Культуру безопасности жизнедеятельности (КБЖ) можно определить как уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
В результате происшествий часто страдают дети. Чтобы предотвратить трагедию очень важно научить ребят, как вести себя в чрезвычайной ситуации и как избежать несчастных случаев. Поэтому сотрудники МЧС регулярно приезжают в образовательные учреждения севера столицы и объясняют школьникам основы правил безопасности. Один из таких уроков основ безопасности и жизнедеятельности прошел 7 июня в социальном приюте для детей и подростков Ховрино. Именно правила пожарной безопасности важно усвоить с детства. Ведь человек в своей жизни не может обходиться без огня и воды, но эти две стихии связаны с постоянной опасностью. Поэтому сотрудники МЧС регулярно рассказывают ребятам о правилах безопасности как для предотвращения пожаров, так и вблизи водоемов. В социальном приюте для детей и подростков Ховрино такие уроки проводятся регулярно. "Дело в том, что это не просто сухие беседы, это действительно очень живые, с показом видеофильмов, с рассматриванием вместе с ребятами каких-то конкретных ситуаций где как действовать, как поступить, как себя обезопасить", - говорит Ольга Токарева, директор социального приюта для детей и подростков «Ховрино».
Как отмечают сами сотрудники приюта, после занятий ребята еще долго обсуждают между собой темы бесед. Они уже давно хорошо знают правила противопожарной безопасности. Но кроме противопожарной безопасности так же важно знать и правила поведения около воды. Хотя и тут воспитанники приюта сотрудников МЧС порадовали. Подобные уроки необходимы, чтобы предотвратить несчастные случаи на воде или во время пожара. И сотрудники МЧС и воспитатели приюта отмечают - ребята легко запоминают правила поведения, и в будущем можно надеяться, что в подобных происшествиях меньше будут страдать дети.
Воспитание культуры личной безопасности является сложным педагогическим явлением, которому присущи следующие признаки:
Это педагогическая практика, обеспечивающая подготовку подрастающего поколения к профилактике и преодолению опасных ситуаций.
Это педагогическое искусство, продуктом которого являются программы, учебники, методические пособия, методики воспитания и обучения, предназначенные для эффективной подготовки подрастающего поколения к профилактике и преодолению опасных ситуаций.
Это педагогическая теория, раскрывающая сущность, структуру, цели, содержание, педагогические средства, формы и методы, движущие силы, закономерности и принципы воспитания готовности к профилактике и преодолению опасных ситуаций.
Это одна из целей воспитания, заключающаяся в построении системы педагогических задач по формированию и развитию у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.
Это совместная деятельность педагога и воспитанников по присвоению и развитию культуры личной безопасности.
Это создание педагогом благоприятных условий для присвоения воспитанниками культуры личной безопасности в процессе самовоспитания и самообразования.
Это один из компонентов содержания воспитания, который представляет систематизированный и адаптированный к условиям педагогического процесса опыт предупреждения и преодоления человеком опасных ситуаций.
Это одна из функций воспитания, проявляющаяся в постоянном влиянии педагогического процесса на уровень готовности воспитанников к опасным и экстремальным ситуациям.
Это одна из закономерностей воспитания, заключающаяся в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке воспитанников к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, опасных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности.
Это один из принципов воспитания, ориентирующий воспитателей на систематическое формирование и развитие готовности воспитанников к предупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.
Как видим, общим для всех сформулированных подходов к определению воспитания культуры личной безопасности в социальном приюте «Ховрино» является подготовка воспитанника к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. В современной научной и методической литературе используются различные термины и словосочетания для обозначения процесса подготовки человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Рассматривается процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности. Анализируется процесс подготовки к выживанию. Характеризуется процесс формирования личности безопасного типа. Обсуждаются вопросы обучения безопасному поведению. Есть и другие подходы, связанные с различиями предметов исследований, аспектов рассмотрения проблем, целей, которые преследуют те или иные авторы. Например, изучается процесс адаптации человека к экстремальным условиям, рассматривается воспитание готовности человека к безопасности и т.д. В связи с этим определим место анализируемого педагогического явления в совокупности социальных и педагогических факторов подготовки личности к предотвращению и преодолению опасных ситуаций.
Понятие «формирование личности безопасного типа» фиксирует широкий социальный аспект формирования готовности человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Этот процесс протекает под влиянием экономических, политических, идеологических, климато-географических, биологических, социально-психологических, культурологических и педагогических факторов. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом данного явления. В структуре воспитания культуры безопасности нами выделен в качестве самостоятельного компонента процесс воспитания культуры личной безопасности. Понятие «воспитание культуры личной безопасности» используется нами в качестве исходной категории для построения системы взаимосвязанных педагогических понятий, для описания и объяснения процесса подготовки воспитанников к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Понятие «обучение основам безопасности жизнедеятельности» логично использовать для обозначения более частного явления – воспитание культуры личной безопасности в целенаправленном учебном процессе, например, в ходе обучения школьников учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)[12].
Что касается словосочетания «подготовка к безопасному поведению», то следует ограничить его использование в процессе рассмотрения методических аспектов обучения и воспитания готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Например, при обсуждении технологии обучения безопасному поведению на проезжей части дороги. Еще более конкретное явление обозначает понятие «подготовка к выживанию». Поскольку в науке о безопасности человека /3/ под выживанием понимаются активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в условиях автономного существования, понятие «подготовка к выживанию» рационально применять для обозначения одного из компонентов обучения безопасной жизнедеятельности – обучение готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций в условиях автономного существования (в тропиках, в пустыне, в горах, в тайге и т.д.).
Качество обучения детей ОБЖ в решающей степени зависит от уровня профессионального мастерства воспитателя социального приюта «Ховрино», при этом под профессиональным мастерством понимается не только педагогическое мастерство, но и глубокое знание воспитателем теории безопасности жизнедеятельности.
Воспитатели социального приюта «Ховрино» повышают свои знания в области БЖД, много времени посвящают изучению специальной литературы, на базе социального приюта «Ховрино» проводятся семинары для воспитателей и педагогов социальных приютов, помогающие педагогам в развитии своих знаний и повышения уровня компетентности.
Критерием сформированности содержательного компонента профессиональной компетентности преподавателя ОБЖ считаем:
· уровень сформированности знаний по безопасности жизнедеятельности (БЖД);
· уровень сформированности методических знаний по БЖД.
Развитие деятельностного компонента профессиональной готовности воспитателей социального приюта можно определить по критериям:
· степень развития умений по БЖД;
· степень развития навыков по БЖД.
Таким образом, признаками сформированности профессиональной компетентности преподавателя ОБЖ в социальном приюте «Ховрино» можно считать:
· уровень сформированности знаний и методических знании по БЖД;
· степень развития профессиональных умений и навыков;
· развитие творческого мышления и профессионального мировоззрения.
Практический опыт педагогического коллектива социального приюта «Ховрино» показывает, что путем повышения качества знаний детей в области безопасности могут служить:
· организация дополнительного образования, элективных курсов и кружков по интересам;
· личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Эти идеи воспитателями приюта «Ховрино» реализуются с помощью следующих механизмов обучения:
· анализ процессов обучающего и обучающегося;
· переосмысление понятий «научение» и «обучение»;
· создание благоприятных морально-психологических условий для выявления и развития творческого потенциала каждого ребенка;
· организация работы по формированию навыков и умений с использованием наиболее приемлемых для каждого ребенка средств и приемов обучения;
· мониторинг образовательного процесса с целью выявления результативности работы.
Суть описываемой технологии в том, что весь процесс обучения направлен на активное получение детьми знаний, приобщение к творчеству, воспитание социально значимых качеств личности.
Проводимые в социальном приюте «Ховрино» учебно-тренировочные занятия призваны способствовать выработке практических навыков. Они проводятся в кабинете, спортзале, но ни с чем не сравнить эффективность занятий в условиях, приближенных к экстремальным. В разное время года воспитатели приюта «Ховрино» с детьми совершают выходы на природу. В условиях автономии дети закрепляют теоретические знания.
Воспитатели приюта «Ховрино» работают над упорядочением системы таких занятий – созданием экспериментальной программы и тематического планирования, идея которых вкратце выглядит следующим образом:
· первое полугодие – изучение теоретических основ БЖД;
· второе полугодие – практические занятия.
В этот день воспитатель приюта организует занятия с детьми в нестандартных условиях. Дети отрабатывают практические навыки. Например, занятия по безопасности и защите человека в ЧС проводились на природе с организацией «зоны заражения», имитацией сборного эвакуационного пункта и т.д. Дети отрабатывали навыки использования средств защиты, первой помощи, частичной санитарной обработки и другие.
Объектовые тренировки вырабатывают у детей своего рода шаблоны действия в различных техногенных ЧС. Для этого воспитателями приюта «Ховрино» была разработана легенда тренировочного занятия – сценарий игры, в которую с удовольствием включились и взрослые и дети. Каждый получил определенную роль и выполнял ее. В конце проводился подробный анализ с указанием ошибок. После ряда тренировок проводилась тренировка по внезапной (без предупреждения) эвакуации приюта из здания. Это своеобразное зачетное занятие, проверка качества усвоения знаний.
Особое внимание воспитатели социального приюта «Ховрино» уделяют организации обучения, интеграции основного и дополнительного образования. В кружки по интересам дети идут охотно, в них можно получить необходимые знания. Изучив интересы детей, воспитателями социального приюта «Ховрино» были разработаны программы деятельности таких объединений как, «Натуралист», «Травология», «Патриот».
Программы этих объединений рассчитаны на формирование практических навыков обеспечения безопасности, умения оказывать помощь в ЧС себе и окружающим, воспитание детей.
Преподаватель культуры безопасной жизнедеятельности, по нашему мнению, должен создать условия для формирования у детей-сирот опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных задач, возникающих в процессе образования.
В процессе реализации программ по формированию культуры безопасной жизнедеятельности возможно формирование следующих ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных и здоровьесберегающих. Этому будут способствовать анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных и проблемных задач, использование в учебно-воспитательном процессе ролевых и деловых игр, дискуссий, проблемного и модульного обучения.
Таким образом, для формирования жизненной компетентности воспитанников социальных приютов мы считаем необходимым формирование у них социального статуса, позволяющего разрешать личностно значимые проблемы в самостоятельной жизнедеятельности.
Заключение
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций жизнедеятельности личности показал, что в формировании активной жизнедеятельности детей в социальных приютах, учитывая особенности их личностного и физического развития, особое значение имеет аксиологический подход, то есть развитие системы социальных ценностей, определяющих направленность личности.
Развитию социально и нравственно ориентированной личностной позиции детей из социальных приютов могут способствовать комплексные программы формирования культуры безопасной жизнедеятельности у детей, разработанные на основе знаний специфических особенностей работы в специализированных учреждениях и с учетом требований модернизации образования. Компетентностный подход в реализации данной программы предполагает акцентирование практической направленности, продуктивной работы в малых группах, развитие самостоятельности детей-сирот и их личной ответственности за принятие решения.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей в условиях социального приюта, являются: организация учебно-воспитательной работы на основе научно обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, личностной направленностью и включающей комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, задачи, диагностику культуры безопасного поведения); формирование мотивации, соответствующих умений и навыков, проявляемых в реальном поведении; использование инновационных форм и методов при апробации образовательных программ; профессиональная подготовленность учителей к деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности; непрерывность и вариативность форм и методов обучения; организация мониторинговой деятельности.
Эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности у детей-сирот зависит от следующих условий: четкости понимания целей, задач, принципов реализации данного процесса, диагностики уровня сформированности культуры безопасного поведения у воспитанников интернатных учреждений, профессиональной подготовленности учителей, грамотной организации педагогического процесса, контроля за качеством обучения основам культуры безопасного поведения и т.д.
Список использованной литературы
1. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.
3. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006.
4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.
5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.
8. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009.
10. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009.
[1] Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009. – с. 64.
[2] Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006. – с. 18.
[3] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 24.
[4] Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 115.
[5] Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006. – с. 37.
[6] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 37.
[7] Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 59.
[8] Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009. – с. 137.
[9] Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008. – с. 99.
[10] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 54.
[11] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – с. 129.
[12] Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008. – с. 102.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.