Анализ слов, разбиение слов на группы, работа со словами-предметами (по сказке «Снежная королева»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Как звали главных героев сказки?

- Кто помогал Герде искать Кая?

На доске карточки: мудрый ворон, добрый принц, северный олень, веселая принцесса, маленькая разбойница

- Следующий этап нашего путешествия - карточка с изображением сосульки.

Сосулька падает и делит все эти слова на группы. Как, по какому признаку? (Слова-признаки, отвечающие на вопрос КАКОЙ? или КАКАЯ?, слова-предметы, отвечающие на вопрос КТО?)

Слова-признаки убираются, остаются только слова-предметы.

На доске нарисованы схемы слов.

- Выпишите в тетрадь слово, в котором один слог.

(Один ученик на доске помещает карточку со словом под соответствующую схему слова.)

- Выпишите в тетрадь слова, в которых два слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

(Ученик помещает каждое слово под соответствующую схему, обращая внимание на ударение.)

- Выпишите в тетрадь слово, в котором три слога, затем четыре слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

- Подчеркните слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Почему?

 

Задание 3. Сравните системы речевых упражнений в книгах «Детская риторика» пой ред. Т.А Ладыженской (3-4 классы), «Школа творческого мышления» М.Р. Львова и «Введение с храм слова» С.Ф. Ивановой. Укажите различия в позициях авторов, дайте свои оценки.

 

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения, в частности, опыт семьи Никитиных свидетельствует об обратном. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.

Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

 

Задание 4. Подберите тексты для изложений в 1, 2, 3 (2, 3, 4) классе. Охарактеризуйте языковую ценность приведённых текстов и возможность их использования для изложения

 

1 класс: Звонкими голосами поют птицы. В лесу живет пушистая белочка. На полянке растет вкусная земляника. Дети собирали ягоды на лесной полянке. Митя увидел в траве маленького ежика. Коля и Витя забрались в темную чащу. На сосну прыгнула пушистая белка. На лесную полянку прилетела шумная стайка птиц. На опушке леса растет кудрявая березка. В ветвях сосны мелькает пушистый хвост малышки белочки.

2 класс: Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.

3 класс: Ворона была очень жадная, по ночам ей снились страшные сны: вот воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет, и тогда ворона сердито каркала.

Ворона жили в ларьке, где летом продавали мороженое, и по утрам она ждала, когда откроется форточка в соседнем доме вона протискивалась в комнату, хватала что – нибудь и удирала, она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы, чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Данные тексты будут интересны детям, но в то же время они довольно легки для запоминания.

 

Задание 5. Подберите текст для подробного изложения в 3(4) классе и составьте фрагмент урока «Языковой анализ текста».

 

(Весь класс разбит на 4 группы.)

- Вот сейчас 1 и 2 группа увидит, как писатели пишут о зиме, а 3 и 4 группы будут играть роль самих писателей.

4 группе – написать мини-сочинение по картине. (У каждого картина с изображением зимы.)

3 группе – прочитать внимательно текст, обратить внимание на заголовок; соответствует ли он тексту? Ваша задача “Раскрыть тему”. Вы группой составляете один текст.

Задание: Раскрой тему.

Зима в лесу.

Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.

2 группе – написать на карточках самостоятельно, а затем свериться в группе.

Задание: Дополните предложения, опираясь на слова, данные для справок.

Пухлая белая туча со всех сторон горизонт ветер утих. Снег начал опускаться на землю. смотреть на в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снег становился гуще и сильнее. Он падал беспрестанно. Я с ходил по дорожкам сада. Снежный поток не утихал.

Слова для справок:

Заволокла, затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно, весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, с наслаждением.

1 группе. Задание: Составь рассказ, расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Буран.

Земля, воздух, небо превратились в пучину снежной пыли. Буран свирепел час от часу. Он свистел, стонал, ревел, душил все, что ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими буграми.

Но вот утих ветер. Улеглись снега. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистых снегах.

Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Все слилось, смешалось. Начался буран.

Работа в группах.

1) 1 группа (Дети читают полученный рассказ, затем учитель вывешивает на доску правильный текст.)

- Можно ли назвать это текстом?

- Назовите тип текста.

- На сколько частей разделен этот текст?

Д/З – Написать этот текст, выделяя каждую часть с красной строки.

- Подберите синоним к слову “Буран”.

2 группа (Дети читают полученный текст.)

- Какой тип текста?

Д/З – Записать и озаглавить этот текст в тетрадях.

3 группа

- Раскрыта ли тема в этом тексте? Почему?

Д/З – Записать этот текст как запомнили в тетрадях и нарисовать рисунок.

4 группа (Дети читают полученные сочинения.)

Д/З – Записать свои мини-сочинения в тетради.

Итог групповой работы.

 

Задание 6. Сформулируйте широкую тему и на её основе 3-4 узкие темы сочинения для класса по вашему выбору. Составьте проект рассредоточенной подготовки к сочинению на одну из узких тем для 3 (4) класса

 

Тема Художественная миниатюра «Весенняя лужайка».

Цель:

1. развитие образного мышления, развитие связной речи, активизация словаря;

2. развивать умение коллективной работы и внимания к другим детям;

3. учить понимать эмоционально – образное содержание текста.

 

На доске написаны следующие предложения: На мягкой изумрудной травке, как золото блестят цветочки. Как будто на зеленом ковре растут маленькие желтенькие пуговки. Зеленое покрывало украшено яркими огоньками.

1. Беседа. Подготовка к написанию.

У.: Представьте себе такую картину: яркое солнце, лужайка, покрытая молодой весенней травкой и на ней множество желтых одуванчиков.

Давайте словами нарисуем эту картину. Но сначала подготовимся.

Когда художник собирается писать картину, он заготавливает краски, из которых будет выбирать нужные. Мы же должны заготовить слова.

Доска делится на три части. В первой части учитель пишет о траве.

Держите перед глазами ту картину, которую мы будем описывать. При описании ориентируйтесь на предложения, записанные на доске.

Сначала представьте себе траву: какая она, на что похожа, какими словами ее поточнее описать.

В процессе коллективной работы подбираются и записываются на доске слова для будущих описаний: пушистая, молодая, зеленая, мягкая, сочная, зеленеет, пушистый ковер и т.д.

У.: Представьте себе сами цветочки, как бы рассыпанные по траве. Как о них можно сказать, с чем сравнить?

Коллективно учащиеся подбирают следующие слова: желтые пуговки, яркие фонарики, огоньки, маленькие солнышки и т.д.

У.: Какие глаголы можно употребить, описывая картину?

Коллективно учащиеся подбирают следующие глаголы: колышутся, желтеют, горят, рассыпались, как будто разбросаны, выглядывают и т.д.

При словарной работе учащиеся обращаются за помощью к предложениям, записанным на доске.

У.: Теперь еще раз мысленно представьте себе поляну с одуванчиками и опишите ее. Описание можно начать так: яркий солнечный день…

2. Самостоятельное письмо художественной миниатюры.

3. Самопроверка написанного.


Задание 7. Проверьте и оцените сочинения и изложения третьеклассников (четвероклассников) (по 4-5 работы каждого вида). Охарактеризуйте речевые ошибки учащихся

 

Учащимся было предложено написать сочинение на тему: «Моя мама».

Проверка и анализ творческого задания позволили выявить основные недочеты и ошибки в речи учащихся.

При проверке творческого задания учитывались следующие критерии:

1. наличие образных языковых средств;

2. использование качественных прилагательных;

3. деление текста на абзацы;

4. структура текста (наличие всех частей);

5. наличие грамматических ошибок.

В среднем учащиеся составили текст объемом 12-14 предложений, из них:

простых предложений – 88%;

сложных предложений – 12%.

При составлении текста, школьники грамматически правильно строили предложения, соблюдали логическую цепочку, убедительно доказывали свою мысль.

Однако в работах младших школьников встречаются нарушения структуры текста, отсутствие абзацев, нарушение границ предложений, грамматические ошибки (Любит читать детектив и исторические романы. Сергей В.), неправильное построение предложений.

Так Гуляева Настя написала сочинение, не соответствующее предложенной теме:

Мы с мамой любим смотреть телевизор. Нам с мамой нравится комедийный сериал «Моя прекрасная няня». В этом сериале нам нравится Анастасия Заворотнюк, Борис Смоленский, Ольга Прокофьева, Сергей Жигунов и Любовь Полищук. Еще я, мама и дядя Андрей любим посидеть за компьютером. Также мы ходим гулять на улицу.

 




Контрольная работа

 

САШИНА КАША

Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке

С утра во рту у Саши

Слова простые наши -

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно, -

Как люди говорят, -

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко

И сам тому не рад.

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До здания!»

Он спросит: «Где галоши?»,

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать.

Как будто тонет кто-то.

А он спешит спасать...

Он может, но не хочет

За речью последить,

Нам нужен переводчик

Его переводить.

 

1. Выделите ключевые слова текста: Саша, речь, русский язык.

 

2. Найдите и охарактеризуйте лексические явления, встречающиеся в тексте (слова в переносном значении, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, оксюмороны и др.) С какой целью использует их автор?

Каша – непонятно, что говорит Саша;

переводчик – тот, кто поймет;

буквы глотает – не произносит, пропускает.

 

3. Есть ли, на Ваш взгляд, в тексте слова, которые могут быть непонятны младшим школьникам? Как бы Вы объяснили им значение этих слов?

Слова, которые употребляются в переносном значении. Оъяснять их в том значении, которые будут понятны школьникам.

 

4. Разберите по составу подчеркнутые слова.

словечко – слов – ечк – о

спросит – с – прос – ит

 

5. Выпишите все существительные, определите их лексико-грамматические разряды. Каких существительных в данном тексте больше? Чем это можно объяснить?

Саша – одуш., собств., конкр.

каша – неодуш., нариц., конкр.,

манка – неодуш., нариц., конкр.,

овсянка – неодуш., нариц., конкр.,

молоке – неодуш., нариц., конкр.,

с утра – неодуш., нариц., конкр.,

во рту – неодуш., нариц., конкр.,

слова – неодуш., нариц., конкр.,

на языке – неодуш., нариц., конкр.,

люди – одуш., нариц., собир.,

словечко – неодуш., нариц., конкр.,

до здания – неодуш., нариц., конкр.,

галоши – неодуш., нариц., конкр.,

лошадь – одуш., собств., конкр.,

буквы – неодуш., нариц., конкр.,

речью – неодуш., нариц., конкр.,

переводчик – одуш., собств., конкр.

Наибольшее количество слов – неодушевленные, нарицательные, конкретные.

 

6. Выпишите все прилагательные, определите их разряд (качественные, относительные, притяжательные). Докажите.

рисовая – качественное

гречневая – качественное

сладком – качественное

простые – качественное

русском – притяжательное

Качественным прилагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:

1) наличие полной и краткой формы: белый, -ая, -ое, -ые; крепкий, -ая, -ое, -ие и бел, -а, -о, -ы; крепок, -а, -о, -и;

2) возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой и т.д.;

3) наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и других суффиксов);

4) возможность образования от большинства качественных прилагательных наречий на -о, -е: красивый - красиво, волнующий – волнующе;

5) возможность входить в антонимические пары слов: светлый - темный, добрый – злой;

6) возможность образования отвлеченных имен существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и других: пустота, крутизна, богатство и др.;

7) возможность быть и корневыми (первообразными), и производными, образованными при помощи специальных суффиксов, например -ост-, -ист-, -ое-, -к и др.

 

7. Выпишите все местоимения, определите их разряд по значению и их грамматический разряд. Для чего используются в тексте эти местоимения.

сам – определительное,

он – личное местоимение, местоимение – существительное,

нам – личное местоимение, нач. форма – мы,

его – местоимение – прилагательное, притяжательное, неизменяемое.

 

8. При написании каких глаголов текста ученики могут допустить ошибки. Как можно предупредить эти ошибки?

Живет – ЖИ - ШИ

корежит – ЖИ – ШИ, безударный звук в корне

может – безударный звук,

спешит – ЖИ – ШИ, безударный звук в корне

Необходимо больше внимания уделить на правила правописания ЖИ – ШИ и проверке безударных звуков.

9. Выполните полный фонетический разбор слова, наделенного курсивом.

овсянка [Δфс'анка]

Δ – гл, безуд.

ф – согл., глух., тверд.,

с' – согл., глух., мягк.,

а – гл., удар.,

н – согл., сонор., тверд.,

к – согл., глух., тверд.,

а – гл., безуд.

переводчик [п'ир'ивочик]

п' – согл., глух., мягк.,

и – гл., безуд.,

р' – согл., сонор., мягк.,

и – гл., безуд.,

в – согл., глух., тверд.,

о – гл., удар.,

ч – согл., тверд.,

и – гл., безуд.,

к – согл., глух., тверд.

 

10. Приведите примеры несоответствия звуков и букв текста. Какими орфографическими правилами мы руководствуемся при написании этих слов?

На русском языке, корежит, может, переводчик.

Написание двойной буквы, правило ЖИ – ШИ, написание безударных гласных в корне и в других частях, непроизносимые согласные.

11. Как можно организовать работу с данным текстом на уроке чтения. Приведите фрагмент урока.

Цели:

- развитие орфографической зоркости, креативного типа мышления, умение работать по заданию при конструировании слова, предложения, текста;

- отработка умения писать слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу; делить слова на слоги и для переноса, ставить ударения, работать с понятиями – слово, предложение, текст;

- воспитание умения согласовывать свои действия с действиями другого человека, прививать эмпатию, толерантность.

Постановка задач и целей урока:

1. Определите тип нашего урока.

2. Обоснуйте свой ответ.

3. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение писать эти сочетания.

4. Сейчас мы прочитаем стихотворение С.Михалкова «Сашина каша»

(Чтение стихотворение учителем)

Отработка навыка написания слогов сочетаний: ЖИ - ШИ.

1. Вам было дано задание загадать слова на эти правила и представить их так, чтобы ребята догадались о чём идёт речь.

Работа у доски.

Задание: записать слово, выделить буквы, разделить на слоги, поставить ударение.

Вывод: Написание какого правила закрепляли?



Список литературы

 

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.

2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. /Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.

3. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс–минус. – 2002. - № 4.

4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М., 1993ю

5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Что значит – учить читать // Начальная школа – 1998 – № 3.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

7. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа. – 1990. - №8.

8. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2005.

9. Козырева Л.М. Развитие речи. – Ярославль, 2002.

10. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М, 1996.

11. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

12. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 6.

13. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.

14. Наш опыт – студентам и учителям. // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 4.

15. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. – М., 1990.

16. Основы методики начального обучения русскому языку. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1965.

17. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. – 2002. - № 12.

18. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М., 1984.

19. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.

20. Редозубов С.П. Обучение первоначальному чтению и письму. – М., 1961.

21. Речевое развитие младших школьников. / Под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1970.

22. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. – М., 1999.

23. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1998.

24. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1992.

25. Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2003.-№ 8.

26. Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М., 2000.

27. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителей гимназии № 1, г. Усть-Илимск // Начальная школа плюс До и После. – 2003. - № 12.

28. Филиппова Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - № 8.

29. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - № 8.


[1] 1 класс – 25-30 слов в минуту (в конце второго полугодия);

2 класс – 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия);

3 класс – 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия);

4 класс – 85-95 слов в минуту (в конце второго полугодия).

[2] Федеральный базовый компонент образования по русскому языку. // Русский язык в школе. – 1993. - № 4.

[3] Борисенко И.В. О коммуникативном аспекте в обучении орфографии // «Начальная школа». – 1994. -  №5; 1998. -  №3.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.