Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций. (Способ списывания разработан П.С. Жедек.) Этот вид упражнения как бы вбирает в себя два традиционных: списывание и письмо по памяти. Подробно технология проведения такого списывания представлена и объяснена в книге «Русский язык в начальных классах...», с. 145—150. Перечислим шаги и коротко подчеркнем главные достоинства приема. Шаги следующие:
1. прочитать слово или предложение, чтобы понять его и запомнить;
2. отметить «опасные места»;
3. прочитать вслух или шепотом так, как написано;
4. повторить, не глядя на запись, так, как было написано;
5. закрыть и писать, диктуя себе, вслух или шепотом, так, как было написано; отметить «опасные места»;
6. открыть, сверить, т.е. сравнить «опасные места» в записи на доске, в книге и у себя.
Конечно, процедура списывания оказывается довольно длительной и трудоемкой, но у нее неоспоримые преимущества перед традиционным аналогом. Эффективность такого списывания объясняется тем, что каждая его операция заключает в себе важный обучающий смысл. Так, вторая способствует становлению орфографической зоркости, третья, четвертая и пятая — развитию орфографической памяти; последняя — развитию самоконтроля. Данная технология списывания обеспечивает активное включение всех видов памяти (зрительной, слуховой, артикуляционной, моторной), что позволяет использовать этот прием, как для успешного запоминания орфографического облика конкретных слов, так и для развития орфографической памяти в целом. Вот почему списыванию, осуществляемому по данной системе, должно уделяться особенно серьезное внимание на первых этапах орфографической работы. В идеале любое списывание в 1-м классе целесообразно проводить так, а не иначе — это поможет учащимся начать осваивать элементы грамотного письма еще до изучения правил.
Задание 5. Составьте несколько упражнений (3-4), развивающих умение детей опираться па сильную позицию при определении буквы в безударном окончании. Постарайтесь придать им интересную форму
Если мы хотим, чтобы восприятие любого правила было не механическим, а осознанным, нужно его введение мотивировать. Для первых трех из названных правил может быть использован один[3] и тот же методический прием: наблюдение над устной речью — над границами предложений, над значениями и смысловыми различиями слов — с последующим вопросом: как же это передать при письме. Например, как письменную речь разделить на «кусочки», которые мы слышим? Как дать понять читающему, что [хвостылапа] — это не новая открытая учеными часть тела животных, а два названия (хвост, лапа), соединенные третьим словом и? Как показать при письме, о чем идет речь в предложении: «У меня есть шарик (Шарик)»? и т.п. Такими вопросами создаются проблемные ситуации, которые делают для детей убедительным как возникновение правила, так и необходимость узнать его.
Способы знакомства с правилом написания гласных под ударением (пока именно под ударением) в сочетаниях ЖИ—ШИ и др. могут быть различными —кн.: «Русский язык в начальных классах...», с. 121—122; «Чтение и письмо по букварю Д.Б. Эльконина», 1993, с. 152—153. В учебнике это правило будет объясняться так: звуки [ж], [ш] — непарные твердые, а [ч1], [щ1] — непарные мягкие («всегда» твердые или мягкие), поэтому их твердость(мягкость) показывать не надо, вот и не нужны после них буквы ы, я, ю. Рассказ детям о том, что раньше эти звуки были мягкими (твердыми), как и различные сказки о «ссоре» букв, конечно, тоже возможны.
Задание 6. Изучите классификации ошибок по учебнику М.Р. Львова, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проверьте диктант учащихся (3-4 разных по грамотности работы), ошибки охарактеризуйте, работы оцените, отметку обоснуйте
В работах Т. А. Ладыженской отмечается, что «для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок и недочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи». В связи с этим Т.А. Ладыженская выделяет две большие группы ошибок:
1. Грамматические ошибки (ошибки в структуре (в форме) языковой единицы).
2. Речевые (ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств).
М. Р. Львов подходит к классификации речевых ошибок иначе: «Стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые (композиционные, логические и искажение фактов. Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические». Следовательно, в основе классификации М. Р. Львова лежит деление ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы, т.е. ошибки лексические, орфографические, синтаксические.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:
- ошибки в построении предложений;
- повторы одних и тех же слов.
Методика развития речи
Задание 1. Ознакомьтесь со списком литературы по теме в учебнике М.Р.Львова, дополните его: внесите в свой список труды по теории, речи, общения, риторике, лингвистике текста, возможно - по логике, поэтике и пр.
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М., 1985.
2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающегося обучения грамоте // Начальная школа. – 1989. - №1.
3. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.
4. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Русский язык: 3-4 кл. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4). М., 1998.
5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993
6. Лайло В.В Развитие памяти и повышение грамотности. – М., 1999.
7. Лайло. В.В Повышение грамотности и развитие мышления. – М., 1999.
8. Прокопович И.В. Работа над предложением в начальных классах. – М., 1976.
Задание 2. Ознакомьтесь с целями и приёмами работы по развитию речи на лексическом уровне и составьте фрагмент урока, содержащий разнообразную работу с каким-либо словом.
Класс: 2.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 442.