ВВЕДЕНИЕ
Поиск и использование оптимальной модели местного самоуправления являются одной из важнейших проблем государственного строительства. Это обусловлено тем, что от эффективности работы местных органов власти в значительной степени зависят нормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. Местные органы управления и самоуправления ежедневно занимаются проблемами жилищного строительства, коммунального обслуживания, охраны правопорядка, жизнеобеспечения населенных пунктов; как органы власти, наиболее близкие к населению, они лучше других знают и понимают нужды простых людей. В последние годы среди прочих вопросов социальной политики, которые решают органы власти, особое место занимают проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения. От эффективности решения данных вопросов зависит социальная и политическая стабильность в обществе.
История местного самоуправления на Беларуси - одна из малоизвестных и малоисследованных страниц белорусского прошлого, которая требует всестороннего изучения. Дело в том, что формирование современного белорусского государства должно органично сочетаться с использованием богатого опыта организации и функционирования органов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в предыдущие столетия. Создать современную, эффективную, соответствующую Европейской Хартии местного самоуправления систему органов местной власти и управления просто невозможно без опоры на национальные традиции в создании и функционировании органов местного управления и самоуправления, без ознакомления с соответствующим законодательством, изучения правовых памятников и документов, в которых вопросы местного самоуправления находили свое отражение и закрепление.
Именно поэтому изучение истории развития местного самоуправления в Республике Беларусь является насущной и актуальной проблемой юридической науки.
Настоящая курсовая работа ставит своей целью исследование эволюции института местного самоуправления в Республике Беларусь.
Исходя из поставленных целей, задачами работы являются:
- изучить процесс зарождения местного самоуправления в Беларуси;
- дать подробную характеристику такого института местного самоуправления как магдебургское право, имевшего место в Великом княжестве Литовском;
- определить порядок и особенности деятельности земств на территории Беларуси;
- провести анализ формирования и деятельности местных советов депутатов в БССР;
- изучить этапы формирования современной системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, четырех глав (первая глава состоит из двух параграфов), заключения и списка использованных источников.
При написании данной курсовой работы использовались научные труды ряда ученых – А.В. Карамышева, В.А Кодавбовича, З.Ю. Копысского, Л.Е. Лаптевой, А.П. Мельникова, Н.В. Мисаревич, В.В. Осмоловского, В.К. Сидорчук, Н.И. Сильченко, В.И. Шабайлова, И.А. Юхо и др.
При написании работы использовались в качестве основных формально-юридический и историко-правовой методы исследования.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В скором времени после Октябрьской революции была определена линия на развитие местного и областного самоуправления. Создание народного самоуправления В.И. Ленин связывал, во-первых, с ликвидацией буржуазной государственной машины, во-вторых, с переходом власти в руки трудящихся, в-третьих, с привлечением народных масс к управлению делами общества и государства. Такая концепция самоуправления, обогащенная и переработанная относительно разных периодов развития общества, лежала в основе становления системы органов самоуправления в период существования СССР.
Социалистическое самоуправление отражало все черты и особенности исторического этапа развития советского общества. Характеризуя сущность социалистического самоуправления, подчеркивалось, что это власть всего советского народа, которая не знает ограничений.
Деятельность местных Советов в период существования СССР всегда рассматривалось в тесной связи с Коммунистической партией. В системе самоуправления народа партия действовала как политический руководитель, представляя ядро, жизненный центр. Об этом говорилось в Конституции БССР 1978 г.
Самоуправление советского народа в границах общенародного государства через Советы осуществлялась на основе демократической избирательной системы. Выборы депутатов во все Советы являлись всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Выборы в Советы рассматривались как одна из форм непосредственной демократии, проявление народного самоуправления.
Советы всегда рассматривались как органы ''настоящего народовластия''. Поэтому деятельность Советов должна была осуществляться на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов гласности, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Однако, говоря о Советах, об истории развития этой формы самоуправления с 1917 года, необходимо отметить тот факт, что Советы не могли действовать в полную силу, не могли целиком реализовать идею самоуправления, идею участия широких народных масс в жизни общества. Это происходило из-за того, что ведущей силой социалистического самоуправления была Коммунистическая партия. Только Коммунистическая партия давала правильное направление процессу развития и углубления социалистического самоуправления народа, расширения участия масс в управлении делами общества и государства [21, с. 28].
С большими трудностями Советская власть столкнулась при организации деятельности органов местного управления. Не надо было много времени, чтобы сформировать волостные, поветовые и губернские Советы и их исполкомы. Тяжелее всего было организовать отраслевые органы управления. Среди рабочих, солдат, крестьян не было не только квалифицированных специалистов, но и практиков.
Решить эту проблему можно было путем использования местными Советами опыта деятельности городских дум и земских органов, при условии привлечения к работе в новых органах местного управления и самоуправления опытных специалистов этих учреждений с их разносторонним квалифицированным аппаратом.
Местные Советы включали в свою систему уже существовавшие органы самоуправления или расформировывали их, приглашая специалистов в новый хозяйственный аппарат. Другой причиной сохранения на некоторое время старых органов местного самоуправления было то, что в первые дни Октябрьской революции не везде сразу был создан аппарат местных Советов, который был бы способен исполнять функции государственной власти.
Однако уже 22 декабря 1917 года Народный комиссариат внутренних дел по поручению Советского правительства дал официальное разъяснение взаимоотношений Советов с органами самоуправления: ''Все прежние органы местного управления, областные, губернские и уездные комиссары, комитеты общественных организаций, волостные правления и пр. должны быть заменены соответственно областными, губернскими и уездными, районными и волостными советами р., с., кр. и батрацких депутатов''[21, с. 29]. Ликвидация остатков старого государственного аппарата на местах было завершено в основном в первой половине 1918 г. Функции ликвидированных земских и городских органов самоуправления были переданы Советам.
Января 1919 г. был объявлен Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства о создании Социалистической Советской Республики Беларусь. В Манифесте говорилось о том, что вся власть на Белоруссии принадлежит только Советам Рабочих, Крестьянских, Батрацких и Красноармейских депутатов. І Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, который прошел 2 февраля 1919 года, принял первую Конституцию ССРБ. Конституция провозглашала, что Беларусь - это республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако о местных органах государственной власти и государственного управления в Конституции 1919 года ничего не говорилось.
После окончания гражданской войны и образования СССР снова насущным стал вопрос об организации деятельности органов местной власти. Была провозглашена политика осуществления работы Советов. Поначалу осуществление работы Советов происходило постепенно, и только после 1925 года местным Советам было разрешено обсуждение и решение вопросов, которые касались местной жизни.
В 1927 году была принята Конституция БССР. Отличительной чертой этой Конституции стало то, что в ней нашли отражение структура и функции местных Советов. Создавались окружные Советы, городские Советы окружных городов, городские Советы районных центров, сельские и местечковые Советы. В главе ''О предметах ведения местной власти'' говорилось, что высшим органом власти в границах округа или района является окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Съезды Советов и их исполнительные комитеты должны были осуществлять контроль над деятельностью нижестоящих Советов и их исполнительных комитетов. Отмечалось, что постановления Советов могут быть отменены только вышестоящими съездами и их исполнительными комитетами. Местные Советы решали вопросы административной, хозяйственной и культурной жизни на подчиненной территории, составляли и утверждали местные бюджеты, осуществляли руководство учреждениями и предприятиями, отвечали за исполнение постановлений вышестоящих органов власти на своей территории [21, с. 32].
Переход к командно-административным методам (например, принудительная коллективизация) оказал влияние и на общественно-политическую жизнь страны. Она оказалась подчинена решениям партийных и советских органов. Отличительной чертой политической жизни было движение за привлечение к общественным делам женщин, как работниц, так и крестьянок. Их выбирали в состав Совета, комиссий и секций. Также создавались делегатские собрания.
Е годы вошли в историю советской Беларуси как период установления диктаторского режима Сталина под флагом диктатуры пролетариата и строительства социализма. Постепенно вырабатывалось единство мыслей, которое расценивалось как большое достижение в социалистическом строительстве. Демократическая система руководства была полностью исключена из жизни общества. Общественные институты и организации ориентировались только на исполнение распоряжений партийных органов.
Одной из форм участия трудящихся в работе Советов были депутатские группы. Они создавались при городских и сельских Советах. Участие представителей населения в работе этих групп привело к росту актива Советов. Но активность населения была показной, активистам поручалось заниматься мелкими делами.
Не имели фактической власти и Советы всех уровней, которые выбирались со все возрастающим единодушием. Они были фактически подчинены исполнительным комитетам, работники которых не столько избирались, сколько назначались сверху. К тому же деятельность Советов была полностью подчинена соответствующим партийным комитетам.
Февраля 1937 года была принята Конституция БССР. В статье 2 Конституции говорилось о том, что политическую основу БССР составляют Советы депутатов трудящихся, которые выросли и усилились в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения белорусского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома белорусской националистической контрреволюции.
Принятие новой Конституции оказало влияние на деятельность Советов. Перемены в общественном развитии государства потребовали нового подхода к организации деятельности Советов и их нового наименования. Если ранее органы государственной власти назывались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, то по новой Конституции они получили название Советы депутатов трудящихся.
В пятой главе Конституции БССР 1937 года определялись задачи, система местных органов государственной власти республики. В соответствии со статьей 58 Конституции органами государственной власти в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках являлись Советы депутатов трудящихся. К компетенции Советов депутатов были отнесены вопросы культурно-политического и хозяйственного строительства на всей территории, разработка местного бюджета, обеспечение охраны общественного порядка, исполнение законов и охрана прав граждан.
В результате административно-террриториальных изменений 1938 года система местных органов государственной власти БССР стала складываться из областных, районных, городских и сельских (поселковых) Советов депутатов трудящихся. Горсоветы областных центров и городов Слуцка, Полоцка, Лепеля, Бобруйска, Борисова, Орши и Речицы находились в подчинении облисполкомов, остальных городов - в подчинении райисполкомов.
Конституция БССР 1937 года установила новую структуру местных органов государственной власти и управления. Существующая ранее 4-звенная система в областях и районах (съезд Советов - исполком - президиум - отделы) была заменена 3-звенной (Совет депутатов трудящихся - исполком - отделы). Совет депутатов трудящихся выбирал исполнительный комитет в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комитета [21, с. 33].
В 1951 году было принято ''Положение о постоянных комиссиях областных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся БССР''. В нем отмечалось, что постоянные комиссии являются одной из форм связи местных Советов с населением. Именно через постоянные комиссии Советы предполагали привлекать трудящихся к государственной деятельности.
Одной из форм развития общественной инициативы и расширения связи Советов с населением, как отмечалось в партийных документах, были уличные комитеты. С целью повышения авторитета этих комитетов в 1953 году было принято ''Положение об уличных комитетах в городах, городских и рабочих поселках'', которое определило их задачи, права, а также руководство этими комитетами. Но в рассматриваемый период эта форма работы не получила широкого распространения в деятельности местных Советов БССР.
После смерти Сталина произошли изменения в общественном и политическом строе страны. На новый уровень поднимается работа Советов. Были расширены права областных, городских и районных Советов. Постановлением от 31 августа 1955 года Совет Министров БССР дал им право направлять значительные средства на финансирование жилищного строительства, коммунального хозяйства и социально-культурных мероприятий, на благоустройство населенных пунктов за счет дополнительно полученных доходов и сверхплановых накоплений промышленных и коммунальных предприятий.
В 1957-1958 годах были приняты новые положения о сельском, поселковом, районном, городском, районном в городе Советах депутатов трудящихся. В них нашли отражение те изменения, которые произошли за последние годы в жизни страны. Были расширены и конкретно определены права, обязанности и организационные формы работы местных Советов. На рассмотрение сессий Советов выносились вопросы, которые касались развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства.
Развитие местных органов в 60-70-е годы шло (как подтверждалось в партийных директивах) по пути их дальнейшей демократизации, повышения роли в хозяйственном и партийном строительстве, сужения сферы административного принуждения. Резко менялось количество районных Советов. Например, в 1962 году вместо 123 сельских районов было создано 77, в 1964 году количество районов БССР увеличилось до 100, а в 1966 году их стало уже 117 [21, с. 35].
В 1967 году было принято постановление ЦК КПСС ''Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся'', где отмечалось, что сельские и поселковые Советы являются высшими органами государственной власти на своей территории, их решения и распоряжения являются обязательными для населения, должностных лиц, а также предприятий и организаций, размещенных на территории Советов. В 1968 году был принят Закон БССР ''О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся''. Были расширены права низовых органов государственной власти, укреплена их материальная и финансовая база.
В 60-е годы наблюдался рост самодеятельных организаций граждан, таких как уличные, квартальные, домовые комитеты. Эти органы создавались по территориальному принципу. У них были следующие направления деятельности: оказание помощи местным Советам, их исполкомам в проведении массово-политических и хозяйственных мероприятий; организация участия граждан в благоустройстве населенных пунктов; оказание помощи учреждениям культуры, народного просвещения, охраны здоровья и т.д.
В апреле 1978 года была принята Конституция БССР. В статье 2 говорилась о том, что ''вся власть в Белорусской ССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, которые составляют политическую основу Белорусской ССР. Все другие государственные органы являются подконтрольными и подотчетными Советам народных депутатов''. В соответствии с Конституцией Советы создавались в областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах. К их компетенции было отнесено решение вопросов местного значения.
Местные Советы управляли на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их исполнении; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали исполнение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан. Наиболее важные вопросы местные Советы всех уровней стали решать на сессиях, которые должны были проводиться не реже четырех раз в год.
Таким образом, местные Советы депутатов как органы местного самоуправления БССР за советский период своего существования прошли долгий путь развития. Обладая несомненными, положительными качествами, решая важнейшие вопросы местной жизни, они, вместе с тем, во многом играли декоративную роль, что было обусловлено всевластием партийного аппарата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, еще на заре развития белорусской государственности в государствах-княжествах Х-ХІІІ вв. действовали определенные самоуправленческие начала, которые проявлялись в деятельности вече (народного собрания), общинных органов самоуправления (крестьянских сходов и старцев).
Во-вторых, предоставление белорусским городам Великого княжества Литовского самоуправления в ХV - ХVI вв. было несомненно признанием за ними важной роли в жизни государства, свидетельством значительных сдвигов в общественном сознании горожан, стремившихся к установлению демократических форм решения городских проблем.
В-третьих, земства на территории Беларуси в период ее нахождения в составе Российской империи внесли важный вклад в поднятие уровня народного образования, охраны здоровья, организации и развития агрономии, статистики и в другие направления деятельности. Поэтому можно считать, что институт земств как форма организации местной хозяйственной и политической жизни, несмотря на свои недостатки, имеет определенную историческую перспективу.
В-четвертых, местные Советы депутатов как органы местного самоуправления БССР за советский период своего существования прошли долгий путь развития. Обладая несомненными положительными качествами, решая важнейшие вопросы местной жизни, они, вместе с тем, во многом играли декоративную роль, что было обусловлено всевластием партийного аппарата.
В-пятых, путь становления современной системы местного самоуправления в Республике Беларусь не был достаточно простым и последовательным. В настоящее время актуальным является вопрос о реформировании существующей системы местного самоуправления.
Подводя итоги данной курсовой работы в целом, необходимо подчеркнуть следующее. Местное самоуправление на территории Беларуси имеет глубокие исторические корни. Оно претерпело значительную эволюцию, отличаясь исключительным разнообразием своего проявления. Традиции его уходят во времена Киевской Руси с вече, эпоху магдебургского права Великого княжества Литовского, земского самоуправления ХІХ века, местных Советов депутатов в ХХ веке. Практика развития форм самоуправления на протяжении многих столетий подтвердила их востребованность и поддержку со стороны общества. Этот исторический опыт может быть использован при реформировании системы органов местного управления и самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ
Поиск и использование оптимальной модели местного самоуправления являются одной из важнейших проблем государственного строительства. Это обусловлено тем, что от эффективности работы местных органов власти в значительной степени зависят нормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. Местные органы управления и самоуправления ежедневно занимаются проблемами жилищного строительства, коммунального обслуживания, охраны правопорядка, жизнеобеспечения населенных пунктов; как органы власти, наиболее близкие к населению, они лучше других знают и понимают нужды простых людей. В последние годы среди прочих вопросов социальной политики, которые решают органы власти, особое место занимают проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения. От эффективности решения данных вопросов зависит социальная и политическая стабильность в обществе.
История местного самоуправления на Беларуси - одна из малоизвестных и малоисследованных страниц белорусского прошлого, которая требует всестороннего изучения. Дело в том, что формирование современного белорусского государства должно органично сочетаться с использованием богатого опыта организации и функционирования органов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в предыдущие столетия. Создать современную, эффективную, соответствующую Европейской Хартии местного самоуправления систему органов местной власти и управления просто невозможно без опоры на национальные традиции в создании и функционировании органов местного управления и самоуправления, без ознакомления с соответствующим законодательством, изучения правовых памятников и документов, в которых вопросы местного самоуправления находили свое отражение и закрепление.
Именно поэтому изучение истории развития местного самоуправления в Республике Беларусь является насущной и актуальной проблемой юридической науки.
Настоящая курсовая работа ставит своей целью исследование эволюции института местного самоуправления в Республике Беларусь.
Исходя из поставленных целей, задачами работы являются:
- изучить процесс зарождения местного самоуправления в Беларуси;
- дать подробную характеристику такого института местного самоуправления как магдебургское право, имевшего место в Великом княжестве Литовском;
- определить порядок и особенности деятельности земств на территории Беларуси;
- провести анализ формирования и деятельности местных советов депутатов в БССР;
- изучить этапы формирования современной системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, четырех глав (первая глава состоит из двух параграфов), заключения и списка использованных источников.
При написании данной курсовой работы использовались научные труды ряда ученых – А.В. Карамышева, В.А Кодавбовича, З.Ю. Копысского, Л.Е. Лаптевой, А.П. Мельникова, Н.В. Мисаревич, В.В. Осмоловского, В.К. Сидорчук, Н.И. Сильченко, В.И. Шабайлова, И.А. Юхо и др.
При написании работы использовались в качестве основных формально-юридический и историко-правовой методы исследования.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.