Процедуры, выполняемые в ходе проверки материально-производственных запасов по существу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Процедура 1.1: проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Источники информации:

- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;

- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

- инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;

- протоколы заседания инвентаризационной комиссии;

- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

- контрольные подсчеты аудитора.

Порядок выполнения: перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе РД-1.1. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе ОД-1.1.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены:

- порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;

- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ;

- материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

В случае, если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости ИНВ-3.

В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

 

Рабочий документ РД-1.1

Наиме-
нова-
ние
доку-
мента

№ и дата

Замечания по
оформлению
документов и
проведению
инвента-
ризации

Результаты проведения
инвентаризации

Замечания аудитора

результат согласно инвентари- зационной ведомости отражение в бухгал- терском учете по пра- вильнос- ти оцен- ки орга- низацией резуль- татов инвента- ризации по полноте, правильнос- ти, свое- временности отражения результатов инвентари- зации в учете
             

 

Отчетный документ ОД-1.1

N п/п Номер проце- дуры Ссылка на рабочий документ Наименование нарушения Сумма Ссылка на нормативный документ Влияние на бух-галтерскую отчетность Рекомен- дации аудитора
               

 

Примечание. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

Процедура 2.1: проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.

Источники информации:

- договоры, спецификации, накладные поставщиков;

- акты оприходования материалов, созданных самой организацией.

Порядок выполнения: Путем анализа полученных документов убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обуславливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, убедиться, что их происхождение подтверждено документально. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.1, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-2.

 

Рабочий документ РД-2.1

Наименование материала Номенклатурный номер Кол-во Сумма Наименование документа Номер и дата Кол-во Сумма Примечание
                 

 

Примечание. При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильность определения момента перехода права собственности исходя из условий договоров. В случае, если организация осуществляет реализацию МПЗ, необходимо также проанализировать условия договоров с покупателями, особое внимание уделить договорам комиссии, агентским договорам и другим, предусматривающим участие посредников между организацией и конечным покупателем.

Процедура 3.1: анализ движения МПЗ.

Источники информации:

- регистры синтетического учета.

Порядок выполнения: на основании регистров бухгалтерского учета выявить периоды осуществления хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.1.1 и используются в дальнейшем для выявления тенденций в движении МПЗ. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволяет сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.

 

Рабочий документ РД-3.1.1

Период Сальдо начальное Поступ ление Доля к итогу,% Выбытие Доля к итогу, % Сальдо конечное Примечания аудитора
               

 

Рабочий документ РД-3.1.2

Материальные затраты за предыдущий период

Материальные затраты за проверяемый период

Прирост материальных затрат, %

Общий прирост затрат, %

Примечания аудитора

сумма доля, % сумма доля, %
             

 

Процедура 3.2: проверка правильности оформления первичных документов по учету материалов.

Источники информации:

- формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;

- график документооборота;

- первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);

- регистры аналитического учета.

Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе РД-3.2.


Рабочий документ РД-3.2

Наимено- вание доку- мента Дата (период) составления документа Номер доку- мента Сумма по документу Сумма по расчету аудитора Откло- нение Влияние на отчетность
             

Примечание. Все операции по движению материалов должны оформляться первичными учетными документами.

 

Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Формы первичных документов утверждаются:

- Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ - унифицированные формы первичной учетной документации;

- соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;

- организациями - первичные учетные документы, по которым не предусмотрены типовые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.

 

Процедура 3.3: проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете.

Источники информации:

- первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);

- регистры аналитического учета.

Порядок выполнения: производится проверка наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.3, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-3.

 

Рабочий документ РД-3.3

Наимено-
вание
доку-
мента

Номер
доку-
мента

Дата
доку-
мента

Наи-
мено-
вание
ТМЦ

Сумма

Отражение
в бухгалтерском учете

Приме-
чание

дебет кредит дата сумма
                   

 

Процедура 4.1: проверка полноты отражения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете.

Источники информации:

- первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);

- регистры аналитического учета.

Порядок выполнения: по документам, попавшим в выборку, отследить полноту отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-4.1, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-4.

 


Рабочий документ РД-4.1

Наименование
документа

Номер

Дата

Сумма

Отражение в
бухгалтерском учете

Примечание

дебет кредит дата сумма
                 
                 

 

Процедура 4.2: проверка полноты отражения в учете операций по отгрузке МПЗ на сторону.

Источники информации:

- отгрузочные документы на реализуемые МПЗ;

- журнал прибывающих и отправляемых грузов, журнал учета пропусков.

Порядок выполнения: сопоставить данные отгрузочных документов на МПЗ с данными документов, подтверждающих фактический вывоз МПЗ из организации. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-4.2.

 

Рабочий документ РД-4.2

Реквизиты расчетного документа Реквизиты документа на вывоз Кол-во МПЗ в соответствии с расчетным документом (в натуральном выражении) Количество МПЗ в соответствии с пропуском (в натуральном выражении) Откло- нения Приме- чание
           

 

Проводимая процедура позволяет получить дополнительные доказательства полноты отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. В случае, если выявлены существенные расхождения, необходимо увеличение объема проверки.

Процедура 4.3: проверка полноты отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции.

Источники информации:

- журналы ОТК, цеховые отчеты;

- первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета).

Порядок выполнения: сопоставить номенклатуру и количество выпущенной готовой продукции по данным производственных документов и данным бухгалтерского учета по оприходованию готовой продукции. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-4.3.

 

Рабочий документ РД-4.3

Выпуск по данным
производства

Выпуск по данным
бухгалтерского учета

Отклонения

Примечания

наимено- вание кол-во наименование кол-во наимено- вание кол-во
             

 

Отчетный документ ОД-4

N п/п Номер проце- дуры Ссылка на рабочий документ Наимено- вание наруше- ния Сумма Ссылка на нор- мативный документ Влияние на бухгалтер- скую от- четность Рекомен- дации аудитора
               

 

Процедура 5.1: проверка правильности списания МПЗ в соответствии с учетной политикой.

Источники информации:

- первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.);

- регистры аналитического и синтетического учета.

Порядок выполнения: сопоставить данные представленных документов с данными бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-5.1, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-5.

Процедура 5.2: проверка правильности формирования учетных цен на МПЗ.

Источники информации:

- приказы, распоряжения, прайс-листы, прочие документы, устанавливающие отпускные цены на МПЗ;

- аналитическая информация о себестоимости МПЗ;

- регистры аналитического и синтетического учета готовой продукции.

Порядок выполнения: процедура применяется в ходе аудита товаров и готовой продукции, учитываемых по отпускным ценам для проверки правильности формирования торговой наценки, а также для проверки правильности формирования учетных цен на материалы и тару. На основании представленных документов проверить правильность формирования учетных цен в соответствии с принятой в организации методикой. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-5.2, выявленные нарушения группируются в отчетном документе ОД-5.

 

Рабочий документ РД-5.1

 

Период

Наи-
мено-
вание
мате-
риала

Номер
и дата
доку-
мента

Содер-
жание
нару-
шения

Списано по
данным бух-
галтерского
учета

Списано
по данным
аудитора

Расхождения

Приме-
чания

кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма
                     

 


Рабочий документ РД-5.2

Метод формирования отпус-кных цен

Наименование МПЗ

Фактичес-
кая себе-
стоимость

Отпускная
цена

Торговая наценка

Откло-
нения

по данным органи- зации по данным аудитора

 

           
           

 

Процедура 6.1: проверка правильности отражения операций с материалами в бухгалтерском учете.

Источники информации:

- регистры аналитического и синтетического учета.

Порядок выполнения: по данным регистров синтетического учета проверить правильность отражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочих документах (по каждому из проверяемых видов МПЗ), нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе.

Процедура 6.2: проверка полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчетности.

Порядок выполнения: проанализировать представленную бухгалтерскую отчетность. Убедиться, что:

1. МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция и товары для перепродажи.

2. Данные бухгалтерского учета по МПЗ соответствуют данным бухгалтерского баланса (форма № 1).

В пояснительной записке раскрыта следующая существенная информация об МПЗ:

- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам;

- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

- о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости материально-производственных запасов в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 23.04.2002) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов";

- информация по сегментам в соответствии с Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000)";

- информация об условных фактах хозяйственной деятельности с МПЗ в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01";

- информация о событиях после отчетной даты, влияющих на состояние МПЗ в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98)";

- информация об операциях с аффилированными лицами в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 5н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000".

Выявленные замечания группируются в отчетном документе ОД-6.2.

 

Отчетный документ ОД-6.2

N п/п Наименование нарушения Сумма Влияние на бухгалтерскую отчетность Рекомендации аудитора
         

 

Процедура 7.1: анализ применяемого порядка приобретения материалов.

Источники информации:

- хозяйственные договоры по материалам, принятым на ответственное хранение;

- договоры на переработку давальческого сырья;

- договоры комиссии;

- приходные ордера;

- накладные;

- акты приемки МПЗ;

- первичные документы складского учета.

Порядок выполнения: на основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-7.1.

 

Рабочий документ РД-7.1

N п/п Вопрос Вариант ответа (да/нет) Приме- чания

ТМЦ, принятые на ответственное хранение

  Имеются ли в организации материалы, принятые на ответственное хранение?    
  Ведется ли в организации аналитический учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение?    
  Назначены ли ответственные лица за материалы, принятые на ответственное хранение?    
  Обеспечены ли условия сохранности на складе?    
  Проводится ли инвентаризация материалов, принятых на ответственное хранение?    
  Правильно ли осуществляется оценка ТМЦ, учитываемых на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"?    

Материалы, принятые в переработку

  Имеются ли в организации материалы, принятые в переработку?    
  Ведется ли в организации аналитический учет материалов, принятых на ответственное хранение?    
  Надлежащим ли образом оформляется договор подряда?    
  Составляются ли акты на сдачу-приемку готовой продукции?    
  Обозначена ли в актах процедура сдачи-приемки (создана ли комиссия, установлен ли метод приемки и т.д.)?    
  Правильно ли осуществляется оценка ТМЦ, учитываемых на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку"?    

Товары, принятые на комиссию

  Имеются ли в организации товары, принятые на комиссию?    
  Ведется ли в организации аналитический учет товаров, принятых на комиссию?    
  Надлежащим ли образом оформлен договор комиссии?    
  Правильно ли осуществляется оценка ТМЦ, учитываемых на забалансовом счете 004 "Материалы, принятые на комиссию"?    

 

Процедура 7.2: анализ данных аналитического и синтетического забалансового учета МПЗ.

Источники информации:

- регистры аналитического и синтетического учета.

Порядок выполнения: сопоставить данные аналитического и синтетического забалансового учета МПЗ. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-7.2, выявленные нарушения группируются в отчетном документе ОД-8.

 

Рабочий документ РД-7.2

Номер
счета

Наи-
мено-
вание
счета

Период

Показатель,
по которому
выявлено
расхождение

Учетный
регистр

Сумма выявленного
расхождения по от-
ношению к синтети-
ческому счету

При-
меча-
ние

занижение завышение
               

 

Процедура 7.3: проверка правильности оценки ТМЦ, учитываемых на забалансовых счетах.

Источники информации:

- первичные документы поставщиков;

- регистры аналитического и синтетического учета.

Порядок выполнения: сопоставить данные о стоимости МПЗ, содержащиеся в документах поставщика, и данные бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-7.3, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-7.

 

Рабочий документ РД-7.3

Наименование

мате-риала

Первичный документ

По данным
первичных
документов

По данным бухгалтерского учета

Откло-
нения

Приме-
чания

наиме- нование дата кол- во сумма кол- во сумма
                   

 

Процедура 7.4: проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.

Источники информации:

- договоры, спецификации, накладные поставщиков;

- регистры аналитического и синтетического учета.

Порядок выполнения: путем анализа полученных документов убедиться, что организация обоснованно отражает ТМЦ на забалансовых счетах (право собственности на проверяемые материалы к организации не перешло). Проверить своевременность списания ТМЦ с забалансовых счетов и отражения их на балансе организации в случае, когда условиями договоров предусмотрен переход права собственности к организации. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-7.4, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-7.

 


Рабочий документ РД-7.4

Наименование материала Номенклатурный номер Кол-во Сумма Наименование документа Номер и дата Кол-во Сумма Приме-чание
                 

 

Отчетный документ ОД-7

N п/п Номер проце- дуры Ссылка на рабочий документ Наиме- нование нару- шения Сумма Ссылка на норматив- ный до- кумент Влияние на бухгалтер- скую от- четность Рекомен- дации аудитора
               



































































Дата: 2019-05-28, просмотров: 261.