Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта

1.1 Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов

1.2 Культура безопасности как основа профессионализма педагога

Глава 2 Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино»

2.1 Характеристика социального приюта «Ховрино»

2.2 Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино»

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

Актуальность. Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросших в последнее время опасностей техногенного и социального характера. Как известно, процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человека простой совокупности знаний и умений – необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности т.е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью человека. Особую значимость данная проблема приобретает для детей-сирот, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего.

В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей-сирот ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в школах-интернатах, социальных приютах безопасным. Контингент данных учреждений является наиболее уязвимым, представлен в большинстве своем лицами с девиантным поведением. Поэтому реализация стратегии организации безопасного геопространства для таких детей невозможна без выработки единого подхода всех учреждений системы образования и других социальных институтов, обеспечивающих социализацию и адаптацию личности ребенка-сироты к построению данного процесса.

В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогических условий успешного формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната.

Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание изучению и разработке путей рационального и безопасного использования учебного и внеучебного времени школьников (А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Таранова, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.).

Проблемы физического воспитания подрастающего поколения и его роль в организации здорового образа жизни, как одной из составляющих безопасности жизнедеятельности, отражены в работах О.А. Ахвердовой, И.А. Ахвердовой, И.В. Боева, М.Я Виленского, Д. Вильямса, Л.И. Губаревой, Н.И. Кузнецовой, В.Н. Муравьевой, И.А. Малашихиной, В.И. Панковой, Г.М. Соловьева, В. В. Филанковского и др.

Проблема воспитания детей-сирот в условиях депривации сложна и многогранна. Многие дети, попадающие в интернатные учреждения, пережили многочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующем личность ребенка. Кроме того, условия подобных учреждений в ряде случаев рассматриваются как условия депривации, что усложняет процесс приспособления их обитателей к новой жизненной ситуации.

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – социальная работа с детьми группы риска.

Предмет исследования – формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в социальном приюте.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

· Изучить социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов;

· Рассмотреть культуру безопасности как основа профессионализма педагога;

· Выявить особенности социального приюта «Ховрино»;

· Обобщить знания о профессионализме воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино».

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Альжев Д.В., Никулина О.М., Смотрова Л.Н. и других.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 



Заключение

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций жизнедеятельности личности показал, что в формировании активной жизнедеятельности детей в социальных приютах, учитывая особенности их личностного и физического развития, особое значение имеет аксиологический подход, то есть развитие системы социальных ценностей, определяющих направленность личности.

Развитию социально и нравственно ориентированной личностной позиции детей из социальных приютов могут способствовать комплексные программы формирования культуры безопасной жизнедеятельности у детей, разработанные на основе знаний специфических особенностей работы в специализированных учреждениях и с учетом требований модернизации образования. Компетентностный подход в реализации данной программы предполагает акцентирование практической направленности, продуктивной работы в малых группах, развитие самостоятельности детей-сирот и их личной ответственности за принятие решения.

Педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей в условиях социального приюта, являются: организация учебно-воспитательной работы на основе научно обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, личностной направленностью и включающей комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, задачи, диагностику культуры безопасного поведения); формирование мотивации, соответствующих умений и навыков, проявляемых в реальном поведении; использование инновационных форм и методов при апробации образовательных программ; профессиональная подготовленность учителей к деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности; непрерывность и вариативность форм и методов обучения; организация мониторинговой деятельности.

Эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности у детей-сирот зависит от следующих условий: четкости понимания целей, задач, принципов реализации данного процесса, диагностики уровня сформированности культуры безопасного поведения у воспитанников интернатных учреждений, профессиональной подготовленности учителей, грамотной организации педагогического процесса, контроля за качеством обучения основам культуры безопасного поведения и т.д.

 



Список использованной литературы

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.

3. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006.

4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.

5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.

8. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009.

10. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009.


[1] Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009. – с. 64.

[2] Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006. – с. 18.

[3] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 24.

[4] Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 115.

[5] Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006. – с. 37.

[6] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 37.

[7] Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 59.

[8] Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009. – с. 137.

[9] Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008. – с. 99.

[10] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 54.

[11] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – с. 129.

[12] Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008. – с. 102.


Оглавление

 

Введение

Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта

1.1 Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов

1.2 Культура безопасности как основа профессионализма педагога

Глава 2 Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино»

2.1 Характеристика социального приюта «Ховрино»

2.2 Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино»

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

Актуальность. Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросших в последнее время опасностей техногенного и социального характера. Как известно, процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человека простой совокупности знаний и умений – необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности т.е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью человека. Особую значимость данная проблема приобретает для детей-сирот, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего.

В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей-сирот ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в школах-интернатах, социальных приютах безопасным. Контингент данных учреждений является наиболее уязвимым, представлен в большинстве своем лицами с девиантным поведением. Поэтому реализация стратегии организации безопасного геопространства для таких детей невозможна без выработки единого подхода всех учреждений системы образования и других социальных институтов, обеспечивающих социализацию и адаптацию личности ребенка-сироты к построению данного процесса.

В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогических условий успешного формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната.

Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание изучению и разработке путей рационального и безопасного использования учебного и внеучебного времени школьников (А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Таранова, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.).

Проблемы физического воспитания подрастающего поколения и его роль в организации здорового образа жизни, как одной из составляющих безопасности жизнедеятельности, отражены в работах О.А. Ахвердовой, И.А. Ахвердовой, И.В. Боева, М.Я Виленского, Д. Вильямса, Л.И. Губаревой, Н.И. Кузнецовой, В.Н. Муравьевой, И.А. Малашихиной, В.И. Панковой, Г.М. Соловьева, В. В. Филанковского и др.

Проблема воспитания детей-сирот в условиях депривации сложна и многогранна. Многие дети, попадающие в интернатные учреждения, пережили многочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующем личность ребенка. Кроме того, условия подобных учреждений в ряде случаев рассматриваются как условия депривации, что усложняет процесс приспособления их обитателей к новой жизненной ситуации.

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – социальная работа с детьми группы риска.

Предмет исследования – формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в социальном приюте.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

· Изучить социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов;

· Рассмотреть культуру безопасности как основа профессионализма педагога;

· Выявить особенности социального приюта «Ховрино»;

· Обобщить знания о профессионализме воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино».

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Альжев Д.В., Никулина О.М., Смотрова Л.Н. и других.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 



Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта

Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.