Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

 

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки

1.1 Понятие самооценки как психологической категории

1.2 Особенности самооценки у младших школьников

1.3 Особенности самооценки у подростков

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков

2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков

2.2 Интерпретация результатов0

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Введение

 

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Проблема: в чем различия самооценки у младших школьников и подростков?

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.

Объект исследования: личностная сфера школьников.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.

Задачи:

1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.

2. Выявить особенности самооценки младших школьников.

3. Выяснить особенности самооценки подростков.

4. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста и подростков.

5. Проанализировать полученный результат.

На основе обозначенных задач были определенны следующие методы:

- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

- Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методики.

- Статические методы обработки данных.



ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки

Выводы

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

Самооценка в зависимости от направленности может быть прогностической, процессуальной, ретроспективной.

Самооценка – это важная психологическая категория. Самооценка является объектом такого важного и сложного образования в психике человека как самосознание.

Выводы

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

 

Тест «Лесенка»

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).

Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.

Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.

Для исследования уровня самооценки у подростков применялся адаптированный вариант методики Демо-Рубинштей.

 

Методика Демо-Рубинштейн

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики (Приложение 2), оглашается инструкция и задание.

Инструкция:

Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны чело­веческой личности можно условно изобразить вертикальной лини­ей, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье,

2) умственные способности,

3) характер,

4) авторитет у сверстников,

5) умелые руки (умение много делать своими руками),

6) внешность,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

Низкий средний          высокий

Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

 

Интерпретация результатов

В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.

Результаты исследования во 2 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике «Лесенка»

Имя Самооценка
1 Вася М. нормальная
2 Катя Н. нормальная
3 Рома Ц. заниженная
4 Антон Ш. нормальная
5 Лена М. завышенная
6 Оксана Р. завышенная
7 Лена Р. нормальная
8 Оля П. нормальная
9 Максим В. нормальная
10 Денис К. завышенная
11 Леша К. заниженная
12 Сережа Л. нормальная
13 Вера К. заниженная
14 Вика Н. завышенная
15 Лера С. завышенная
16 Таня Б. нормальная
17 Рита К. нормальная
18 Оля Я. нормальная
19 Коля М. заниженная
20 Витя О. заниженная
21 Света С. нормальная
22 Аня Ш. заниженная
23 Галя Н. заниженная

 

В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка, у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.

Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.

 

Рис. 1. Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»


Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели следующим результатам (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Количество детей, выраженное в процентах, разбитое по уровням самооценки и полу

Получается, что у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Результаты исследования эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова приводятся в таблице 4.

 

Таблица 4 – Результаты исследования младших школьников по методике А.В. Захарова

Имя Ур. самооценки Отношение с близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация
1 Вася М. средняя Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
2 Катя Н. средняя Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
3 Рома Ц. низкая Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки, брата, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
4 Антон Ш. средняя Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает тдавление на друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
5 Лена М. высокая Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
6 Оксана Р. высокая Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
7 Лена Р. средняя Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
8 Оля П. низкая Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
9 Максим В. низкая Допускает давление брата, матери, отца, баб. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
10 Денис К. высокая Допускает давление брата, матери, отца, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
11 Леша К. средняя Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
12 Сережа Л. средняя Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
13 Вера К. низкая Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
14 Вика Н. средняя Допускает давление матери и отца, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
15 Лера С. высокая Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние мамау, сестру, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
16 Таня Б. средняя Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
17 Рита К. средняя Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
18 Оля Я. средняя Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
19 Коля М. средняя Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
20 Витя О. низкая Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
21 Света С. средняя Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
22 Аня Ш. низкая Допускает давление брата, отца, матери, учителя; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
23 Галя Н. низкая Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими

 

Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3. Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.


Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».

 Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

 

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.

Имя I II III IV V VI VII Общ. показ. Кол. показ. Уров. самооц.
1 Сергей К. 90 65 75 55 42 55 60 442 63 высокий
2 Аня Н. 80 90 85 50 95 45 60 505 72 высокий
3 Таня М. 100 65 50 30 65 40 55 405 58 средний
4 Рома Ч. 75 50 50 40 65 55 45 380 54 средний
5 Женя П. 90 90 90 65 43 58 74 510 73 высокий
6 Дима С. 70 35 45 25 55 20 35 285 41 низкий
7 Аня Л. 80 62 60 23 56 50 50 381 54 средний
8 Лена Т. 76 66 79 80 72 79 70 522 75 высокий
9 Виталя С. 70 35 74 24 34 51 60 348 50 средний
10 Саша Т. 60 30 27 15 19 25 30 206 29 низкий
11 Оля Ш. 67 41 45 10 50 30 46 289 41 низкий
12 Вера М. 81 56 40 15 21 35 35 283 40 низкий
13 Антон Ф. 90 44 39 57 34 50 50 364 52 средний
14 Саша Б. 80 43 31 12 38 30 41 275 39 низкий
15 Леша З. 78 30 45 23 20 35 40 271 39 низкий
16 Лена В. 75 30 45 5 35 35 47 272 39 низкий
17 Яна Г. 90 60 80 56 5 79 80 450 64 высокий
18 Оля К. 70 70 45 10 90 65 70 420 60 высокий
19 Коля О. 90 50 65 25 10 65 50 355 51 средний
20 Толя К. 80 76 26 85 0 90 90 447 64 высокий
21 Слава К. 70 57 78 40 35 61 60 401 57 средний
22 Оксана В. 90 50 68 65 5 85 90 453 65 высокий

 

 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).

Рис. 4. Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.

Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.

Для наглядности сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.

Рис. 5. Сравнение результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков.

 

В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.





Заключение

 

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

- Самооценка рассмотрена как психологическая категория.

- Выявлены особенности самооценки младших школьников.

- Рассмотрены особенности самооценки подростков.

- Проведена и проанализирована экспериментальная работа по диагностике самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:

- Когнитивный;

- Оценочный;

- Поведенческий;

Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 и 7 классах МУ Калманской средней общеобразовательной школы с использованием следующих методик:

1.Исследование самооценки по методике «Лесенка».

2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.

Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.

Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.



Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.

2. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.

3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

6. Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963. – c 114.

7. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.

8. Как построить свое "Я". – М., 1991. – c. 328.

9. Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.

10. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.

11. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.

12. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.

13. Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.

14. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.

15. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшими школьниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77

16. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.

17. Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.

18. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.

19. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.

20. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

21. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.

22. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы "Я".// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.

23. Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.

24. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

25. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

26. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.



Приложение 1

 

Приложение 2

Приложение 3

Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

 

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки

1.1 Понятие самооценки как психологической категории

1.2 Особенности самооценки у младших школьников

1.3 Особенности самооценки у подростков

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков

2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков

2.2 Интерпретация результатов0

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Введение

 

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Проблема: в чем различия самооценки у младших школьников и подростков?

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.

Объект исследования: личностная сфера школьников.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.

Задачи:

1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.

2. Выявить особенности самооценки младших школьников.

3. Выяснить особенности самооценки подростков.

4. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста и подростков.

5. Проанализировать полученный результат.

На основе обозначенных задач были определенны следующие методы:

- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

- Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методики.

- Статические методы обработки данных.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 313.