ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки

1.2. Виды налогов в Республике Беларусь

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ

ВЗИМАНИЯ

2.1. Налог на добавленную стоимость

2.2. Акцизы

ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. Нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована, прежде всего, на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью. Опыт налогообложения в мировой практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство. За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:

- 1 января 2004 г. принят Налоговый кодекс - основной документ, регламентирующий сферу налоговых отношений,

- сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций,

- снижена ставка основного бюджетообразующего налога - НДС - до 18%;

- происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.

Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании, как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

Требование комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы, должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.

Тема курсовой работы: «Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь».

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют взимание косвенных налогов в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы являются косвенные налоги и их взимание в Республике Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- дать понятие и определить виды налогов в Республике Беларусь;

- изложить косвенные налоги и правовые основы их взимания;

- рассмотреть взимание косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с взиманием косвенных налогов в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, Ханкевич Л.А., Маньковский И.А., Василевская Т.И., Фисенко М.К. и др.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих взимание косвенных налогов в Республики Беларусь. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом является метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого элемента исследуемого объекта.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение. Курсовая работа выполнена на 35 листах компьютерного текста.



БЕЛАРУСЬ

Виды налогов

Система налогов и сборов любого государства до­вольно обширна несмотря на то, что отдельный нало­гоплательщик, как правило, уплачивает ограниченное число налоговых платежей. Это порождает определен­ные трудности в классификации налогов в контексте выработки единого основания, по которому возможно было бы классифицировать всю совокупность налогов и сборов, уплачиваемых на территории определенного государства. В связи с этим в учебной и монографиче­ской литературе приводится достаточно большое ко­личество системообразующих критериев, позволяю­щих сгруппировать налоги по определенным видам. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установ­лением и введением налогов, выделяют общегосудар­ственные и местные налоги [8, с. 93].

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются законодательными актами и обяза­тельны к уплате на всей территории Республики Бела­русь. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль. Суммы обще­государственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский (налог на добав­ленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), так и в местные бюджеты (подоходный налог с физических лиц).

Местные налоги устанавливаются решениями ме­стных Советов депутатов в соответствии с законом [Закон о бюджете на очередной бюджетный (финансо­вый) год] и действуют на территории соответствую­щих административно-территориальных единиц (налог с продаж товаров в розничной сети, сборы с пользова­телей, курортный сбор). Все суммы местных налогов зачисляются в местные бюджеты.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и иму­щество плательщиков, при этом юридический и факти­ческий плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между госу­дарством и налогоплательщиками устанавливаются пря­мые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (ра­бот, услуг), а юридическая обязанность внесения нало­говых платежей в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, ус­луг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, является реальным плательщиком - но­сителем налога.

В среде ученых и практиков постоянно идут дис­куссии по поводу приоритетов прямого либо косвен­ного налогообложения. Как правило, превалирует точ­ка зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную функцию и необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета с целью стимулирования субъектов хозяйствования к расширению производственной деятельности, резуль­татом которого станет увеличение объектов налогооб­ложения.

Сложившаяся в экономической и правовой науке классификация налогов на прямые и косвенные позволя­ет оценить состояние налоговой системы, направление ее развития с позиций соблюдения основных принципов налогообложения, поддержания публичных и частных интересов. Как отмечает М.Ф. Ивлиева, взимание пря­мых налогов, демонстрируя гражданам, что именно они содержат государство, способствует распространению правовых идей о необходимости ответственности госу­дарства и его институтов перед обществом в расходова­нии народных средств. Это создает реальные предпо­сылки для развития инструментов контроля общества за финансовой деятельностью государства. Не случайно в странах с устоявшимися демократическими традициями высока доля прямых налогов по сравнению с косвенны­ми. Доминирование косвенного налогообложения харак­терно для стран с низким уровнем развития демократи­ческих институтов.

В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги - налоги, уплачиваемые с пред­полагаемого среднего дохода, размер которого отра­жает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогопла­тельщика (единый налог с индивидуальных предпри­нимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогопла­тельщика не принимается во внимание.

Личные налоги - налоги, уплачиваемые с действи­тельно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организа­ций).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на недвижимость, зе­мельный налог).

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации меро­приятий или затрат, на которые они расходуются. Та­кими являются, как правило, основные налоги, взи­маемые на территории определенного государства (на­лог на прибыль, налог на добавленную стоимость, на­лог на недвижимость) [7, с. 16].

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисля­ются, как правило, в соответствующие государствен­ные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика приме­нения целевых налоговых платежей, посредством ко­торых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддерж­ки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, государственный фонд содействия занятости и др.).

Исходя из принципа запрета индивидуализации на­логовых поступлений в юридической литературе спе­циально обращается внимание на нецелевой характер налогового платежа (общий характер цели взимания любого налога предопределяет и обезличивание по­ступающих от налога средств в составе государствен­ных и местных бюджетов.

Введение целевых налогов связано с определенны­ми трудностями в финансировании, как правило, не­эффективных сфер экономики (например, сельское хо­зяйство), что еще в большей степени отдаляет во вре­мени их реальное реформирование, значительно увеличивая налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования.

В то же время некоторые авторы поддерживают введение целевых налогов. С.Г. Пепеляев отмечает по­ложительные черты этих налогов, указывая, что, во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимо­сти конкретному государственному налоговому орга­ну; в-третьих, целевой характер налога может оправ­дываться тем, что установление такого налога вызвано необходимостью осуществления определенных (целе­вых) задач. В зависимости от источника уплаты различают на­логи, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), выручки (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог), дохода (прибыли) (налог на при­быль с организаций), а также относящиеся на себестои­мость (экологический налог, земельный налог).

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налого­вым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного ор­гана соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся, например, земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, зе­мельный налог с организаций.

В зависимости от формы уплаты налоги подразде­ляются на натуральные и денежные. Натуральные на­логи уплачиваются в неденежной форме (яркий при­мер в историческом аспекте - продналог), а денежные - в форме отчуждения денежных средств.



Акцизы

Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется следующими нормативными правовыми актами:

- Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1321-ХII "Об акцизах", с изменениями и дополнениями;

- Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.2006 г. № 716 "О ставках акцизов на подакцизные товары", с изменениями и дополнениями;

- Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанным 15 сентября 2004 г в г. Астане;

- Положением о сроках уплаты в бюджет акцизов и Положением об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397;

- Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по акцизам по подакцизным товарам, утвержденной постановлением МНС от 05.02.2007 № 23.

Плательщиками акцизов являются организации, определенные п. 2 ст. 13 НК юридические лица Рес­публики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хо­зяйственные группы, и индивидуальные предприни­матели, которые:

а) производят подакцизные товары;

б) ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

Не являются плательщиками организации и инди­видуальные предприниматели, осуществляющие ввоз остатков автомобильного бензина, дизельного топлива и иного топлива, используемого в качестве автомо­бильного, имеющихся в баке транспортного средства в результате его заправки, и остатков масла для дизель­ных и (или) карбюраторных двигателей. приобретенного води гелем для ремонта в резуль­тате поломки Транспортного средства за пределами территории Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продук­ция):

- спирт гидролизный технический;

- спиртосодержащие растворы;

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная алко­гольная продукция):

- пиво;

- табачная продукция;

- нефть сырая;

- автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- ювелирные изделия;

- микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

Не облагаются акцизами:

- спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта до 12 процентов включительно;

- спиртосодержащие растворы с денатурированными добавками;

- спиртосодержащие лекарственные, лечебнопрофилактические, диагностические средства и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

- спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецеп­там, включая гомеопатические препараты;

- спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

- спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

- коньячный спирт и виноматериалы;

- спирт, отгруженный (отпущенный) для производ­ства лекарственных препаратов организациям и инди­видуальным предпринимателям Республики Беларусь, которым разрешено их производство;

- нефть сырая, ввозимая на территорию Республи­ки Беларусь, как при ее ввозе, так и при реализации;

- нефть сырая, добываемая в республике и постав­ляемая производственными объединениями «Белоруснефть» и «Белгеология» на переработку;

- товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые организациями на таможенную тер­риторию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

- подакцизные товары, вывозимые за пределы Рес­публики Беларусь, кроме государств, в торговых от­ношениях с которыми осуществляется взимание акци­зов по принципу страны происхождения, и товары, вывозимые в порядке товарообмена;

- реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномо­ченных органов либо уничтожению [7, с. 30].

Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предна­значенные для реализации, подлежат маркировке ак­цизными марками.

Местные Советы депутатов, а также местные ис­полнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.

Объект налогообложения:

а) по произведенным подакцизным товарам:

- объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

- стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов;

б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

- объем ввозимых подакцизных товаров в нату­ральном выражении, в отношении которых установле­ны твердые (специфические) ставки акцизов;

- таможенная стоимость, увеличенная на подлежа­щие оплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (про­центные) ставки акцизов;

в) при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, - стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

г) при реализации ввезенных на таможенную тер­риторию Республики Беларусь без уплаты акцизов по­дакцизных товаров, в отношении которых установле­ны твердые (специфические) ставки акцизов, - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов устанавливаются Советом Мини­стров Республики Беларусь по согласованию с Прези­дентом Республики Беларусь. В настоящее время став­ки установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2003г. № 63 «О ставках акцизов по подакцизным товарам».

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров [твердые (специфические) став­ки] или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Сумма акцизов определяется плательщиками акци­зов самостоятельно. Плательщики акцизов представ­ляют в налоговые органы по месту нахождения нало­говые декларации (расчеты) о суммах акцизов, под­лежащих уплате в бюджет, не позднее 20-го числа ме­сяца, следующего за отчетным.

Сроки уплаты акцизов в бюджет устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. В соответ­ствии с постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 22 января 2002г. № 73 «О сроках упла­ты акцизов» уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров. Если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету по ак­цизам, имеющемуся на начало текущего месяца, со­ставила от 17000 до 27000 евро (включительно) по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, пла­тельщики акцизов в текущем месяце вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 15-го и 25-го числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим. Если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету по акцизам, имеющемуся на начало текущего месяца, составила более 27000 евро по курсу, установленному Нацио­нальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, плательщики акцизов в текущем ме­сяце вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа теку­щего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написав курсовую работу на тему: «Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь», сделаем выводы.

Понятия «налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и эффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь. Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данных понятий было дано (а учитывая его общий характер и неопределенность, скорее, обозначено) в преамбуле Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Согласно этой норме под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, надлежало понимать обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Как видим, такое определение более похоже не на «портрет» этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практика применения указанной нормы порождала больше вопросов, чем ответов. В процессе функционирования национальных бюджетной и налоговой систем было установлено и действует большое количество всевозможных платежей – отчислений, взносов, плат или сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась различными по юридической силе документами для самых разных категорий субъектов хозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разных размерах и в разном порядке. Большинство из этих платежей не имеет отношения к налогам, сборам (пошлинам) и представляет собой либо вознаграждение за товары, работы, услуги, в том числе оказываемое республиканскими органами государственного управления, либо попытку, и далеко не всегда экономически обоснованную, формирования или централизации финансовых ресурсов для решения отдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фонд развития строительной науки). Из множества таких платежей принципиально важно выделить те, которые действительно имеют налоговый характер и, соответственно, будут регулироваться налоговым законодательством. Что касается плат и отчислений, не отвечающих установленным признакам налогов, то налоговое законодательство не должно регулировать вопросы их применения, так же, как не должно регулировать платежи, взыскиваемые в виде санкций за совершенные правонарушения (административные или иные штрафы, в том числе за нарушения налогового законодательства).

Дополнительную актуальность в четкое разграничение существующих платежей привносит содержание п. 2 ст. 2 Общей части Налогового кодекса. Как следует из этой нормы, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом их признаками иные взносы и платежи, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в порядке, отличающемся от принятого для введения налоговых платежей.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в бюджет с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, к налогам могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам: обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и (или) местный бюджеты; отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств; индивидуальная безвозмездность.

Если первые три признака достаточно очевидны и не требуют специального разъяснения, то принцип «индивидуальная безвозмездность», вероятно, может быть сложным для понимания.

Под данным условием имеется в виду отсутствие прямой эквивалентности или встречного получения плательщиком (иным обязанным лицом) взамен уплаченной суммы какой-либо выгоды, материальных или нематериальных благ, либо преимуществ, пропорциональных величине сделанных взносов.

Сборам и пошлиной может быть признан обязательный платеж в бюджет, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных документов, либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В соответствии с этой нормой признаками сбора или пошлины являются: обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и (или) местный бюджеты; осуществление платежа, то есть, как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, и это является основным отличием их от налогов, в отношении сборов и пошлин отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Напротив, уплата сборов и пошлин Общей частью предусматривается в качестве одного из условий совершения в пользу их плательщиков государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая выдачу специальных разрешений (лицензий) или предоставление определенных прав.

Такое «встречное» осуществление в отношении плательщиков сборов и пошлин юридически значимых действий, так же, как и предоставление, им соответствующих прав или документов, не является обязательным признаком этих платежей. Возможность возмездности для сборов и пошлин установлена лишь «как правило», что обусловливает наличие платежей, не предусматривающих получение их плательщиком взамен каких-либо благ. В максимальной степени данный принцип распространяется в отношении таможенных пошлин, оффшорного и таможенных сборов. В целом необходимо отметить, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше признаков налога, сбора или пошлины автоматически делает отчисления или взносы неналоговыми платежами и выводит их из сферы действия Налогового кодекса и налогового законодательства в целом.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.

Плательщиками налога на добавленную стои­мость являются:

1. Организации, определенные п. 2 ст. 13 НК: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международ­ные организации; простые товарищества (участники договора о со­вместной деятельности); хозяйственные группы.

2. Индивидуальные предприниматели

3. Организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответ­ствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.

Наличие в законодательстве указания на косвенные налоги необходимо для более четкого применения отдельных международных соглашений, положения которых зависят от деления налогов на такие виды, например Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14.01.2003, рег. № 3/557). Право уточнения предложенного перечня косвенных налогов данным пунктом предоставлено Президенту Республики Беларусь и действующим для Республики Беларусь нормам международных договоров, в первую очередь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

№п/п Виды товаров Основание
1 Товары, перевозимые через территорию Российской Федерации транзитом в другие страны п. 7 раздел I Положения
2 Товары, которые ввозятся для переработки на территории Республики Беларусь с последующим вывозом продуктов переработки за пределы Республики Беларусь п. 7 раздел I Положения
3 Товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), если они не являются гражданами Республики Беларусь п. 7 раздел I Положения, п. 4.1 ст. 4 Закона
4 Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств п. 7 раздел I Положения, п. 4.2 ст. 4 Закона
5 Товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран п. 7 раздел I Положения, п. 4.3 ст. 4 Закона
6 Товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь п. 7 раздел I Положения, п. 4.4 ст. 4 Закона
7 Белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты, являющиеся законным средством платежа (за исключением используемых в целях нумизматики), а также акцизные марки, ценные бумаги п. 7 раздел I Положения, п. 4.5 ст. 4 Закона
8 Все виды печатных изданий, получаемые государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также кино- и видеопроизведения, ввозимые государственными кино- и видеоорганизациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов п. 7 раздел I Положения, п. 4.6 ст. 4 Закона
9 Товары, денежные средства (в том числе в иностранной валюте), которые относятся к иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь п. 7 раздел I Положения, п. 4.7 ст. 4 Закона, Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи"
10 Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления, полуфабрикаты к ним по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь п. 7 раздел I Положения, п. 4.8 ст. 4 Закона, Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 535 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость некоторых категорий товаров", Указ Президента Республики Беларусь от 12.06.2006 № 387 "Об освобождении отдельных товаров от обложения налогом на добавленную стоимость"

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Налог как правовая категория: понятие и признаки

1.2. Виды налогов в Республике Беларусь

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ

ВЗИМАНИЯ

2.1. Налог на добавленную стоимость

2.2. Акцизы

ГЛАВА 3. взимание Косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы. Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. Нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована, прежде всего, на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью. Опыт налогообложения в мировой практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство. За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:

- 1 января 2004 г. принят Налоговый кодекс - основной документ, регламентирующий сферу налоговых отношений,

- сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций,

- снижена ставка основного бюджетообразующего налога - НДС - до 18%;

- происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.

Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании, как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

Требование комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы, должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.

Тема курсовой работы: «Правовые основы взимания косвенных налогов в Республике Беларусь».

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют взимание косвенных налогов в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы являются косвенные налоги и их взимание в Республике Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- дать понятие и определить виды налогов в Республике Беларусь;

- изложить косвенные налоги и правовые основы их взимания;

- рассмотреть взимание косвенных налогов при экспортно-импортных операциях с Россией.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с взиманием косвенных налогов в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, Ханкевич Л.А., Маньковский И.А., Василевская Т.И., Фисенко М.К. и др.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих взимание косвенных налогов в Республики Беларусь. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом является метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого элемента исследуемого объекта.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение. Курсовая работа выполнена на 35 листах компьютерного текста.



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.