Аналитический учет расходов по продаже товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В торговых организациях затраты группируются по статьям типовой номенклатуры:

· транспортные расходы;

· расходы на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

· амортизация основных средств;

· расходы на ремонт основных средств;

· расходы на санитарную и специальную одежду;

· расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

· расходы на водоснабжение;

· расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

· расходы на рекламу;

· потери товаров и технологические отходы;

· расходы на тару;

· прочие расходы.

ООО «Торгоград» учитывает расходы на продажу на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете учитываются также и управленческие расходы организации, т.к. организация ведет только торговую деятельность.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся. Независимо от срока возникновения и срока оплаты. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в дебете балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу в течение определенного периода в соответствии со специальным расчетом, который утверждает руководитель организации. В составе расходов будущих периодов учитывают:

· затраты по неравномерно производимому ремонту, если организация не формирует резерв на ремонт основных средств;

· арендные платежи, внесенные единовременно за период времени, превышающий один месяц;

· расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования;

· другие подобные затраты.

По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Частично списываются расходы на транспортировку приобретенных товаров. Эти расходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарных запасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, относятся на себестоимость продаж в полном объеме.

Стоимость транспортных работ по доставке товаров собственным транспортом можно учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем относить в расходы на продажу по статье «Транспортные расходы».

Но в ООО «Торгоград» указанный счет не ведется, и затраты на содержание собственного транспорта списываются в дебет балансового счета 44 в корреспонденции со счетами 02, 10, 70, 69 и т. д. по соответствующим статьям затрат (амортизация основных средств, топливо, запчасти, оплата труда и др.).

ООО «Торгоград» имеет грузовой автомобиль, которым доставляется товар со складов поставщиков. Водитель автомобиля является штатным работником ООО «Торгоград».

В отчетном месяце расходы по содержанию и эксплуатации автомобиля отражены такими проводками:

Дебет 44 субсчет «Оплата труда вспомогательного персонала» Кредит 70

- 5000 руб. - начислена заработная плата водителю за отчетный месяц;

Дебет 44 субсчет «Отчисления на социальное страхование и обеспечение» Кредит 69 - 1790 руб. - начислены единый социальный налог и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Дебет 44 субсчет «Амортизация основных средств» Кредит 02 - 1000руб. - начислена амортизация автомобиля;

Дебет 44 субсчет «Топливо» Кредит 10-3 - 2400 руб. - отражены расходы на ГСМ;

Дебет 44 субсчет «Запчасти» Кредит 10-5 - 300 руб. - отражены расходы на запчасти, установленные на автомобиль.

Аналитический учет по балансовому счету 44 ведется по видам и статьям расходов (Приложение 3). В структуру счета включен счет аналитического учета «Списание расходов на себестоимость продаж». Это необходимо для того, чтобы в течение отчетного года на балансовом счете 44 накапливалась информация о произведенных ООО «Торгоград» расходах по статьям затрат.

Оборотно-сальдовая ведомость по балансовому счету 44 в разрезе аналитических счетов за отчетный месяц выглядит следующим образом (для простоты рассмотрим только уровень аналитического учета по группам расходов) (Приложение 4).

По окончании отчетного года проводят реформацию баланса и в том числе закрывают сальдо по статьям расходов на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». Если считать, что приведенная нами оборотно-сальдовая ведомость составлена за декабрь, то 31 декабря бухгалтер ООО «Торгоград» сделает такие проводки:

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Материальные расходы» - 160 руб.;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Оплата труда и социальные отчисления» - 290 руб.;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Содержание и эксплуатация здания, помещений, оборудования» - 705 руб.;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Прочие расходы» -55 руб.

В результате реформации счета конечное сальдо по каждой группе и статье расходов, а также по статье «Списание на себестоимость» будет нулевым. Далее рассмотрим более подробно содержание некоторых статей расходов ООО «Торгоград».

На статью «Транспортные расходы» относятся:

· транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров;

· плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и тому подобные услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке товаров из транспортных средств;

· плата за экспедиционные операции;

· стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.) и т.д.

По статье «Расходы на тару» учитываются:

· расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования);

· расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям;

· амортизация тары-оборудования;

· амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки;

· расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования) и т.д.

По статье «Уход за помещениями и прилегающей территорией» отражают:

· расходы на вывоз мусора;

· расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров);

· расходы на содержание в чистоте помещений;

· расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

· расходы на проведение противопожарных мероприятий;

· расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных

· стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т. п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей и т.д..

К расходам на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров относят:

· стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, опилок, стружки, соломы, проволоки и т. п.), использованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

· услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;

· расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.);

· расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями и т.д.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражают:

· потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках;

· потери реализуемых вразвес товаров при хранении, подготовке к продаже и продаже вследствие усушки, раструски и распыла, раскрошки, утечки (таяние, просачивание) и т.д.

В торговле существует понятие «нормы естественной убыли». Естественная убыль - это потери при хранении и реализации товаров, обусловленные физико-химическими свойствами товаров вследствие усушки, утруски, утечки, распыла, разлива и т. п. Эти потери возникают по объективным причинам, поэтому их нормируют. На отдельные виды товаров устанавливаются нормы убыли в процентах к стоимости или к натуральным показателям.

Расходы на рекламу, произведенные торговой организацией, отражаются в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 44 «Расходы на продажу» по статье «Расходы на рекламу». На эту статью относят следующие расходы:

· на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров;

· на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.).

ООО «Торгоград» для проведения рекламной предновогодней компании заказала в типографии поздравительные открытки со своим фирменным знаком. Всего изготовлено 200 открыток. Типография выставила счет за изготовление открыток на сумму 2400 руб., в том числе НДС 400 руб.

Полученные в типографии открытки были оприходованы на материальном складе организации. Завхоз выдал открытки менеджерам ООО «Торгоград» по требованию-накладной унифицированной формы М-11. После проведения рекламной кампании менеджеры составили отчеты о раздаче открыток с указанием даты, места раздачи и количества розданных открыток. На основании этих отчетов завхоз составил акт на списание открыток.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки: Дебет 10-1 Кредит 60-2 - 2000 руб. - оприходованы открытки на складе;

Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 400руб. - отражен НДС, предъявленный типографией;

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 10-1 - 2000 руб. - списана стоимость розданных открыток на рекламные расходы;

Дебет 60-2 Кредит 51 - 2400 руб. - оплачен счет типографии (перечислены денежные средства с расчетного счета);

Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 400 руб. - налоговый вычет НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям;

В январе 2008 года ООО «Торгоград» заключила договор с телевидением на ежедневные рекламные объявления в «бегущей строке» и произвела 8 января 2008 года предоплату в размере 36000 руб., в том числе НДС 6000 руб. Ежемесячно ООО «Торгоград» получает эфирные справки о количестве и стоимости поданных объявлений, а также счет-фактуру. Стоимость услуг телевидения за январь составила 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб., в феврале - 5400 руб., в том числе НДС 900 руб., и так далее.

В бухгалтерском учете ООО «Торгоград» сделаны проводки:

8 января 2008 года Дебет 60-2 Кредит 51 - 36000 руб. - произведена предоплата телевидению, согласно выставленному счету;

Дебет 97 субсчет «Реклама» Кредит 60-2 - 30000 руб. - затраты на рекламу включены в состав расходов будущих периодов;

Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 6000 руб. - НДС, предъявленный телевидением.

31 января 2008 года

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 97 - 5000 руб. (6000 - 1000) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за январь;

Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 1000руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы.

28 февраля 2008 года

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 97 - 4500 руб. (5400 - 900) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за февраль;

Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 900 руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы.

ООО «Торгоград» приобрела большую партию комплектов кухонной посуды. Покупная цена одного комплекта составляет 2500 руб. Три комплекта было передано посредническим организациям в качестве образцов. В бухгалтерском учете следует сделать такие проводки:

Дебет 76-6 Кредит 90-1 - 9000 руб. ((2500 руб. х 3 комплекта) + НДС 18%) - передан товар посредникам в качестве образцов;

Дебет 90-2 Кредит 41-1 - 7500 руб. (2500 руб. х 3 комплекта) - списана себестоимость переданных комплектов;

Дебет 90-3 Кредит 68-3 - 1800руб. (7500руб. х 18%) - начислен НДС со стоимости переданных комплектов;

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 76-6 - 9000 руб. - стоимость переданных комплектов (с учетом НДС) включена в расходы на рекламу.

В бухгалтерском учете ООО «Торгоград» затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений. Однако для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль указанные расходы принимаются только в пределах норм. Эти нормы установлены пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса:

1) без ограничения в целях налогообложения принимаются следующие расходы на рекламу:

· расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети;

· расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

· расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

· на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании;

2) в размере, не превышающем 1 процента выручки:

· расходы на прочие виды рекламы в течение налогового (отчетного) периода.

При этом понятие выручки определяется в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. Под выручкой понимаются все поступления в денежной и натуральной форме от продажи товаров, прочего имущества и имущественных прав. В выручку не включаются косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж). К прочему имуществу относятся оборудование, материалы, инвентарь, ценные бумаги и другие подобные активы ООО «Торгоград».

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным периодом - 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев календарного года.

ООО «Торгоград» за I квартал 2008 года имеет следующие показатели бухгалтерского баланса:

- кредитовый оборот по балансовому счету 90-1 - 2100000 руб. (это показатель выручки от продажи товаров с учетом НДС);

- дебетовый оборот по балансовому счету 90-2 - 350000 руб. (НДС в составе выручки от продажи товаров);

- кредитовый оборот по балансовому счету 91-1 по статье «Продажа основных средств» - 2400 руб. в корреспонденции с балансовым счетом 62-2 «Расчеты с покупателями по прочим операциям» (выручка от продажи основного средства с учетом НДС);

- дебетовый оборот по балансовому счету 91-2 по статье «Продажа основных средств» в корреспонденции с балансовым счетом 68-3 «Расчеты по НДС» (НДС в составе выручки от продажи основного средства);

- дебетовый оборот по балансовому счету 44 по статье «Расходы на рекламу» - 110000 руб., в том числе:

- расходы на установление рекламного щита - 50000 руб.;

- расходы на рекламные объявления через средства массовой информации - 30000 руб.;

- уценка товаров, выставленных в витринах - 10000 руб.;

- прочие виды рекламы - 20000 руб.

Рассчитывая налоговую базу по налогу на прибыль, в расходы в полном объеме следует включать затраты на рекламу в размере 90000 руб. (50000 руб. + 30000 руб. + 10000 руб.).

Расходы на прочие виды рекламы являются нормируемой величиной для целей налогообложения. Рассчитаем этот норматив. Определим размер выручки в соответствии с требованиями статьи 249 НК РФ:

- выручка от продажи товаров без НДС - 1750000 руб. (2100000 руб. - 350000 руб.);

- выручка от продажи основного средства без НДС - 2000 руб. (2400 руб. - 400 руб.).

Итого выручка - 1752000 руб.

Норматив расходов на прочие виды рекламы в I квартале составит 1752000 руб. х 1% = 17520 руб.

Таким образом, при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в расходы по статье «Расходы на рекламу» можно будет включить в I квартале сумму затрат на рекламу в размере 107520 руб. (90000 руб. + 17 520 руб.).

После накопления и списания расходов на реализованные товары остаются расходы, которые необходимо отнести к еще не реализованным товарам, т.е. запасам. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров, рассмотрим это далее.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 248.