Пейзажи Крыма как основа для выбора мотива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Природа Крыма служила источником вдохновения для многих мастеров изобразительного искусства. Кажется, ни один из побывавших в Крыму художников, начиная с XVII века и до наших дней, не остался равнодушным к своеобразной красоте. Например, красотам Гурзуфа.

Экзотика юга в сочетании со степным раздольем западных равнин и с торжественно-суровым пафосом горной гряды восточного побережья воспроизводят действительно восхитительную панораму. Каждый из художников, работающих в Крыму, разглядели в нем нечто своё, заветное, вызывающий отклик в душе. Произведения этих мастеров стали своеобразным мостиком, соединяющим зрителя с крымским пейзажем, порою совсем ему неизвестным, но пробуждающим в нем чувства и переживания, связанные с неизмеримой силой любви человека к природе. [13, С.28].

Для некоторых пейзажистов работа в Крыму носила эпизодический характер, но на творчестве трёх, кто длительное время жил или систематически писал, крымская природа оказала самое непосредственное и глубокое влияние.

После присоединения в 1783 г. Крымского полуострова к Российскому государству сюда устремились художники, чтобы запечатлеть необыкновенные южные ландшафты и виды строящихся городов.

В 1820 г. Прекрасные берега Тавриды посетил А.С. Пушкин, вдохновенно воспевший природу этих мест, в своих поэтических произведениях. В 1820-х годах здесь путешествовал польский поэт Адам Мицкевич, создавший восхитительный стихотворный цикл «Крымские сонеты». Это пробудило ещё больший интерес к Крыму у художников того времени и по сей день.

На протяжении XIX века в Крыму работали представители разных художественных направлений, и крымская природа получила в их творчестве весьма разноплановое отражение.

А.И. Мешерский сумел ярко выразить романтическое начало своего крымского пейзажа. Эффектное состояние голубого неба на фоне скал передано в тёплой цветовой гамме вместе со старыми тополями, верхушки которых озарены светом солнечных лучей.

Крупнейшего представителя русского реалистического пейзажа И.И. Шишкина, побывавшего в Ялте в 1879г., необыкновенный вид горной местности побудил создать серию рисунков и гравюр. В картине «Крымский пейзаж» он мастерски изобразил лесную тропинку, ведущую к домику, среди вековых крымских деревьев.

Широко известный мастер световых эффектов в живописи А.И. Куинджи приобрел в 1886 г. Небольшой участок земли в районе Симеиза. Здесь в летнюю пору он писал этюды, стремясь уловить прихотливую игру красок на беспокойной воде, передать солнечное или лунное освещение. Лаконично написан его пейзаж «Облако».

Автор искусно изобразил момент, когда бледно-розовый свет восходящего солнца формирует кучевые облака над синей полоской моря. Предельно обобщенно решен этюд «Море». Тихое, ласковое море так и зовет окунуться в утреннюю водичку.

Много удивительных полотен написал в Крыму мастер И.К. Айвозовский. Нет смысла вновь и вновь выставлять тут его шедевры. Стоит отметить его учеников, которые обращались к традиционным темам и методам искусства маститого художника и проявляли при этом свою творческую индивидуальность. К таким принадлежит художник А.И. Фесслер, более пятидесяти лет проживший в Феодосии. Он является автором многих глубоко поэтических видов приморских городов Крыма.

В картине «Гурзуф» он прибегает к романтизации пейзажного образа в духе живописи Айвозовского. Все компоненты пейзажа служат выражению раннего утра. Манера письма художника резкая, с яркими цветовыми контрастами, хорошо передает настроение этого уютного городка с высоты птичьего полета.

Ещё один уроженец Феодосии Л.Ф. Лагорио постоянно жил в Петербурге, но почти ежегодно бывал на Родине. Он вдохновенно воспевал в своих маринах красоту Черноморского побережья, в том числе и Гурзуфа.

Художник Э.Я. Магдесьян стремился подчеркнуть в картинах многообразие крымских мотивов. В его «Морском пейзаже» прекрасно передана суровая монолитность скал на фоне беспокойного движения волн. Голубые и синие тона этого полотна воспроизводят особую прозрачность воздушной среды и зыбкость светлой с зеленоватым оттенком воды.

Морской офицер А.В. Ганзен ещё в детстве, в доме своего деда И.К. Айвазовского, проникся любовью к искусству и серьёзно увлекался маринистической живописью. В крымских пейзажах он раскрывал величие морской стихии, сохраняя при этом примечательную тонкость натурного вида и внося в художественный образ лирическую окраску.

Художник К.Ф. Богаевский родился и жил тоже в Феодосии. Его первая встреча с искусством произошла в мастерской Айвазовского, а в 1897 году он окончил Петербургскую Академию художеств, где учился у Куинджи. «Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне ещё и ещё новые темы для моих произведений», - утверждал Богаевский. Здесь представлены его картины «Старый Крым», «Феодосия», «Вечер у моря» и крымский пейзаж. Последняя, «Крымский вид», на мой взгляд, полный шедевр игры красок и цветов.

Древняя Киммерия служила источником творчества для современника Богаевского, поэта и художника М.А. Волошина. Каждая его работа решена в определенном цветовом ключе, выразительно передающем характер изображаемого мотива. И в каждой из них, в плавном ритме линий и цветовых пятен, автор дает зрителю возможность почувствовать мир прекрасного, который дарит человеку природа. Характерна его работа «В окрестностях Коктебеля».

Академик батальной живописи Н.С. Самокиш в советский период творчества жил в Симферополе. В 1917-1921 г.г., находясь на лечении в Евпатории, он с увлечением писал уютные дворики, затененные листвой деревьев, базарные площади, старинные особняки и дачи. В этих этюдах раскрылся блестящий живописный дар художника. Мастерски изобразил он в работе «Вечер в Крыму» освещение крестьянского быта, насыщенную палитру синих, желтых, белых и зеленых цветов.

Широкую известность получили крымские пейзажи К.А. Коровина, видного представителя московского «Союза русских художников». В 1911 г. Он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе, где любил писать прямо с балкона открывающиеся прекрасные виды южнобережных гор и моря. Коровин тонко чувствовал натуру, извечную игру света и тени, придающую всему окружению ощущение трепетности, подвижности. Его картина «Гурзуф» тому подтверждение.

Звучность цветовой палитры крымской природы раскрывается Коровиным в его следующем пейзаже. Налицо бурная динамика красок, жизни, яркого солнца. Достигнуто это виртуозной импрессионистической манерой письма, которую применяет в работе мастер.

Пейзаж, как самостоятельный жанр, занимает почетное место в изобразительном искусстве. Он дает возможность мастерам, работающим в этой области, с большой эмоциональной выразительностью создавать художественный образ родной земли.

Здесь представлены произведения талантливых художников разных эпох и поколений, составляющие основу коллекций живописи и графики в художественных музеях и картинных галереях Симферополя, Феодосии, Севастополя и Алупки.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.