Экспортно-импортных операциях с Россией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С 1 января 2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". Отметим, что в Соглашении термин "косвенные налоги" означает налог на добавленную стоимость и акцизы. Соглашение изменило порядок обложения НДС и акцизами при ввозе товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь (импорте товаров) и при вывозе товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию (экспорте товаров).

Суть изменений заключается в том, что с 1 января 2005 г.: - при импорте в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации НДС и акцизы, за исключением подакцизных товаров, которые подлежат маркировке акцизными марками, уплачивается в Республике Беларусь; - при экспорте товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию НДС исчисляется как при обычном экспорте по ставке 0% при условии документального подтверждения указанной операции, и от акцизов производится освобождение. (ст. 2 Соглашения).

Таким образом, в настоящее время в отношении торговых операций с Российской Федерацией действует порядок обложения НДС и акцизами, во многом аналогичный общеустановленному порядку обложения НДС и акцизами при осуществлении экспортных и импортных операций. Однако ввиду отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и Республики Беларусь установленный Соглашением порядок имеет свои особенности. Эти особенности раскрыты в Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), которое является неотъемлемой частью Соглашения.

Соглашение в Российской Федерации распространяется только на товары:

а) полностью произведенные на территории Российской Федерации или Республики Беларусь;

б) подвергшиеся на территории Российской Федерации или Республики Беларусь обработке с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран иностранного сырья, материалов и комплектующих изделий и изменившие в связи с этим свою принадлежность по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров хотя бы по одному из четырех первых знаков;

в) произведенные на территории Российской Федерации или Республики Беларусь с использованием иностранного сырья, материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.

Поэтому в отношении экспорта в Республику Беларусь (импорта из Республики Беларусь) товаров, произведенных в иных странах, порядок налогообложения, установленный Соглашением, не применяется. При импорте/экспорте таких товаров действует общий порядок налогообложения, установленный главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации для экспортных и импортных операций. В Республике Беларусь такие ограничения не предусмотрены.

Импорт товаров из Российской Федерации и уплата НДС. Как было отмечено выше, порядок исчисления и уплаты НДС при взаимной торговле между белорусскими и российскими организациями и предпринимателями регулируется Соглашением. Особенности налогообложения при импорте товаров в Республику Беларусь из Российской Федерации раскрыты в разделе I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения. Приведем основные положения, на которые следует обратить внимание импортерам товаров из Российской Федерации. 1. При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров из Российской Федерации НДС уплачивается налоговым, а не таможенным органам. 2. Ввоз товаров из Российской Федерации облагается по ставке 10% или 18% в зависимости от вида ввозимого товара. 4. Существует перечень товаров, ввоз которых из Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). 5. Налог уплачивается в месяце, следующем за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет. 6. При ввозе товаров из Российской Федерации в налоговую инспекцию одновременно представляется отдельная налоговая декларация и пакет соответствующих документов. 7. НДС, уплаченный при ввозе товаров из Российской Федерации, налогоплательщик вправе принять к вычету в порядке, установленном Законом.

Плательщики НДС при ввозе товаров из Российской Федерации. При ввозе товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь НДС обязаны уплачивать белорусские импортеры, т.е. лица, которые осуществляют операции по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь. К таким лицам относятся: 1) плательщики НДС; 2) лица, не являющиеся плательщиками НДС и применяющие специальные налоговые режимы, например упрощенную систему налогообложения. Чтобы определить, необходимо ли уплачивать НДС при ввозе товаров из Российской Федерации, в первую очередь надо выяснить, освобождается или нет, этот товар от обложения НДС. Если ввозимый товар облагается НДС, то необходимо: - определить, по какой ставке НДС облагается ввозимый товар; - исчислить сумму налога; - заполнить налоговую декларацию; - уплатить исчисленную сумму налога; - заполнить заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов; - собрать необходимые документы; - представить в налоговую инспекцию декларацию, заявление о ввозе товара и необходимые документы.

Перечень товаров, ввоз которых из Российской Федерации не подлежит обложению НДС приведен в Приложении А.

Таким образом, обязанность по уплате НДС у плательщика не возникает, если плательщик: - перевозит товары из Российской Федерации транзитом через территорию Республики Беларусь; - ввозит из Российской Федерации товары для переработки с последующим вывозом продуктов их переработки за пределы Республики Беларусь; - ввозит товары, поименованные в п. 3-10 приведенной выше таблицы.

Важно помнить, что если плательщик изменит цель использования ввезенного товара, в связи с которой вы были освобождены от налогообложения по ст. 4 Закона, то вы обязаны будете уплатить налог с начислением пени за весь период до момента фактической уплаты налога.

Ставки НДС при импорте из Российской Федерации. При ввозе товаров из Российской Федерации, так же как и из других стран, обложение НДС осуществляется по ставке 10% или 18% в зависимости от вида ввозимого товара. Чтобы определить ставку НДС, по которой облагается ввозимый из Российской Федерации товар, необходимо: 1. Найти код ТН ВЭД ввозимого товара в ТН ВЭД РБ. 2. Сопоставить этот код с кодами товаров, включенных в соответствующий перечень товаров, облагаемых при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь по ставке НДС в размере 10%. Эти перечни устанавливаются Президентом Республики Беларусь и утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287. 3. При наличии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне надо применять ставку 10%. 4. При отсутствии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне надо применять ставку 18%.

Например, организация намерена ввозить в Республику Беларусь выращенные в Российской Федерации грибы консервированные (латинское название Agaricus). Необходимо решить, какая ставка НДС должна применяться при уплате НДС в связи с ввозом из Российской Федерации указанных грибов. В соответствии с ТН ВЭД РБ грибы консервированные (грибы рода Agaricus) включены в группу 2003 "Грибы и трюфели, приготовленные или консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты" под кодом 2003 10 200 0. В свою очередь, группа 2003 включена в перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь который утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287. Следовательно, при ввозе из Российской Федерации грибов организации следует исчислить НДС по ставке 10%. Следует учитывать, что при определении размера налоговой ставки, подлежащей применению при реализации продовольственных товаров на внутреннем рынке, применяются единый перечень, действующий как при ввоз товаров, так и при их реализации. В связи с этим при ввозе этих грибов из Российской Федерации организация уплатит НДС по ставке 10%, при дальнейшей их реализации на территории Республики Беларусь организация обязана будет исчислять налог также по ставке 10%. Таким образом, при определении ставки НДС, которая должна применяться при ввозе товаров из Российской Федерации, вам надлежит руководствоваться ТН ВЭД РБ (приведенными в ней кодами ТН ВЭД) и соответствующим перечнем кодов товаров, облагаемых по ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Исчисление "ввозного" НДС. При ввозе товаров из Российской Федерации налоговая база для исчисления НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и подлежащих уплате акцизов. При этом стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. Стоимостью продуктов переработки, ввезенных с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, является стоимость работ (услуг) по переработке товаров. При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются следующие расходы (если ранее такие расходы не были учтены в этой цене): а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров; б) страховая сумма; в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Налог по ввезенному из Российской Федерации товару рассчитывается по следующей формуле:

НДС = (стоимость + акциз + доставка + страховка + тара + упаковка) х Ст,

где (стоимость + акциз + доставка + страховка + тара + упаковка) - налоговая база для исчисления НДС;

Ст - ставка НДС в процентах;

стоимость - стоимость приобретенного товара, определяемая как фактически уплаченная или подлежащая уплате российскому поставщику сумма за ввезенный товар;

акциз - сумма акциза, уплачиваемая при ввозе подакцизного товара;

доставка - расходы по доставке приобретенного в Российской Федерации товара, включая расходы по транспортировке, погрузке, выгрузке, перевалке и экспедированию товара. При определении налоговой базы включаются расходы по доставке, оказанные сторонними организациями;

страховка - страховая сумма;

тара - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

упаковка - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Вышеперечисленные расходы (доставка, страховка, тара и упаковка) увеличивают стоимость товара только в том случае, если изначально они не были учтены в цене сделки (договорной цене).

Например, организация заключила договор поставки с российской организацией на поставку в Республику Беларусь 100 т бумаги. Цена 1 т бумаги по условиям договора составляет 800 000 бел. руб. Согласно условиям договора расходы по доставке бумаги на склад организации составляют 1 200 000 бел. руб. (без НДС) и оплачиваются организацией отдельно белорусскому перевозчику. Иных расходов при ввозе бумаги из Российской Федерации организация не понесла. Бумага не является подакцизным товаром и облагается НДС при ввозе по ставке 18%. После того как бумага будет принята на учет, организация рассчитает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при ввозе из Российской Федерации, по ставке 18% и исходя из стоимости бумаги, равной 80 000 000 бел. руб. (100 т х х 800 000), и расходов на доставку бумаги в сумме 1 200 000 бел. руб. Таким образом, сумма НДС в данном случае составит 14 616 000 бел. руб. ((80 000 000 + 1 200 000) х 18%).

НДС при ввозе из Российской Федерации продуктов переработки. При ввозе из Российской Федерации продуктов переработки товара, ранее вывезенного в Российскую Федерацию для переработки, налог рассчитывается по формуле:

НДС = (стоимость + доставка + страховка + тара + упаковка) х Ст,

где (стоимость + доставка + страховка + тара + упаковка) - налоговая база для исчисления НДС по ввозимым продуктам переработки;

Ст. - ставка НДС в процентах (определяется так же как и при ввозе товара);

стоимость - стоимость работ (услуг) по переработке товара;

доставка - расходы по доставке продуктов переработки, включая расходы по транспортировке, погрузке, выгрузке, перевалке и экспедированию продуктов переработки;

страховка - страховая сумма;

тара - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми продуктами переработки;

упаковка - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Вышеперечисленные расходы (доставка, страховка, тара и упаковка) увеличивают стоимость услуг российского партнера по переработке товара только в том случае, если изначально они не были учтены в стоимости переработки по условиям договора.

Например, организация заключила договор с российской организацией о переработке давальческого сырья - макулатуры в бумагу. Согласно условиям договора стоимость переработки 1 т макулатуры составляет 400 000 бел. руб. Согласно условиям договора расходы по доставке бумаги на склад организации составляют 8 000 000 бел. руб. и оплачиваются отдельно. В январе 2008 г. российская организация переработала 100 т макулатуры и доставила бумагу на склад заказчика. Бумага при ввозе в Республику Беларусь облагается НДС по ставке 18%. За январь 2008 г. организация рассчитает НДС, подлежащий уплате в бюджет при ввозе из Российской Федерации продуктов переработки, по ставке 18% и исходя из стоимости работ по переработке макулатуры, равной 40 000 000 бел. руб. (100 т х 400 000), и расходов по транспортировке бумаги на склад организации в сумме 8 000 000 бел. руб. (без НДС). Таким образом, сумма НДС в данном случае составит 8 640 000 бел. руб. ((40 000 000 + 8 000 000 ) х 18%).

Налоговая декларация. В связи с ввозом товаров и (или) продуктов переработки из Российской Федерации необходимо заполнить отдельную налоговую декларацию. Форма и Порядок заполнения указанной декларации утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 № 22 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость". Налоговая декларация по НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации, составляется в целом по всем товарам, ввезенным за отчетный период (месяц), без нарастающего итога. Налоговая декларация по НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации, представляется в налоговый орган в установленный срок независимо от наличия у импортера товаров документов, указанных в п. 6 раздела I Положения. По строкам 1-4 этой декларации отражается налоговая база, ставка и сумма НДС. Сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку НДС и деления на 100. Изменение налоговой базы по ранее ввезенным товарам, ставка и сумма НДС отражается по строкам 5-8. Изменение налоговой базы может происходить в случае, если на момент исчисления НДС известны не все расходы, увеличивающие налоговую базу, и т.д. По итоговой строке отражается сумма НДС по всем товарам, ввезенным в отчетном месяце, и по всем изменениям налоговой базы, происшедшим в этом отчетном месяце. Эта сумма отражается работниками налоговой инспекции в вашем лицевом счете.

Уплата "ввозного" НДС. Исчисленную в налоговой декларации по импорту из Российской Федерации сумму НДС необходимо уплатить в бюджет в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет. Если исчисленный налог в указанный срок не будет уплачен или будет уплачен не полностью, налоговая инспекция вправе взыскать налог с начислением пени в бесспорном порядке за счет денежных средств на расчетном счете (счетах) или же за счет имущества плательщика. Кроме того, налоговая инспекция может привлечь плательщика к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога. НДС по ввезенным из Российской Федерации товарам необходимо уплатить до подачи в налоговую инспекцию декларации по импорту из Российской Федерации. Это объясняется тем, что вместе с декларацией плательщик обязан представить документ, подтверждающий уплату исчисленного в этой декларации налога.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Вместе с заполненной налоговой декларацией по импорту из Российской Федерации плательщик обязан представить в налоговую инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма Заявления и порядок его заполнения утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2005 № 8 "Об утверждении формы заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и проставления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов". Плательщик также представляет в налоговый орган Заявление по установленной форме в электронном виде.

Заявление состоит из двух частей. Верхнюю часть (до черты) заполняет плательщик, нижнюю - налоговый орган. При заполнении, так называемой шапки Заявления плательщик должен: в строках "Продавец УНП или ИНН/КПП" или "Покупатель УНП или ИНН/КПП" указать свой учетный номер плательщика (УНП), а в отношении продавца - налогоплательщика Российской Федерации - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП). Далее следует указать наименование организации (индивидуального предпринимателя), место нахождения (жительства). В случае если экспорт, импорт товаров с территории Российской Федерации производится на основании договорных отношений, одной из сторон которых не является налогоплательщик государств Сторон: в строках "Продавец", "Покупатель" через черту дополнительно с реквизитами налогоплательщиков государств Сторон, произведших отгрузку (получение) товара, следует указать реквизиты участников сторон; в строке "Номер контракта (договора)" указываются реквизиты такого договора; в строке "Номер контракта (договора)" указать номер контракта (договора) и его дата; в строке "Номер спецификации" указать номер спецификации или партии товара и ее дата (при наличии).

При заполнении таблицы Заявления следует: в графе 1 указать наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных документов из Российской Федерации; в графе 2 - код товара по ТН ВЭД РБ по товарам, при ввозе которых на территорию Республики Беларусь согласно законодательству Республики Беларусь применяется пониженная ставка НДС; в графе 3 - единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном документе; в графе 4 - количество товара в единицах измерения, предусмотренных в графе 3; в графе 5 - код валюты на основании счета-фактуры или транспортных документов, дополнительно через черту в графе указывается официальный курс белорусского рубля, установленный Национальным банком Республики Беларусь по отношению к иностранной валюте на дату принятия на учет товара (например, 630/84.00); в графе 6 - стоимость товара в валюте, указанной в графе 5, на основании счетов-фактур или транспортных документов. Если плательщик ввозит из Российской Федерации продукты переработки, в графе 6 отражается стоимость работ (услуг) по переработке товаров на основании договора переработки, а также акта приема-сдачи выполненных работ или иных документов, подтверждающих стоимость услуг по переработке; в графе 7 - сумма расходов, установленных Соглашением и принимаемых для определения налоговой базы, если они не были включены в цену сделки согласно договору. Сумма расходов отражается на дату постановки товара на учет в белорусских рублях; в графе 8 - серия, номер и дата транспортного документа; в графе 9 - номер и дата счета-фактуры; в графе 10 - дата принятия налогоплательщиком Республики Беларусь на учет ввезенного товара исходя из отметок на транспортных документах (этот срок не может быть указан позднее даты, установленной законодательством для принятия товара на учет); в графе 11 - налоговая база по НДС, которую плательщик определяет путем суммирования показателя графы 6 и показателя графы 7. По подакцизным товарам налоговая база по НДС указывается с учетом сумм акциза (пересчитанная в белорусские рубли (графа 6 + графа 7 + графа 16). При определении налоговой базы по подакцизным товарам, по которым акциз взимается таможенными органами, в графе 11 учитывается сумма акциза, уплаченная таможенным органам; в графе 12 - налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, равна показателю графы 6. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортируемого из Российской Федерации товара в натуральном выражении; в графах 13 и 14 - ставки косвенных налогов, установленные законодательством Республики Беларусь. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию Республики Беларусь от обложения косвенными налогами, в графах проставляется слово "льгота". По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в графе 14 указывается ставка акцизов в белорусских рублях, действующая на дату принятия на учет. По подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки налога, в графе 14 указывается ставка в процентах; в графе 15 сумма НДС, исчисленная как умножение показателя графы 11 на показатель графы 13 и деления на 100; в графе 16 - сумма акцизов. Если плательщик ввозит из Российской Федерации товары, подлежащие маркировке акцизными марками, то: графы 12 и 14 заполняются исходя из показателей, примененных для исчисления сумм акцизов, уплаченных на транзитные счета таможенных органов; в графе 16 указывается сумма акцизов, уплаченная на транзитные счета таможенных органов.

Если транспортный документ, подтверждающий перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, имеет итоговую строку, допускается перенесение в одну строку Заявления сведений итоговой строки транспортного документа с указанием наименования этого товара, если в транспортном документе указаны аналогичные друг другу товары. Если в транспортном документе указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам или имеющим различные единицы измерения, то в Заявление переносятся все наименования товаров (каждая позиция) из транспортного документа.

Документы для представления в налоговую инспекцию. В налоговый орган плательщик должен представить три экземпляра Заявления. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара. Кроме указанного выше Заявления, вместе с налоговой декларацией вам нужно представить следующие документы: 1) выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам; 2) договор (его копию), на основании которого товар был ввезен; 3) транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Российской Федерации; 4) счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа Российской Федерации. В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2005 № 2-1-8/72 "О применении Соглашения" изложено, что до особого указания следует осуществлять прием заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов со счетами-фактурами без отметок налоговых органов Российской Федерации. Декларация по импорту из Российской Федерации, Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и все перечисленные документы плательщик должен представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 раздел I Положения).

Вычет "ввозного" НДС. НДС, уплаченный по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации, плательщик вправе принять к вычету в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому если организация плательщиком НДС не является, а уплачивает, например, налог при УСН без уплаты НДС, то НДС к вычету принять не имеет право. В такой ситуации придется учесть "ввозной" НДС в стоимости товаров. В частности, принять к вычету "ввозной" НДС плательщик вправе при одновременном соблюдении следующих условий: 1) товар оприходован (принят на учет) на основании соответствующих первичных документов; 2) товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС; 3) имеются в наличии документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: Заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога, налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, платежный документ на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации. Отметим, что реквизиты платежного документа о перечислении сумм НДС плательщик должен зарегистрировать в книге покупок. Если плательщик НДС уплатил в установленный срок, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенный из Российской Федерации товар был принят на учет, то плательщик вправе принять этот "ввозной" НДС к вычету в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС) за тот налоговый период, в котором было осуществлено оприходование этого товара и выполнены вышеуказанные условия.

Например, плательщик оприходовал ввезенный из Российской Федерации товар 17 июня 2008 г. Уплата налога была произведена 15 июля 2008 г. Затем в налоговую инспекцию была представлена налоговая декларация по НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации, с соответствующим пакетом документов. В книге покупок зарегистрирована уплата "ввозного" НДС последней записью июня, несмотря на то, что уплата произведена в июле. Вычет уплаченного "ввозного" налога плательщик вправе принять к вычету в налоговой декларации по НДС за июнь. Если плательщик НДС уплатил не в установленный срок, т.е. позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенный из Российской Федерации товар был принят на учет, то плательщик вправе принять эту сумму налога к вычету в налоговой декларации по НДС за тот налоговый период, в котором было осуществлена уплата "ввозного" налога и выполнены вышеуказанные условия.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написав курсовую работу на тему: «Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь», сделаем выводы.

Понятия «налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и эффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь. Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данных понятий было дано (а учитывая его общий характер и неопределенность, скорее, обозначено) в преамбуле Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Согласно этой норме под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, надлежало понимать обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Как видим, такое определение более похоже не на «портрет» этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практика применения указанной нормы порождала больше вопросов, чем ответов. В процессе функционирования национальных бюджетной и налоговой систем было установлено и действует большое количество всевозможных платежей – отчислений, взносов, плат или сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась различными по юридической силе документами для самых разных категорий субъектов хозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разных размерах и в разном порядке. Большинство из этих платежей не имеет отношения к налогам, сборам (пошлинам) и представляет собой либо вознаграждение за товары, работы, услуги, в том числе оказываемое республиканскими органами государственного управления, либо попытку, и далеко не всегда экономически обоснованную, формирования или централизации финансовых ресурсов для решения отдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фонд развития строительной науки). Из множества таких платежей принципиально важно выделить те, которые действительно имеют налоговый характер и, соответственно, будут регулироваться налоговым законодательством. Что касается плат и отчислений, не отвечающих установленным признакам налогов, то налоговое законодательство не должно регулировать вопросы их применения, так же, как не должно регулировать платежи, взыскиваемые в виде санкций за совершенные правонарушения (административные или иные штрафы, в том числе за нарушения налогового законодательства).

Дополнительную актуальность в четкое разграничение существующих платежей привносит содержание п. 2 ст. 2 Общей части Налогового кодекса. Как следует из этой нормы, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом их признаками иные взносы и платежи, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в порядке, отличающемся от принятого для введения налоговых платежей.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в бюджет с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, к налогам могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам: обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и (или) местный бюджеты; отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств; индивидуальная безвозмездность.

Если первые три признака достаточно очевидны и не требуют специального разъяснения, то принцип «индивидуальная безвозмездность», вероятно, может быть сложным для понимания.

Под данным условием имеется в виду отсутствие прямой эквивалентности или встречного получения плательщиком (иным обязанным лицом) взамен уплаченной суммы какой-либо выгоды, материальных или нематериальных благ, либо преимуществ, пропорциональных величине сделанных взносов.

Сборам и пошлиной может быть признан обязательный платеж в бюджет, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных документов, либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В соответствии с этой нормой признаками сбора или пошлины являются: обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и (или) местный бюджеты; осуществление платежа, то есть, как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, и это является основным отличием их от налогов, в отношении сборов и пошлин отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Напротив, уплата сборов и пошлин Общей частью предусматривается в качестве одного из условий совершения в пользу их плательщиков государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая выдачу специальных разрешений (лицензий) или предоставление определенных прав.

Такое «встречное» осуществление в отношении плательщиков сборов и пошлин юридически значимых действий, так же, как и предоставление, им соответствующих прав или документов, не является обязательным признаком этих платежей. Возможность возмездности для сборов и пошлин установлена лишь «как правило», что обусловливает наличие платежей, не предусматривающих получение их плательщиком взамен каких-либо благ. В максимальной степени данный принцип распространяется в отношении таможенных пошлин, оффшорного и таможенных сборов. В целом необходимо отметить, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше признаков налога, сбора или пошлины автоматически делает отчисления или взносы неналоговыми платежами и выводит их из сферы действия Налогового кодекса и налогового законодательства в целом.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.

Плательщиками налога на добавленную стои­мость являются:

1. Организации, определенные п. 2 ст. 13 НК: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международ­ные организации; простые товарищества (участники договора о со­вместной деятельности); хозяйственные группы.

2. Индивидуальные предприниматели

3. Организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответ­ствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.

Наличие в законодательстве указания на косвенные налоги необходимо для более четкого применения отдельных международных соглашений, положения которых зависят от деления налогов на такие виды, например Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14.01.2003, рег. № 3/557). Право уточнения предложенного перечня косвенных налогов данным пунктом предоставлено Президенту Республики Беларусь и действующим для Республики Беларусь нормам международных договоров, в первую очередь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.