Современный период развития теории музееведения характеризуется пересмотром вопроса о сущности музея как специализированной организации имеющего свое особое социально-культурное место в современном сообществе.
Музееведение как новый тип социально-гуманитарного знания существенно повлияло на развитие источниковедческой, исторической науки, изменил подход к методике исследования не только к материальных ценностей но и оценки фактов и исторических событий. Разработанные специалистами музейного дела методологические основы дали возможность подойти по новому к рассмотрению проблем музейного источниковедения, выйти на новый уровень анализа исторической ценности памятников истории и культуры, пересмотреть подходы комплектования фондов и экспозиционного проектирования[5].
Прежде всего напомним, что мы представляем под понятием музей. Музей- это научно-исследовательская и культурно-просветительская организация, уникальность которого является в том что только здесь есть возможность соприкоснутся с подлинными материальными ценностями имеющими историческую, культурную ценность. Кроме того специфичность музеев заключается в том, что именно музей предоставляет возможность проводить разноуровневые научные или познавательные исследования. Во-первых это изучение, ознакомление с источникам в экспозициях когда есть возможность получит информацию как результат аналитического исследования музейных специалистов, кроме того музеи предоставляют возможность исследователями для непосредственного изучения историко-культурные памятники составляющие источниковую базу музеев. Музейные фонды как совокупность охраняемых государством культурно-исторических ценностей составляют основу всего музея и музейного дела. Базируясь на свои фонды музеи выполняют определенные функции. Из определения сформулированного и принятого ИКОМ, современный музей как информационная система выполняет следующие социальные функции:
1. документирование исторического процесса;
2. хранение;
3. экспонирование.
Первые две функции несмотря на незримость для многих, являются основными видами в музейной деятельности. Документирование и хранение материальной культуры определяют основную тематическую, типологическую направленность музейной деятельности и продиктовывают основные принципы и методы экспонирования, публикаций[6].
Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные историко-культурные, исследовательские центры, что существенно влияет на подходы к организации музейного пространства, к созданию выставок и экспозиций.[7]
Исследователи должны дать полную и подлинную источниковую характеристику памятников, обосновать научные подходы в использовании памятников и их комплексов как разных типов и видов
Музейная экспозиция
Высший уровень музейной экспозиции характеризируется органическим единством пространственных, экспозиционных, художественных и технических средств, то есть органическим единством всего информационного и эстетического музейного потенциала.
Необходимо музейными средствами и методами добиться того, что бы музейный предмет мог наиболее полно охарактеризовать конкретную историческую эпоху и его образ.
В зависимости от поставленных целей и конкретных обстоятельств может быть реализованы разные подходы решения проблемы взаимодействия экспозиционной тематики и исторической среды памятников[8].
По сути создание музейной экспозиции охватывает несколько этапов:
· подготовительный, начальный этап, когда определяется объект музеефикации, формируются основные принципы, ведущие идеи музея.
· второй теоретический этап формирования и определения целей и задач музея, подготовка научной документации, создание концепции, разработка тематического плана, расширенной экспозиционной тематической структуры экспозиции, подбор, комплектование экспонатов, выявление материалов, исследование, датировка и другая обработка экспонатов, работа над проектом музея
· практическая реализация идейного замысла проекта музея.
Следует особо подчеркнуть что именно музейные специалисты должны определить основные идеи музеефикации архитектурных памятников, направлять решения по художественному решению экспозиции.
Учитывать историческую функциональную и структурную среду архитектурного памятника необходимо наиболее полно реализовать основные концептуальные задачи создания музея.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.