ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков

 

Экспериментальная работа проводилась на базе МУ Калманской средней общеобразовательной школы. Исследование младших школьников проводилось во 2 «А» классе, исследование подростков – в 7 «А».

Цель – изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.

Объект исследования: личностная сфера детей.

Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника и подростка.

Задачи диагностической работы:

1. подобрать диагностические методики

2. провести диагностику

3. обработать полученные результаты

4. сделать выводы

Состав исследуемых детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.

 

Таблица 1 – Состав учащихся во 2 «А» класса

№ п\п Имя № п\п Имя
1 Вася М. 12 Сережа Л.
2 Катя Н. 13 Вера К.
3 Рома Ц. 14 Вика Н.
4 Антон Ш. 15 Лера С.
5 Лена М. 16 Таня Б.
6 Оксана Р. 17 Рита К.
7 Лена Р. 18 Оля Я.
8 Оля П. 19 Коля М.
9 Максим В. 20 Витя О.
10 Денис К. 21 Света С.

11

Леша К.

22 Аня Ш.
23 Галя Н.

 

Таблица 2 – Состав учащихся в 7 «А» классе

№ п\п Имя № п\п Имя
1 Сергей К. 12 Вера М.
2 Аня Н. 13 Антон Ф.
3 Таня М. 14 Саша Б.
4 Рома Ч. 15 Леша З.
5 Женя П. 16 Лена В.
6 Дима С. 17 Яна Г.
7 Аня Л. 18 Оля К.
8 Лена Т. 19 Коля О.
9 Виталя С. 20 Толя К.
10 Саша Т. 21 Слава К.
11 Оля Ш. 22 Оксана В.

 

Для исследования самооценки у младших школьников использовались методики «Лесенка» и методика определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову.

Для исследования самооценки у подростков использовались методика Демо-Рубинтшейн.

 

Тест «Лесенка»

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).

Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.

Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.

Для исследования уровня самооценки у подростков применялся адаптированный вариант методики Демо-Рубинштей.

 

Методика Демо-Рубинштейн

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики (Приложение 2), оглашается инструкция и задание.

Инструкция:

Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны чело­веческой личности можно условно изобразить вертикальной лини­ей, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье,

2) умственные способности,

3) характер,

4) авторитет у сверстников,

5) умелые руки (умение много делать своими руками),

6) внешность,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

Низкий средний          высокий

Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 405.