О мерах по развитию организационного рынка ценных бумаг в Украине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении многих лет состояние организационного рынка ценных бумаг в стране определяется взаимодействием трех долговременных факторов: действующей крайне жестокой и неоптимизированной системы тотального фискального налогообложения; продолжающимся, далеким от завершения, процессом предела собственности; нецивилизованным характером корпоративной культуры и корпоративного управления в АО.

Поэтому никакие частичные, локальные меры по развитию организованного рынка ценных бумаг в Украине не могут принести сколько-нибудь заметного результата. Необходима разработка комплексной программы, которая бы в органичном единстве и взаимосвязи охватывала всю сферу законодательного регулирования указанных факторов-процессов и в контексте соответствующих преобразований предусматривала поэтапное внесение изменений в законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг и деятельность его профессиональных участников. Вся эта работа должна проводиться в рамках имплементации Директивы ЕС «О финансовых рынках» от 21 апреля 2004 г. 2004/39/ЕС, а также других директив ЕС, касающихся рынка ценных бумаг.

Необходимо подготовить общий план работ, с определением целей и сущности изменений в действующем законодательстве Украины, а также этапов их реализации при широком участии государственных органов, научно-исследовательских учреждений и саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников финансового, фондового и товарного рынков.

Не имея возможности предоставить проект такого плана в целом, считаем полезным в интересах его разработки дать свои предложения по отдельным вопросам, которые могут войти в комплекс мероприятий, подлежащих разработке в рамках этого проекта.

Прежде всего, необходимо осуществить комплекс мероприятий по коренному повышению корпоративной культуры и совершенствованию корпоративного управления в АО (в первую очередь, в открытых) в соответствии с «Принципами корпоративного управления Украины», утвержденными решением ГКЦБФР от 11 декабря 2003 г. № 570.

Особое значение для развития цивилизованного рынка ценных бумаг в Украине имеют три узловые проблемы: информационная открытость (публичность) ОАО; соблюдение ими прав акционеров (в том числе миноритарных); проведение взвешенной дивидендной политики, которая бы учитывала интересы всех групп акционеров. Если первые две из названных проблем нашли отражение в проекте Закона Украины «Об акционерных обществах» и нормативных актах ГКЦБФР, то последняя законодательством практически не регулируется. Между тем систематическая невыплата или крайне малые размеры дивидендов негативно сказываются на общем имидже ОАО для самих акционеров, и в том числе – портфельных инвесторов, деятельность которых преимущественно формирует спрос и предложение на вторичном рынке ценных бумаг и от которых во многом зависит общее состояние рынка ценных бумаг в Украине. Уход портфельных инвесторов с отечественного фондового рынка в конце прошлого века серьезно подорвал позиции этого рынка и способствовал его стагнации. Противники установления жестких законодательных норм в отношении выплаты дивидендов ссылаются на возможные нарушения в таком случае прав обладателей крупных пакетов акций. Но законна и другая постановка вопроса: не нарушает ли невыплата дивидендов прав всех остальных акционеров?

Действующий Закон Украины «О хозяйственных обществах», а также дополняющий его проект Закона Украины «Об акционерных обществах», который безуспешно пытаются провести через Верховную Раду Украины, не создают предпосылок и мотивации для активной эмиссионной деятельности корпоративных эмитентов, для выхода на фондовый рынок. В частности, крайне низкая норма Закона Украины «О хозяйственных обществах» в отношении минимального размера уставного фонда АО и отсутствие в этом законе ограничений на максимальное количество акционеров в ЗАО создали еще одну проблему для фондового рынка. Так, с одной стороны, в Украине действует беспрецедентно большое количество (по состоянию на 1 января 2004 г., свыше 11,8 тыс.!) ОАО, акции многих из которых не обращаются на фондовом рынке и вообще не имеют рыночной перспективы из-за отсутствия инвестиционной привлекательности предприятий. С другой стороны, многие крупные, инвестиционно привлекательные и эффективно работающие предприятия, получившие статус ЗАО, вообще закрыты для организационного фондового рынка, а их общее количество (22,5 тыс.) почти вдвое превышает количество ОАО.

Между тем следует принять законодательные меры, которые бы повысили статус ОАО, их роль в формировании цивилизованного рынка ценных бумаг в Украине и значение в национальной экономике. Необходимо пересмотреть и дифференцировать нормы, которые установлены действующим законодательством в отношении минимального размера уставного фонда (капитала) АО и максимального количества акционеров в зависимости от их типа и тем самым побуждают их к соответствующим преобразованиям в своем организационно-правовом статусе, а как результат – к сокращению их количества за счет улучшения указанных качественных характеристик, а также способствовать выведению финансово-экономической деятельности предприятий из теневой сферы.

Ввиду сложности процедур, связанных с реализацией предлагаемых изменений в действующем законодательстве, необходимо предусмотреть их поэтапное введение в действие с учетом складывающейся экономической ситуации, особенностей тех или иных групп АО, а также степени подготовленности всего законодательно-правового поля в соответствии с изложенными принципами, отведя каждому из этих этапов достаточный период.

Воплощение всех этих норм в практику АО потребует от них значительных финансовых издержек. Их бремя может быть существенно ослаблено за счет либерализации налогообложения (например, частичной или полной отмены налога на дивиденды, и в том числе – авансовой выплаты этого налога со стороны АО) и снижения тарифов обязательных платежей за услуги государственных органов по оформлению, регистрации (перерегистрации) соответствующих документов, выпусков акций и др., а также за услуги печатных изданий по публикации регулярной и нерегулярной информации о деятельности АО, проведении собраний акционеров, и т. п.

Немаловажная роль в активизации и развитии организованного рынка ценных бумаг принадлежит торговцам ценными бумагами. Их более высокие издержки и более сложные правила торговли на организованном рынке приводит к тому, что им выгоднее и проще работать именно на неорганизованном рынке. Поэтому, при общем снижении уровня налогообложения операций с ценными бумагами, следует создать определенные преимущества в налогообложении (вплоть до его полной отмены – по аналогии с банковскими депозитами) для операций с ценными бумагами, осуществляемых на их организованном рынке.

В законодательстве необходимо четко разграничить понятия «фондовая биржа» и «внебиржевая ТИС». Разграничить эти понятия можно на базе использования понятия «организатор торговли ценными бумагами».

Главная функция фондовой биржи заключается в выявлении «справедливых» рыночных цен по ценным бумагам, находящимся на ней в обращении, тогда как для внебиржевой ТИС главной функцией является информирование участников торгов о котировках ценных бумаг, обращающихся на ней. Поэтому предлагается , взяв за основу приведенное определение понятия «организатор торговли ценными бумагами», сформулировать понятия «фондовая биржа» и «внебиржевая ТИС» с учетом их главных функций, указанных ранее.

Требования к фондовой бирже как к организатору торговли должны быть более обширными и жесткими, чем к внебиржевой ТИС. Что же касается листинга ценных бумаг, то, согласно мировой практике (и том числе ФКЦБ России), это понятие касается только фондовых бирж и подразумевает допуск ценных бумаг к официальному котированию на фондовой бирже. Поэтому критерии листинга централизовано устанавливаются уполномоченным государственным регулирующим органом только для фондовых бирж. В свою очередь, для внебиржевых ТИС определяются общие требования допуска, без конкретизации его критериев, которые должны быть самостоятельно установлены этими ТИС.

Дальнейшее развитие организационного рынка ценных бумаг в Украине требует восстановления на нем ведущей или, по меньшей мере, равноправной с внебиржевыми ТИС роли фондовых бирж.

Для этого отечественные фондовые биржи должны пойти на существенные и даже коренные преобразования в своей организации и деятельности, целями которых должны стать создание целостного биржевого фондового торгово-информационного пространства и обеспечение конкурентоспособности фондовых бирж с внебиржевыми ТИС, наиболее развитой представительницей которых в Украине является ПФТС. В свою очередь, все это потребует коренного программно-технического перевооружения фондовых бирж, внедрения современных технологий организации торговли ценными бумагами и ее информационного сопровождения. Фондовые биржи должны обеспечить выполнение своих классических функций – таких, как создание устойчивого рынка; определение «справедливой» цены; регулирование движения инвестиционных капиталов; формирование фондовых индикаторов; информирование о финансовом состоянии эмитентов ценных бумаг и о состоянии их рынка.

Для этого необходимы большие финансовые ресурсы. К сожалению, естественные процессы концентрации капитала за счет слияния или поглощения компанией в сфере биржевой фондовой деятельности, как и в других отраслях экономики, в Украине пока идут крайне вяло. Интенсифицировать эти процессы могло бы серьезное ужесточение требований, предъявляемых законодательством Украины к фондовым биржам. В этой связи мы поддерживаем предложения Украинской межбанковской валютной биржи о значительном повышении норматива минимального размера уставного фонда фондовой биржи до 1 млн. или даже до 2 млн. евро.

Для создания целостного биржевого фондового торгово-информационного пространства в Украине должны быть разработаны единые (унифицированные) для всех фондовых бирж правила листинга, торговли на них ценными бумагами и формирования курсовых цен, а сами фондовые биржи должны иметь общее информационное поле , доступное для всех операторов рынка ценных бумаг в Украине. Такие требования смогут выполнить лишь одна - две из действующих отечественных фондовых бирж. Остальным же из них придется либо прекратить свою деятельность, либо стать структурными подразделениями.

Возможен также вариант достижения поставленных целей за счет консолидации фондовых бирж путем создания Единой биржевой фондовой системы Украины. В основу такой Системы должны быть положены принципы добровольности, равноправия и хозяйственной самостоятельности ее участников, которые объединяют свои финансовые и интеллектуальные ресурсы для построения соответствующей материально-технической базы Системы, для организации электронных межбиржевых торгов ценными бумагами с удаленных рабочих мест в режиме реального времени с помощью специализированной структуры – «Технического центра». Опыт развитых стран (в частности, США и Франции) свидетельствует о широких возможностях такой системы организации биржевой торговли, в рамках которой региональные биржи торгуют в режиме реального времени ценными бумагами, обращающимися на центральных биржах (Нью-Йоркской или Парижской), по их курсовым ценам. Организационно- правовой основой Системы может стать Ассоциация украинских фондовых бирж, целями которой являются совместная защита и лоббирование интересов фондовых бирж, разработка соответствующей внутренней нормативной базы Системы. Эта Ассоциация тоже создается на указанных выше принципах. В рамках такой Ассоциации может быть решена проблема создания единой СРО торговцев ценными бумагами - акционеров и членов фондовых бирж. Учитывая нынешнее состояние фондовых бирж в Украине, мы считаем этот вариант наиболее предпочтительным, поскольку он позволил бы в кратчайшие сроки обеспечить решение поставленной задачи, актуальность которой постоянно возрастает.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.