Характеристика социального приюта «Ховрино»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный приют «Ховрино» для детей и подростков САО г. Москвы расположен по адресу: г. Москва, ул. Зеленоградская, 35Б.

Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.

Чаще всего в приют попадают дети из так называемых “неблагополучных” семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей или временно не имеющие возможности проживать дома. В приют могут поступить заблудившиеся дети, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению и приехавшие из различных регионов России и СНГ. Дети, лишившиеся родителей, также могут стать воспитанниками приюта.

В приют дети и подростки поступают по акту органов УВД, по направлению Управления социальной защиты населения ЮВАО г.Москвы, а также по заявлению родителей (законных представителей) или обратившись лично. Департаментом социальной защиты населения г. Москвы организована работа “Горячей линии”. Специалисты, работающие на “Горячей линии”, владеют информацией об имеющихся в детских учреждениях местах и оказывают помощь в устройстве детей. Дети и их родители (законные представители) могут лично обратиться в приют по телефону доверия, а также в отделение социальной диагностики, где существует возможность оказания помощи в нестационарной форме, без проживания в приюте.

Работа учреждения социальный приют «Ховрино» направлена на предоставление ребёнку права на достойную жизнь, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи. «Я НЕ ОДИНОК» - так с уверенностью может сказать каждый ребенок, оказавшийся здесь. Для каждого воспитанника приют становится новым, пусть и временным домом, где примут, поймут и помогут. Одним из принципов работы приюта является учет того, что мир людей, в котором жил ребенок, не остается за порогом приюта. Двери приюта «Ховрино» открыты для тех, кто дорог и близок воспитанникам, кто может оказать поддержку в трудную минуту. Учреждение тесно сотрудничает с государственными службами, с учреждениями образования и здравоохранения, общественными организациями, со всеми, кто неравнодушен к проблемам детства.

Из приюта дети могут вернуться в родную семью, в семьи опекунов или родственников, в негосударственные детские дома семейного типа или детские учреждения Департамента образования и Департамента социальной защиты г. Москвы.

Принимая участие в судьбе ребенка, сотрудники приюта должны выяснить причины, создавшие данную кризисную ситуацию. По мере выяснения причин, ставятся задачи как реабилитации или коррекции( медико-психологической, учебно-воспитательной) состояния ребенка в стенах приюта, так и пути дальнейшего оптимального жизнеустройства по выходу из приюта(социально-правовая помощь). Первостепенная задача - вернуть ребенка в родную семью.

Естественно, данная задача становится главной, если в семье нет какой-либо патологии во взаимоотношениях между ее членами. К таким взаимоотношениям относятся жестокость, насилие, отсутствие родительских чувств и т.п. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению и насилию, определяются по состоянию страха перед родителями( одним или всеми членами семьи), нежеланием их видеть, на их теле часто видны следы побоев, сон их беспокоен и т.д.

В случае, если возвращение ребенка в семью не отвечает его интересам, производится поиск, совместно с органами опеки и попечительства, семей, куда ребенок может быть оформлен под опеку или попечительство (предпочтение отдается родственникам или знакомым). Возможны такие варианты, как определение детей в детские учреждения нового типа ( такие, как - Детская деревня SOS, Пансион семейного воспитания, Фостеровские семьи). Если ребенок, все же, неизбежно должен попасть в государственное интернатное учреждение (воссоединение с братьями и сестрами, возможность получения жилплощади, сильная любовь к родителям и, как следствие, непринятие приемных родителей и т.п.), социальная служба приюта производит поиск детского учреждения с наиболее щадящим режимом и домашней обстановкой ( музыкальный, цирковой и т.п.) и определяет туда ребенка и в дальнейшем курирует его нахождение там.

Для решения вышеизложенных задач, при поступлении ребенка в приют, его проблемы , для их оптимального решения, делятся на четыре группы и решаются соответствующими службами специалистов:

1) медицинской;

2) психологической;

3) учебно - воспитательной;

4) социально - правовой.

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА.

Ребенок поступает в приют чаще из экстремальной ситуации (с улицы, вокзалов, из приемников- распределителей и т.д.). У многих нет родственников, а самое главное - часто нет никаких сведений о состоянии здоровья, прививках, перенесенных заболеваниях, контактах. Учитывая отсутствие элементарных гигиенических мероприятий, ребенок наиболее часто поступает со множеством кожных заболеваний таких , как педикулез, чесотка, лишай, дерматиты.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.

Значение психологической работы в приюте трудно переоценить. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступил из относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери), сам факт поступления в приют уже является травмой.

Заметим, что любое учреждение наносит ребенку стресс: детский сад, школа, переходы из школы в школу. Этот стресс многократно возрастает, если речь идет об учреждениях закрытого типа (детских домах, интернатах, приютах). И даже целенаправленные усилия администрации и сотрудников приюта «Ховрино» , значительно смягчая психологическую травму поступления и пребывания в приюте, не могут устранить ее совсем. В чем же она заключается?

Попадая в приют, ребенок сталкивается с жесткими ограничениями действий и проявлений (нельзя курить, драться, ругаться матом), передвижения (нельзя выходить за территорию приюта, а по началу даже из санпропускника). Принятие решений относительно судьбы ребенка не зависимо от его желания, медицинские процедуры пугают и унижают - все это и многое другое, что, порой, не воспринимается взрослыми в качестве психотравмирующего фактора, неизбежно наносит психологическую травму ребенку.

А дальше нужно налаживать отношения с другими детьми, входить в их систему, приспосабливаться или пытаться завоевать себе место в коллективе. И ребенок становится то жертвой, то агрессором. А поделиться на первых порах и не с кем, ведь неизвестно как к этому отнесутся другие, да и жаловаться, «стучать» не приучены.

Приходится решать свои проблемы своими силами.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает проявлять себя, что вызывает недовольство взрослых: «Все они в начале тихенькие, а потом начинают себя показывать! Их забрали из свинарника, одели, накормили, а они еще чем-то недовольны!» Результат - вторичная травматизация.

Решение внешних проблем - с новыми товарищами, с персоналом, с жизнеобеспечением, - позволяет ребенку обратиться к своему прошлому, осмыслить события, произошедшие с ним. У ребенка возникают вопросы: «Почему это произошло со мной? Меня не любят родители? А может, я сам виноват во всем случившемся? Или виноваты все эти люди, которые говорят о моем благе, а сами рушат мою семью, мою жизнь?».

Но вот решены и эти вопросы, и вроде можно расслабиться, но приходит время покидать и это пристанище; приют - это только временное прибежище. И снова в неизвестность, теряя все приобретенное - друзей, ставших близкими взрослых, социальный статус и многое другое. И снова почти ничто не зависит от ребенка. Конечно, ему объясняют, что это делается в его интересах, что это лучший из возможных вариантов, но никто не спрашивает его мнения о том, что он считает для себя лучшим...

Это лишь те немногие травмирующие ситуации, которые практически неизбежны в том или ином виде для каждого воспитанника приюта. А сколько существует специфичных, особых для каждого ребенка проблем! И в каждой такой ситуации рядом с ним должен оказаться человек, который сможет поддержать и помочь, объяснить, что происходит и чего ждать от будущего, понять интересы ребенка, активизировать его собственные ресурсы, сможет говорить с ним на его языке - действия, игры, рисунка. Именно таким человеком и должен стать психолог.

Вместе с тем, необходимо передать это понимание всем, кто имеет отношение к данному ребенку, помочь остальным взрослым пройти дорожку к сердцу ребенка, проторенную психологом. Это и есть работа с персоналом. Дать воспитателям ключи к пониманию, найти индивидуальные подходы, совместно с медсестрой подготовить ребенка к походу в поликлинику, с учителем – эффективные средства преподнесения знаний и т.д. И в то же время сам психолог получает новый материал для работы с ребенком.

Жизнь ребенка в приюте - это лишь малая часть его жизни в целом. Сделать ее интересной и полезной, подготовить ребенка к уходу из приюта - лишь часть работы психолога. Нужно еще подготовить тех, к кому идет ребенок. И это замечательно, если ребенок возвращается в родную семью, если родители изменили свой образ жизни: бросили пить, устроились на работу и т.д. Но где уверенность в том, что ситуация не повториться, что вновь не включится психологический механизм, разрушающий семью и ребенок не попадет в приют в еще более тяжелой ситуации? Опекунская или приемная семья - тоже хороший вариант. Но было бы большой неосмотрительностью забыть о том, что чуть ли не 2/3 семей не справляются с воспитания приемного ребенка. И ребенок вновь попадает в приют, с новой психологической травмой, с новым отказом, с неверием в себя и других. Участие психолога в работе с родными родителями, с опекунами, помогает значительно уменьшить риск для ребенка и для родителей. Конечно, в данной области как нигде важно сотрудничество психолога с социальным работником.

Таким образом, работа психологической службы идет по трем направлениям:

• Работа с детьми;

• Взаимодействие с персоналом;

• Работа с родителями и потенциальными опекунами.

Все эти направления тесно связаны между собой главной целью деятельности всего приюта: благополучием ребенка, и не только в стенах приюта, но и во всей последующей жизни.

УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА.

С первых дней нахождения ребенка в приюте, уже в санпропускнике, с ним начинают работать воспитатели. В беседах и играх дети успокаиваются, потихонечку выявляются уровни воспитания, развития и образования. Воспитатель собирает первичную информацию о состоянии ребенка, начинает корректировать его готовит к жизни в приюте. В беседах и играх дети постепенно успокаиваются, раскрепощаются, таким образом проходит первый этап адаптации ребенка.

После прохождения медицинского обследования воспитанник переводится на основную (чистую) сторону, где его определяют в группу, соответствующую его возрасту. Все воспитанники разделены на три возрастные группы:

1) младшая группа - воспитанники от 4-х до 7-и лет;

2) средняя группа - от 8-и до 11 лет ;

3) старшая группа от 12-и до 15 лет.

В каждой группе примерно по 10 человек(часто это количество колеблется). С каждой группой работает своя команда воспитателей.

СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВАЯ СЛУЖБА.

Социальная служба приюта обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.

С первых минут нахождения ребенка в приюте начинается работа по определению его социального статуса. В настоящее время существует шесть статусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

1) «отказной» , 2) «подкидыш», 3)»отобранный», 4) «сирота», 5)»подопечный», 6) «бомж».

Определив статус воспитанника социальная служба проводит диагностическое исследование сложившейся ситуации, в которой оказался ребенок, изучая обстоятельства его семейной жизни, родственные и социальные связи, его привязанности, круг общения. Социальные работники собирают максимум сведений о жизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картину причин неблагополучия. С помощью специалистов психологов, воспитателей изучается уровень социального развития самого ребенка.

Опыт работы показывает, что работа в приютах постепенно заходит в тупик: прокуратура требует содержать ребенка в приюте не более 1-6 месяцев, но не всегда за это время можно восстановить до нормы состояние ребенка, собрать документы, при необходимости - лишить родителей родительских прав и т.д.

Основные задачи приюта: создать благоприятные условия жизни ребенку, максимально реабилитировать и обеспечить его возврат в родную семью или, если это невозможно, совместно с органами опеки и попечительства определить ребенка в приемную семью.

Эти задачи не всегда решаются полноценно в сроки, установленные прокуратурой. Приюты вынуждают передавать детей в государственные детские дома и интернаты, оставляя невыполненными индивидуальные реабилитационные программы.

Такая работа приносит вред не только детям, но и наносит большой урон психическому состоянию штатного персонала приюта, ощущающего бессмысленность своей работы (т.к. вся реабилитационная работа, проведенная с ребенком в приюте, остается невостребованной в детском доме, ребенок быстро деградирует), увеличивается текучесть кадров.

Одни приюты постепенно перерождаются в окружные пункты передержки детей (детей принимают только с пропиской в своем округе и через 2-3 месяца переправляют в детские дома), другие- получают статус детского дома и перестают принимать беспризорных детей.

Предлагаем, как один из возможных вариантов, путь работы с детьми из кризисных ситуаций, в котором маршрут продвижения детей идет не в направлении «кризисная ситуация - приют - интернат» (на что в первую очередь и направлены усилия муниципальных приютов и органов опеки и попечительства управ), а в направлении - «кризисная ситуация - Реабилитационный комплекс – семья (родная или приемная)» (тем более, что Семейный Кодекс РФ в ст.123 устанавливает приоритет семейных форм воспитания над интернатными).



Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.