Характеристика российских нормативных документов по учету материалов в историческом аспекте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В конце 1990-х – начале 2000-х годов в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям [11].

После утверждения Программы документы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России в области учета материалов претерпели существенные изменения за счет их сближения с МСФО.

В 2000 году введен в действие новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Подход к учету материально-производственных запасов был существенно изменен: в Плане счетов не предусмотрен бухгалтерский счет для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Изменение было внесено на основании отсутствия в МСФО данной категории активов.

В 2001 году утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) взамен ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 г. № 25н. Введение ПБУ 5/01 было обусловлено переходом на новый План счетов.

ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, тогда как ПБУ 5/98 устанавливало методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах. Тем самым ПБУ 5/01 придан обязательный характер, за несоблюдение которого могут применяться санкции, установленные ст.120 НК РФ, - за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, под которым в том числе понимается и «неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей».

Рассмотрим изменения, произошедшие в бухгалтерском учете материалов в связи с принятием новой редакции Положения.

1) раздел I «Общие положения».

Начиная с 2002 г. из категории материально-производственных запасов исключаются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

2) расходы на проценты по полученным кредитам и займам.

В соответствии с ПБУ 5/98 в фактические затраты включались затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков, полученным для приобретения МПЗ, а также затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования МПЗ на складах организации.

В ПБУ 5/01 предусмотрено включение в состав фактических затрат начисленных процентов по кредитам, предоставленным поставщиками, а также начисленных до принятия к учету МПЗ процентов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.

Новый порядок привел в соответствие правила учета процентов по полученным кредитам и займам, установленные в п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, и правила учета таких процентов в случае получения кредитов и займов на приобретение МПЗ. Так, согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся к уплате на конец отчетного периода процентов. А в силу ПБУ 5/98 в фактические затраты на приобретение МПЗ включались расходы по оплате указанных процентов.

В ПБУ 5/01 уточнено, что данные затраты включаются в стоимость МПЗ только до принятия активов к учету.

3) суммовые разницы.

В соответствии с ПБУ 5/01 фактические затраты на приобретение МПЗ определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия МПЗ к учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

4) оценка МПЗ, полученных в счет вклада в уставной капитал, приобретенных безвозмездно, полученных по договорам, исполнение которых предусмотрено неденежными средствами.

В фактические затраты по МПЗ, полученным в счет вклада в уставный капитал, приобретенным безвозмездно, полученным по договорам, исполнение которых предусмотрено неденежными средствами, включаются затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования.

В 2001 году приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года № 119н были введены в действие «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Методические указания определили порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01. На их основе разрабатываются внутренние положения организации, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов.

Однако реформирование бухгалтерского учета на протяжении ряда лет сталкивается с трудностями при проведении и применении на практике вводимых новых правил. Дело с том, что в течение продолжительного периода одновременно проводятся две реформы: в области бухгалтерского учета и в области налогообложения [19].

В 2002 г. вступает в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная глава среди прочих новшеств содержит норму в части формирования новой самостоятельной системы учета – системы налогового учета. При этом предусмотрены значительные различия между данной системой и системой бухгалтерского учета. Это, в частности, касается схемы получения информации, необходимой для расчета налогооблагаемой прибыли.

Так, согласно ст. 313 главы 25 подтверждением данных налогового учета являются:

– первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

– аналитические регистры налогового учета;

– расчет налоговой базы (налоговая отчетность).

Ранее для получения аналогичных данных использовались:

– первичные учетные документы;

– регистры бухгалтерского учета;

– бухгалтерская отчетность;

– налоговые корректировки;

– расчет налоговой базы (налоговая отчетность).

В 2003 г. произошли изменения в законодательстве, значительно повлиявшие на порядок ведения бухгалтерского учета МПЗ.

Приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н введены в действие Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. С момента введение в действие данных Методических указаний учет средств труда больше не регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В действующий План счетов бухгалтерского учета внесены дополнения, касающиеся учета материалов (приказ Минфина РФ от 07.05.03 № 38н). Счет 10 «Материалы» был дополнен следующими субсчетами: 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», 11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 303.