Сущность социальной защищенности человека в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конституция является Основным Законом государства, регламентирую­щим основы общественного и государственного устройства, систему государст­венных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан [21,4].

Важнейшим благом общественной жизни, общественного строя является социальное равенство людей. Известно, что по природе люди не могут быть равными: одни физически или духовно сильнее, другие слабее, одни старше, другие моложе и т.д. Однако в социальном отношении социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя вполне достижимо путем установления равенства общественного положения личности, которое определяется ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными в нормах морали, правилах общежития, правовых актах [32,21].

Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным воздействием, но и силой принуждения правоохранительных органов государства. В целом же права, свободы и обязанности граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами

государственной власти или другими компетентными органами. Основные права, свободы и обязанности граждан находят закрепление в Конституции (Основном Законе) государства. Административное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства также регулируют права, свободы и обязанности граждан, конкретизируют их, дополняют, но не могут противоречить конституционным нормам [25,63].

Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус - это правовое положение личности в обществе, определяемое системой разных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жи­тельства и других обстоятельств [25,19].

Правовой статус гражданина РФ проявляется через равные для всех граж­дан субъективные права и юридические обязанности, установленные Конститу­цией и другими законами.

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения обязанного лица [22,33].

Если правовой статус означает принадлежность гражданина к государст­ву, то субъективное право означает принадлежность чего-либо гражданину. Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью ока­зывать влияние на решение государственных дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

 Гражданство - это устойчивая постоянная правовая связь лица с определен­ием государством. Порядок приобретения гражданства и его основания опре­деляются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2002 года [36]. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами [20,17].

Субъективные права граждан могут использоваться ими в различных сферах общественной жизни. Однако их использование зависит от специфики сферы общественной жизни. Как известно, право регулирует обще­ственные отношения, отношения между людьми, между личностью и предпри­ятиями, учреждениями, организациями, между коллективами. Но право не ре­гулирует отношений между, человеком и вещью, фауной, флорой. Оно регули­рует лишь отношения по поводу вещи или других материальных и нематери­альных благ. Субъективное право свидетельствует о праве человека владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему материальным (экономиче­ским) и нематериальным (душевным) благом.

Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматривает равные для всех граждан субъективные права и обязанности (юридические), ко­торые укреплены Конституцией Российской Федерации [22,241].

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения всеми гражда­нами своих обязанностей. Поэтому, наделяя граждан широким кругом прав и свобод, Основной Закон возлагает на них определенные обязанности, являю­щиеся важным компонентом содержания правового статуса гражданина.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами.

При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которых важную роль играют специалисты социальной работы, Конституция Российской Федерации закрепляет с одной стороны право граждан на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, а с другой, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан [23,245].

Но специалисты социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.

Последние демонстрируют различие фактических правовых связей людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.

Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т.д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополни­тельных прав но сравнению с другими или освобождения от определенных обя­занностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку мате­ринства и детства и многие других [19, 80].

Использование гражданами своих прав является мощным стимулятором трудовой и общественной активности, показателем гражданской зрелости личности и условием стабильности общественного развития. Поэтому органы государственного управления, органы социальной защиты населения, прежде всего, должны быть максимально заинтересованы в реальном осуществлении и наполнении прав и свобод граждан материальным и организационно-технологическим содержанием, их гарантированности. Укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.

Большую группу прав составляют права граждан, которые индивидуализируют личность, охраняют различные сферы индивидуальной жизни, а поскольку социальный работник всегда имеет дело с конкретным человеком, представляется весьма важным специально рассмотреть проблемы, связанные с нормами права, регулирующими личные отношения. Сюда могут быть отнесе­ны право на охрану чести, достоинства, жизни, здоровья, тайны различных сто­рон личной, в том числе семейной жизни, другие гарантированные Конституцией нормы права. В литературе часто эти права граждан называются «личными правами». Кроме

Конституции к основным нормативным актам, регулирующим «личные права» относятся [1,53]: Основы гражданского законодательства и Гражданский кодекс (21.10.1994г.) [29,7],Семейный кодекс (08.12.95 г.)

 [29,308], Уголовный Кодекс (24.05.1996 г.) [29,190], Трудовой кодекс (21.12.2001 г.), Кодекс об Административных правонарушениях (20.12.2001 г.).

 Гражданское законодательство рассматривает два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные.

Имущественные отношения - это отношения, складывающиеся по поводу принадлежности, использования, распределения и обмена средств производства и других предметов материальных благ (ценностей).

Личные неимущественные отношения - это отношения по поводу благ, имеющих нематериальный характер: жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность, сфера личной жизни и другие, т.е. отношения по поводу благ духовного характера [25,39].

Если материальные блага имеют конкретно измеряемые параметры а, следовательно, права и обязанности по их поводу также вполне осязаемы то духовные блага, и соответственно, права и обязанности по их поводу лишены этих свойств, не поддаются точному измерению, хотя имеют вполне определенное содержание и ценность. Ценность личных благ и прав носит социальный харак­тер, так как без них не мыслится ни человек, ни общество [37,61].

В отличие от имущественных духовные блага и права неотделимы от личности, их нельзя передать, продать. Но духовные блага индивида меняются под влиянием возраста, общественного положения, рода занятий, среды обитания, образования, семейного положения и других внешних и внутренних факторов. Характерной чертой личных духовных прав является их тесная связь с общественной моралью. Духовные блага личности, ее интересы в большинстве своем не поддаются или не нуждаются в правовом регулировании со стороны государства, поскольку это будет противоречить конституционному положению об охране личной жизни граждан законом. В практике социальной работы порой бывает очень трудно установить границы, где «личное» переходит в «общественное», потому что многие аспекты личной жизни регулируются исключи­тельно нормами морали, а другие - и нормами права. Это обязывает социальных работников руководствоваться в своих отношениях с клиентами нормами права с учетом сложившихся моральных норм в общественной жизни [37,65].

Значительна роль социального работника, как защитника личных прав граждан в оказании помощи последним, в поручении законного возмещения для восстановления финансового положения при нанесении ущерба здоровью человека вследствие нарушении его прав со стороны должностных лиц или организации. Реализуя меры ответственности, как способ защиты личных прав граждан, социальная работа решает не только компенсационную задачу в интересах потерпевшего, но и репрессивную в отношении того, кто причинял вред, а также превентивную задачу, предостерегая от совершения правонарушений в будущем.

Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, или льгот. Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые заслуги перед государ­ством и обществом. К таким относятся, например: льготы рабочим, служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые

обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погиб­ших военнослужащих, льготы для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельно­сти в интересах государства и общества. Это льготы, устанавливаемые шахте­рам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц уволенных с воинской службы, и их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования вида деятельности, в котором заинтересовано общество и государство. Например, льготы для совмещающих работу с обуче­нием и др.[25,41].

Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты и помощи населению явля­ются непременным условием юридически грамотного осуществления социаль­ной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основопола­гающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения, особенно в условиях распространения рыночных отношений в экономике [37,106]. Так, с 14.02.2003 года вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении дополнений и изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24.11.1995 г., Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195 от 10.12.1995 г., Постановление правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», 15.12.2001г. вступил в силу новый Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 17.12.2001 г. был принят новый Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [28,1] и др. Однако процесс норматив­но-правового обеспечения системы социальной защиты и организации социаль­ной работы с населением еще далек от завершения. Это обстоятельство нацели­вает практиков и ученых на необходимость усиления исследовательского аспек­та в социальной работе, на всестороннюю апробацию имеющейся нормативно-правовой основы и активное ее совершенствование и развитие [37,106].

Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан. «Каждый человек, констатирует статья о Всеобщей дек­ларации прав человека, - где бы он ни находился, имеет право на признание его – правосубъектности». Это положение имеет принципиальное значение, как для правоохранительных органов, так и для специалистов социальной работы.

Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, кото­рое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Иными словами, правосубъектность - это право чело­века иметь права и выполнять юридические обязанности. Следовательно, пра­восубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражда­нина [1,81].

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособностъ.

Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, преду­смотренные нормами права. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди.

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями при­обретать права и создавать для себя юридические, обязанности, нести ответст­венность за противоправные действия или бездействие. Такими качествами мо­гут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные дейст­вовать разумно. Лица же, не способные в силу своего возраста или в силу пси­хических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными.

Гражданская дееспособность в полном объёме возникает с наступлени­ем совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Права и охраняемые законом ин­тересы несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями с применением самих несовер­шеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет считаются полностью не дееспособными и их права в суде защищаются их представителями [1,81].

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.63) заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет; в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет; с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения [35,41]. Поэтому закон признает работающих несовершеннолетних дееспособными по делам, возникающим из трудовых право­отношений [24,73].

Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По Семейному кодексу Российской Федерации вступать в брак разрешается по достижении 18-летнего возраста. Однако при наличии уважительных

причин органы местного самоуправления по месту жительства, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет [29,309], поэтому дееспособность граждан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления брак.

В уголовном и административном законодательстве дееспособность рассматривается как способность правонарушителя понимать общественную опасность содеянного, отдавать себе отчёт за совершённые действия и способность нести за них юридическую ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым до совершения престу­пления исполнилось 16 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности лишь за совершение особо тяжких пре­ступлений, указанных в ст. 10 УК РСФСР: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, особо злостное или злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного или личного имущества граждан, повлекшие тяжкие последствия хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда [24,45].

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет меры воздействия применяются комиссиями по делам несовершеннолетних, кроме особых случаев, предусмотренных законом [26,6].

Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях» предусмотрен переход на принципиально новый механизм

назначения и выплаты различных видов пенсий. Проводится разделение пенсий, выплачиваемых по государственному пенсионному обеспечению, и трудовых пенсий [35].

Федеральный закон «О трудовых пенсиях» устанавливает новый порядок расчета выплаты трудовых пенсий. По ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» будет рассчитываться пенсионное обеспечение граждан, военнослужащих, инвалидов, получивших увечье в горячих точках, участников ВОВ и др.

Главный положительный момент закона о трудовых пенсиях в том, что работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном объеме и что повысился размер социальных пенсий отдельным категориям пенсионеров (инвалиды 1 группы и дети-инвалиды).

В старой схеме начисления пенсии существовал простой принцип распределения: все пенсионеры получали свое содержание поровну. Главное отличие новой пенсионной системы от старой в том, что новая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть – это отправная точка, страховая - это денежное возмещение по достижении пенсионного возраста, накопительная – это те средства, которые поступают на лицевой счет человека в течение всей его трудовой карьеры.

Преимущества пенсионной реформы – каждый гражданин сможет проследить поступления своих денежных средств на индивидуальные пенсионные лицевые счета, т.е. платит за работника работодатель или нет [9,2].

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.