Содержание
Введение
1 Становление рынка гостиничных услуг
1.1 Первые упоминания о гостиничном деле
1.2 Современное состояние рынка гостиничных услуг
2 Типы современных гостиниц
3 Исследование гостиничного рынка
3.1 Классификация гостиниц
3.2 Исследование загруженности и современного состояния гостиничного сектора г.Новосибирска
3.3 Пути развития новосибирского рынка гостиничных услуг
Заключение
Список литературы
Введение
С 1998 года Госкомстатом РФ при участии специалистов Всемирной туристской организации (ВТО) была разработана и введена новая форма отчетности «Гостиница». Ее дополнили такие показатели:
- число размещенных лиц;
- цели поездки (досуг, рекреация, отдых и т. д.);
- описание гостиницы по классности;
- число номеров по классности;
- число номеров (месяц максимального развертывания);
- количество ночевок;
- показатели доходности от эксплуатации гостиницы, от продажи номеров, от дополнительных услуг и др.
Тем самым российская форма статистической отчетности была приближена к подобным международным аналогам. В результате чего становится возможным проведение более качественного мониторинга мест размещения как отечественных, так и зарубежных гостей (например, при оценке целей поездки), а также выполнять анализ эффективности работы ГТК.
Осваивая нововведение, не все региональные гостиничные предприятия успевают вовремя предоставлять данные в Госкомстат (тем более с указанием финансовых результатов). Отчасти именно поэтому приводимые в обзоре показатели деятельности ГТК за 1998/99 года выглядят весьма спорными.
По данным статистики, заметно значительное сокращение числа российских объектов размещения — на 300-700 в год (в 1998 г. их стало меньше на 724). Объяснение этого явления кроется в первую очередь в закрытии и перепрофилировании в основном региональных гостиниц из-за крайне низкой рентабельности. В то же время предположение о сохранении в настоящее время тенденции столь внушительного уменьшения числа объектов размещения, скорее всего, ошибочно. Против этого говорят итоги работы региональных ГТК в 1999 году. Приведенные цифры не дают объективной оценки и из-за происшедшей в 1998 году смены сбора статистических данных в отрасли.
Всего гостиничным хозяйством России в 1998 году (по данным Госкомстата) было обслужено 13,5 млн. человек, из них 11,0 млн. россиян, 892,3 тыс. граждан СНГ, 1 627,1 тыс. граждан стран дальнего зарубежья. Средняя продолжительность проживания в гостиницах в целом по России составила 3,2 дня.
Цель данной работы – провести исследование рынка гостиничных услуг в г. Новосибирске.
Задачи:
- рассмотреть становление и современное состояние гостиничного бизнеса;
- изучить и сравнить различные типы гостиниц;
- выявить современное состояние и возможные пути развития рынка гостиничных услуг г. Новосибирска.
Становление рынка гостиничных услуг
Типы современных гостиниц
Современное развитие гостиничного дела в мировой практике предлагает клиенту (потребителю гостиничных услуг) многовариантный гостиничный сервис в зависимости от цен, складывающихся на рынках этих услуг. Каждый год средства массовой информации сообщают многочисленной клиентуре о новых формах деятельности в данном виде сервиса.
Так, 100 лет назад существовало лишь 2 вида предприятий размещения:
- роскошные отели для представителей высших слоев общества;
- постоялые дворы для всех остальных.
Для тех, кто был вынужден проводить время в дороге, почти не было выбора. Сегодня потребитель гостиничного продукта имеет дело с большим разнообразием форм и видов предприятий размещения, от роскошных отелей и гостиниц экономического класса до мотелей и кемпингов. Каждый может найти для себя оптимальный вариант, по душе и по деньгам.
Рыночные отношения в российской экономике развиваются динамично, хотя и не такими стремительными темпами, как хотелось бы бизнесменам, занятым в гостиничном сервисе. Неоспоримо одно: постепенно стираются резкие различия в организации гостиничного дела в России и зарубежье. Гостиничные предприятия РФ повышают уровень сервиса, оснащенность номерного фонда, квалификацию обслуживающего персонала. Сфера гостиничных услуг стала приоритетной в российской экономике.
Большое разнообразие предприятий гостиничного сервиса, а также периодическое появление новых видов делает любую систематизацию типов и характеристик предприятий размещения весьма условной. В таблице 3 дана сравнительная характеристика 9-ти типов гостиничных предприятий по 7-ми различным категориям, являющимся типичными.
Таблица 3
Классификация гостиниц
Современная гостиница большой вместимости и высокого уровня комфорта стала сложным комплексным организмом, в состав которого входит значительное число помещений разного функционального назначения: жилые, помещения приема и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административное, развитой состав служебных, хозяйственных, подсобных, технических помещений и др. В состав современных гостиниц все чаще включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), киноконцертные залы, бальные залы, отделения банка, бассейны, сауны, спортзалы, кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и прочее.
Обычно различные помещения гостиниц группируют по функциональным признакам, позволяющим организовать между ними четкие технологические взаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней. Сложность организации правильной взаимосвязи различных помещений состоит еще и в том, что проживающие в гостинице не должны видеть повседневную работу сложного комплексного организма, а должны только пользоваться результатами этой работы.
Чем выше уровень комфорта гостиницы и больше вместимость, тем больше различных помещений входит в ее состав и тем более сложную функциональную структуру она имеет.
В мировой практике проектирования и строительства гостиниц функциональные схемы их организации весьма разнообразны, однако все они строятся с учетом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах, соблюдение которых необходимо для четкой работы гостиничного предприятия. Вместе с тем принципы внутренней организации имеют много общего, так как основные группы помещений в них примерно одинаковые. Поэтому оказалось возможным разработать принципиальные схемы функциональной организации гостиниц разной вместимости.
Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3-4-х входов:
- главный вход, которым в основном пользуются проживающие и другие посетители (в комфортабельных гостиницах этот вход должен иметь навес или козырек, обеспечивающий крытый проход от автомашин ко входу в здание);
- вход в предприятия общественного питания, которым в основном пользуются посетители из города;
- один или несколько входов для работников гостиницы и пищеблока;
- специальный вход для доставки багажа гостей.
Кроме того, гостиница должна иметь погрузочно-разгрузочную площадку (дебаркадер) в хозяйственном дворе, через который в гостиницу доставляют чистое белье, мебель, различный инвентарь, инженерное оборудование, сырье и продукты для предприятий общественного питания, а также вывозят из гостиницы грязное белье, пищевые отходы, пустую тару, мусор. Следует учитывать, что по отечественным санитарно-гигиеническим требованиям выгрузка чистого белья и продуктов должна быть отделена от погрузки грязного белья, пищевых отходов и мусора. В современных гостиницах, расположенных в крупных городах, иногда на курортах, хозяйственный двор часто делают закрытым и размещают в цокольном или подвальном этаже здания. При удачном размещении генерального плана участка маршруты автомашин, въезжающих и выезжающих из хозяйственного двора, не совпадают и не пересекаются[6].
Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами в здание: главным и в служебно-бытовое помещение, а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе.
По функциональному назначению различные гостиничные помещения объединяются в жилую, общественную и служебно-хозяйственную части. За счет различного взаиморасположения и решения этих частей создаются различные объемно-пространственные структуры гостиниц. В практике проектирования и строительства сложилось несколько таких структур.
По месту расположения можно выделить следующие виды гостиниц:
- гостиницы в центре города;
- придорожные, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками;
- гостиницы в окрестностях города и в аэропортах.
Заключение
Исследуя состояние российского ГТК, следует обратить внимание на основные показатели, характеризующие его деятельность: среднюю заполняемость или коэффициент загрузки номерного фонда (КЗНФ), доходность, степень износа объектов и некоторые другие. Данные среднегодового КЗНФ по 1998 г. производят весьма удручающее впечатление: 33% в целом по стране, 37% — в городах, 11% — в сельской местности. Относительно благополучным на общем фоне можно считать состояние гостиничных хозяйств Москвы (КЗНФ — 56%), С.-Петербурга (около 60%), а из регионов — Краснодарского края.
В то же время в 34-х субъектах РФ расходы по эксплуатации превышают общие доходы гостиниц. За последние три года стабильно убыточными стало большинство гостиниц Сибири, Севера России, Татарстана, Башкортостана и других регионов. Степень физического и морального износа российского ГК определяется специалистами МФКСТ в 80%.
Вывести гостиничные хозяйства на уровень рентабельности без модернизации материально-технической базы невозможно. Как невозможно, в свою очередь, осуществить модернизацию предприятий без капитальных вложений, которые можно скорее теоретически, чем практически привлечь из федерального бюджета или в основном из внебюджетных — частных зарубежных и российских инвестиционных источников.
В Федеральной программе «Развитие туризма в РФ» запланировано осуществление свыше 190 инвестиционных проектов в 57-ми субъектах РФ. В качестве государственной поддержки реализации данных проектов предусмотрена возможность использования государственных инвестиционных ресурсов из бюджета развития, что подразумевает либо выделение денежных средств, либо предоставление государственных гарантий на конкурсной основе. Однако, начиная с 1995 года, капитальных вложений на реконструкцию и строительство гостиниц практически не поступало. Из предусмотренной в программе не столь большой суммы 2 млрд. руб. на обновление гостиниц и здравниц реально было выделено около 168 млн., то есть не более 9%.
Что касается дальнейших государственных инвестиций, то они в настоящее время направляется на развитие эффективных проектов, окупаемых в кратчайшие сроки, в течение 1-2-х лет.
Высококлассные гостиницы, особенно те, которые были выстроены за последние 3-4 года, в том числе с участием иностранного капитала, не могут быть отнесены под категорию таких проектов. Обычно минимальный срок их окупаемости — 5 лет при условии общей экономической стабильности в стране.
Список литературы
1. Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.
2. В Новосибирске на улице Каменской построят гостиницу на 400 мест. // Коммерсант. – 2005. – 2 февраля.
3. Волков Ю.Ф. Введение гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Гостиничный бизнес в давние времена. / Сост. Авалко М.И. – М.: Просвещение, 2006.
5. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004.
6. Международная гостиничная группа Rezidor SAS решила осваивать Сибирь. // Ведомости. – 2005. – 24 ноября.
7. Новости гостиничного рынка. // Вечерний Новосибирск. – 2005. – 18 ноября.
8. Статистика. // Турбизнес. – 2002. – сентябрь.
9. Туриндустрия в Новосибирске: Гостиницы из прошлого. // Ведомости. – 2005. – 14 февраля
10. Туриндустрия в Новосибирске: По-дубайски пытается научить работать новосибирских отельеров «Полярная звезда». // Ведомости – Новосибирск.
[1] Гостиничный бизнес в давние времена. / Сост. Авалко М.И. – М.: Просвещение, 2006. – с.-3-4.
[2] Волков Ю.Ф. Введение гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.-6-7.
[3] Статистика. // Турбизнес. – 2002. – сентябрь.
[4] Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. - 348
[5] Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.
[6] Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 364с
[7] В Новосибирске на улице Каменской построят гостиницу на 400 мест. // Коммерсант. – 2005. – 2 февраля.
[8] Туриндустрия в Новосибирске: Гостиницы из прошлого. // Ведомости. – 2005. – 14 февраля.
[9] Международная гостиничная группа Rezidor SAS решила осваивать Сибирь. // Ведомости. – 2005. – 24 ноября.
[10] Новости гостиничного рынка. // Вечерний Новосибирск. – 2005. – 18 ноября.
[11] Туриндустрия в Новосибирске: По-дубайски пытается научить работать новосибирских отельеров «Полярная звезда». // Ведомости – Новосибирск.
Содержание
Введение
1 Становление рынка гостиничных услуг
1.1 Первые упоминания о гостиничном деле
1.2 Современное состояние рынка гостиничных услуг
2 Типы современных гостиниц
3 Исследование гостиничного рынка
3.1 Классификация гостиниц
3.2 Исследование загруженности и современного состояния гостиничного сектора г.Новосибирска
3.3 Пути развития новосибирского рынка гостиничных услуг
Заключение
Список литературы
Введение
С 1998 года Госкомстатом РФ при участии специалистов Всемирной туристской организации (ВТО) была разработана и введена новая форма отчетности «Гостиница». Ее дополнили такие показатели:
- число размещенных лиц;
- цели поездки (досуг, рекреация, отдых и т. д.);
- описание гостиницы по классности;
- число номеров по классности;
- число номеров (месяц максимального развертывания);
- количество ночевок;
- показатели доходности от эксплуатации гостиницы, от продажи номеров, от дополнительных услуг и др.
Тем самым российская форма статистической отчетности была приближена к подобным международным аналогам. В результате чего становится возможным проведение более качественного мониторинга мест размещения как отечественных, так и зарубежных гостей (например, при оценке целей поездки), а также выполнять анализ эффективности работы ГТК.
Осваивая нововведение, не все региональные гостиничные предприятия успевают вовремя предоставлять данные в Госкомстат (тем более с указанием финансовых результатов). Отчасти именно поэтому приводимые в обзоре показатели деятельности ГТК за 1998/99 года выглядят весьма спорными.
По данным статистики, заметно значительное сокращение числа российских объектов размещения — на 300-700 в год (в 1998 г. их стало меньше на 724). Объяснение этого явления кроется в первую очередь в закрытии и перепрофилировании в основном региональных гостиниц из-за крайне низкой рентабельности. В то же время предположение о сохранении в настоящее время тенденции столь внушительного уменьшения числа объектов размещения, скорее всего, ошибочно. Против этого говорят итоги работы региональных ГТК в 1999 году. Приведенные цифры не дают объективной оценки и из-за происшедшей в 1998 году смены сбора статистических данных в отрасли.
Всего гостиничным хозяйством России в 1998 году (по данным Госкомстата) было обслужено 13,5 млн. человек, из них 11,0 млн. россиян, 892,3 тыс. граждан СНГ, 1 627,1 тыс. граждан стран дальнего зарубежья. Средняя продолжительность проживания в гостиницах в целом по России составила 3,2 дня.
Цель данной работы – провести исследование рынка гостиничных услуг в г. Новосибирске.
Задачи:
- рассмотреть становление и современное состояние гостиничного бизнеса;
- изучить и сравнить различные типы гостиниц;
- выявить современное состояние и возможные пути развития рынка гостиничных услуг г. Новосибирска.
Становление рынка гостиничных услуг
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.