Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
Экспериментальная работа проводилась на базе МУ Калманской средней общеобразовательной школы. Исследование младших школьников проводилось во 2 «А» классе, исследование подростков – в 7 «А».
Цель – изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера детей.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника и подростка.
Задачи диагностической работы:
1. подобрать диагностические методики
2. провести диагностику
3. обработать полученные результаты
4. сделать выводы
Состав исследуемых детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.
Таблица 1 – Состав учащихся во 2 «А» класса
№ п\п | Имя | № п\п | Имя |
1 | Вася М. | 12 | Сережа Л. |
2 | Катя Н. | 13 | Вера К. |
3 | Рома Ц. | 14 | Вика Н. |
4 | Антон Ш. | 15 | Лера С. |
5 | Лена М. | 16 | Таня Б. |
6 | Оксана Р. | 17 | Рита К. |
7 | Лена Р. | 18 | Оля Я. |
8 | Оля П. | 19 | Коля М. |
9 | Максим В. | 20 | Витя О. |
10 | Денис К. | 21 | Света С. |
11 | Леша К. | 22 | Аня Ш. |
23 | Галя Н. |
Таблица 2 – Состав учащихся в 7 «А» классе
№ п\п | Имя | № п\п | Имя |
1 | Сергей К. | 12 | Вера М. |
2 | Аня Н. | 13 | Антон Ф. |
3 | Таня М. | 14 | Саша Б. |
4 | Рома Ч. | 15 | Леша З. |
5 | Женя П. | 16 | Лена В. |
6 | Дима С. | 17 | Яна Г. |
7 | Аня Л. | 18 | Оля К. |
8 | Лена Т. | 19 | Коля О. |
9 | Виталя С. | 20 | Толя К. |
10 | Саша Т. | 21 | Слава К. |
11 | Оля Ш. | 22 | Оксана В. |
Для исследования самооценки у младших школьников использовались методики «Лесенка» и методика определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову.
Для исследования самооценки у подростков использовались методика Демо-Рубинтшейн.
Тест «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).
Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.
Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.
Для исследования уровня самооценки у подростков применялся адаптированный вариант методики Демо-Рубинштей.
Методика Демо-Рубинштейн
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики (Приложение 2), оглашается инструкция и задание.
Инструкция:
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умелые руки (умение много делать своими руками),
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Дата: 2019-05-28, просмотров: 445.