Учет приобретения и использования материалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учет приобретения и использования материалов может быть организован на предприятии по одному из двух вариантов.

При первом варианте учет материалов ведется на синтетическом счете 10 "Материалы" в оценке по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). При этом факт поступления материалов отражается на счете 10 "Материалы" независимо от того, когда они поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика.

При втором варианте учет материалов на синтетическом счете 10 "Материалы" ведется в оценке по учетным ценам. Для исчисления фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов открывается синтетический счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", а для учета отклонений фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов от их стоимости по учетным ценам открывается синтетический счет 16 "Отклонения в стоимости материалов". Таким образом, при втором варианте по сравнению с первым оценка материалов по учетным ценам и учет отклонений фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов от их стоимости по учетным ценам осуществляется на уровне синтетического учета.

Кроме того, следует отметить разрешенные в настоящее время методы расчета фактической себестоимости конечных запасов материалов (описанный выше способ представляет собой метод средневзвешенной себестоимости): ЛИФО и ФИФО.

Методы ФИФО и ЛИФО определяют последовательность списания стоимости материалов (по партиям) независимо от последовательности фактического движения материалов, т.е. наличия или отсутствия учета материалов по партиям в местах хранения. Использование данных методов предполагает организацию аналитического учета не только по видам материалов, но и по отдельным партиям.

Таким образом, по методу ФИФО материалы в издержки производства списываются по фактической себестоимости приобретения в хронологическом порядке поступления партий: сначала списываются в расход материалы по фактической себестоимости первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д. По методу ЛИФО (он противоположен методу ФИФО) материалы в издержки производства списываются по фактической себестоимости последней закупленной партии, затем предпоследней и т.д.

 

Учет процесса производства

 

Процесс производства представляет собой комплекс операций по добыче и переработке сырья и материалов и превращения их в готовую продукцию. В зависимости от назначения изготовляемой продукции производственная деятельность предприятия делится на следующие виды: основное, вспомогательное и обслуживающие производства и хозяйства.

В процессе производства для изготовления продукции используют рабочую силу, средства труда и предметы труда. Участие в процессе производства трех основных моментов приводит к образованию у предприятия соответствующих затрат. Ресурсы, израсходованные в процессе производства, в денежной оценке называются затратами производства. Общая сумма всех затрат предприятия составляет себестоимость продукции. Необходимо отметить разницу понятий "затраты" на производство продукции и "себестоимость" продукции. В себестоимость включается только часть затрат, другая их часть отражается как затраты незавершенного производства. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, регулируется положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями). Результатом процесса производства (затрат на производство) является выпуск готовой продукции, который в бухгалтерском учете отражается в натуральном и денежном выражении. Следовательно, отразить в учете процесс производства - значит отразить его и как процесс создания продуктов (готовой продукции), и как процесс производственного потребления средств производства и труда.

Основными задачами бухгалтерского учета процесса производства являются:

определение фактического объема производства. Для этого выявляется общее количество как всей произведенной продукции, так и продукции каждого вида:

исчисление фактической себестоимости продукции;

определение объема незавершенного производства.

Для учета процесса производства и калькуляции себестоимости продукции на промышленных предприятиях используется ряд специальных счетов. Важнейший из них счет 20 "Основное производство" - счет активный, в дебете отражаются все затраты на изготовление продукции основного производства, а по кредиту - фактическая производственная себестоимость готовой продукции. Таким образом, сальдо этого счета будет характеризовать величину затрат предприятия на производство этой продукции, не законченной обработкой, т.е. незавершенное производство.

Распределение валовых затрат отчетного периода, т.е. дебетового оборота счета 20 "Основное производство", между незавершенным производством и готовой продукцией производится следующим образом.

По данным инвентаризации или каким-либо иным способом, например по нормативам принятым на предприятии, осуществляется оценка незавершенного производства. Затем в бухгалтерии рассчитывается фактическая себестоимость продукции по следующей формуле:

 

Сф=НЗПн+3-НЗПк-0.

 

Где: Сф - фактическая себестоимость готовой продукции.

НЗПн - остатки незавершенного производства на начало отчетного периода.

НЗПк - остатки незавершенного производства на конец отчетного периода,

3 - валовые затраты на производство за определенный отчетный период.

О - стоимость отходов производства

Однако задача учета затрат на производство состоит не только в том, чтобы предоставить управляющей системе информацию и обеспечить контроль за совокупностью всех затрат на производство и себестоимостью всей готовой продукции, но и в том, чтобы получить информацию и обеспечить контроль за формированием себестоимости единицы каждого вида выпускаемой предприятием продукции. Для решения этой задачи, во-первых, в развитие счета 20 "Основное производство" открываются аналитические счета по каждому виду выпускаемой продукции, во-вторых, открываются синтетические собирательно-распределительные счета: 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" для учета косвенных затрат на производство, поскольку эти затраты не могут быть прямо в момент их совершения отнесены к какому-либо конкретному виду продукции.

Таким образом, процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. В ходе производства происходит соединение рабочей силы со средствами производства. Для осуществления процесса производства материальных благ необходимы труд человека, предметы труда и средства труда (т.е. имущество предприятия). В результате получают продукт производства.

 

Учет процесса продажи

 

Продажа продукции (работ, услуг) - завершающий этап кругооборота средств в хозяйственной деятельности предприятия. Выручка, полученная от продажи продукции, используется предприятием для возобновления процессов снабжения и производства, на накопление, поощрение работников предприятия и другие цели.

Процесс продажи представляет собой комплекс операций по сбыту произведенной предприятием продукции покупателю. Факт продажи означает, что произведенная им продукция по ассортименту, качеству, срокам поставки и цене соответствует рыночному спросу. Только после того, как продукция реализована, предприятие может получить ответ на вопрос о том, сумело ли оно на средства, вырученные от продажи продукции, не только покрыть затраты на ее производство и сбыт, но и получить доход в форме прибыли. Или, иными словами, получить ответ на вопрос о том, каков же финансовый результат его основной производственной деятельности. Отсюда следует, что на этапе продажи продукции (работ, услуг) перед бухгалтерским учетом стоит триединая задача: отразить информацию об объеме продажи в ценах реализации, исчислить фактическую полную себестоимость проданной продукции, исчислить прибыль (убыток) от продажи.

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

работам и услугам промышленного характера;

работам и услугам непромышленного характера;

покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;

товарам;

услугам по перевозке грузов и пассажиров;

транспортно - экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

услугам связи;

предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу",20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 "Продажи" (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

90-1 "Выручка";

90-2 "Себестоимость продаж";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-4 "Акцизы";

90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.

На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 "Продажи" субсчет 90-5 "Экспортные пошлины" для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Таким образом, процесс продажи продукции (работ, услуг) позволяет возместить затраты и выполнить обязательства предприятия перед бюджетом (по налоговым платежам), внебюджетными фондами, учреждениями банка и другими кредиторами. В процессе продажи также формируется конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 147.