Структура и тенденции поступлений бюджетов РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим структуру и тенденции поступлений бюджетов Российской Федерации, в том числе уделим особое внимание безвозмездным поступлениям.

В Российской Федерации, как и в СССР и других государствах бывшего социалистического лагеря, в 1991-1995 гг. отмечались поступления от приватизации государственного имущества и эмиссия кредитных денег. Последняя имела место и в период социализма, но носила скрытый характер.

Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему распределения поступлений между конкретными бюджетами – федеральными, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. В доходы федерального бюджета зачисляются:

- собственные налоговые доходы;

- собственные неналоговые доходы;

- средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;

- доходы федеральных целевых бюджетных фондов;

- средства федеральных социальных внебюджетных фондов.

Общая структура доходов федерального бюджета в 2005-2008 гг. представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. – Динамика структуры федерального бюджета РФ, млрд. руб.

Показатель

2005

2007

2008

Сумма % Сумма % Сумма %
1 2 3 4 5 6 7
Всего поступлений 1.Налоговые доходы 2. Неналоговые доходы 3.Доходы целевых бюджетных фондов 4. Единый социальный налог (ЕСН) 4830,4 4115,5 74,7 38,6   92,9   100,0 85,2 1,5 0,8   1,9 5046,1 4831,2 216,98 13,9   281,2 100,0 95,7 4,3 0,7   13,2 6965,3 6698,1 264,7 14,1   356,6 100,0 96,2 3,8 0,6   15,1

Примечание. Здесь и далее в таблицах данные за 2005-2008 гг. взяты из федеральных законов об исполнении федеральных бюджетов за 2005-2008гг.

 

Как видно из таблицы 1.1, указанные доходы являются основными; на федеральном уровне, безвозмездные перечисления не играют практически никакой роли.

Несколько по-другому развивается структура поступлений бюджетов субъектов РФ. Доходы бюджетов РФ формируются в первую очередь за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

Общая структура консолидированного бюджета регионов отражена в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 – Структура поступлений консолидированного бюджета территорий РФ за 2008 г., млрд. руб.

Показатель

Всего

В том числе:

по бюджетам субъектов РФ

по местным бюджетам

Сумма % Сумма % Сумма %
1 2 3 4 5 6 7
1.Налоговые доходы 2. Неналоговые доходы 3.Безвозмездные перечисления 4.Доходы целевых бюджетных фондов Итого доходов Внутренние обороты Всего доходов 1087,9 112,0 249,5 145,5   1607,3 285,4 1892,7 57,5 5,9 13,2 7,7   84,9 15,1 100 708,7 77,1 248,2 144,4   1184,9 1,6 1184,3 59,8 6,5 20,9 12,2   100,0 0,1 100,0 379,0 34,9 286,7 1,1   707,8 283,1 797,8 53,6 4,9 40,5 0,2   100,0 40,1 100,0

Примечание. Здесь данные по консолидированному бюджету субъектов РФ используются из источника: Отчет об исполнении консолидированного бюджета территорий, код формы 0524108. – www.minfin.ru.

 

Анализируя данные, можно придти к выводу, что большая часть бюджетов территорий Федерации формируется за счет налоговых доходов. Их доля в консолидированном бюджете регионов составила 57,5%, в бюджетах субъектов РФ – 59,8%, и в местных бюджетах – 53,6%.

Но, существенная доля поступлений территориальных бюджетов представлена безвозмездными перечислениями (13,2% бюджетов субъектов) и внутренними оборотами (40, 1% местных бюджетов).

Особенно большую роль они играют для местных бюджетов, практически наряду с налоговыми поступлениями (40,5% или 286,7 млрд. руб.).

Рассмотрим более детально безвозмездные перечисления в местные бюджеты на примере Алагирского района в следующем параграфе.

2.2 Анализ межбюджетных трансфертов (на примере Алагирского района)

 

На основе показателей межбюджетных трансфертов в Алагирском районе за 2007-2008 гг. (см. Приложения А, Б), проанализируем процент исполнения бюджета муниципальных районов, и также бюджета городских и сельских поселений.

Процент исполнения бюджета муниципальных районов за период 2007г. и 2008г.

Исполнение бюджета муниципальных районов проходило в соответствии с решением Собрания представителей Алагирского района. Отклонение в проценте исполнения поступивших из республиканского бюджета безвозмездных поступлений за период с 2007г. по 2008г. незначительное.

Дотации поступили в сто процентном объеме, согласно утвержденным планам.

В 2008 году исполнение по субвенциям по сравнению с 2007 годом снизилось на 1,21%, а по субсидиям на 3,77%.

Средства бюджетов, передаваемые бюджетам муниципальных районов на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы исполнены в сто процентном объеме в 2007 году, а прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы на 94%.

Анализ показателей представим в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Процент исполнения бюджета муниципальных районов за период 2007г. и 2008г. (руб.)

Показатели

2007 год

%исполнения

2008 год

%исполнения

План Факт План Факт
Безвозмездные поступления, в т.ч.: 355712200,0 354164644,2 99,56 413409455,0 409287541,0 99
Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ 188947000,0 188 94000,0 100 165507000,0 165507000,0 100
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ 94 614 000,0 94 457 300,7 99,83 225908555,0 222786641,0 98,62
Средства, получаемые на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами власти другого уровня 52 316 200,0 51949138,48 99,30 25 000,00 25 000,00 100
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ 3 035 000,00 3 011 205,00 99,22 21968900,00 20968900,00 95,4
Средства бюджетов, передаваемые бюджетам муниципальных районов на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы 1 000 000,00 1 000 000,00 100 - - -
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы 15800000,00 14800000,00 93,67 - - -

 

Процент исполнения бюджета городских и сельских поселений за период 2007г. и 2008г.

Исполнение бюджета городских и сельских поселений проходило в соответствии с решением Собрания представителей Алагирского района. Отклонение в проценте исполнения поступивших из республиканского бюджета безвозмездных поступлений за период с 2007г. по 2008г. незначительное.

Исполнение по дотациям в 2008 году перевыполнено на 0,58%.

В 2008 году исполнение по субвенциям по сравнению с 2007 годом снизилось на 6,42%.

Средства, получаемые на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами власти другого уровня были предусмотрены лишь в 2007 году и исполнены в сто процентном объеме.

Полученные выводы отразим в сводной таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Процент исполнения бюджета городских и сельских поселений за период 2007г. и 2008г. (руб.)

 

Показатели

2007 год

%исполнения

2008 год

% исполнения

План Факт План Факт
Безвозмездные поступления, в т.ч.: 34342000,0 34 341 660,74 100 3523615,0 35157226,00 99,97
Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 26509000,0 26 508 660,74 100 31200000,00 31379767,00 100,58
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3861 000,00 3 861 000,00 100 4036715,00 3 777 459,00 93,58
Средства, получаемые на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами власти другого уровня 3 972000,00 3 972 000,00 100 - - -

 

Теперь проанализируем структуру безвозмездных перечислений, их доли и динамику. Для чего, построим таблицу 2.5.

 

Таблица 2.5 – Структура и динамика безвозмездных перечислений по Алагирскому району

Показатели

Муниципальные районы

Городские и сельские поселения

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.
Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , % Прочие безвозмездные поступления, %   53,1   26,6 0,85   40,4   54,4 5,1   -12,7   27,8 4,25   77,2   11,2 11,6   89,3   10,7 -   12,1   -0,5 -11,6  

 

Как видно, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. структура безвозмездных поступлений претерпела значительные изменения: в бюджете муниципальных районов снизилась доля дотаций (на 12,7%) и увеличились субвенции (на 27,8%). В то время как, в бюджете городских и сельских поселений, напротив: возросли дотации (на 12,1%) а прочие безвозмездные поступления сократились. В целом же, дотации составляют основной процент безвозмездных перечислений.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.