Введение
В условиях рыночных отношений рынок капитала занимает очень важное значение, так как является важным источником долгосрочных финансовых ресурсов. В рынок капитала входят рынок ценных бумаг и рынок банковских услуг, что способствует платежеспособности финансовой системы. Все рынки регламентируются законами и законодательными актами, поэтому для нормального функционирования этих рынков необходимо в Украине создать нормальную законодательную базу, которая бы смогла регулировать экономические отношения по формированию и распределению ссудного капитала.
Важнейшей функцией финансового рынка является трансформация свободных денежных средств в ссудный капитал, затем перераспределяет между различными хозяйствующими субъектами экономики, которые ставят перед собою одну цель – увеличение капитала.
Несмотря на достоинства и недостатки рынка ценных бумаг не следует все же идеализировать экономический механизм рыночных отношений. Существует необходимость в подходе к его возможностям и в оценке его потенциала. Так же необходима сплоченность так как рынок ценных бумаг оказывает отрицательное воздействие на платежные системы и на банковские показатели.
Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной курсовой работе, которые требуют особого внимания.
Финансовый рынок
Субъекты финансового рынка
Главными субъектами финансового рынка являются домашние хозяйства, фирмы и предприятия, финансовые институты и государство.
Через финансовые институты (банки, страховые компании, целевые фонды) сбережения домашних хозяйств, фирм и предприятий поступают к другим субъектам ведения хозяйства и дают им возможность удовлетворить потребность в средствах для расширения своей деятельности.
Государство, предоставляя кредит и получая ссуды, играет решающую роль на финансовом рынке. Свое влияние она осуществляет через управление процентом, денежной массой, кредитами, валютным курсом.
Субъекты финансового рынка могут выступать в роли заемщика и инвестора. А финансовые институты играют на этом рынке роль посредника.
Заемщики - это физические или юридические лица, которые привлекают средства других субъектов для развития своей деятельности.
Инвесторы - граждане и юридические лица страны, а также иностранные граждане, фирмы, государства, которые принимают решение о вложении личных, одолженных или привлеченных средств в объекты инвестирования.
Финансовые институты - это посредники, которые обеспечивают встречу инвестора и заемщика. К ним принадлежат: банковские учреждения (эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, внешнеторговые банки) и специализированные небанковские учреждения (страховые и инвестиционные компании, финансовые, пенсионные фонды, сберегательные учреждения).
Основная функция финансовых посредников - это помощь в передаче средств от потенциальных заемщиков и наоборот. Их деятельность выгодная и для сберегателей (инвесторов), и для заемщиков, а именно:
1 отпадает потребность в поисках друг друга;
2 снижается риск невозвращения ссуды или неэффективных капиталовложений;
3 из предыдущего выплывает рост процентного дохода сберегателя;
4 снижаются суммарные расходы заемщика на получение ссуды за счет уменьшения моральных, физических усилий и расходов времени на привлечение капитала нескольких сберегателей для получения нужной суммы ссуды;
5 финансовые посредники уменьшают расходы на осуществление финансовых операций. Это достигается за счет унификации и специализации, которые дают возможность лучше выучить рынок, финансовое состояние потенциальных клиентов и получать большие прибыли.
Таким образом. Финансовые посредники уменьшают операционные расходы, снижают риск, уменьшают асимметричность информации во взаимоотношениях "кредитор (инвестор) - заемщик" (сторона, что предоставляет ссуду или инвестирует деньги, имеет меньше информации о стороне, что ее получает).
Рынок ценных бумаг
Функции рынка ценных бумаг
Фондовый рынок позволяет решать следующие задачи:
Ø аккумулировать капитал эмитентами в кратчайшие сроки;
Ø вкладывать капитал инвесторами при менее затратной форме заимствования;
Ø регулировать сбережения, потребление, инфляцию, занятость и другие макроэкономические показатели;
Ø привлекать инвесторов к правам и обязательствам собственника;
Ø диверсифицировать капитал и распределять риск, связанный с вложениями инвесторов;
Ø способствовать долгосрочному экономическому росту.
Рассмотрим основные факторы, определяющие характер рынка ценных бумаг. Можно выделить два основных фактора, которые влияют на рынок ценных бумаг:
1. макроэкономика и финансовые условия;
2. законодательная, правовая и институциональная инфраструктура.
Рассмотрим элементы инфраструктуры рынка ценных бумаг более подробно.
1. Институциональная инфраструктура.
Включает элементы, обеспечивающие возможность функционирования фондового рынка: посредники для проведения всех видов операций с ценными бумагами и действий с их потенциальными покупателями; информационно-технические системы и технологии для проведения на биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг операций, связанных с ценными бумагами и клиентурой; депозитарные, регистрационные структуры рынка ценных бумаг; финансово-аудиторские, э консультационные функции и соответствующие субъекты, э непосредственного участия в торговле ценными бумагами не принимающие, но обеспечивающие принятие решений по инвестированию и оценивающие полученные результаты.
2. Законодательная инфраструктура.
Этот важнейший элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг состоит из: исполнительных органов государственной власти, отвечающих за организацию и функционирование фондового рынка; частных саморегулирующихся структур (фондовые биржи, всевозможные самостоятельные организации корпоративного характера); собственно законов этих корпоративных организаций, ставящих своей целью регулирование технологии работы с ценными бумагами, принятых стандартов; контролирующих органов корпоративных структур.
3. Правовая инфраструктура.
Данная система имеет черты сходства с законодательной инфраструктурой, но, в отличие от последней, выходит за рамки корпоративных норм и ограничений. Правовая инфраструктура охватывает весь спектр взаимоотношений и норм между участниками рынка. Системы нормативных актов вместе с методикой их функционирования призвана обеспечить эффективное решение споров между участниками рынка ценных бумаг. Средства решение споров действенны судебные органы государственного и корпоративного происхождения в лице арбитражных и третейских судов.
Существование подобной инфраструктуры обеспечивает четыре условия:
1. Безусловное соблюдение прав контрагентов и в первую очередь прав собственности.
2. Свободный доступ всех заинтересованных к информации о рынке ценных бумаг и гласность проведения сделок с ценными бумагами. Абсолютная видимость при торговле ценными бумагами и ясное понимание прочих процедур необходимых для эффективного установления цен и для уверенности в справедливости рынка.
3. Защита от нечестных действий посредников и инсайдеров. Контролирующие органы в лице государства и контролирующих общественных и частных организаций призваны защитить инвесторов от недобросовестных эмитентов и ложной информации.
4. Защита от финансового краха посредников и рыночных институтов, таких как расчетные палаты.
Цивилизованный развитый рынок ценных бумаг состоит из массы взаимосвязанных, но самоценных элементов, что отражает сложность стоящих перед обществом задач. В этой ситуации от частного бизнеса требуется максимальное внимание и стремление к институциональному строительству на рынке ценных бумаг. В качестве перспективной задачи частный интерес направлен на развитие субъектной базы рынка ценных бумаг в лице профессиональных инвесторов.
Для успешного функционирования рынка ценных бумаг необходимо наличие следующих условий: создание институциональной инфраструктуры; разумная государственная политика в отношении формирования и функционирования рынка ценных бумаг.
На протяжении многих лет состояние организационного рынка ценных бумаг в стране определяется взаимодействием трех долговременных факторов: действующей крайне жестокой и неоптимизированной системы тотального фискального налогообложения; продолжающимся, далеким от завершения, процессом предела собственности; нецивилизованным характером корпоративной культуры и корпоративного управления в АО.
Поэтому никакие частичные, локальные меры по развитию организованного рынка ценных бумаг в Украине не могут принести сколько-нибудь заметного результата. Необходима разработка комплексной программы, которая бы в органичном единстве и взаимосвязи охватывала всю сферу законодательного регулирования указанных факторов-процессов и в контексте соответствующих преобразований предусматривала поэтапное внесение изменений в законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг и деятельность его профессиональных участников. Вся эта работа должна проводиться в рамках имплементации Директивы ЕС «О финансовых рынках» от 21 апреля 2004 г. 2004/39/ЕС, а также других директив ЕС, касающихся рынка ценных бумаг.
Необходимо подготовить общий план работ, с определением целей и сущности изменений в действующем законодательстве Украины, а также этапов их реализации при широком участии государственных органов, научно-исследовательских учреждений и саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников финансового, фондового и товарного рынков.
Не имея возможности предоставить проект такого плана в целом, считаем полезным в интересах его разработки дать свои предложения по отдельным вопросам, которые могут войти в комплекс мероприятий, подлежащих разработке в рамках этого проекта.
Прежде всего, необходимо осуществить комплекс мероприятий по коренному повышению корпоративной культуры и совершенствованию корпоративного управления в АО (в первую очередь, в открытых) в соответствии с «Принципами корпоративного управления Украины», утвержденными решением ГКЦБФР от 11 декабря 2003 г. № 570.
Особое значение для развития цивилизованного рынка ценных бумаг в Украине имеют три узловые проблемы: информационная открытость (публичность) ОАО; соблюдение ими прав акционеров (в том числе миноритарных); проведение взвешенной дивидендной политики, которая бы учитывала интересы всех групп акционеров. Если первые две из названных проблем нашли отражение в проекте Закона Украины «Об акционерных обществах» и нормативных актах ГКЦБФР, то последняя законодательством практически не регулируется. Между тем систематическая невыплата или крайне малые размеры дивидендов негативно сказываются на общем имидже ОАО для самих акционеров, и в том числе – портфельных инвесторов, деятельность которых преимущественно формирует спрос и предложение на вторичном рынке ценных бумаг и от которых во многом зависит общее состояние рынка ценных бумаг в Украине. Уход портфельных инвесторов с отечественного фондового рынка в конце прошлого века серьезно подорвал позиции этого рынка и способствовал его стагнации. Противники установления жестких законодательных норм в отношении выплаты дивидендов ссылаются на возможные нарушения в таком случае прав обладателей крупных пакетов акций. Но законна и другая постановка вопроса: не нарушает ли невыплата дивидендов прав всех остальных акционеров?
Действующий Закон Украины «О хозяйственных обществах», а также дополняющий его проект Закона Украины «Об акционерных обществах», который безуспешно пытаются провести через Верховную Раду Украины, не создают предпосылок и мотивации для активной эмиссионной деятельности корпоративных эмитентов, для выхода на фондовый рынок. В частности, крайне низкая норма Закона Украины «О хозяйственных обществах» в отношении минимального размера уставного фонда АО и отсутствие в этом законе ограничений на максимальное количество акционеров в ЗАО создали еще одну проблему для фондового рынка. Так, с одной стороны, в Украине действует беспрецедентно большое количество (по состоянию на 1 января 2004 г., свыше 11,8 тыс.!) ОАО, акции многих из которых не обращаются на фондовом рынке и вообще не имеют рыночной перспективы из-за отсутствия инвестиционной привлекательности предприятий. С другой стороны, многие крупные, инвестиционно привлекательные и эффективно работающие предприятия, получившие статус ЗАО, вообще закрыты для организационного фондового рынка, а их общее количество (22,5 тыс.) почти вдвое превышает количество ОАО.
Между тем следует принять законодательные меры, которые бы повысили статус ОАО, их роль в формировании цивилизованного рынка ценных бумаг в Украине и значение в национальной экономике. Необходимо пересмотреть и дифференцировать нормы, которые установлены действующим законодательством в отношении минимального размера уставного фонда (капитала) АО и максимального количества акционеров в зависимости от их типа и тем самым побуждают их к соответствующим преобразованиям в своем организационно-правовом статусе, а как результат – к сокращению их количества за счет улучшения указанных качественных характеристик, а также способствовать выведению финансово-экономической деятельности предприятий из теневой сферы.
Ввиду сложности процедур, связанных с реализацией предлагаемых изменений в действующем законодательстве, необходимо предусмотреть их поэтапное введение в действие с учетом складывающейся экономической ситуации, особенностей тех или иных групп АО, а также степени подготовленности всего законодательно-правового поля в соответствии с изложенными принципами, отведя каждому из этих этапов достаточный период.
Воплощение всех этих норм в практику АО потребует от них значительных финансовых издержек. Их бремя может быть существенно ослаблено за счет либерализации налогообложения (например, частичной или полной отмены налога на дивиденды, и в том числе – авансовой выплаты этого налога со стороны АО) и снижения тарифов обязательных платежей за услуги государственных органов по оформлению, регистрации (перерегистрации) соответствующих документов, выпусков акций и др., а также за услуги печатных изданий по публикации регулярной и нерегулярной информации о деятельности АО, проведении собраний акционеров, и т. п.
Немаловажная роль в активизации и развитии организованного рынка ценных бумаг принадлежит торговцам ценными бумагами. Их более высокие издержки и более сложные правила торговли на организованном рынке приводит к тому, что им выгоднее и проще работать именно на неорганизованном рынке. Поэтому, при общем снижении уровня налогообложения операций с ценными бумагами, следует создать определенные преимущества в налогообложении (вплоть до его полной отмены – по аналогии с банковскими депозитами) для операций с ценными бумагами, осуществляемых на их организованном рынке.
В законодательстве необходимо четко разграничить понятия «фондовая биржа» и «внебиржевая ТИС». Разграничить эти понятия можно на базе использования понятия «организатор торговли ценными бумагами».
Главная функция фондовой биржи заключается в выявлении «справедливых» рыночных цен по ценным бумагам, находящимся на ней в обращении, тогда как для внебиржевой ТИС главной функцией является информирование участников торгов о котировках ценных бумаг, обращающихся на ней. Поэтому предлагается , взяв за основу приведенное определение понятия «организатор торговли ценными бумагами», сформулировать понятия «фондовая биржа» и «внебиржевая ТИС» с учетом их главных функций, указанных ранее.
Требования к фондовой бирже как к организатору торговли должны быть более обширными и жесткими, чем к внебиржевой ТИС. Что же касается листинга ценных бумаг, то, согласно мировой практике (и том числе ФКЦБ России), это понятие касается только фондовых бирж и подразумевает допуск ценных бумаг к официальному котированию на фондовой бирже. Поэтому критерии листинга централизовано устанавливаются уполномоченным государственным регулирующим органом только для фондовых бирж. В свою очередь, для внебиржевых ТИС определяются общие требования допуска, без конкретизации его критериев, которые должны быть самостоятельно установлены этими ТИС.
Дальнейшее развитие организационного рынка ценных бумаг в Украине требует восстановления на нем ведущей или, по меньшей мере, равноправной с внебиржевыми ТИС роли фондовых бирж.
Для этого отечественные фондовые биржи должны пойти на существенные и даже коренные преобразования в своей организации и деятельности, целями которых должны стать создание целостного биржевого фондового торгово-информационного пространства и обеспечение конкурентоспособности фондовых бирж с внебиржевыми ТИС, наиболее развитой представительницей которых в Украине является ПФТС. В свою очередь, все это потребует коренного программно-технического перевооружения фондовых бирж, внедрения современных технологий организации торговли ценными бумагами и ее информационного сопровождения. Фондовые биржи должны обеспечить выполнение своих классических функций – таких, как создание устойчивого рынка; определение «справедливой» цены; регулирование движения инвестиционных капиталов; формирование фондовых индикаторов; информирование о финансовом состоянии эмитентов ценных бумаг и о состоянии их рынка.
Для этого необходимы большие финансовые ресурсы. К сожалению, естественные процессы концентрации капитала за счет слияния или поглощения компанией в сфере биржевой фондовой деятельности, как и в других отраслях экономики, в Украине пока идут крайне вяло. Интенсифицировать эти процессы могло бы серьезное ужесточение требований, предъявляемых законодательством Украины к фондовым биржам. В этой связи мы поддерживаем предложения Украинской межбанковской валютной биржи о значительном повышении норматива минимального размера уставного фонда фондовой биржи до 1 млн. или даже до 2 млн. евро.
Для создания целостного биржевого фондового торгово-информационного пространства в Украине должны быть разработаны единые (унифицированные) для всех фондовых бирж правила листинга, торговли на них ценными бумагами и формирования курсовых цен, а сами фондовые биржи должны иметь общее информационное поле , доступное для всех операторов рынка ценных бумаг в Украине. Такие требования смогут выполнить лишь одна - две из действующих отечественных фондовых бирж. Остальным же из них придется либо прекратить свою деятельность, либо стать структурными подразделениями.
Возможен также вариант достижения поставленных целей за счет консолидации фондовых бирж путем создания Единой биржевой фондовой системы Украины. В основу такой Системы должны быть положены принципы добровольности, равноправия и хозяйственной самостоятельности ее участников, которые объединяют свои финансовые и интеллектуальные ресурсы для построения соответствующей материально-технической базы Системы, для организации электронных межбиржевых торгов ценными бумагами с удаленных рабочих мест в режиме реального времени с помощью специализированной структуры – «Технического центра». Опыт развитых стран (в частности, США и Франции) свидетельствует о широких возможностях такой системы организации биржевой торговли, в рамках которой региональные биржи торгуют в режиме реального времени ценными бумагами, обращающимися на центральных биржах (Нью-Йоркской или Парижской), по их курсовым ценам. Организационно- правовой основой Системы может стать Ассоциация украинских фондовых бирж, целями которой являются совместная защита и лоббирование интересов фондовых бирж, разработка соответствующей внутренней нормативной базы Системы. Эта Ассоциация тоже создается на указанных выше принципах. В рамках такой Ассоциации может быть решена проблема создания единой СРО торговцев ценными бумагами - акционеров и членов фондовых бирж. Учитывая нынешнее состояние фондовых бирж в Украине, мы считаем этот вариант наиболее предпочтительным, поскольку он позволил бы в кратчайшие сроки обеспечить решение поставленной задачи, актуальность которой постоянно возрастает.
Заключение
Из выше написанного можно сделать следующие выводы, что для нормального функционирования экономики необходима мобилизация временно свободных денежных средств и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики.
В условиях рыночных отношений хозяйствующие субъекты в своей непосредственно взаимодействуют на финансовом рынке, где ищут необходимые средства и осуществляют инвестирование временно свободных денежных средств.
Кроме того рынок стимулирует рост объема производства, накоплению финансовых ресурсов, что способствует развитию экономики и получению социального эффекта в обществе. По средствам рынка капитала функционирует рынок ценных бумаг, который регулирует поток капитала, обеспечивает его перелив из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой, что приводит к отрицательной тенденции.
Рынок ценных бумаг приводит к формированию мощного механизма перемещения богатства, к концентрации капитала, следовательно, к монополизации рынка.
В связи с тем что фондовый рынок только проходит этап зарождения в украинской экономики, то необходимо создать законодательную базу, которая бы регулировала экономические отношения по поводу распределения и перераспределения денежных ресурсов. Так же существует необходимость в открытом фондовом рынке, который начал бы привлекать без особого риска иностранных инвесторов к правам и обязательствам собственника.
Диверсифицировать капитал и распределять риск, связанный с вложениями инвесторов в украинскую экономику.
Введение
В условиях рыночных отношений рынок капитала занимает очень важное значение, так как является важным источником долгосрочных финансовых ресурсов. В рынок капитала входят рынок ценных бумаг и рынок банковских услуг, что способствует платежеспособности финансовой системы. Все рынки регламентируются законами и законодательными актами, поэтому для нормального функционирования этих рынков необходимо в Украине создать нормальную законодательную базу, которая бы смогла регулировать экономические отношения по формированию и распределению ссудного капитала.
Важнейшей функцией финансового рынка является трансформация свободных денежных средств в ссудный капитал, затем перераспределяет между различными хозяйствующими субъектами экономики, которые ставят перед собою одну цель – увеличение капитала.
Несмотря на достоинства и недостатки рынка ценных бумаг не следует все же идеализировать экономический механизм рыночных отношений. Существует необходимость в подходе к его возможностям и в оценке его потенциала. Так же необходима сплоченность так как рынок ценных бумаг оказывает отрицательное воздействие на платежные системы и на банковские показатели.
Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной курсовой работе, которые требуют особого внимания.
Финансовый рынок
Понятие финансового рынка и его структура
Для нормального развития экономики необходима мобилизация временно свободных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между разными секторами экономики. Эти процессы должны осуществляться на финансовых рынках.
Финансовый рынок - это рынок, на котором определяются спрос и предложение на разнообразные финансовые инструменты.
На финансовом рынке происходит движение средств (капитала). Деньги - не только главная цель предпринимательства, но и самое важное средство для достижения этой цели. При этом необходимо решить вопрос об источниках капитала и путях его вложения. Поэтому все субъекты ведение хозяйства сталкиваются в первую очередь с финансовым рынком, где ищут необходимые средства или осуществляют инвестирование временно свободных средств и получают от этого дополнительную прибыль. Таким образом, на финансовом рынке возникает круговорот капитала, причем у одних субъектов ведения хозяйства образуются сбережения, а другие чувствуют необходимость в финансовых ресурсах для расширения своей деятельности.
Кроме того, финансовый рынок стимулирует рост объемов производства, накопление финансовых ресурсов и способствует возникновению и развитию позитивных социальных изменений в обществе. Реализация этих функций осуществляется в том числе и через рынок ценных бумаг, который значительно расширяет и облегчает путь всем субъектам экономики к получению необходимых им средств.
Финансовый рынок как рынок финансовых ресурсов имеет такую структуру (рис.1.1).
Финансовый Рынок | Валютный Рынок | |
Кредитный Рынок |
Денежный Рынок | Рынок инструментов ссуды | Рынок инструментов собственности | ||
Рынок гибридных и производных инструментов |
Рынок ценных бумаг |
Рис.1.1 Структура финансового рынка
Финансовый рынок существует как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих рынков:
Кредитный рынок - это механизм, посредством которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, которые нуждаются в финансовых ресурсах, и организациями и гражданами, которые могут предоставить необходимые средства на определенных условиях;
Валютный рынок - это механизм, посредством которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между продавцами и покупателями валют.
Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка: рынок инструментов ссуды или долговых обязательств и рынок инструментов собственности, то есть этот рынок охватывает операции из выпуска и обращения инструментов ссуды, инструментов собственности, а также их гибридов.
С точки зрения сроков действия финансовых инструментов финансовый рынок рассматривают как совокупность денежного рынка и рынка капиталов.
Денежный рынок - это рынок наличных денег, краткосрочных кредитных операций, валюты. На денежном рынке вращаются надежные краткосрочные инструменты. Их движение обусловлено разницей в уровнях прибыли и риска.
Рынок капитала - это:
1 часть финансового рынка, где формируются спрос и предложение на средне- и долгосрочный ссудный капитал;
2 специфическая сфера отношений, объектом которых является предоставленный взаем денежный капитал и формируется спрос и предложение на него;
3 сегмент рынка ссудных капиталов, на котором осуществляются операции относительно средне- и долгосрочного финансирования и операции с ценными бумагами (акциями, облигациями).
4 Рынок капиталов разделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов.
Рынок капитала - самый важный источник долгосрочных инвестиционных ресурсов. Если денежный рынок в первую очередь поддерживает ликвидность на финансовом рынке, то рынок капиталов способствует рентабельному использованию или алокации финансовых средств. Это означает, что ожидаемая прибыльность капиталовложений должна, с учетом соответствующего риска, как минимум отвечать проценту на рынке капиталов.
Таким образом, финансовый рынок обеспечивает платежеспособность финансовой системы, максимальное согласование общехозяйственных процессов нагромождения и инвестирования как за объемом, так и структурно.
Выделяют также национальный и международный финансовые рынки. На международном рынке процессы купли-продажи товаров финансового рынка регламентируются законами и нормативными актами из международной торговли. Ответственность за соблюдение этих правил несет государство, субъекты которого выходят на мировой рынок.
Финансовый рынок можно разделить на первичный и вторичный. Первичный рынок возникает при эмиссии ценных бумаг, и на нем мобилизируются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, то есть на вторичном рынке они оказываются после того, как были уже проданы на первичном рынке.
В свою очередь, вторичный рынок разделяется на биржевой и внебиржевой. Биржевой рынок представлен фондовой биржей как особенным институционный организованным рынком. На нем вращаются ценные бумаги наивысшего качества и выполняются операции профессиональными участниками. Фондовая биржа выступает как торговое, профессиональное, нормативное, технологическое ядро рынка ценных бумаг и финансового рынка. На внебиржевом рынке осуществляются операции с ценными бумагами вне фондовой торговли. В этом случае объектом купли-продажи становятся ценные бумаги, которые по любым причинам не котируются на бирже.
При любой трактовке структуры финансового рынка, главной целью является распределение избытка средств или сбережений, их мобилизация и перераспределение между сферами и секторами экономики. Главная функция финансового рынка - трансформация свободных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок делает ровно доступным денежные фонды для всех его участников (государства, предприятий, домашних хозяйств), которые имеют одну цель - увеличение капитала.
Наведем короткую характеристику отдельных сегментов финансового рынка.
Кредитный рынок - это специфическая сфера экономических отношений, где объектом операций выступает предоставленный на определенных условиях взаем капитал.
Этот рынок выполняет такие функции:
1 объединения мелких, разрозненных денежных сбережений населения, государственных структур, частного бизнеса, иностранных инвесторов и образования больших денежных фондов;
2 трансформация средств в ссудный капитал, который обеспечивает внешние источники финансирования материального производства национальной экономики;
3 предоставление ссуд государственным органам и населению для решения таких важных заданий, как покрытие дефицита государственного бюджета, финансирования разного рода социальных программ.
4 Таким образом, кредитный рынок дает возможность осуществлять нагромождение, движение, распределение и перераспределение ссудного капитала между сферами экономики. Кредитный рынок нужно рассматривать как синтез рынков разных платежных средств. Он разделяется на рынок денежных ресурсов и рынок долговых обязательств.
Валютный рынок - это механизм, посредством которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между продавцами и покупателями валют.
Валютный рынок выполняет такие функции:
1 своевременное осуществление международных расчетов;
2 регуляция валютных курсов;
3 диверсификацию валютных резервов;
4 страхование валютных рисков;
5 получение прибыли участниками валютного рынка в виде разницы курсов валют;
6 проведение валютной политики, что основывается на государственной регуляции национальной экономики и реализации согласованной политики в пределах мирового хозяйства.
7 Валютный рынок Украины - это преимущественно межбанковский рынок, ведь именно в ходе межбанковских операций осуществляется основной объем соглашений из купли-продажи иностранных валют. Субъектами валютного рынка являются продавцы валюты, покупатели и посредники.
В их роли могут выступать:
1 коммерческие банки - большие транснациональные, средние и малые банки, для которых характерной является тенденция к сосредоточению операций на больших биржах;
2 небанковские финансовые учреждения - фонды хеджирования (в основном спекулятивные фонды) и пенсионные фонды. Эти учреждения непосредственно на рынке не выступают, а пользуются посредничеством банков. Их роль растет, то есть их соглашения достигают больших размеров, и они не подпадают под правила с точки зрения осторожности как банковские учреждения;
3 предприятия и частные лица.
В зависимости от объема, характеру валютных операций и набору валют рынки разделяются на международные, региональные и национальные.
Международный рынок - совокупность операций с валютами, которые выступают на свободном мировом рынке в стране происхождения валюты. Совокупность операций с валютами, которые выступают на свободном мировом рынке вне страны их происхождения, осуществляется на еврорынке.
На региональных и национальных рынках банки проводят операции с ограниченным количеством свободно конвертированной валюты.
Рынок ценных бумаг охватывает достаточно широкую совокупность общественных отношений, которые возникают и существуют относительно ценных бумаг, включая государственную и институционно-правовую их регуляцию.
Субъекты финансового рынка
Главными субъектами финансового рынка являются домашние хозяйства, фирмы и предприятия, финансовые институты и государство.
Через финансовые институты (банки, страховые компании, целевые фонды) сбережения домашних хозяйств, фирм и предприятий поступают к другим субъектам ведения хозяйства и дают им возможность удовлетворить потребность в средствах для расширения своей деятельности.
Государство, предоставляя кредит и получая ссуды, играет решающую роль на финансовом рынке. Свое влияние она осуществляет через управление процентом, денежной массой, кредитами, валютным курсом.
Субъекты финансового рынка могут выступать в роли заемщика и инвестора. А финансовые институты играют на этом рынке роль посредника.
Заемщики - это физические или юридические лица, которые привлекают средства других субъектов для развития своей деятельности.
Инвесторы - граждане и юридические лица страны, а также иностранные граждане, фирмы, государства, которые принимают решение о вложении личных, одолженных или привлеченных средств в объекты инвестирования.
Финансовые институты - это посредники, которые обеспечивают встречу инвестора и заемщика. К ним принадлежат: банковские учреждения (эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, внешнеторговые банки) и специализированные небанковские учреждения (страховые и инвестиционные компании, финансовые, пенсионные фонды, сберегательные учреждения).
Основная функция финансовых посредников - это помощь в передаче средств от потенциальных заемщиков и наоборот. Их деятельность выгодная и для сберегателей (инвесторов), и для заемщиков, а именно:
1 отпадает потребность в поисках друг друга;
2 снижается риск невозвращения ссуды или неэффективных капиталовложений;
3 из предыдущего выплывает рост процентного дохода сберегателя;
4 снижаются суммарные расходы заемщика на получение ссуды за счет уменьшения моральных, физических усилий и расходов времени на привлечение капитала нескольких сберегателей для получения нужной суммы ссуды;
5 финансовые посредники уменьшают расходы на осуществление финансовых операций. Это достигается за счет унификации и специализации, которые дают возможность лучше выучить рынок, финансовое состояние потенциальных клиентов и получать большие прибыли.
Таким образом. Финансовые посредники уменьшают операционные расходы, снижают риск, уменьшают асимметричность информации во взаимоотношениях "кредитор (инвестор) - заемщик" (сторона, что предоставляет ссуду или инвестирует деньги, имеет меньше информации о стороне, что ее получает).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.