МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ В Х-Х ІІІ ВЕКАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При рассмотрении местного самоуправления на Беларуси в Х -ХІІІ вв. необходимо иметь в виду одно очень существенное обстоятельство, которое касается деятельности вече (народного схода) в государствах-княжествах, его природы, компетенции и взаимодействия с другими органами и учреждениями власти. Дело в том, что в юридической и исторической литературе этот институт власти довольно часто относится к органам самоуправления, а его деятельность анализируется преимущественно через призму взаимоотношений с княжеской властью, которая рассматривается в качестве государственного начала в государствах-княжествах. Анализ функционирования института вече в государствах-княжествах, которые существовали на территории Беларуси в Х-ХІІІ веках, а также в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах позволяет утверждать, что институт вече имел ''двойную'' природу. С одной стороны, вече действовало как классический орган государства, который имел довольно широкие властные полномочия: решение вопросов войны и мира, законодательства, заключения договоров, осуществления правосудия. С другой стороны, по характеру своей деятельности, по порядку организации, по своих полномочиях вече сохраняло ''классические'' элементы самоуправления, которые были характерны родоплеменной организации власти первобытного общества [21, с.4].

Вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Собиралось оно обычно на торговой площади, возле собора и в иных значимых местах по инициативе князя, княжьей рады или группы свободных людей. Все решения на вече принимались большинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа ''Любо'' или ''Не любо'' [20, с. 17].

Во многих городах (Великий Новгород, Псков) вече начало выбирать должностных лиц - посадников, тысяцких и других, которые начали контролировать деятельность князя. Более того, часть своих властных полномочий, например, в Великом Новгороде, князь мог реализовать только после согласия на это посадника и тысяцкого.

Полномочия вече никогда не были определены точно и однородно. Они то расширялись за счет властных полномочий князя, то сужались, когда княжеская власть в зависимости от обстоятельств внешнего и внутреннего характера ''перетягивала'' на себя часть государственно-властных полномочий вече. Но вече решало и много других вопросов жизнедеятельности наших предков, которые не имели государственно-правовой природы, а касались исключительно внутренних вопросов славянской общины и обеспечивались традиционными ''общинными'' методами и средствами, финансировались не из государственной казны, а путем объединения материально-финансовых средств членов общины. К этим вопросам относились ремонт и строительство новых дорог, мостов, других мест и средств общего пользования, торговые дела и т.д. Именно при решении этих вопросов вече и действовало как орган самоуправления в современном его понимании.

Развиваясь и приспосабливаясь к новым социально-экономическим и политическим условиям, вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси (Витебск, Полоцк) вплоть до XV в., уступив место более современной форме самоуправления, организованного на основе магдебургского права.

Рассматривая организацию самоуправления в Х-ХІІІ веках, необходимо принимать во внимание, что вече было не единственным институтом, в деятельности которого можно наблюдать самоуправленческие начала. Рядом с местными органами государственного управления в государствах-княжествах активно действовали органы местного самоуправления, которые решали практически все вопросы жизнедеятельности общины, за исключением тех, которые относились к компетенции князя.

Учитывая относительно слабый характер государственной власти в то время и тот факт, что государство практически ассоциировалось с центральными органами государственной власти, можно смело утверждать, что основная масса вопросов жизнедеятельности, земли княжества решалась органами (институтами) самоуправления.

И.А. Юхо отмечает, что в тех местах, где жили государственные крестьяне, и не было замков, действовали органы крестьянского самоуправления - крестьянские сходы и старцы, которые на этих сходах выбирались.

На крестьянских сходах распределялись налоги, разбирались спорные дела между крестьянами. Старцы следили за исполнением общественных работ по строительству и ремонту дорог, мостов, собирали и отвозили налоги (дань) в определенное властями место, участвовали в осуществлении ''правосудия на копе'' [26, с. 112].

Копные суды были исключительно оригинальной формой непосредственной демократии и просуществовали на территории Беларуси вплоть до ХVIII века.

В отличие от вечевого или княжеского суда судьями в копных судах были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории.

Рассматривались дела преимущественно о мелких хищениях, побоях, межевых спорах, колдовстве и т.п. Суд действовал на основе норм обычного права, сохранил свой надсословный характер: как равноправные субъекты судебного процесса в нем наряду с простыми крестьянами могли выступать шляхтичи, мещане городов, не обладавших магдебургским правом, заинтересованные представители других сословий [20, с. 18].

Таким образом, еще на заре развития белорусской государственности в государствах-княжествах Х-ХІІІ вв. действовали определенные самоуправленческие начала, которые проявлялись в деятельности вече (народного собрания), общинных органов самоуправления (крестьянских сходов и старцев).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.