектив, его духовная жизнь динамичны и изменчивы, а отсюда и структура коллектива, и роль отдельных личностей в нем меняются [2].

 

Заключение

 

Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.

Полученные результаты были обсуждены на малых педсоветах по параллели 5-х и 10-х классов и непосредственно с классными наставниками 10-А и 10-Б классов, а также на классном часе с учащимися 10-Б класса. В этом я вижу практическую ценность моего исследования.

Список использованной литературы

1. Аликина Г.В. Изучение психологического климата классов у младших и старших подростков/Электронная библиотека.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с.

4. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М. 1988. 109 с.

5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с.

6. Аникеева Н.П. Групповой поведенческий тренинг /Электронная библиотека.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.

8. Кумарин В.В. Престижное воспитание? Проще простого! Если слушать голос Природы... М.: Издание журнала «Престижное воспитание», 2001.

9. Леонтьева Е. М.(МПГУ)/Электронная библиотека.

10. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. № 9-10.

11. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М, 1988.

12. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Педагогические соч.: В 8 т. Т. 3. М., Педагогика, 1984.

13. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1.

14. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М., 1955.

15. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М, 2000.

16. Яньшин П.В. (Ф-т психологии СамГПУ) Исследование влияния психологических характеристик учителя на состояние класса с помощью цвето-социометрического теста // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе. Материалы всероссийской научно-практической конференции 27 января 2000 года. Самара, 2000.



Приложение 1

Приложение 2

Содержание

Введение

1. Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы

1.1. Личность и коллектив

1.2 Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса

2. Изучение психологического климата класса у младших школьников и старших подростков

2.1 Методики исследования психологического климата в школьном коллективе

2.2 Формирование благоприятного психологического климата класса

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение

 

Выбор темы курсовой работы обусловлен следующими факторами.

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.

Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера», «агрессивная аура» и т.п.

Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника. На мой взгляд, тема исследования психологического климата в детском коллективе весьма актуальна.

В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) - наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

По результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным. Наиболее часто встречаются классы с противоречивым, неустойчивым климатом (58% обследованных групп), неблагоприятный климат был зафиксирован в 16% школьных классов, умеренно благоприятный - в 22% случаев. Острота проблемы формирования климата в современной школе очевидна.

Оптимальное управление социально-психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Целью работы является изучение психологического климата в раннем подростковом и в старшем подростковом возрасте на примере 5 и 10 классов общеобразовательной школы № 44 г.Севастополя.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Дать определение социально-психологическому климату группы;

2. Выявить влияние психологических характеристик учителя на психологический климат класса;

3. Подобрать методики, позволяющие исследовать психологический климат детского коллектива.

Работа написана на основе изучения работ исследователей и социальных психологов, изучавших проблемы взаимоотношения личности и коллектива, а также климата группы: А.С. Макаренко, Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца, Г.М. Андреевой и др.



Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы

Личность и коллектив

В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.

Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Не случайно В.В. Кумарин, глубокий исследователь и пропагандист опыта Макаренко, заметил: «Если бы вместо довольно унылой - особенно в части народного образования - модели Грефа мы взяли бы модель Макаренко, Россия уже через пару-тройку лет твёрдо стояла бы на собственном сверхпрочном экономическом и культурном фундаменте и на равных дружила бы с «золотой семёркой» [8:С.21].

Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.

В начале XX века А.С. Макаренко заметил, что вопрос о стиле коллектива достоин отдельных монографий, настолько он важен. «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» [12:C.193], писал он. До настоящего времени остаётся много нерешённых вопросов: каковы закономерности формирования климата? Какие факторы в наибольшей степени определяют характер климата? Какова технология его совершенствования и, если необходимо, исправления?

Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Сами понятия «стиль» и «тон» в работах А.С. Макаренко однозначно не определены, но в различных статьях мы находим многочисленные пояснения, которые дают возможность говорить о том, что под «стилем и тоном» коллектива автор понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений. «Практика (каждого отдельного коллектива) - это то, что я называю стилем работы», - писал А.С.Макаренко [14:С.297]. «Практические, будничные детали каждого сегодняшнего дня», ежедневная практика отношений (курсив мой), в которые включён каждый коммунар, обозначались как стиль и тон коллектива. Именно отношения, их характер описывал А.С. Макаренко, говоря о стиле и тоне. Нормой считался, к примеру, «тон достоинства», «несимпатичным тоном» было жаловаться посторонним, утратой стиля считалось появление пыли и грязи в помещениях и др.

А.С. Макаренко заботили, прежде всего, формирующиеся отношения к различным сторонам действительности. Он опирался на психологию отношений, полагая, что «именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

Отношенческий подход позволил сделать новый виток в исследовании сущности психологического климата группы. В современной педагогике под социально-психологическим климатом группы понимается динамическое поле отношений, определяющее самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и характер развития (нравственного, интеллектуального, профессионального и др.) каждого члена группы [15:С.92]. «Ведущие» отношения, определяющие характер психологического климата группы, - отношения к человеку, жизни, труду, образованию, к себе, группе, человечеству.

Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата.

Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др. Эти направления были «подсказаны» А.С. Макаренко. В его лекции «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе» [14] выделяются те отношения, которые автор считал главными, определяющими стиль коллектива. Во главу угла он ставил бодрость и уверенность в своей жизни. «Мажор, постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, весёлое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». Исходя из современной трактовки, на первом плане - общее отношение к жизни, которое должно быть свойственно детскому объединению с благоприятным психологическим климатом.

Признаком здорового психологического климата по Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив... Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.

А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства... Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем». Достичь этого очень трудно. Сегодняшняя школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней детей.

Важными характеристиками стиля и тона А.С. Макаренко считал способность каждого члена коллектива к ориентировке и торможению. «Тот визг и крик, который часто бывает в детском коллективе, - это, прежде всего полное отсутствие ориентировки, ощущение только себя и своего движения. Нет ощущения окружающего». Под торможением понималось умение уступить товарищу, «в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», - писал А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко выделяет и такую характеристику стиля, как соблюдение норм поведения и эстетику коллектива: «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике... Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий».

Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива.

Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др. Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, учитель может провести диагностику климата в своём классе, школе, кружке и т.п. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным [11] и др.

Часто у учителей возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности.

Приведу два наблюдения автора за поведением учеников в классах с различным климатом.

Урок математики. Учитель закончил доказательство теоремы, и один из учеников, растерянно глядя на доску, проговорил: «Я что-то не понял, как из формулы (1) мы получили формулу (2)». Ему вторят несколько голосов: «И я не понял». Учитель снова показывает ход доказательства. Вадим Д. говорит: «А я могу доказать эту теорему другим способом. И более коротким». Учитель поддерживает инициативу: «Это интересно. Пройди к доске и покажи свой вариант». Однако доказательство вторым способом не клеится, Вадим допускает ошибки, но в классе не слышно издёвок, насмешек. Все работают - идёт поиск истины. Звенит звонок, учитель прекращает диктовать условие новой задачи, но школьники возражают: «Нет, давайте допишем». За дверью нарастает гул перемены, а в классе все спокойно заканчивают работу.

Такие рядовые «картины школьной жизни» можно наблюдать лишь в классе, где ученики не боятся проявить себя, задать вопрос учителю, не рискуя быть осмеянными в случае ошибки, где сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку, т.е. в классе с благоприятным психологическим климатом. Теперь пример из жизни другого класса.

Урок зоологии. Дети работают над темой «Перепончатокрылые». У доски Денис отвечает домашнее задание. Он рассказывает о пчёлах увлечённо, с настроением, но допускает неточности, ошибки, кроме того, мальчик косноязычен. На дополнительные вопросы преподавателя отвечает путано. Учительница подводит итог: «Я думала, что ты больше знаешь о пчёлах», и предлагает другим ученикам в классе оценить прозвучавший ответ.

Видимо, этот приём взаимооценивания она применяет не в первый раз. Возможно, в других классах он эффективен, но в этом классе происходит следующее. Лёша, которому предложили выставить оценку, отказывается: «Что я, учитель - оценки ставить?!» Следующая девочка Алина выдавливает из себя: «Он отвечал на три». Учительница соглашается с такой отметкой и выставляет её в журнал. Денис обижен, раздосадован, с вызовом бросает: «Уж ставьте сразу два!» Но главным его врагом становится Алина, предложившая поставить тройку за ответ. Всё оставшееся время урока он потратил не на дальнейшее изучение темы, а на поиски наиболее обидных и унизительных характеристик своей обидчицы.

Видим, что в классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении. Для учителя-профессионала нет сомнений в том, что ребёнок, ежедневно приходящий в школу на 5-6 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили его. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается позитивно.

Возникает и такой вопрос: «С чего нужно начинать работу по налаживанию (или исправлению) климата в классе? Поддаётся ли психологический климат коррекции?»

Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения другого человека (средства подчёркнутого уважения личности: обращение по имени, соблюдение этикета, недопущение унижения достоинства человека, публичное признание достоинств учеников, психологическая поддержка, снятие страха: «Ничего страшного, если в первый раз не получится», авансирование успеха: «Вы умные и эрудированные, поэтому непременно найдёте интересные решения проблемы» и др.), атмосферу радости от успешного напряжённого труда, то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе.

Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попрания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе.

Классный руководитель просит ученика подать дневник, чтобы сделать запись-замечание. Ученик отвечает, что забыл дневник дома. На глазах поражённых учеников учительница открывает портфель и достаёт дневник. Все молчат. При следующей встрече, объявляя о родительском собрании, эта учительница говорит, явно злорадствуя: «Скажите родителям, чтобы ремни приготовили и на крючки их повесили». На лицах детей появляются недобрые ухмылки. В программу очередного конкурса этот педагог включает конкурсы, как будто специально предназначенные для унижения человеческого достоинства (например, съесть пирожное без помощи рук). И вот наступает время, когда педагоги, родители, студенты (на практике) видят класс, для которого постоянным спутником становится агрессивность, прорывающаяся не только в обидных и оскорбительных кличках, но и потасовках, драках, высмеивании друг друга; нормой становится привычка брать чужие вещи без разрешения, радость от оплошности, плохого ответа, двойки кого-то из учеников и др.

Разумеется, ученики во многом сами ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя при любых обстоятельствах остаётся определяющей.

Опыт А.С. Макаренко даёт многочисленные подтверждения того, что верен найденный психологами механизм формирования климата в группе. «Сложный воспитательный процесс в хорошо организованном коллективе происходит без специальных усилий в порядке постоянного наслаивания мельчайших и тонко нюансированных впечатлений, поступков и отношений» [11 :C.268].

Многократно встречается в работах А.С. Макаренко указание на заботу о тоне и стиле каждого дня, каждого поступка. «Чуть уменьшил требования - нет тона, нет стиля... Серьёзные требования надо предъявлять ко всякому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу. Объеденный карандаш - что это такое? Что такое заржавевшее перо, которое не пишет, и т.д. Ко всем педагогическим устремлениям, которые, у вас есть, прибавьте миллиарды этих мелочей» [14:С.309]. Ежеминутно проявляемые отношения определяют атмосферу дня, а возобновляемые снова и снова определяют климат в классе.

Каждый знает, как трудно уследить за «миллиардом мелочей», но они есть не что иное, как проявленные отношения. Совокупность отношений, в свою очередь, определяет социально-психологический климат группы.

Особый интерес вызывают суждения А.С. Макаренко по поводу причин «утраты стиля» и способов изменения такого положения. Примечательна в этом отношении хрестоматийная история с завоеванием Куряжа, описанная в «Педагогической поэме». Климат в Куряже сам Макаренко обозначил как «тупое безразличие». Обращусь к выдержкам из текста, которые, как я считаю, дают возможность проследить за развитием психологического климата в детском объединении, кризисе и путях его преодоления.

«Я задумался над путями нашей колонии. В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности, ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива... Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чём дело: ну, конечно, как я мог так долго думать! Всё дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива... Да, мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный круг...

- Милый, дорогой, родненький Наркомпрос! Нам здесь тесно и всё сделано. Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась от работы. У вас же много всего!

- А почему бы вам не взять Куряж?.. Этот Дуряж - это ужас какой-то! Подумайте, под самой столицей такое бандитское гнездо. Вы же слышали. На дороге грабят! На восемнадцать тысяч рублей раскрали только в самой колонии - за четыре месяца...

...Что могло привлекать нас в Куряже? Во имя каких ценностей нужно покинуть нашу украшенную цветами и Коломаком жизнь, наши паркетные полы, нами восстановленное имение? ...В день приезда горьковцев в Куряж очень удачно был разрешён вопрос о сознании. Куряжская толпа была в течение одного дня приведена к уверенности, что приехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, что к куряжанам прибыли люди с опытом и помощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь решали не расчёты, а глаза, уши, голоса и смех... Но я приобрёл на свою сторону только сознание, а этого было страшно мало... Я должен отметить один исключительный вечер, сделавшийся почему-то переломным в трудовом усилии куряжан... Новые колонисты не знали, кто такой Горький. Я рассказал ребятам о жизни и творчестве Горького, рассказал подробно. Несколько старших ребят прочитали отрывки из «Детства». Новые колонисты слушали меня, широко открыв глаза. Они не представляли себе, что в мире возможна такая жизнь. Они не задавали мне вопросов и не волновались до той минуты, пока Лапоть не принёс папку с письмами Горького... Все письма были прочитаны на собрании... На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом, пересиливали извечную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности».

Этот пример из знаменитой книги даёт ответы на многие вопросы и показывает значение педагогических находок А.С. Макаренко для дальнейшего развития теории воспитания. Он свидетельствует о том, что психологический климат можно изменить при помощи педагогического влияния. Как свидетельствует В.В. Кумарин, «не прошло и полутора лет, как «третий сорт» (классификация колонистов) в полном составе (300 человек!) перешёл во «вторую категорию», а ещё через пару месяцев, ведомый престижно воспитанными, элитными полтавскими «десантниками» (130 человек!)... с шиком принимал дорогих гостей...» Попав в новую систему ценностных отношений, которую «привезли» с собою полтавские «десантники», куряжане оказались пленёнными новыми, неведомыми им прежде ценностями. Смена была настолько резкой, что напоминала ценностный взрыв. Таким образом, суть влияния заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на ценностную сферу членов группы, привнесение ценности в жизнь группы. Внимание А.С. Макаренко к тем ценностным отношениям, которые формируются у воспитанников (что они любят? что для них свято? в чём они видят смысл своего существования? ценностью или средством для них служит другой человек? как они относятся к труду, образованию?) и постоянная работа по обогащению мира ценностей членов группы и группы как совокупного субъекта позволили решительным образом изменить характер климата в колонии.

Этот пример даёт также возможность убедиться в высокой эффективности такого метода воспитания, как пример. В данном случае педагог опирался на пример жизни и деятельности знаменитого писателя, путь которого оказался близким и понятным колонистам. Это позволило перейти от внешних педагогических воздействий к внутренней духовной работе самих воспитанников по выработке смысложизненных ориентации. С позиций ценностно-отношенческого подхода можно говорить о том, что Макаренко удалось изменить отношение горьковцев не только к самим себе, но и к другим людям путём настойчивого формирования ценности человеческой личности, самопреодоления, созидательного труда, достойной жизни, заботы о других («Триста твоих братьев пропадает, таких же Максимов Горьких, как и ты!»), что определило изменение «стиля, тона».

Вывод педагога в отношении стиля очень важен: «Стиль - самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создаётся очень медленно, потому что он немыслим без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени. Неудача многих детских учреждений происходила оттого, что у них не вырабатывался стиль и не сложились привычки и традиции»[12:С.389].

И здесь особенно важен вопрос о личности педагога как носителя системы ценностных отношений. Успехи детских объединений, руководимых А.С. Макаренко, во многом обусловлены теми ценностями, которые исповедовал Антон Семёнович. «Привнести ценность» в жизнь детского коллектива может только тот педагог, который сам исповедует высочайшие ценности, выработанные культурой. В этом отношении личность А.С. Макаренко не может не вызывать уважения и почитания. Преданность своей стране, ответственность за выполняемое дело, высокий профессионализм, уважительное и заботливое отношение к юному человеку, ощущение собственного достоинства освещает каждый поступок педагога.

Идеи А.С. Макаренко относительно стиля и тона детского объединения неразрывно связаны с главными положениями разработанной им теории коллектива. С точки зрения теории коллектива, в полной мере благоприятный для развития ребёнка психологический климат может быть установлен лишь в группе, достигшей высшего этапа своего развития, то есть группе-коллективе.

Общественное развитие последних десятилетий в нашей стране привели к пересмотру положений теории коллектива, размышлениям о границах применения этой теории в современной практике воспитания, призывам «демакаренкизировать» отечественное воспитание. Справедливым представляется суждение Б.Т. Лихачёва о том, что «коллектив не есть порождение той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного человеческого сообщества и, как форма делового и товарищеского взаимодействия, является социальным достижением цивилизации» [10]. При таком понимании коллектив с полным правом можно считать универсальной формой педагогического процесса, а социально-психологический климат детского объединения рассматривать как важнейшее условие полноценного развития личности.

Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок.

Подобно тому, как объединение людей не есть простая сумма индивидуальностей, так и психология класса не есть среднее арифметическое индивидуальных сознаний. Подростковая психология как явление имеет свои качественные особенности и свои внутренние закономерности развития.

Вместе с тем она формируется в процессе взаимодействия школьников и ее носителями являются подростки. Поэтому как психологию личности нельзя понять вне социально-психологических явлений, так и подростковую психологию нельзя понять вне личности школьника. Личности, составляющие класс как социальную группу, неодинаковы по содержанию и форме проявления своего сознания. Одни стоят в авангарде коллектива, другие составляют (по выражению А.С. Макаренко) здоровый пассив, а третьи плетутся в хвосте группы. Вот почему нельзя психологию группы отождествить с психологией отдельных индивидуумов, коллективную психологию представлять как простую сумму психики индивидуумов.

Очевидно, что общественное мнение и волю определяют прежде всего личности, задающие тон в жизни коллектива, т. е. наиболее активные и авторитетные, составляющие микрогруппы. Но из этого положения нельзя заключить, что психология микрогруппы совпадает с психологией коллектива в целом. Дело в том, что другие микрогруппы в какой-то мере корригируют своим влиянием стремления и волю авангарда. Вследствие этого результаты деятельности всего коллектива не достигают того уровня, который был бы возможен при однородности социальной группы, коллектива.

Нужно помнить и о том, что коллектив, его духовная жизнь динамичны и изменчивы, а отсюда и структура коллектива, и роль отдельных личностей в нем меняются [2].

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.