Финансовый анализ, как составляющая общего экономического
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.

Такой анализ нужен прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп во избежание неопределенности, связанной с принятием решений, ориентированных на будущее.

Управление финансами требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной в рамках текущего состояния Российской экономики.

Объектом исследования является выбранное муниципальное предприятие МТПП «Фармация», предметом – показатели финансового состояния предприятия.

Основная цель данной работы – оценить финансовое состояние предприятия МТПП «Фармация» на основе, а также предложить рекомендации по повышению финансового состояния данного предприятия.

Работа состоит из двух глав. Основными задачами первой главы являются:

­ изучение теоретических аспектов финансового анализа;

­ изучение информационной и нормативно-правовой базы финансового анализа;

­ изложить методы и методики анализа финансового состояния.

Основные задачи второй главы:

­ дать технико-экономическую характеристику предприятия;

­ выполнить анализ имущественного положения;

­ оценить ликвидности баланса;

­ оценить финансовую устойчивость предприятия;

­ выполнить анализ эффективности использования основных и оборотных средств;

– дать рекомендации по улучшению финансового состояния рассматриваемого предприятия.

В процессе выполнения исследования использовались следующие методы: методы сравнения, графический и табличный методы, а так же методы факторного анализа.

Информационной базой выполнения данного проекта является бухгалтерский баланс и отчета о прибылях и убытках предприятия МТПП «Фармация» за 2005 год, а так же учебники и монографии.


1. Цели, содержание и методы финансового анализа


Оценка финансового состояния МТПП «Фармация»

Анализ эффективности и интенсивности использования

Капитала предприятия

 

Рассчитаем следующие показатели, используя формулы (37-41):

Эффективность использования капитала:

Эф0 = 9659 / 17735 = 0,54 (руб.); Эф1 = 9121 / 22405,5 = 0,41 (руб.)

Данные свидетельствуют, что в базисном периоде на 1 рубль вложенного капитала получено 0,54 руб. прибыли, а в отчетном периоде - 0,41 руб. Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении эффективности использования капитала.

Коэффициент оборачиваемости:

К0 = 106813 / 17735 = 6,02; К1 = 129635 / 22405,5 = 5,79

Согласно данных в нашем примере оборачиваемость капитала
уменьшилась, что, несомненно, является негативной тенденцией.

Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемостью:

9121 / 22405,5 = 9121 / 129635 * 129635 / 22405,5

0,41 = 0,41

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:

­ за счет коэффициента оборачиваемости капитала:

                              Δ ROA = (5,79 - 6,02) * 0,09 = -0,021

­ за счет рентабельности оборота:

ROA = 5,79 * (0,07-0,09) = -0,1 16

Таблица 11. Показатели эффективности использования капитала

Показатели 2004 год 2005 год
Балансовая прибыль, тыс. руб. 9659 9121
Выручка от реализации, тыс. руб. 106813 129635
Среднегодовая стоимость капитала, тыс. руб. 17735 22405,5
Рентабельность капитала, % 54 41
Рентабельность оборота, % 9 7
Коэффициент оборачиваемости капитала 6,02 5,79

 

Таким образом, рентабельность капитала за анализируемый период на данном предприятии уменьшилась на 13%, в том числе из-за снижения рентабельности продаж рентабельность капитала уменьшилась на 11 %, а за счет снижения коэффициента оборачиваемости - на 2%.

Таблица 12. Сравнительная оценка эффективности использования капитала

Наименование

Уровень показателя

Коб Rоб RОА
Среднестатистические данные 10 3 30
МТПП «Фармация» 5,79 7 41

 

Можно сделать вывод, что рентабельность капитала на данном предприятии очень высокая и это достигается высоким уровнем рентабельности продаж. Если руководство предприятия уделит должное внимание увеличению оборачиваемости капитала, то финансовое положение МТПП «Фармация» будет еще более устойчиво.

Анализируя эффективность функционирования предприятия необходимо провести факторный анализ доходности собственного капитала по формуле (14).

Таблица 13. Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала

Показатели 2004 год 2005 год Изменения
Балансовая прибыль, тыс.руб. 9659 9121 -538
Налог па прибыль, тыс.руб 3205 4115 +910
Чистая прибыль, тыс.руб. 6454 5006 -1448
Удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли 0,67 0,55 -0,12
Чистая выручка от всех видов продаж, тыс.руб 106813 129635 +22822
Среднегодовая сумма совокупного капитала, тыс. руб 17735 22405,5 +4670,5
В том числе собственного капитала, тыс. руб. 12185,5 17625 +5439,5
Рентабельность продаж до уплаты налогов, % 9,04 7,03 -2,01
Коэффициент оборачиваемости капитала 6,02 5,79 -0,23
Мультипликатор капитала 1,455 1,271 -0,184
Рентабельность собств. капитала после уплаты налогов (ROE), % 53 28 -25

 

Общее изменение рентабельности собственного капитала составляет -25%, в том числе за счет изменения по формуле (42):

­ удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли

Δ ROЕ = 0,12*1,455*6,02*9,04 = -9,5%

­ мультипликатора капитала

Δ ROЕ = 0,55 *(-0,184)*6,02*9,04 = -5,5%

­ оборачиваемости капитала

Δ ROЕ = 0,55*1,271*(0,23)*9,04 = -1,45%

­ рентабельности продаж

Δ ROЕ = 0,55*1,271*5,79*(-2,01) = -8,14

Следовательно, доходность собственного капитала уменьшилась под влиянием снижения удельного веса чистой прибыли в общем объеме балансовой прибыли и за счет снижения рентабельности продаж.

 2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия


МТПП «Фармация»

 

В целом, финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Однако в ходе анализа были выявлены некоторые факты, которые могут в перспективе привести к снижению экономических показателей. В связи с этим приведем следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия:

1.  В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, так как финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.

Для этого необходимо:

­ провести инвентаризацию дебиторской задолженности;

­ вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;

­ определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;

­ проводить систематический анализ дебиторской задолженности.

2. Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими фирмами, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи. Одной из причин являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.

3. Рекомендуется, в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.

В последнее время происходит резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях. Ассортимент товара в аптечном пункте состоит из 150-200 наименований готовых лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. С целью увеличения доли рынка и объема реализованной продукции предлагается открыть несколько дополнительных аптечных пунктов, расположенных в разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.

4. Рекомендуется регулярное проведение рекламной кампании для привлечения внимания потребителей в целях повышения объема реализации продукции.

Одной из слабых сторон МТПП «Фармация», по сравнению с фирмами-конкурентами, является отсутствие рекламы своей продукции. Это очень серьезное упущение, так как реклама один из самых действенных инструментов в попытках предприятия привлечь внимание покупателей к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. Поскольку у предприятия нет опыта по проведению рекламной кампании, целесообразно привлечь консультанта по рекламе со стороны.

Учитывая специфику торговой деятельности МТПП «Фармация», наиболее действенной будет реклама по местному телевидению и радио. Особенное внимание необходимо уделить информации о продаже новых препаратов, которые рекламируются по центральному телевидению и в прессе.

5. Рекомендуется проводить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» одним из отрицательных факторов является нехватка стратегически необходимой информации: отсутствие базы данных по состоянию рынка лекарственных средств и отсутствие мониторинга за фирмами-конкурентами. В связи с этим, на предприятии необходимо организовать сбор и анализ необходимой информации и систематизировать поступающие данные. Именно на основе достоверной и оперативной информации должна строиться работа предприятия, направленная на достижение более высоких экономических результатов и укрепление конкурентных позиций.

Основные направления, согласно которым необходимо вести сбор и анализ информации, следующие.

1. Сведения о последних тенденциях рынка:

­ прогнозы консалтинговых компаний об изменении емкости рынка в предстоящих периодах;

­ рекламные программы фирм-производителей о выведении на рынок новых препаратов;

­ прогнозы об изменениях покупательской способности населения; а прогнозы Госсанэпиднадзора.

2. Анализ продукции, предлагаемой фирмами-конкурентами:

­ анализ ассортимента;

­ анализ ценовой стратегии;

­ наблюдение за уровнем сервисного обслуживания;

­ анализ финансового состояния фирм-конкурентов, с целью прогнозирования их возможностей вести борьбу за покупательский спрос посредством снижения цен.

3. Сведения о потребностях покупателей:

­ ретроспективный анализ покупательского спроса на продукцию в зависимости от сезона (проводится в целях предотвращения летнего спада продаж);

­ выявление потребностей покупателей на лекарственные средства и уровень сервисного обслуживания.

Таким образом, своевременное поступление достоверной информации позволит предприятию гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и разрабатывать мероприятия по решению возникающих проблем. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, направленную на достижение наивысших экономических результатов.

 

Во втором разделе проведена оценка финансового состояния МТПП «Фармация», в которой дается технико-экономическая характеристика предприятия, а так же рассмотрены основные финансово-экономические показатели работы предприятия за 2004-2005 годы. На основе методов и методик первой главы проведены анализы имущественного положения предприятия, эффективности и интенсивности использования капитала, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также предложены рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация».



Заключение

 

В данной курсовой работе были выполнены следующие задачи:

­ изучение общетеоретических аспектов финансового анализа;

­ изучение информационной и нормативно-правовой базы финансового анализа;

­ изучение современных методов и приемов финансового анализа.

­ выполнен финансового состояния МТПП «Фармация» с использованием таких методов как метод сравнения, графический и табличный метод, а так же метод факторного анализа.

– даны рекомендации по улучшению финансового состояния данного предприятия.

Результаты выполненной работы даны в приложении 3, которые на основе поставленных задач, позволяют сделать следующие выводы:

­ более высокий темп роста выручки от реализации (121,37%) по сравнению с темпом роста стоимости имущества (114,77%) свидетельствует о рациональном регулировании предприятием своих активов;

­ удельный вес внеоборотных активов в общей стоимости имущества составляет 6,9%, а оборотных активов - 93,1%. Такое соотношение является совершенно приемлемым для предприятий, занимающихся преимущественно торговой деятельностью;

­ фондоотдача основных фондов имеет тенденцию к увеличению и на конец 2004 года составляет 43,33 руб. выручки от реализации на 1 руб. основных фондов;

­ структура оборотного капитала на данном предприятии стабильная, что свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства и реализации продукции;

­ коэффициент оборачиваемости оборотного капитала имеет тенденцию к увеличению, что привело к сокращению периода его
оборачиваемости. Под влиянием ускорения оборачиваемости оборотного капитала балансовая прибыль увеличилась на 526,9 тыс.руб.

­ основным источником формирования имущества МТПП «Фармация» является собственный капитал, доля которого составляет 83% в общем объеме источников средств предприятия;

­ заемный капитал предприятия состоит из краткосрочной кредиторской задолженности, которая за отчетный период сократилась на 10%. Долгосрочные кредиты и займы отсутствуют;

­ отмечено резкое повышение уровня дебиторской задолженности. Об этом свидетельствует снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, и, как следствие увеличение периода ее
погашения. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность, что создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

­ высокий уровень рентабельности совокупного капитала достигается за счет высокого уровня рентабельности продаж. Снижение рентабельности совокупного капитала характеризует перенакопление активов и неэффективное использование предприятием своих производственных мощностей. Снижение рентабельности продаж свидетельствует об увеличении себестоимости продукции и сокращении ее сбыта;

­ баланс МТПП «Фармация» является абсолютно ликвидным. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет тенденцию к повышению и составляет 1,3. Это значит, что долговые обязательства могут быть погашены в полном объеме и немедленно;

­ реальный объем собственного оборотного капитала составляет 1 8282 тыс. руб. и имеет тенденцию к увеличению. Но при этом необходимо отметить, что маневренность собственного оборотного капитала уменьшилась;

­ анализ финансовой устойчивости МТПП «Фармация» показал, что собственный капитал предприятия играет доминирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и превышает сумму привлеченных средств. Из этого следует, что предприятие работоспособно и обладает автономной производственной базой;

­ конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» является полученная прибыль в сумме 5006 тыс. руб.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно оценить финансовое состояние МТПП «Фармация» как абсолютно устойчивое.

Однако наличие некоторых негативных факторов может привести к ослаблению финансовой устойчивости предприятия, в связи, с чем
были приведены рекомендации по повышению эффективности деятельности МТПП «Фармация» по следующим направлениям:

­ контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

­ установление конкурентоспособных цен на товары розничной торговли;

­ расширение розничной сети;

­ проведение рекламной кампании;

­ совершенствование информационного обеспечения.






Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Итоговая таблица показателей финансового состояния
предприятия

 

Показатели 2004 год 2005 год Рекомендуемые
Рентабельность совокупного капитала (%) 54 41 30
Рентабельность продаж (%) 9 7 3
Коэффициент оборачиваемости капитала 6,02 5,79 10
Коэффициент общей ликвидности 3,5 5,6 > 1,0
Коэффициент текущей ликвидности 3,5 5,6 > 1,0
Коэффициент срочной ликвидности 1,2 2,3 > 0,3
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,8 1,3 0,3 - 0,5
Ликвидность средств в обращении 0,3 0,4 0,6 - 0,9
Коэффициент материального покрытия 2,3 3,3 0,3
Коэффициент автономии 0,73 0,83 > 0,3
Коэффициент задолженности 0,36 0,20 <2
Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов собственным капиталом 0,09 0,08 <1
Соотношение оборотного и внеоборотного капитала 14,35 13,4 >2
Коэффициент маневренности собственного капитала 0,91 0,92 > 0,5
Уровень чистого оборотного капитала 0,67 0,76 0,1

 


Введение

 

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.

Такой анализ нужен прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп во избежание неопределенности, связанной с принятием решений, ориентированных на будущее.

Управление финансами требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной в рамках текущего состояния Российской экономики.

Объектом исследования является выбранное муниципальное предприятие МТПП «Фармация», предметом – показатели финансового состояния предприятия.

Основная цель данной работы – оценить финансовое состояние предприятия МТПП «Фармация» на основе, а также предложить рекомендации по повышению финансового состояния данного предприятия.

Работа состоит из двух глав. Основными задачами первой главы являются:

­ изучение теоретических аспектов финансового анализа;

­ изучение информационной и нормативно-правовой базы финансового анализа;

­ изложить методы и методики анализа финансового состояния.

Основные задачи второй главы:

­ дать технико-экономическую характеристику предприятия;

­ выполнить анализ имущественного положения;

­ оценить ликвидности баланса;

­ оценить финансовую устойчивость предприятия;

­ выполнить анализ эффективности использования основных и оборотных средств;

– дать рекомендации по улучшению финансового состояния рассматриваемого предприятия.

В процессе выполнения исследования использовались следующие методы: методы сравнения, графический и табличный методы, а так же методы факторного анализа.

Информационной базой выполнения данного проекта является бухгалтерский баланс и отчета о прибылях и убытках предприятия МТПП «Фармация» за 2005 год, а так же учебники и монографии.


1. Цели, содержание и методы финансового анализа


Финансовый анализ, как составляющая общего экономического

анализа, его цели, содержание и задачи

 

Финансовый анализ является частью общего экономического анализа, который состоит из двух взаимодополняемых разделов - финансового и управленческого анализа. Такое разделение обусловлено разделением системы бухгалтерского учета на управленческий и финансовый.

Экономический анализ представляет собой комплексное, научно обоснованное экономическое исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Теоретическими основами экономического анализа является совокупность научных принципов, используемых при изучении экономических явлений. Содержание экономического анализа определяется целями и задачами, которые должны быть достигнуты и решены в процессе исследования.

Различают:

­ Глобальные цели (выявление резервов для повышения эффективности деятельности организации, в результате чего должна быть получена максимально возможная прибыль);

­ Общие цели (подготовка материалов для принятия грамотных управленческих решений);

­ Частные цели (определяются конкретной экономической ситуацией).

­ Задачи экономического анализа:

­ Всесторонняя объективная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

­ Оценка рыночных возможностей организации и разработка стратегий развития.

­ Исследование причин, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выявление их резервов.

­ Подготовка необходимой информации и обоснование управленческих решений.

Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, выраженная конкретными числовыми показателями.

Объектом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятий (организаций); субъектами - все, кто заинтересован в проведении экономического анализа.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления,
трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

­ Оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

­ Оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;

­ Выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

­ Спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Целью финансового анализа предприятия является оценка его финансового положения и выявление возможностей повышения эффективности деятельности.

Основные задачи финансового анализа:

1.  Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

2.  Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

3.  Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Анализ финансового состояния делится на внутренний и внешний. Они существенно отличаются по своим целям и содержанию.

Внутренний финансовый анализ - это процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.

Внешний финансовый анализ - представляет собой процесс исследования финансового состояния субъекта с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

Управленческий анализ является многоцелевой функцией управления, так как:

­ обеспечивает оценку деятельности организации на базе сравнения или сопоставления результатов финансово-хозяйственной деятельности;

­ дает представление о причинах, вызвавших изменения, и о размере этих изменений;

­ определяет пути дальнейшего развития и обосновывает направление регулирования производства.


Таблица 1. Сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа

Признак сравнения Финансовый анализ Управленческий анализ
1.Субъект анализа Кредиторы, инвесторы, налоговые органы и др. Администрация, собственники
2. Источники информации Бухгалтерская отчетность Любая необходимая информация от любых подразделений предприятия
3. Периодичность анализа Регулярное составление отчетности По мере необходимости
4. Доступность результатов анализа доступ к результатам анализа открыт Конфиденциальность


Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.