Факторы, обуславливающие спортивный результат в виде легкой атлетики и их использование в процессе отбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Достижение высоких результатов в любом виде спортивной деятельности зависит от многих факторов индивидуальных особенностей личности требованиям избираемой спортивной деятельности. В связи с этим знание требований конкретного вида спорта, к спортсменам, составление моделей ведущего спринтера, прыгуна или метателя – важнейшие условия эффективного отбора [2, с. 164].

В настоящее время многие ведущие специалисты спорта придают научную обоснованность процессу отбора детей к начальной подготовки и постепенному превращению новичка в мастера спорта международного класса. Сам процесс отбора в легкоатлетических видах нельзя рассматривать также без прогнозирования и моделирования задатков спортсмена. Это требование основано на том, что для обучения человека и развития его способностей необходимо предварительно установить его возможности и обрисовать модель, к которой следует стремиться и также определить факторы, определяющие перспективность конкретного спортсмена [12, с. 201].

 Весьма актуальна проблема возраста, в котором детей следует привлекать для начальных занятий в условиях детских спортивных школ. Здесь у специалистов до сих пор нет единого мнения. Анализ многолетней динамики спортивных результатов сильнейших спринтеров показал, что большинство из них начали тренировки и выступления на соревнованиях в возрасте 14-15 лет. При этом спортсмены имели высокий уровень первоначальных результатов – в среднем 11,64 сек. Если Л.П. Матвеев (1975) предлагает начать многолетний процесс спортивной подготовки юных легкоатлетов с 10 лет, то Игорь Тер-Ованесян (2000) анализируя возрастные данные сильнейших легкоатлетов мира последние 25 лет пришел к выводу, что лозунг всеобщего омоложения в спорте, оказывается ошибочным. Возраст мировых рекордсменов в мужских видах легкой атлетики в 68% случаев находится в диапазоне 25-38 лет, а 75% всех рекордов принадлежат женщинам, возраст которых колеблется от 26 до 33 лет. Поэтому он предлагает оптимальный возраст для начала специализированных занятий в скоростно-силовых видах легкой атлетики – 13-15 лет, при условии, если техника видов была усвоена ранее [8, с. 31].

В противном случае, как показывает спортивная практика, большая часть победителей юношеских соревнований не достигают  вершин легкоатлетического спорта и постепенно, особенно при выходе из категории юниоров (18-19 лет), останавливаются в спортивном росте, и заканчивают свою «спортивную карьеру». В то же время в планомерной многолетней подготовке, начавшейся в 10-11-12 лет, можно достигнуть высоких результатов в старшем юношеском возрасте (16-17 лет) и успешно выступить затем на Олимпийских играх.

При этом важно также принимать во внимание возраст, в котором показан первый результат, исходный уровень результатов и возраст достижения высших результатов.

Анализ результатов ведущих сильнейших спринтеров мира показал, что они обладали очень высоким исходным уровнем спортивных результатов.

Антропометрические особенности бегунов на короткие дистанции, прыгунов и метателей [8, с. 31].

В вопросе о влиянии особенностей телосложения и антропометрических показателей на достижение спортивных результатов существуют в настоящее время различные точки зрения. Жданов Л является противником методики отбора по антропометрическим показателям. В то же время многие специалисты считают, что легкоатлеты должны иметь при высоком росте относительно небольшой вес. Спортивный отбор одаренных детей в легкой атлетики - многоступенчатый процесс, что происходит постепенно естественный отбор спортсменов, обладающих нужными для различного вида легкой атлетики свойствами [8, с. 32].

В беге на короткие дистанции антропометрические показатели особенно не играют большой роли. Высоких результатов в спринтерском беге достигают как высокорослые, так и низкорослые спортсмены [8, с. 33]. Анализ роста лучших спринтеров мира позволил получить средние цифры, которые и следует применять за основу при отборе (таблица 2).

 

Таблица 2

Оценка средних показателей длины тела детей 9-12 лет

Пол

 

9-10 лет

 

11-12 лет

 

средний   низкий   высокий   средний   низкий   высокий  
Мальчики   146-142   141-137   136-132   148-144   143-139   138-134  
Девочки   147-143   142-138   137-133   150-146   144-140   139-135  

 

Перспективу изменения росто-весовых показателей можно учитывать, основываясь на данных, представленных в таблице 3.

 

Таблица 3

Дата: 2019-05-28, просмотров: 264.