В Норильском промышленном регионе существует и развивается сеть социальных служб, многие из которых имеют свои филиалы в Талнахе и Кайеркане [2,1].
Координатором всех государственных социальных структур в Норильском промышленном регионе является администрация города. При администрации в 2002 году создано 6 Департаментов: 1) по строительству и архитектуре; 2) городскому хозяйству и снабжению; 3) образованию; 4) по вопросам культуры, спорта и молодежной политике; 5) социальной политике и охраны здоровья; 6) лекарственного обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, поскольку происходит централизация финансовых потоков бюджета и оптимизация численности управленческого звена. Только при создании в 2001 году Департамента здравоохранения было сокращено 30 управленческих мест [3,2]. Кроме этого, в структуру администрации включены Центр занятости населения.
Судьбы детей из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, сирот и беспризорных мало кого оставляют равнодушными. Ребятишками занимаются многие городские ведомственные организации. Но в начале 2001 года был создан межведомствееный координационный совет (МКС), который объединил усилия комиссии по делам несовершеннолетних, управлений социальной защиты и образования, молодежных комитетов, центра занятости населения, учреждений здравоохранения и управления внутренних дел Норильска [5, 2].
Помимо этих служб работой с неблагополучными семьями и подростками занимается Центр внешкольной работы. Социальные педагоги Центра внешкольной работы занимаются составлением социальной картины микрорайонов городов НПР, создают условия для досуговой деятельности, оказывают социальную помощь населению, формируют вместе с населением микрорайона социальный заказ для возможного включение его в планы развития города [16,10].
В школах с неблагополучными семьями и подростками занимаются социальные педагоги и психологи.
При администрации города создан Департамент по социальной политике, в который входят: Управление социальной защиты населения, МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения единого муниципального образования «город Норильск», Центр социально-педагогической реабилитации детей и подростков инвалидов «Виктория», которые занимаются вопросами социальной защищенности населения.
Управление социальной защиты населения оказывает материальную поддержку малоимущим гражданам и малообеспеченным семьям. Разработанная Администрацией города целевая программа по социальной поддержке малоимущих слоев населения в Норильском промышленном регионе предоставляет ряд льгот для малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов, воинов-афганцев, матерей-одиночек в медицинском обслуживании,жилищных, коммунальных, транспортных услугах.
Государственные реформы последних лет значительно ухудшили жизнь многих. Но наиболее сильно они ударили по жителям северных регионов. Тарифы на авиаперевозки набирают высоту со скоростью самолетов последнего поколения. Так же стремительно растут цены на продукты и товары первой необходимости. Поездки на солнечный «материк» для неработающих пенсионеров и инвалидов стали неосуществимой мечтой. Федеральный закон «О Северах» гарантирует «дорогу» неработающим северянам, но механизм реализации соответствующих статей до сих пор не разработан.
Пытаясь помочь населению преодолеть трудности социально-экономического характера, норильская администрация всегда выплачивала неработающим пенсионерам материальную помощь, поддерживала малообеспеченные семьи. Но эти эпизодические выплаты не могли изменить ситуацию в целом. Поэтому в 1998 году было решено разработать ряд социальных программ, которые позволяли бы реально влиять на социально-экономическое положение малообеспеченного населения. Первая такая программа заработала в 1999 году. И уже на протяжении четырех лет Норильский Городской Совет по представлению администрации выделяет на социальные нужды малообеспеченных граждан весомую часть бюджетного пирога.
Адресатами программ были и остаются неработающие пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ, реабилитированные граждане, дети-инвалиды, участники боевых действий члены малообеспеченных семей.
Уровень малообеспеченности, установленный Краевым комитетом по труду в июле 2002 годы составил 3238,1 рублей. Большинство неработающих пенсионеров и малообеспеченных семей Норильска не дотягивают до этой цифры, и нормальные жизненные условия на Крайнем Севере становятся для них недоступными.
В 1999 году были утверждены три социальные программы объемом финансирования 6,4 миллиона рублей, в 2000 году – восемь программ, стоимость которых составляла уже 53,1 миллиона рублей. В 2001 году на семь социальных программ была выделена рекордная сумма – 217,1 миллиона. К сожалению, в связи с бюджетными проблемами в 2002 году все местные социальные программы были объединены в одну, а сумма финансирования составила 116,7 миллиона. Некоторые дорогостоящие мероприятия, например оплата проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха, стали менее масштабными.
На протяжении четырех лет программы претерпевали различные изменения, чаще пополнялись новыми видами социальной помощи, необходимость которых была продиктована изменяющимися условиями жизни. Однако есть и такие виды, что включаются в программу ежегодно, к ним относятся: оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, оплата дорогостоящего лечения, организация оздоровительного отдыха, оказание помощи при выезде на новое место жительства, проведение социально-значимых, реабилитационно-спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Необходимо заметить, что даже такая финансовая поддержка местного бюджета не позволяет неработающим пенсионерам и инвалидам преодолеть черту бедности. Все более очевидным становится, что для улучшения социально-экономического положения этих людей необходимо всемерно способствовать им в обустройстве жизни на «материке». Поэтому по сравнению с тем же периодом 2001 года за 6 месяцев 2002-го затраты на оказание помощи при выезде возросли в 2,2 раза. А число покинувших Норильск за счет средств социальной программы увеличилось в 1,5 раза. Кроме неработающих пенсионеров и инвалидов помощь при выезде оказывается детям-сиротам, выезжающим под опеку родственников, гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства [4,6].
Комплексный центр социального обслуживания населения открылся в городе Талнахе в октябре 2000 года.
На 2003 год в Комплексный центр входят следующие отделения:
1. отделение милосердия;
2. отделение временного проживания;
3. социальный приют для несовершеннолетних;
4. отделение социального обслуживания на дому;
5. специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому;
6. консультативное отделение и срочного социального обслуживания;
7. отделение психолого-педагогической помощи;
8. организационно-методическое отделение.
Отделение милосердие создано для временного проживания (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, частично или полностью, утратившим способность к самообслуживанию, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью и страдающими тяжелыми заболеваниями.
Одновременно в отделении милосердия могут находится 25 человек. В 2002 году обслужено 44 человека. Из них: инвалидов 1 группы – 26 чел.; инвалидов 2 группы – 9 чел., инвалидов 3 группы – 1 чел., неработающий пенсионеры – 8 чел.
Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов предназначено для предоставления на срок до 6 месяцев и постоянно, гражданам пожилого возраста и инвалидам полностью или
частично сохранивших способность к самообслуживанию и свободному передвижению и временно нуждающиеся в уходе, а также гражданам из их числа, проживающих в семьях, члены которых по объективным причинам (болезнь, убытие в командировку или отпуск и так далее) временно не могут осуществлять за ними уход, предоставление благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.
Одновременно в отделении временного проживания может проживать 25 человек. В 2002 году было обслужено 57 человек. Из них: инвалидов 1 группы – 18 человек; инвалидов 2 группы – 15 человек; инвалидов 3 группы – 2 человека; неработающих пенсионеров – 22 человека.
Так как число брошенных детей растет год от года. Тревожная статистика социального сиротства поставила город перед необходимостью незамедлительного открытия приюта для детей, который и был создан при Комплексном центре. Целью создания приюта является обеспечение временного проживания и содержания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи государства.
В приюте созданы условия, приближенные к домашним, способствующие оздоровлению, психологической реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально-неблагоприятном положении.
Содержание воспитанников осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Приют рассчитан на 35 детей. Здесь дети получают кроме временного проживания и бесплатного питания - консультации специалистов (психиатра, психолога, нарколога, юриста, педагога), необходимую социальную защиту, медицинскую помощь, их обеспечивают необходимой одеждой и обувью, создают условия для учебы и отдыха.
Приют содействует органам опеки и попечительства в устройстве воспитанников приюта в детские дома, интернатные учреждения, возвращению к родителям или лицам, их заменяющим.
Отделение социального обслуживания на дому создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи на дому.
В НПР такие отделения есть во всех городах.
В г. Талнахе на обслуживании состоят 72 человека, их обслуживают 9 социальных работников.
В г. Норильске (включая Кайеркан) на обслуживании состоят 176 человек, их обслуживают 22 социальных работников.
Специализированное отделение медико-социального обслуживания на дому создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, в т.ч. онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому.
На обслуживании в отделении находятся 60 человек, их обслуживают 12 социальных работников и 6 медицинских сестер.
Отделение психолого-педагогической помощи семье, детям, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации создано с целью:
· повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения;
· оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состояния или подвергшимся психофизическому насилию;
· помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;
· содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
· помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;
· ознакомления с особенностями психологии детского возраста.
В отделении работают главный специалист, специалисты по социальной работе, социальный педагог, психолог, социальные работники.
Консультативное отделение и срочного социального обслуживания включает в себя следующие услуги:
· предоставление малообеспеченным гражданам, неработающим пенсионерам и инвалидам талонов на горячее питание;
· обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
· оказание юридической помощи в целях защиты прав граждан;
· содействие в восстановлении документов;
· содействие в восстановлении жилья.
Помимо этих услуг срочное отделение занимается такой категорией граждан, как лица без определенного места жительства (БОМЖ). Согласно целевой социальной программы Администрации г. Норильска срочное отделение по личному заявлению лица БОМЖ вывозят их на «материк» к родственникам.
В Комплексном центре также открыта социальная столовая, где по талонам кормят бесплатными комплексными обедами. Есть социальная парикмахерская, обслуживающая малообеспеченных граждан, неработающих пенсионеров, инвалидов.
Помимо городских служб, занимающихся проблемами социальной зашиты и помощи населению, существуют подобные службы при Норильском горно-металлургическом комбинате. В рамках действующих в Норильской горной компании социальных программ «Шесть пенсий», «Материнское право», «Пожизненная профессиональная пенсия» в 2002 году заключили договоры более 1,5 тысячи человек. Всего же за период реализации участниками программ стали более 10 тысяч работников. Расходы компании на социальные нужды в 2002 году составили 1,2 млрд. рублей. Ежегодно около 22 тысяч работников отправляются на отдых и лечение в ведомственные и вневедомственные оздоровительные учреждения.
В 2002 году не только выполнены обязательства по приему молодежи в компанию, но, исходя из объективных потребностей производства, перевыполнены. На постоянные рабочие места принято 878 молодых людей.
Продолжается проведение структурных преобразований: перевод работников с сокращаемых рабочих мест коммунальных подразделений ПО «Норильскбыт», УДДУ. Ни один человек не был оставлен на улице, трудовая судьба каждого решалась индивидуально: все, кто имел востребованную в профильном производстве профессию и квалификацию, были переведены в подразделения филиала, других трудоустроили на вновь созданные рабочие места вне компании, а желающие уволиться получили солидную единовременную материальную помощь и смогли выехать на «материк».
В 2002 году был разработан и реализуется целый блок социальных программ, таких, как единовременная материальная помощь увольняющимся
работникам ПО «Норильскгеология», СРСТ ПО «Норильскбыт» и другие. В сентябре, октябре 2002 года были введены в действие две новые программы – «Рабочая смена» и «Стажер» [14,3].
Цель программы «Рабочая смена» - привлечение в производственные подразделения ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» квалифицированных молодых рабочих, прошедших конкурсный отбор и профессиональную подготовку на учебных рабочих местах в структурных подразделениях компании. Программа рассчитана на молодых рабочих в возрасте до 26 лет [11,2].
Программа «Стажер рассчитана на выпускников ВУЗов и ССУЗов в возрасте до 28 лет. Ее цель - привлечение для работы в подразделениях компании наиболее перспективных молодых людей, успешно прошедших профессиональную стажировку в максимально приближенных к реальному производству условиях, на должностях стажеров, руководителей и специалистов структурных подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» [12,3].
Со 2 декабря 2002 года стартовала новая социальная программа «Корпоративная солидарная пенсия».
Суть программы рассчитанной на каждого трудящегося компании, такова: три процента от зарплаты работника перечисляются в негосударственный пенсионный фонд, где эти средства постепенно накапливаются. В свою очередь, «Норильский никель» формирует встречный корпоративный капитал, который будет составлять приблизительно 1 миллион 200 тысяч рублей. Когда работник выйдет на заслуженный отдых, дополнительно к государственной пенсии он ежемесячно будет получать до 4,5 тысяч рублей [13,1].
Среди прочих социальных проблем в регионе в последние годы особенно остро встала проблема трудоустройства, профессиональной ориентации и подготовки кадров, безработицы. Эти вопросы находятся в поле деятельности городского Центра занятости населения.
Именно здесь находится основной банк данных о вакансиях на предприятиях региона, осуществляется регистрация граждан, не имеющих работы, оказывается им материальная поддержка и содействие в трудоустройстве, переобучении. В связи с тем, что эти же проблемы существуют у подростков и молодежи, при центре занятости создано отделение профориентации и консультирования подростков и молодежи, которое оказывает помощь школам по трудоустройству подростков. Кроме этого отделение по мере обращения подростков производит их трудоустройство, направляет на обучение или переобучение по определенным специальностям. В отделении работают профконсультанты, психолог. Ими разработаны методики определения склонностей подростков к той или иной сфере деятельности [2,4].
На октябрь 2002 года численность официально зарегистрированных безработных в Норильском Промышленном районе составляет 2,9% от числа трудоспособного населения территории.
Существующая номенклатура медицинских, профилактических и лечебных учреждений, уровень их технической оснащенности и кадрового обеспечения в состоянии сегодня удовлетворить спрос населения на медицинские услуги. Организует их деятельность и руководит ею Департамент лекарственного обеспечения населения, который функционирует в системе администрации города.
В регионе есть 1000-коечная больница в Оганере, две женских консультации, три медсанчасти, лаборатория полярной медицины, стоматологические поликлиники для взрослых и отдельно для детей, станция скорой медицинской помощи, Центр государственного санитарного эпидемиологического надзора, онкологический, эндокринологический,
психоневрологический, кожно-венерологический, врачебно-физкультурный и противотуберкулезный диспансеры, станция переливания крови, детский реабилитационный центр, детский стационар и две детские поликлиники, молочная кухня, родильный дом, санаторий-профилакторий «Валек» [20,4].
Позитивным, обнадеживающим фактором, работающим на оздоровление социальной ситуации в регионе, может служить деятельность общественных формирований, развитие волонтерства.
В феврале 2002 года в Норильске открылся «Центр Волонтеров». Волонтеры – это люди, которые добровольно оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.
Основные направления деятельности волонтерских центров – помощь людям преклонного возраста, детям оставшимся без родителей, домам престарелых, инвалидам, больницам и госпиталям.
Добровольными помощниками становятся школьники и студенты, домохозяйки и бизнесмены, рабочие и служащие [8,3].
Система культурно-массовой работы в Норильском социуме развита достаточно полно. В какой-то степени этому способствовало давнее существование в городе двух управлений культуры – в системе комбината и городской администрации. Их широкая сеть, взаимодействие и творческая конкуренция способствовали поиску различных форм организации молодежного, подросткового и семейного досуга, а также досуга производственных коллективов [2,7].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.