Проблемы психологии личности и межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих ученых. Они тематически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, обосновавших значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов и поведения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающихся российских психологов В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгоцкого и их многочисленных последователей, в том числе А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. укажем лишь на те положения из трудов, которые имеют значения для осмысления современных проблем психологии личности и межличностного общения.
Петр Лавров (1823–1900) и Николай Михайловский (1842–1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, т.е., в изучении психологических и нравственных сторон их деятельности.
Особое внимание они уделяли анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Все это определяет сходство и поведение людей.
Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого предложил Н. Михайловский. представляет интерес решение Н, Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев толпы», личности и общества. Вопрос о героях и толпе Михайловский решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же – это масса людей, способная увлекать примером – благородным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы Михайловским совпадают с характеристиками Лебона.
Важнейшие проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В «Психологической социологии» Евгений Де-Роберти (1843–1915) делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «познании законов психического взаимодействия» [11].
Николай Кареев (1850–1931) обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю [18]. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная, волевая стороны их духовного мира и было бы не верно делать вставку на одну из них. Исходя из того, что общественное поведение человека определяется его «психической природой», Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и несправедливые и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления» [18].
Для понимания содержания психологической стороны деятельности и общения людей, большее значение имеют труды Алексея Ухтомского (1875–1942), прежде всего его учение о доминанте, а также базирующиеся на данных физиологии. «Доминанта – есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников» [34]. И, как таковая «является физиологической основой акта внимания и предметного мышления» [34]. Ухтомский глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет «направленность поведения, мысли и деятельности» [34]. Исследуя доминанту как фактор поведения, он делает вывод: «В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодотворению всей работы…» [34]
В своих трудах Сергей Рубинштейн (1889–1960), он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах «Мышление общественного человека предстает как процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу предметной внешней деятельности во внутренний, идеальный план» [27].
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологией при решении, прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направления как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.
Бихевиоризм (психология поведения):
Эдуард Торндайк (1874–1949) в своей работе «Принципы обучения, основанные на психологии», обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на «систему реакций организма на важнейшие раздражители, посылаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме». По его мнению, «все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте» [32].
Джон Уотсон (1878–1958) в книге «Психология как наука о поведении» пишет, что «наиболее плодотворная отправная точка для психологии – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа» таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение [33]. Бихевиоризм предлагает объективно исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S–R (стимул–реакция). Уотсон подчеркивает, что «психология как наука о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания» [33].
Необихевиаризм:
Эдуард Чейз Толмен (1886–1959) и Кларк Леонард Холл (1884–1952) выступили с концепцией «медиаторов» – внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций [48].
Гештальтпсихология:
Макс Вергеймер (1880–1943) и Вольфган Келлер (1887–1967) главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. По утверждению Вергеймера, «имеются целостности, чье поведение не демонстрируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого» [48].
Характерными идеями гештальтпсихологии являются: идея образа как целостного образования: идея изоморфизма, указывает на структурное подобие психических и объективных материальных процессов, идея ассимиляции и контраста, используемая при характеристике восприятия человека человеком [4].
Курт Левин (1890–1947) создал «теорию поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. Для К. Левина «поле» – это структура, в которой совершается поведение. Поведение рассматривается как функция личности и среды. «Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают. (Это качество наз. «валентностью»)». В концепции мотивация рассматривается во многом изолировано от других сторон поведения человека, а «нерасчлененность в его учении категорий образа и мотива привела к субъективизации внешней среды поведения» [48].
Психоанализ:
Зигмунд Фрейд (1856–1939), пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Это импульсы и влечения, направленные на удовлетворение инстинктов человека. По утверждению Фрейда, исходящее из полового инстинкта влечение человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Фрейд подчеркивает, что «вытесненное влечение никогда не перестает стремиться к полному удовлетворению» [36]. В своей работе «Я и Оно» Фрейд пишет, что «деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа». Фрейд характеризует взаимодействие основных элементов психики человека – предсознательного («Я»), «Сверх‑Я» и бессознательного («Оно»). Учение Фрейда о способах психической защиты, которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств, которые имеют большое значение для понимания мотивов поведения человека. Эти способы: вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлемого объяснения своим поступкам, идентификация – бессознательный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому человеку, и т.д. [36]
Гуманистическая психология:
Главное внимание уделяется изучению не внешних факторов поведения личности, а ее внутренний мир, прежде всего ее потребности и основанные на них мотивов ее поведения и эти мотивы – осознанные. Подчеркивается, что «люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов» [37]. Абрахам Маслоу (1908–1970) в теории становления личности выделил, что сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. В основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные; Маслоу рассматривал в порядке иерархии, в виде пирамиды, («от низших к высшим»).
Карл Роджерс (1902–1987) разделял взгляды относительно того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. Он утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат подлинной природе человека, являются ее извращением. По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она может реализовать себя в обществе, общении с другими, составляет ее «реальное Я». Однако, человек склонен предъявлять себя и в идеальном образе – видеть себя таким каким хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей – это «идеальное Я».
Интеракционизм:
Символический интеракционизм – акты общения между людьми, соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения, в том числе мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия. Символическая коммуникация предстает как «конструирующее начало человеческой психики» [48]. Теория референтных групп обосновывает ориентацию человека на разного рода «группы лиц, мнение которых для него значимо». Эта ориентация во многом определяет характер его поведения и деятельности. Чтобы предвидеть и понять возможные проявления социальной активности того или иного человека, нужно в частности, знать его природу, и, социальную направленность, тех групп, на которые он ориентируется.
Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологических проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологические дисциплины, одной из которых является психология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изучение и учет достижений отечественной и зарубежной психологической мысли, в первую очередь касающихся психологии личности и межличностного общения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.