ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
1.1 Исходные понятия проблемы
1.2 Этап и критерий спортивного отбора
1.3 Факторы, обуславливающие спортивный результат в виде легкой атлетики и их использование в процессе отбора
ГЛАВА 2. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
2.1 Физиологическая характеристика физических упражнений
2.2 Физиологические показатели, используемые при отборе в различные виды легкой атлетики
2.3 Влияние наследственности на морфофункциональные показатели и физические качества
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОТБОРЕ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ…
3.1 Цели, задачи, методы и этапы организации опытно-экспериментальной работы
3.2 Экспериментальное исследование методики отбора к специализации в легкой атлетике
3.3 Результаты исследования уровня физических показателей легкоатлетов 11 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема способностей волновала людей еще в глубокой древности. Понятия о способностях в научный обиход впервые ввел древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.), он же предложил идею отбора людей к военной службе по оценке их способностей с помощью тестов.
Дискуссии ведутся, главным образом, вокруг одного вопроса: являются ли способности врожденными или приобретенными характеристиками человека?
Одни защищают позицию, согласно которой и гений, и талант, и способности – результат воспитания, что врожденные возможности у всех людей абсолютно одинаковы. Другие исследователи делают вывод о наследственной предопределенности способностей.
Проблема отбора в спорте в мировой литературе освещена достаточно широко, накоплены значительные экспериментальные данные характеризующие существенные аспекты отбора в отдельных видах спорта. Вместе с тем, вопросы спортивного отбора относятся к числу недостаточно изученных и продолжают оставаться центральной проблемой детско-юношеского спорта.
В настоящее время наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных сторон отбора и спортивной ориентации возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании научно обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
Отбор – обязательная составная часть подготовки спортивного резерва.
Исследования, предпринятые в нашей стране в последние 15-20 лет, позволили разработать программы отбора, сыгравшие положительную роль в деле подготовки спортивных резервов.
Большой интерес к этой проблеме объясняется бурным ростом спортивных результатов и настолько высоким их уровнем, что приблизиться к ним и превысить этот уровень может далеко не каждый. Отсюда возникает проблема поиска физически одаренных людей, которые могли бы показывать высокие спортивные результаты в условиях жесткой конкурентной борьбы, являющихся характерной особенностью современного спорта.
Степень разработанности темы. Над данной темой работали Кузнецов А.С. (доктор педагогических наук, профессор), Самигуллин Г.Х. (кандидат биологических наук, доцент), а также Зотова Ф.Р., Мутаева И.Ш., Павлов В.В., Волков В.М., Филин В.П., Тер-Ованесян И.А., Зеличенок В.Б., Холодов Ж.К.
А.С. Кузнецовым и Г.Х. Самигуллиным по данной теме выполнено теоретическое обобщение данных по проблеме отбора и ориентации в легкой атлетике. Рассмотрены теоретические положения, генетические аспекты данной проблемы, особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике.
Цель работы. Изучить отбор и ориентацию в легкой атлетике.
Задачи работы:
1. Рассмотреть методику спортивного отбора в легкой атлетике;
2. Изучить теоретические и генетические аспекты отбора и ориентации в легкой атлетике;
3. Проанализировать особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике.
Объект работы. Процесс прогнозирования способностей легкоатлетов.
Предмет работы. Отбор и ориентация в легкой атлетике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отбор в легкой атлетике включает в себя следующий ряд факторов: наследственность, морфофункциональные показатели, скоростно-силовые показатели, антропометрические особенности (рост, вес, основные пропорции тела), двигательные способности, уровень развития физических качеств, и их соответствие основным биодинамическим особенностям легкоатлетов, медико-биологические особенности, психические качества спортсмена и т.д.
2. В процессе многолетнего отбора большое значение приобретает оценка показателей отражающих уровень функциональных возможностей различных систем организма. Возраст и пол, характер обмена веществ, степень психоэмоционального напряжения, состояния внутренней и внешней среды и многие другие факторы оказывают заметное воздействие на величину ЧСС в покое. Также можно учитывать при отборе функции легких, определяющимися следующими показателями: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), дыхательный объем (ДО), резервный объем выдоха (РОВ), глубиной и частотой дыхания, МПК, ЖЕЛ, темп прироста и т.д.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит 55 страниц, 20 таблиц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА
Исходные понятия проблемы
Способность – совокупность анатомо-физиологических и психических свойств, позволяющая сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности, природное дарование, склонность к чему-либо. Способности возникают в процессе развития и проявляются в определенной деятельности. В основе формирования и совершенствования способностей, в том числе и спортивных, лежат биологически закрепленные предпосылки развития – задатки [8, с. 6].
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и психолого-физиологические особенности нервной системы, органов чувств, мозга, двигательного аппарата, пропорций тела, биологическая инерция [8, с. 6].
В существующей литературе нет единства в понимании термина «задаток». В последнее время при его анализе и интерпретации предлагается учитывать следующие моменты:
1. Задаток следует понимать как генетическое образование, которое формируется в результате возникновения зиготы (клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток в процессе оплодотворения; из зиготы развивается новая особь). В тоже время природа и механизм проявления диплоидного набора хромосом пока еще недостаточно ясны;
2. Задаток влияет на программу развития, формируя морфологические особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и т.д.);
3. Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптации, преимущественную предрасположенность к совершенствованию аэробного, анаэробного и анаболического метаболизма при двигательной деятельности;
4. Задаток определяет развитие координационных возможностей, способность центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций;
5. Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной специфики личности [3, с. 7].
Задаток влияет на величину развития признака, которую в генетике определяют как «нижний и верхний предел наследственных возможностей» данного индивидуума [18, с. 117].
Талант – выдающиеся природные способности [18, с. 117].
Английский ученный Ф. Гальтон еще в середине ХIХ века пришел к выводу о том, что выдающиеся личности обладают обязательным набором определенных качеств. Одной из характерных особенностей гениального человека, по его мнению, является внутренний, прирожденный, неиссякаемый, неудержимый родник энергии, во что бы то ни стало пробивающийся наружу. Другая, не менее важная особенность выдающейся личности – способность к тяжелому труду. Вместе с тем успех в каждой отрасли обеспечивает человеку не универсальная одаренность, а специфические качества ума и характера и, наконец, наличие некоего внутреннего присущего ему стимула.
Рассуждения Гальтона полностью можно отнести к спортивной деятельности. Однако необходимо учитывать еще один крайне важный и характерный для спорта фактор: предварительный выбор конкретной деятельности [18, с. 115].
Отбор – система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки способности детей, соответствующие специфике определенного вида спорта [8, с. 7].
Отбор преследует две основные цели: уменьшение затрат времени и средств на обучение тех, от кого можно ожидать наибольшей продуктивности в спортивной деятельности, с одной стороны. С другой стороны ориентация в правильном выборе будущих занятий, определение направления поиска.
Спортивная ориентация – комплекс мероприятий направленный, на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей соответствуют его желаниям, предрасположенности и способности [8, с. 7].
Есть и другое объяснение (изложения) данного понятия. По мнению В.М. Волкова, В.П. Филина (1983), спортивная ориентация – система организационно- методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная селекция – система мероприятий, предусматривающий периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах совершенствования [8, с. 7].
Многообразие видов спорта расширяет возможности индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.
По мнению Н.Н. Минаевой (1982) при прогнозировании спортивных способностей необходимо руководствоваться следующими общими положениями.
1. Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных признаков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности;
2. Поскольку роль наследственно обусловленных призраков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень показателей высших достижений;
3. Изучение консервативных наследственных признаков при определении спортивных способностей необходимо для выявления тех показателей, которые могут существенно изменяется под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень;
4. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена;
5. Структура спортивной деятельности весьма сложна и разнообразна. Поэтому при определении способностей необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное проявление этой деятельности;
6. Определение спортивной пригодности должно осуществляться комплексно на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Проблема отбор детей состоит в том, что с годами поколение меняется, меняются и телосложение, конституция тела человека, что обязательно должно учитываться при отборе и должны быть созданы общепринятые критерии, по которым в дальнейшем будет производиться отбор.
В настоящее время наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных сторон отбора и спортивной ориентации возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании научно обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Современный уровень развития легкоатлетического спорта характеризуется более ранним вовлечением детей в интенсивную тренировочную и соревновательную деятельность. Возраст 10-14 лет, это тот возраст, где о спортивной пригодности ребенка можно только догадываться. Если даже ребенок талантлив в спортивном отношении, то невозможно определить в каком виде спорта он может максимально раскрыть свою одаренность, талант. Способный ребенок, явление неспецифическое, и при отборе следует искать детей с хорошими двигательными способностями.
2. Чем раньше ребенок вовлекается к регулярным занятиям легкой атлетики, особенно в технических видах, тем больше вероятность пополнения ДЮСШ юными дарованиями. Также, чем ранее привлечение детей к систематическим занятиям легкоатлетическими упражнениями, тем длиннее должен быть этап предварительной подготовки, который тесно связан с этапом начальной подготовки. Знание оптимального возраста для достижения лучших результатов в спринте, в прыжках и в метаниях служит важным ориентиром при отборе будущих чемпионов.
3. Углубленный отбор позволяет выявить наиболее физически и психологически подготовленных детей для занятий легкой атлетикой. При углубленном изучение всех данных организма можно ускорить отборочный процесс, тем самым больше уделить внимания для подготовки квалифицированных легкоатлетов на раннем этапе обучения.
Таким образом, все же в основе комплексной характеристики способностей спринтера лежат антропометрические особенности (рост, вес, основные пропорции тела), уровень развития важнейших для спринтера физических качеств, и их соответствие основным биодинамическим особенностям спринтерского бега. Учет антропометрических особенностей юных спортсменов при отборе так же зависит от этапов подготовки. Если на начальном этапе отбора, больше внимание уделяется на двигательные способности детей, а при отборе в группы спортивного совершенствования предпочтение отдается спортсменам выше среднего роста, атлетического сложения, средней комплекции.
Изучение степени наследуемости различных морфофункциональных показателей организма человека показало, что генетические влияния на них чрезвычайно многообразны.
Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых большая часть метаболических характеристик организма, аэробные и анаэробные возможности, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, систолический и минутный объем крови в покое, частота сердцебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и жизненный показатель (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе и др.
Наследственная обусловленность, как считают, особенно проявляется в трех поведенческих аспектах – социабельность (общительность), эмоциональность (легкость возникновения и интенсивность эмоциональных реакций) и активность (общий энергетический уровень). Общим заключением всех проведенных исследований стало положение, что чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние генотипа и больше роль окружающей среды.
Выяснено, что в ходе онтогенеза роль наследственного фактора уменьшается. Это связано с тем, что по мере обогащения человека жизненным опытом и знаниями относительная роль генотипа в его жизнедеятельности снижается.
Таким образом, наиболее тренируемыми физическими качествами являются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми – быстрота и гибкость. Среднее положение занимает качество силы.
В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие двигательных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств, способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется социальными принципами физического воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайцеховски, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховски. – М. : Физкультура и спорт, 2000. – 278 с.
2. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М. : ФиС, 1983. – 204 с.
3. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1986. – №8. – 24-25 с.
4. Жилкин, А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Жилкин. – М. : Академия, 2003. – 464 с.
5. Зацорский, В.М. Легкая атлетика : критерии отбора / В.М. Зацорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
6. Зеличенок, В.Б. Легкая атлетика : критерии отбора / В.Б. Зеличенко, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. – М. : Терра – спорт, 2000. – 240 с.
7. Зимкина, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкина. – М. : Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.
8. Зимкина, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкина. – М. : Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.
9. Зотова, Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова, И.Ш. Мутаева, В.В. Павлов. – Набережные Челны : Кам ГИФК, 2002. – 141 с.
10. Зотова, Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова, И.Ш. Мутаева, В.В. Павлов. – Набережные Челны : Кам ГИФК, 2002. – 141 с.
11. Ильинична, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинична. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с.
12. Калодий, О.В. Легкая атлетика и методика преподавания : учебник для студентов институтов физической культуры / О.В. Калодия, Е.М. Лутковского, В.В. Усова ; под ред. О.В. Калодия. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.
13. Конин, В.П. Легкая атлетика. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / В.П. Конин. – М. : Гардарики, 1978. – 127 с.
14. Корягина, Ю.В. Физиология силовых видов спорта : учебное пособие / Ю.В. Корягина. – Омск : СибГУФК, 2003. – 60 с.
15. Кривоносов, М.П. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям : учебное пособие / под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. – Мн. : Высшая школа, 1986. – 312 с.
16. Кудрявцев, В.Г. Спорт : события и судьбы / Кудрявцев В.Г., Кудрявцева Ж.В. – М. : Просвещение, 1986. – 367 с.
17. Кузнецов, В.В. О проблеме отбора / В.В. Кузнецов // Проблемы отбора юных спортсменов. – М. : Наука, 1976. – С. 4-10.
18. Лазарев, И.В. Практикум по легкой атлетике : учеб. пособие / И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 1999. – 160 с.
19. Лукьяненко, В.П. Физическая культура : основа знаний / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2005. – 224 с.
20. Лукьяненко, В.П. Физическая культура : основа знаний / В.П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2005. – 224 с.
21. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. – Киев : Олимпийская литература, 1999. – 238 с.
22. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. – Киев : Олимпийская литература, 1999. – 238 с.
23. Никитюк, Б.А. Адаптация скелета спортсменов / Б.А. Никитюк, Б.И. Коган. – Киев : Здоровье, 1989. – 128 с.
24. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика : учебник для студентов институтов физической культуры / Н.Г. Озолин. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 671
25. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.
26. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 808 c.
27. Сальников, В.А. Спортивная деятельность и способности / В.А. Сальников // ТиМПФК. – 2001. – №10. – 24-26 с.
28. Сальников, В.А. Спортивная деятельность и способности / В.А. Сальников // ТиМПФК. – 2001. – №10. – 24-26 с.
29. Селуянов, В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, И.П. Космина. – М.: СпортАкадемияПресс, 2001. – 184 с.
30. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. – М. : Советский спорт, 2005. – 142 с.
31. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. – М. : Советский спорт, 2005. – 142 с.
32. Сирис, П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 103 с.
33. Сирис, П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 103 с.
34. Соколов, В.А. Методика тренировки в легкой атлетике : учебное пособие / под ред. В.А. Соколова и др. – Мн. : Полымя, 1994. – 504 с.
35. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика : учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 127 с.
36. Солодков, А.С. Физиология человека. Спортивная. Возрастная : учебник для высших учебных заведений физической культуры / Солодков А.С., Е.Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
37. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е. Талага. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с.
38. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е. Талага. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с.
39. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета / И.А. Тер-Ованесян. – М.: Терра- спорт, 2000. – 128 с.
40. Тристан, В.Г. Физиологические основы физической культуры и спорта. Часть 1: учебное пособие / В.Г. Тристан, Ю.В. Корягина. – Омск : СибГАФК, 2001. – С. 38–75.
41. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт / Г.С. Туманян. – М. : ФиС, 1976. – 127 с.
42. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М. : ФиС, 1981. – 224 с.
43. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2000. – 480 с.
44. Хомеков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике / Л.С. Хоменкова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.
45. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Швариц, С.В. Хрущев. – М. : ФиС, 1984. – 246 с.
Приложение А
Таблица 15
Исходный уровень физических показателей
(контрольная группа)
№ п/п | Бег на 30 м (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Отжимание в упоре (кол-во раз) | Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
1 | 4,2 | 170 | 8 | 37 |
2 | 4,3 | 180 | 9 | 40 |
3 | 4,5 | 170 | 7 | 45 |
4 | 4,7 | 188 | 8 | 30 |
5 | 4,2 | 181 | 10 | 30 |
6 | 4,2 | 180 | 10 | 45 |
7 | 4,3 | 190 | 10 | 40 |
8 | 4,7 | 190 | 10 | 40 |
9 | 4,5 | 200 | 10 | 55 |
10 | 4,5 | 199 | 8 | 40 |
11 | 4,3 | 185 | 5 | 50 |
12 | 4,4 | 188 | 8 | 50 |
13 | 4,0 | 180 | 6 | 52 |
14 | 4,0 | 181 | 10 | 40 |
15 | 4,2 | 185 | 10 | 43 |
16 | 4,1 | 190 | 11 | 45 |
17 | 4,3 | 190 | 12 | 50 |
18 | 4,0 | 181 | 10 | 40 |
19 | 4,3 | 184 | 8 | 50 |
20 | 4,4 | 186 | 9 | 40 |
Приложение В
Таблица 16
Исходный уровень физических показателей
(экспериментальная группа)
№ п/п | Бег на 30 м (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Отжимание в упоре (кол-во раз) | Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
1 | 4,0 | 185 | 8 | 45 |
2 | 4,0 | 180 | 6 | 40 |
3 | 4,2 | 190 | 8 | 40 |
4 | 4,3 | 195 | 8 | 41 |
5 | 4,2 | 197 | 9 | 43 |
6 | 4,5 | 185 | 10 | 45 |
7 | 4,5 | 181 | 10 | 50 |
8 | 4,2 | 190 | 10 | 55 |
9 | 4,0 | 190 | 15 | 50 |
10 | 4,1 | 180 | 15 | 51 |
11 | 4,0 | 190 | 11 | 53 |
12 | 3,8 | 190 | 10 | 40 |
13 | 4,1 | 198 | 10 | 50 |
14 | 4,3 | 200 | 10 | 40 |
15 | 4,5 | 185 | 7 | 40 |
16 | 4,4 | 180 | 6 | 38 |
17 | 4,1 | 185 | 6 | 40 |
18 | 3,9 | 180 | 7 | 35 |
19 | 4,1 | 180 | 6 | 40 |
20 | 4,3 | 185 | 9 | 37 |
Приложение С
Таблица 17
Конечный уровень физических показателей
(контрольная группа)
№ п/п | Бег на 30 м (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Отжимание в упоре (кол-во раз) | Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
1 | 3,8 | 180 | 10 | 40 |
2 | 4,0 | 185 | 11 | 45 |
3 | 4,2 | 173 | 8 | 50 |
4 | 4,1 | 192 | 9 | 35 |
5 | 4,0 | 185 | 11 | 36 |
6 | 3,9 | 187 | 12 | 48 |
7 | 4,1 | 195 | 15 | 42 |
8 | 4,3 | 200 | 14 | 45 |
9 | 4,5 | 201 | 13 | 59 |
10 | 4,0 | 203 | 8 | 45 |
11 | 4,1 | 190 | 6 | 53 |
12 | 4,2 | 192 | 9 | 52 |
13 | 3,8 | 186 | 7 | 57 |
14 | 3,9 | 188 | 15 | 46 |
15 | 4,0 | 190 | 11 | 48 |
16 | 3,9 | 191 | 17 | 50 |
17 | 4,1 | 194 | 16 | 55 |
18 | 3,8 | 185 | 11 | 45 |
19 | 4,0 | 188 | 10 | 51 |
20 | 4,1 | 200 | 10 | 46 |
Приложение D
Таблица 18
Конечный уровень физических показателей
(экспериментальная группа)
№ п/п | Бег на 30 м (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Отжимание в упоре (кол-во раз) | Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
1 | 3,7 | 190 | 10 | 50 |
2 | 3,8 | 185 | 8 | 45 |
3 | 4,0 | 200 | 9 | 45 |
4 | 4,0 | 200 | 10 | 44 |
5 | 4,1 | 200 | 10 | 47 |
6 | 4,3 | 188 | 11 | 48 |
7 | 4,5 | 187 | 15 | 55 |
8 | 4,0 | 195 | 17 | 59 |
9 | 3,8 | 196 | 19 | 56 |
10 | 3,9 | 186 | 18 | 58 |
11 | 3,7 | 194 | 16 | 57 |
12 | 3,5 | 193 | 11 | 45 |
13 | 4,0 | 201 | 14 | 52 |
14 | 4,1 | 205 | 12 | 45 |
15 | 4,2 | 190 | 9 | 43 |
16 | 4,0 | 185 | 8 | 41 |
17 | 3,9 | 190 | 8 | 45 |
18 | 3,8 | 182 | 8 | 38 |
19 | 4,0 | 185 | 9 | 45 |
20 | 4,1 | 190 | 10 | 40 |
Приложение Е
Таблица 19
Показатели темпа прироста физических качеств экспериментальной группы (%)
№ п/п | Бег на 30 м (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Отжимание в упоре (кол-во раз) | Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
1 | 7,8 | 27 | 22,2 | 10,52 |
2 | 5,1 | 27,3 | 28,5 | 11,76 |
3 | 4,9 | 51,2 | 11,7 | 11,76 |
4 | 7,3 | 25,3 | 22,2 | 7,06 |
5 | 2,4 | 15,1 | 10,5 | 8,89 |
6 | 2,3 | 16,0 | 9,5 | 6,45 |
7 | 0 | 32,6 | 40 | 9,52 |
8 | 4,9 | 25,9 | 51,8 | 7,02 |
9 | 5,1 | 31 | 23,6 | 11,32 |
10 | 7,8 | 32,7 | 18,8 | 12,84 |
11 | 3,7 | 20,8 | 37 | 7,27 |
12 | 2,5 | 15,6 | 9,6 | 11,76 |
13 | 4,8 | 15,0 | 33,3 | 3,92 |
14 | 6,9 | 24,7 | 18,8 | 11,76 |
15 | 9,6 | 26,6 | 25 | 3,92 |
16 | 10,3 | 27,4 | 28,6 | 11,76 |
17 | 2,6 | 26,6 | 28,6 | 7,23 |
18 | 2,5 | 11 | 13,3 | 7,59 |
19 | 3,1 | 27,4 | 40 | 11,76 |
20 | 4,8 | 26,6 | 40,6 | 11,76 |
Приложение F
Таблица 20
Показатели психологической готовности экспериментальной группы
№ п/п | Упорство в спортивной борьбе | Спортивное трудолюбие | Целеустремленность | Способность мобилизоваться во время соревнований |
1 | + | - | - | + |
2 | + | + | - | + |
3 | + | + | + | + |
4 | + | + | + | + |
5 | - | + | - | + |
6 | + | - | - | - |
7 | + | - | - | - |
8 | + | - | + | - |
9 | + | + | + | + |
10 | + | + | + | + |
11 | + | + | + | + |
12 | + | + | + | + |
13 | + | + | - | + |
14 | + | + | - | - |
15 | + | - | - | - |
16 | - | - | + | - |
17 | - | - | + | - |
18 | - | + | + | + |
19 | - | + | - | - |
20 | + | + | - | + |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
1.1 Исходные понятия проблемы
1.2 Этап и критерий спортивного отбора
1.3 Факторы, обуславливающие спортивный результат в виде легкой атлетики и их использование в процессе отбора
ГЛАВА 2. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
2.1 Физиологическая характеристика физических упражнений
2.2 Физиологические показатели, используемые при отборе в различные виды легкой атлетики
2.3 Влияние наследственности на морфофункциональные показатели и физические качества
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОТБОРЕ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ…
3.1 Цели, задачи, методы и этапы организации опытно-экспериментальной работы
3.2 Экспериментальное исследование методики отбора к специализации в легкой атлетике
3.3 Результаты исследования уровня физических показателей легкоатлетов 11 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема способностей волновала людей еще в глубокой древности. Понятия о способностях в научный обиход впервые ввел древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.), он же предложил идею отбора людей к военной службе по оценке их способностей с помощью тестов.
Дискуссии ведутся, главным образом, вокруг одного вопроса: являются ли способности врожденными или приобретенными характеристиками человека?
Одни защищают позицию, согласно которой и гений, и талант, и способности – результат воспитания, что врожденные возможности у всех людей абсолютно одинаковы. Другие исследователи делают вывод о наследственной предопределенности способностей.
Проблема отбора в спорте в мировой литературе освещена достаточно широко, накоплены значительные экспериментальные данные характеризующие существенные аспекты отбора в отдельных видах спорта. Вместе с тем, вопросы спортивного отбора относятся к числу недостаточно изученных и продолжают оставаться центральной проблемой детско-юношеского спорта.
В настоящее время наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных сторон отбора и спортивной ориентации возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании научно обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
Отбор – обязательная составная часть подготовки спортивного резерва.
Исследования, предпринятые в нашей стране в последние 15-20 лет, позволили разработать программы отбора, сыгравшие положительную роль в деле подготовки спортивных резервов.
Большой интерес к этой проблеме объясняется бурным ростом спортивных результатов и настолько высоким их уровнем, что приблизиться к ним и превысить этот уровень может далеко не каждый. Отсюда возникает проблема поиска физически одаренных людей, которые могли бы показывать высокие спортивные результаты в условиях жесткой конкурентной борьбы, являющихся характерной особенностью современного спорта.
Степень разработанности темы. Над данной темой работали Кузнецов А.С. (доктор педагогических наук, профессор), Самигуллин Г.Х. (кандидат биологических наук, доцент), а также Зотова Ф.Р., Мутаева И.Ш., Павлов В.В., Волков В.М., Филин В.П., Тер-Ованесян И.А., Зеличенок В.Б., Холодов Ж.К.
А.С. Кузнецовым и Г.Х. Самигуллиным по данной теме выполнено теоретическое обобщение данных по проблеме отбора и ориентации в легкой атлетике. Рассмотрены теоретические положения, генетические аспекты данной проблемы, особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике.
Цель работы. Изучить отбор и ориентацию в легкой атлетике.
Задачи работы:
1. Рассмотреть методику спортивного отбора в легкой атлетике;
2. Изучить теоретические и генетические аспекты отбора и ориентации в легкой атлетике;
3. Проанализировать особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике.
Объект работы. Процесс прогнозирования способностей легкоатлетов.
Предмет работы. Отбор и ориентация в легкой атлетике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отбор в легкой атлетике включает в себя следующий ряд факторов: наследственность, морфофункциональные показатели, скоростно-силовые показатели, антропометрические особенности (рост, вес, основные пропорции тела), двигательные способности, уровень развития физических качеств, и их соответствие основным биодинамическим особенностям легкоатлетов, медико-биологические особенности, психические качества спортсмена и т.д.
2. В процессе многолетнего отбора большое значение приобретает оценка показателей отражающих уровень функциональных возможностей различных систем организма. Возраст и пол, характер обмена веществ, степень психоэмоционального напряжения, состояния внутренней и внешней среды и многие другие факторы оказывают заметное воздействие на величину ЧСС в покое. Также можно учитывать при отборе функции легких, определяющимися следующими показателями: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), дыхательный объем (ДО), резервный объем выдоха (РОВ), глубиной и частотой дыхания, МПК, ЖЕЛ, темп прироста и т.д.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит 55 страниц, 20 таблиц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА
Исходные понятия проблемы
Способность – совокупность анатомо-физиологических и психических свойств, позволяющая сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности, природное дарование, склонность к чему-либо. Способности возникают в процессе развития и проявляются в определенной деятельности. В основе формирования и совершенствования способностей, в том числе и спортивных, лежат биологически закрепленные предпосылки развития – задатки [8, с. 6].
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и психолого-физиологические особенности нервной системы, органов чувств, мозга, двигательного аппарата, пропорций тела, биологическая инерция [8, с. 6].
В существующей литературе нет единства в понимании термина «задаток». В последнее время при его анализе и интерпретации предлагается учитывать следующие моменты:
1. Задаток следует понимать как генетическое образование, которое формируется в результате возникновения зиготы (клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток в процессе оплодотворения; из зиготы развивается новая особь). В тоже время природа и механизм проявления диплоидного набора хромосом пока еще недостаточно ясны;
2. Задаток влияет на программу развития, формируя морфологические особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и т.д.);
3. Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптации, преимущественную предрасположенность к совершенствованию аэробного, анаэробного и анаболического метаболизма при двигательной деятельности;
4. Задаток определяет развитие координационных возможностей, способность центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций;
5. Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной специфики личности [3, с. 7].
Задаток влияет на величину развития признака, которую в генетике определяют как «нижний и верхний предел наследственных возможностей» данного индивидуума [18, с. 117].
Талант – выдающиеся природные способности [18, с. 117].
Английский ученный Ф. Гальтон еще в середине ХIХ века пришел к выводу о том, что выдающиеся личности обладают обязательным набором определенных качеств. Одной из характерных особенностей гениального человека, по его мнению, является внутренний, прирожденный, неиссякаемый, неудержимый родник энергии, во что бы то ни стало пробивающийся наружу. Другая, не менее важная особенность выдающейся личности – способность к тяжелому труду. Вместе с тем успех в каждой отрасли обеспечивает человеку не универсальная одаренность, а специфические качества ума и характера и, наконец, наличие некоего внутреннего присущего ему стимула.
Рассуждения Гальтона полностью можно отнести к спортивной деятельности. Однако необходимо учитывать еще один крайне важный и характерный для спорта фактор: предварительный выбор конкретной деятельности [18, с. 115].
Отбор – система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки способности детей, соответствующие специфике определенного вида спорта [8, с. 7].
Отбор преследует две основные цели: уменьшение затрат времени и средств на обучение тех, от кого можно ожидать наибольшей продуктивности в спортивной деятельности, с одной стороны. С другой стороны ориентация в правильном выборе будущих занятий, определение направления поиска.
Спортивная ориентация – комплекс мероприятий направленный, на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей соответствуют его желаниям, предрасположенности и способности [8, с. 7].
Есть и другое объяснение (изложения) данного понятия. По мнению В.М. Волкова, В.П. Филина (1983), спортивная ориентация – система организационно- методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная селекция – система мероприятий, предусматривающий периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах совершенствования [8, с. 7].
Многообразие видов спорта расширяет возможности индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.
По мнению Н.Н. Минаевой (1982) при прогнозировании спортивных способностей необходимо руководствоваться следующими общими положениями.
1. Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных признаков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности;
2. Поскольку роль наследственно обусловленных призраков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень показателей высших достижений;
3. Изучение консервативных наследственных признаков при определении спортивных способностей необходимо для выявления тех показателей, которые могут существенно изменяется под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень;
4. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена;
5. Структура спортивной деятельности весьма сложна и разнообразна. Поэтому при определении способностей необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное проявление этой деятельности;
6. Определение спортивной пригодности должно осуществляться комплексно на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Проблема отбор детей состоит в том, что с годами поколение меняется, меняются и телосложение, конституция тела человека, что обязательно должно учитываться при отборе и должны быть созданы общепринятые критерии, по которым в дальнейшем будет производиться отбор.
В настоящее время наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных сторон отбора и спортивной ориентации возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании научно обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
Этап и критерий спортивного отбора
Система отбора в современных условиях должна отвечать следующим требованиям [8, с. 10]:
1. Способствовать оптимальному функционированию связи двух ветвей физкультурного движения – массового спорта и спорта высших достижений;
2. Процессу отбора предшествует спортивная ориентация, позволяющая обоснованно рекомендовать школьнику одну из этих ветвей;
3. Спортивная ориентации осуществляется поэтапно: от ориентации на группы родственных видов спорта (родовая ориентация) к ориентации на конкретную спортивную дисциплину (видовая ориентация);
4. Комплексная опенка предрасположенности к виду спорта и перспективности совершенствования в нем должна базироваться на глубоком изучении личности школьника.
Необходима такая система отбора, которая учитывала бы, с одной стороны, интересы массового спорта, а с другой – спорта высших достижений; с одной стороны, способствовала бы вовлечению в спортивные занятия массы школьников, с другой – эффективному поиску спортивных талантов. В этом плане представляется своевременным выдвинуть концепцию активного отбора, предполагающую целенаправленный процесс установления взаимного соответствия интересов и способностей ребенка и требований спортивной дисциплины посредством комплекса мероприятий, направленных на своевременную ориентацию, организованный поиск спортивных талантов и прогнозирование будущих спортивных успехов на базе глубокого и всестороннего анализа индивидуальных особенностей. Реализация этой концепции обеспечивает успешный выбор вида спортивных занятий в зависимости от потенциальных возможностей ребенка, что создает предпосылки к систематическим и долговременным занятиям в системе массового спорта, а также позволяет улучшить комплектование спортивных школ [8, с. 11].
В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировки можно выделить три основные этапа. На первом из них – предварительном выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей [8, с. 11]. Отбор на втором – промежуточном этапе решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третьем – заключительном этапе отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса. Каждый этап отбора совпадает с соответствующим этапом многолетней подготовки (таблица 1).
Таблица 1
Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки
(по В.Н. Платонову)
Спортивный отбор
| Этап многолетней подготовки | |
Этапы | Задача | |
Предварительный | Ориентация на занятиях тем | Предварительная |
или иным видом спорта | подготовка | |
Промежуточный | Выявление способностей к | Начальной и углубленной |
эффективному спортивному | специализации | |
совершенствованию | Реализации индивидуальных | |
Заключительный | Установление возможностей к | Возможностей и сохранения |
достижению результатов | достижений | |
международного класса |
Спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена [3, с. 24]. Обусловлено это невозможностью четкого выявления способностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки. Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретенного, биологического и социального [8, с. 12].
Задачи отбора и ориентации на различных этапах многообразны. Если на первом этапе важно, прежде всего, установить целесообразность серьезных занятий избранным видом спорта для того или иного подростка, то на последующих этапах круг задач значительно расширяется: ориентация спортсмена для специализации в конкретных номерах программы, отбор в сборные команды, комплектование и др.
Основными задачами первого этапа – являются массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет (I-IV классы общеобразовательной школы) с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта.
В группе начальной подготовки ДЮСШ принимаются все желающие школьники в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Эти критерии максимально упрощены и доступны каждому учителю физкультуры в школе и врачу [4, с. 352].
Критериями, на основе которых обычно формируется суждение о спортивной одаренности ребенка, являются данные о его росте, весе, телосложении, двигательных способностях. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняет эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
Основная задача второго этапа отбора – выявление одаренных в спортивном отношении школьников для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования СДЮШОР, УОР и ШВСМ. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки [8, с. 14].
Отбор проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. В течение последнего года обучения в учебно-тренировочных группах СДЮШОР и в классах УОР, соответствующих этим группам, выявляются перспективные юные спортсмены для зачисления в группы спортивного совершенствования.
Методы и процедура отбора остаются в основном теми же, что и на предыдущем этапе, однако, их значимость и объем возрастают. Программа отбора включает пять разделов: оценку состояния здоровья; спортивный анамнез и оценку специальной подготовленности; определение морфофункционального состояния кислородтранспортной системы; психодиагностику; антропометрию.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации [18, с. 115]. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося [5, с. 113].
Основными методами отбора являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогическое наблюдение, педагогические контрольные испытания (тесты), психологические исследования, социологические исследования. В ходе антропометрических обследований необходимо определить, насколько кандидаты для зачисления в спортивную школу соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.).
На основе медико-биологических исследований дается оценка состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности школьников. Выявляются дети и подростки, имеющие противопоказания к занятиям определенным видом спорта. В процессе медико-биологических исследований особое внимание должно быть обращено на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки [14, с. 25].
Большую роль в системе отбора играют педагогические контрольные испытания (тесты), по результатам которых обычно судят о наличии необходимых физических качеств и способностей индивида, для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в спортивные школы. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена [6, с. 121].
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть, выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности человека к обучению в том или ином виде деятельности [8, с. 20].
В процессе психологических обследований особое внимание уделяется проявлению таких качеств, как активность я упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.д.
На третьем этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам.
Приступая к тренировке на третьем этапе многолетней подготовки, необходимо всесторонне оценить уровень общей и специальной подготовленности спортсменов. При этом внимание следует обратить не только на абсолютные показатели, но и на тот прогресс, которого достиг спортсмен в результате тренировки на предыдущем этапе [8, с. 22]. Преимущество отдается тем спортсменам, которые сумели добиться больших сдвигов, в уровне спортивного мастерства, возможностей важнейших функциональных систем при ограниченном использовании самых мощных средств педагогического воздействия. Чем меньшими усилиями был достигнут прогресс в уровне спортивного мастерства, тем большие резервы остались ли я дальнейшего совершенствования. Поэтому на данной ступени отбора, как и на предыдущей, большое внимание уделяется анализу тренировки на предыдущем этапе многолетней подготовки [18, с. 112]. Перспективными считаются спортсмены, которые тренировались по разнообразной программе, без использования предельных объемов тренировочной работы, ограничивали количество занятий с большими нагрузками, участие в ответственных соревнованиях, т.е. не достигали максимальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, характерных для построения тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Если при таком построении тренировочного процесса у спортсменов планомерно возрастал уровень достижений и функциональной подготовленности, и к четвертому этапу многолетней подготовки они достигли достаточно высокого уровня спортивного мастерства, то имеются все основания для их дальнейшего серьезного прогресса [3, с. 25].
Одним из основных показателей, свидетельствующим о способности спортсмена к значительному прогрессу на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, является разносторонняя техническая подготовленность. Она проявляется в достаточно совершенном владении не только техникой вида спорта, но и в умении технически правильно выполнять большое количество специально-подготовительных упражнений, тонко варьировать пространственными, временными и динамическими параметрами движений в процессе выполнения самых разнообразных упражнений. Такая структура технической подготовленности позволяет сформировать на четвертом этапе многолетней подготовки рациональную и лабильную технику движений, находящуюся в соответствии с морфофункциональными возможностями спортсмена и специфическими требованиями конкретного вида спорта.
Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом оценивают устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы при острой конкуренции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролировать усилия, темп, скорость, направление движений, распределение силы в соревнованиях, а также умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников [8, с. 26]. Выдающихся спортсменов, как правило, характеризует умение вести активную борьбу в ответственейших соревнованиях, с наибольшей конкуренцией. Недаром опытные тренеры в качестве одного из важнейших критериев при оценке перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных стартах более высокие результаты, чем в предварительных.
На третьем этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы [8, с. 27]. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1. Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки.
2. Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях.
3. Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, возможности дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсменов в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья [8, с. 28].
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса [8, с. 27].
Из всего этого следует следующий вывод.
Отбор состоит из трех этапов. 1 этап – предварительный, 2 этап – промежуточный и 3 этап – заключительный.
К критериям отбора относится: антропометрические данный, медицинские показания, телосложение, двигательные способности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 301.