Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материал: рисунки для выполнения субтестов представлены в приложении 3.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

Обработка результатов:

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

Интерпретация результатов

В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.

Результаты исследования во 2 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике «Лесенка»

Имя Самооценка
1 Вася М. нормальная
2 Катя Н. нормальная
3 Рома Ц. заниженная
4 Антон Ш. нормальная
5 Лена М. завышенная
6 Оксана Р. завышенная
7 Лена Р. нормальная
8 Оля П. нормальная
9 Максим В. нормальная
10 Денис К. завышенная
11 Леша К. заниженная
12 Сережа Л. нормальная
13 Вера К. заниженная
14 Вика Н. завышенная
15 Лера С. завышенная
16 Таня Б. нормальная
17 Рита К. нормальная
18 Оля Я. нормальная
19 Коля М. заниженная
20 Витя О. заниженная
21 Света С. нормальная
22 Аня Ш. заниженная
23 Галя Н. заниженная

 

В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка, у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.

Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.

 

Рис. 1. Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»


Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели следующим результатам (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Количество детей, выраженное в процентах, разбитое по уровням самооценки и полу

Получается, что у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Результаты исследования эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова приводятся в таблице 4.

 

Таблица 4 – Результаты исследования младших школьников по методике А.В. Захарова

Имя Ур. самооценки Отношение с близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация
1 Вася М. средняя Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
2 Катя Н. средняя Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
3 Рома Ц. низкая Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки, брата, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
4 Антон Ш. средняя Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает тдавление на друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
5 Лена М. высокая Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
6 Оксана Р. высокая Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
7 Лена Р. средняя Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
8 Оля П. низкая Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
9 Максим В. низкая Допускает давление брата, матери, отца, баб. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
10 Денис К. высокая Допускает давление брата, матери, отца, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
11 Леша К. средняя Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
12 Сережа Л. средняя Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
13 Вера К. низкая Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
14 Вика Н. средняя Допускает давление матери и отца, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
15 Лера С. высокая Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние мамау, сестру, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
16 Таня Б. средняя Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
17 Рита К. средняя Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
18 Оля Я. средняя Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
19 Коля М. средняя Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
20 Витя О. низкая Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
21 Света С. средняя Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
22 Аня Ш. низкая Допускает давление брата, отца, матери, учителя; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
23 Галя Н. низкая Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими

 

Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3. Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.


Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».

 Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

 

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.

Имя I II III IV V VI VII Общ. показ. Кол. показ. Уров. самооц.
1 Сергей К. 90 65 75 55 42 55 60 442 63 высокий
2 Аня Н. 80 90 85 50 95 45 60 505 72 высокий
3 Таня М. 100 65 50 30 65 40 55 405 58 средний
4 Рома Ч. 75 50 50 40 65 55 45 380 54 средний
5 Женя П. 90 90 90 65 43 58 74 510 73 высокий
6 Дима С. 70 35 45 25 55 20 35 285 41 низкий
7 Аня Л. 80 62 60 23 56 50 50 381 54 средний
8 Лена Т. 76 66 79 80 72 79 70 522 75 высокий
9 Виталя С. 70 35 74 24 34 51 60 348 50 средний
10 Саша Т. 60 30 27 15 19 25 30 206 29 низкий
11 Оля Ш. 67 41 45 10 50 30 46 289 41 низкий
12 Вера М. 81 56 40 15 21 35 35 283 40 низкий
13 Антон Ф. 90 44 39 57 34 50 50 364 52 средний
14 Саша Б. 80 43 31 12 38 30 41 275 39 низкий
15 Леша З. 78 30 45 23 20 35 40 271 39 низкий
16 Лена В. 75 30 45 5 35 35 47 272 39 низкий
17 Яна Г. 90 60 80 56 5 79 80 450 64 высокий
18 Оля К. 70 70 45 10 90 65 70 420 60 высокий
19 Коля О. 90 50 65 25 10 65 50 355 51 средний
20 Толя К. 80 76 26 85 0 90 90 447 64 высокий
21 Слава К. 70 57 78 40 35 61 60 401 57 средний
22 Оксана В. 90 50 68 65 5 85 90 453 65 высокий

 

 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).

Рис. 4. Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.

Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.

Для наглядности сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.

Рис. 5. Сравнение результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков.

 

В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.





Заключение

 

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

- Самооценка рассмотрена как психологическая категория.

- Выявлены особенности самооценки младших школьников.

- Рассмотрены особенности самооценки подростков.

- Проведена и проанализирована экспериментальная работа по диагностике самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:

- Когнитивный;

- Оценочный;

- Поведенческий;

Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 и 7 классах МУ Калманской средней общеобразовательной школы с использованием следующих методик:

1.Исследование самооценки по методике «Лесенка».

2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.

Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.

Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.



Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.

2. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.

3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

6. Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963. – c 114.

7. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.

8. Как построить свое "Я". – М., 1991. – c. 328.

9. Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.

10. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.

11. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.

12. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.

13. Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.

14. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.

15. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшими школьниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77

16. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.

17. Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.

18. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.

19. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.

20. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

21. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.

22. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы "Я".// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.

23. Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.

24. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

25. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

26. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.



Приложение 1

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 1787.